РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
рабочая программа (старшая группа)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА | 49.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Вылковский детский сад «Колосок» структурное подразделение МБОУ Вылковской СОШ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылкова»
Разработчик:
Макарова Ирина
Владимировна
Должность: воспитатель
I категории
с. Вылково
Структура | ||
1. | Целевой раздел …………………………………………………………. | 3 |
1.1 | Пояснительная записка, цель, задачи ………………………………… | 3 |
1.2. | Принципы региональной программы ………………………………... | 4 |
1.3. | Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) …………………………………….. | 6 |
1.4. | Планируемые результаты освоения Программы……………………... | 6 |
2. | Содержательный раздел ………………………………………………. | 8 |
2.1. | Описание образовательной деятельности…………………………….. | 8 |
2.2. | Способы формы и методы реализации программы | 13 |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативности……… | 16 |
2.4. | Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников…. | 17 |
3. | Организационный раздел………………………………………………. | 19 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение программы, | 19 |
3.2. | Методические обеспечения программы | 20 |
3.3. | Место региональной программы в режиме дня | 20 |
3.4. | Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………… Презентация программы на диске | 20 |
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Человеку никак нельзя жить без,
Родины, как нельзя жить без сердца!»
К. Г. Паустовский
Воспитание нравственно – патриотических чувств, включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, улице, селу и родной стране.
В последние годы наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине. Появляется новый взгляд на «старые» проблемы. В настоящее время выходит много методической литературы по данной теме.
Проанализировав, рекомендуемый объём знаний и умений детей по нравственно – патриотическому воспитанию поставила для себя задачу, создать условия, чтобы воспитанники легко, доступно усваивали полученные знания по нравственно – патриотическому воспитанию.
Выбранная тема является актуальной, так как затрагивает одну из важнейших и животрепещущих проблем в воспитании ребёнка как личности. Так как успешное воспитание ребёнка невозможно без любви к семье, к родному дому, к селу, к краю, к стране.
Разработка нашей рабочей программы обусловлена в создании благоприятных условий для нравственно – патриотического воспитания по ознакомлению с родным селом Вылкова - это обеспечение психолого – педагогической поддержкой, позитивной социализации и индивидуализации ребёнка в процессе приобщения к ценностям родного села, его истории, героическим поступкам людей.
Цель данной рабочей программы: Сформировать у детей нравственно – патриотические чувства к родному селу на основе исторических и природных особенностей своего села.
Задачи программы:
- Формировать у детей интерес к познанию своего ближайшего окружения, учитывая природные, экологические, социальные, культурно – исторические особенности села Вылкова.
- Способствовать пробуждению чувства уважения к семье, людям, хранящим историю нашего села и работающих в нём.
- Пробуждать нравственно – патриотические чувства в тесном взаимодействии с семьёй.
4.Поощрять возникновение детской инициативы к участию в жизни села.
5.Формировать желание у детей сохранять и приумножать богатство своего села.
1.2 Принципы рабочей программы
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
- Регионализация нравственно-патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
- Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Целостность.
Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
- Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные
и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
Социальные идеи. Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.
Педагогические идеи. В психологии и педагогике доказано, что развитие личности и ребенка происходит системное и целостное (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев) развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).
- Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Стимулирование активности.
Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории села, воспоминания старожилов, сведение из архивов и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.
- Культуросообразности.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
1.3 Психолого-педагогические особенности детей старшей группы
В группе находятся дети с 5 до 6 лет. Уровень развития соответствует норме. Воспитанников с нарушениями психики умственного развития нет.
Большинство детей правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. У них активно развивается наглядно – образное мышление, произвольное внимание, способность управлять своим поведением. Дети стремятся выполнять более сложные по своему содержанию задания, доводить начатое дело до конца.
Применяют полученные знания и умения в самостоятельной игровой, театрализованной, художественно – изобразительной деятельности. Проявляют творчество и активность в исследовательской деятельности, проведении опытов.
