Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.
статья (подготовительная группа) по теме

Голубева Татьяна Михайловна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot._vosp.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников

через культуру родного края.

Татьяна Михайловна Голубева

Г. Юрга, Кемеровская область.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и                             сохранённое предшествующим поколением, может        

любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом  

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к  близким и дорогим ему людям, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувств - процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания непосредственной образовательной деятельностью. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное чувство, как чувство любви к родному городу, краю. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души.

Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории  родного края, России.

Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей. Педагог должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь,  должен подумать, как, через что можно показать связь родного  города со всей страной.

Любой город, край, область  неповторимы. В каждом месте своя природа. Везде есть особенные, дорогие его жителям места. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты, космонавты и герои. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.  

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны, одним из немногих, ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны. Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный.

Педагог должен использовать социально-педагогический потенциал окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития Личности, Личности юного патриота, маленького гражданина своей Родины, большой и малой, использовать различные методы и конкретные принципы образовательной деятельности:

  - наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (дать детям  конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия)  или  рассказы воспитателя, презентации, чтение художественных произведений (опосредованно);                                                                                                 - беседы, дидактические игры (способствующие, углублению и систематизации знаний детей);                                                                         - изобразительная деятельность, творческое рассказывание (во время, которой дети используют полученные знания и выражают свою отношение к явлениям общественной жизни);                                                                :              - принцип.  энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.);                                                                                                -  уникальность места – как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина;                                        -  интеграция знаний (Н.Ф.Виноградова) – установление соотношений между информацией естественнонаучного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира. Единство содержания и методов;                                                                        - динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.                                                        Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Доводим до сознания родителей то, что  в вашей семье под вашим руководством растет будущий гражданин. «Все, что совершается в стране через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту мысль, заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе  в нравственно – патриотическом воспитании с  детьми и родителями.                                          При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: детям  предлагается расспросить своих близких людей об истории названия улицы, на которой они живут (Исайченко, Максименко, Ленинградская, Леонова и т.д.), далее дошкольники обмениваются полученной информацией. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. Презентация фотографий и рисунков детей «Юрга - прошлая, настоящая и будущая», «Юрга - цветущий сад». Путешествие в прошлое с дошкольниками завершилось непосредственно - образовательной деятельностью «Юрга - город машиностроителей», которая  была проведена в форме викторин,  и игр. Игра «Доскажи словечко» помогла уточнить представление об улицах города и их названии. Игра «Часть - целое» помогла понять детям, что всё является частичкой чего-то, что все взаимосвязано.

Сопоставляя старый и новый город, выдвигая аргументы в пользу разных районов города,  подводим дошкольников к пониманию того, что любовь к родному городу - это, прежде всего, стремление быть заботливым и неравнодушным хозяином. А организованная совместно с родителями презентация  «Труд моих родителей»,  рассказы родителей помогли закрепить содержание труда взрослых в родном городе. Через игру «Кто без чего не может жить?»   закрепили с воспитанниками знания о профессиях людей, живущих в нашем городе. Дошкольники увидели важность и значимость труда близких и дорогих им людей,  помогла вызвать чувство гордости за  город машиностроителей, заложить ростки уважения к людям труда,  работающих на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться  и прославлять свой город.

С символикой города  познакомила детей на непосредственно - образовательной деятельности «Герб нашего города». Проведенные с детьми игры: «Найди герб Юргинского района среди других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания дошкольников по данному разделу.  С помощью экспериментальной деятельности дошкольники познакомились с богатством Кузбасской земли - черным золотом - каменным углем, узнали о главной, почетной и трудной  профессии шахтера. Это наш с вами край - нам нравится здесь жить, играть, учиться.  В результате данной работы вырос познавательный интерес у воспитанников к истории  родного края, уважение к знаменитым землякам. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.                                                                          В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

 Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества вызывает гордость за исторические подвиги соотечественников. Праздничный концерт для защитников Отечества, газета с именными поздравлениями, встреча с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ. воспитывает уважение к воинам, защищающим нашу страну.

Мини-музей «Защитники Отечества», созданный в группе совместно с родителями активно помогает ребенку, раскрыть образ защитников Родины в настоящее время и в период Великой Отечестненной войны. Воспитывает у дошкольника уважение к воинам, любовь к истории своей "малой" Родины и Отечеству, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает у дошкольников любовь к Родине.

Литература:

  1. Алешина, Н.В.Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алешина. - М., 2005.- 50с.      
  2.   Жуковская, Р.И., Виноградова, Н.Ф., Козлова, С.А. Родной край/Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: 1990.- С. 50 – 70.  
  3.  Новицкая, М.Ю. Наследие Патриотического воспитания в детском саду/ М.Ю. Новицкая. - М., 2003. – С. 5 – 20.                                        
  4. Остапца, А.А., Абросимова, Г.Н., Трубочева, М.Е. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведа - туристской деятельности/ А.А. Остапца, Г.Н. Абросимова, М.Е. Трубочева.-М.,2003.-60с.      
  5.  Рыжова, Н., Логинова, А., Данюкова, А. Мини - музей в детском саду/ Н. Рыжова, А. Логинова, А. Данюкова. - М., 2008.- 30с.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Теме: Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников через сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»

Конспект  НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через сказку В.Катаева"Цветик-семицветик"...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через русские народные игры "

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век технического прогресса. ...