Для развития интеллектуальной активности детей в группе постоянно обновляется дидактический и сенсорный материал, повышающий интерес и любознательность у воспитанников.
Дети интересуются общественной жизнью. Особенно значимо для них знакомство с близким окружением: животным и растительным миром, историей и будущим своего села.
Проявляют активность и любознательность при знакомстве со школой, общение с будущим учителем. Это находит отражение в сюжетно – ролевых играх на школьную тематику.
Дети осознанно владеют основными видами движений.
1.4 Планируемые результаты
- Фотовыставка, выставка детских рисунков на тему «Моя семья»;
- Участие родителей в составлении генеалогического древа, герба семьи;
- Оформление фото-стенда «Моё село Вылково», выставка детских рисунков на тему «Моё село, моя Родина»;
- Составление мини рассказов «Что я знаю о моей улице»;
- Исследовательская деятельность по изучению природы села;
- Целевые прогулки: по главной улице села, в музей, в школу, в библиотеку, почту, пекарню, к памятнику участникам ВОВ и боевых действий в горячих точках и т. д.
- Показ презентаций на тему «Моё село и его достопримечательность», «Я знаю, Родина жива пока живёт её глубинка», «День победы» «Мой детский сад» «Природа села»;
- Викторина «Моя малая родина – с. Вылково»
- Оформление в группе макета «Моя улица от дома до детского сада»
- Составление фото альбомов о селе: «Уголок Старины», «День победы», «Профессии села», «Символы России», «Я знаю, Родина жива пока живёт её глубинка», «Моя семья», «Мой детский сад», «Защитники Отечества».
- Создание картотеки о развитии навыков труда и знакомства с профессиями на селе (пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки, загадки).
- Составление каталога подвижных дидактических и сюжетно – ролевых игр, направленных на обогащение культуры и традиций родного села.
- Разработка планов – конспектов развивающей предметно пространственной среды по развитию нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:
- Бережно относиться к достопримечательностям села (Памятники, старинные здания, сооружения). К окружающей природе села (Река Кулунда, ленточный Кулундинский бор).
- Проявлять познавательный интерес и нравственно – патриотические чувства к родному селу Вылково.
- Создавать рассказы о родном селе: его истории символике, достопримечательностях, основных профессиях села, знаменитых
людях, о местном ландшафте.
- Проявлять уважение к защитникам Отечества;
- С большим желанием принимать участие в мероприятиях села: праздники, выставки, конкурсы.
II Содержательный
2.1 Описание образовательной деятельности
Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по теме «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылкова» целесообразно использовать следующие формы образовательного сотрудничества:
- Тематические и музыкальные вечера отдыха;
- Проведение экскурсий, викторин, подвижных и дидактических игр о культуре и традиции села;
- Творческие конкурсы, выставки;
- Встречи с ветеранами ВОВ и военными служивших горячих точках;
- Презентации о родном селе, профессиях жителей села, природы;
- Составление фотоальбомов о селе.
- Оформления лэпбуков.
Месяц | Тема: (Организованной образовательной деятельности) Цель: | Средства реализации Пространственное планирование | |
Сентябрь | «Мой дом – моя семья» Цель: Пробудить интерес совместной деятельности детей и родителей в составление генеалогического древа семьи, герба своей семьи. Воспитать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям – родителям, бабушкам и дедушкам. Развивать уважение к повседневному труду родителей их жизненному опыту. | Создание семейных альбомов; чтение детских художественных произведений о семье; консультативная помощь в составлении генеалогического древа и герба семьями воспитанников; организация выставки рисунков «Моя семья». Аппликация «Мой дом»; беседы о дружной семье; составление мини рассказов о семье; сюжетно-ролевые игры «Семья»; организация вечера отдыха на тему «Мы за чаем не скучаем» Показ презентации «Мой дом», «Моя Семья»; проведение выставки с родителями и детьми «Умелые руки, не знают скуки» | |
Октябрь | «Природа с. Вылкова» Цель: Создать условия для бережного отношения и развития детей к окружающей природе села; расширить знания у детей через экологическую культуру личности; | Показ презентации природы села (реки Кулунды, ленточный Кулундинский бор); беседы, чтение рассказов, разучивание стихотворений о природе, произведения малого фольклорного жанра; рассматривание альбомов по правилам безопасности в природе; рассматривание картин о природе, доступный труд детей в цветнике, поделки из природного материала; игры с природными материалами. Целевая прогулка в осенний парк. Организация праздника «Здравствуй осень золотая»; экологические подвижные и дидактических игры; наблюдения за изменениями родной природы осенью; создание паспорт деревьев села, паспорт растений комнатных, лекарственных луговых, садовых. | |
Ноябрь | «Улицы моего села» Цель: Познакомить детей с понятием « Улица» «Переулок», особенностями расположения улиц в селе, с историей возникновения названия улиц; | Организация целевой прогулки по центральной улице; показ видео презентацию «Моя родная улица»; оформление фото стенда «Мы здесь живём»; составление мини рассказов «Что я знаю про свою улицу»; беседы с детьми об истории названий улиц. Рисование, аппликация на темы: «Дом» «Улица» детские постройки из строительного материала «Наше село»; экскурсия по улице В. М. Макарова названной в честь героя ВОВ Василия Маркеловича Макарова. Конструирование макетов «Улица села» | |
Декабрь | «История моего села» Цель: Развивать интерес у детей к истории возникновения села, его символикой; пробуждать интерес и любовь к родному селу; воспитывать культурные ценности и традиции села; Познакомить и обобщить знания детей об истории села Вылкова, с его особенностями и достопримечательностями. Воспитывать чувства любви и уважение к малой Родине. | Проведение экскурсии по селу; встречи с творческими людьми села, показ видеофильмов о селе, составление и рассматривание фото альбомов о селе, выставка рисунков детских «Моё село», просмотр презентации о выдающихся личностях, знакомство с символикой села (герб и схема). Сюжетно-ролевая игра – путешествие «Экскурсия на автобусе по селу» | |
Январь | «Культурные традиции села» Цель: Пробудить интерес у детей знакомства с жанрами изобразительного, музыкального искусства; развивать эстетические чувства и эмоции; обогащать представления детей о творческих профессиях. | Участие детей в выставках, в концертных программах, в культурно – массовых мероприятиях села, чтение произведений, рассматривание картин, прослушивание музыкальных композиций, посещение школьного театра кукол «Варежка», беседы о культуре и традиций села, создание фото альбома «Уголок старины», посещение музея в модельной библиотеке «Уголок старины». Проведение народных подвижных игр. | |
Февраль | «Есть такая профессия – Родину защищать» Цель: Познакомить детей с нелёгкой службой в армии. Воспитывать интерес и уважение к Российскому солдату и желание детей бороться за мир. Развивать чувство гордости за нашу армию. | Экскурсия в школьный музей боевой славы; сюжетно-ролевые игры в пограничники, подвижные игры на участке «Полоса препятствий». Чтение книг З. Александровой «Дозор», Я. Длуголенцкого «Не потеряй знамя»; изготовление подарков для пап и дедушек показ видеоматериалов, иллюстраций, беседы по картинам, составление фото альбома «Мой папа служил», фильм «Защитники отечества», выставка поделок «Военная игрушка». | |
Март | «Наш дом – д./с. «Колосок»» Цель: Познакомить и обобщить знания детей про детский сад. Воспитывать уважение и хорошее отношение к работникам и воспитанникам детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. | Организация разновозрастных встреч, праздников, развлечений; экскурсии по детскому саду; чтение рассказов на тему «Мой детский сад»; Подготовка рисунков, поделок для стенда «Наш детский сад»; труд детей по склеивание книг. Показ презентации «Наш детский сад» беседы о труде работников детского сада; экскурсия на кухню, ознакомление детей с трудом повара; рассматривание картин из серии «Мой детский сад» проведение беседы, составление рассказов; составление фото альбома «Наш дружелюбный детский сад» | |
Апрель | «Встреча с ветеранами ВОВ» Цель: Познакомить детей с героическим прошлым нашего народа в годы ВОВ; Воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа; Развить чувство уважения к старшему поколению. | Чтение стихов, художественной литературы о подвигах ветеранов ВОВ; экскурсия к памятнику героям ветеранам ВОВ; беседы о ветеранах; организация встреч с ветеранами ВОВ; изготовление поделок для ветеранов. Рассматривание репродукций, фотографий военных; просмотр видеозаписей концерта школьников 4 класса «День победы»; составление рассказов родителей с детьми на тему «Ваш подвиг будет жить в веках»; подготовка поздравлений ветеранов. | |
Май | Викторина «Моя малая Родина» Цель: Обобщить представление детей о проделанной работе по нравственно – патриотическому воспитанию со средствами ознакомления с родным селом Вылково. | Разработка съёмки, видео - зарисовки, составление текста или вопросов. Разработка сценария и проведение викторины. Подведение итогов. Приглашение почётных гостей. |
2.2 Способы формы и методы реализации программы
Задачи | Механизм реализации | Формы работы |
Образовательные | Наблюдения развития знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Определение основных направлений и содержания работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста. Систематические подгрупповые и групповые занятия, экскурсии, проектирование, обобщающие беседы. | Создание необходимой материально- технической, учебно-методической базы. Приобретение методической литературы дидактических и наглядных пособий, современных средств ТСО. Оформление картотеки подвижных народных игр. Консультации, практикумы, тренинги, семинары с педагогами, родителями. Взаимосвязь в работе воспитателя, музыкального руководителя. Взаимодействие филиалом школы искусств, музеями «Уголок старины» и «Боевой славы», модельной библиотекой, СДК, МСОШ №2 |
Воспитательные | Внедрение системы занятий по воспитанию любви к родному селу Проведение комплексных, интегрированных занятий. | Изготовление коллажей. Оформление уголков родного края. Оформление подборки газеты « Вперёд» по теме «История и современность села Вылкова». |
Оздоровительные | Изучение физического развития и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка. Организация системы оздоровительных мероприятий. Создание здорового микроклимата на основе взаимосвязи природных и социальных факторов. | Совместные с родителями экскурсии по экологической тропе, выезды на экскурсию в Кулундинский ленточный бор, к реке Кулунде. Взаимосвязь в работе медицинской сестры, воспитателей, родителей. Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений Пропаганда здорового образа жизни. |
2.3 Способы и направления детской инициативы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – что способствует воспитанию в детях не только нравственно – патриотических чувств, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Диапазон объектов, с которыми знакомят детей старшего дошкольного возраста, повышается - это знания о селе, его достопримечательность, исторические памятники, дома, музеи, природные места.
Для этого проводятся экскурсии по селу: к памятникам, в музей, к старинным домам, в библиотеку. Целевые прогулки на природу: в парк, к реке, клумбе цветов в центре села. Внимание детей привлекается зданиями: школы, дом культуры, почтой, пекарней и другими достопримечательностями.
- При организации непосредственно образовательной деятельности используются: методы, активизирующие детей к деятельности – это игровые ситуации, вовлекающие детей в активный поиск. Моделирование, экспериментирование, дидактические игры и упражнения. Практическое (создание макета), беседа – размышление, художественное слово.
- Изобразительная деятельность – как вид художественно – творческой деятельности способствует развитию креотивного мышления ребёнка.
- Речевая деятельность – воспитанники упражняются в чётком произношении слов, учатся правильно формулировать свою речь и отвечать на поставленные вопросы правильно высказывают своё представление.
- Познавательно – исследовательская деятельность развивает разнообразные способы познания, воспитывает правильные отношение к объектам, предметам окружающего мира, даёт представление о людях – тружениках. У детей развиваются различные психологические познавательные процессы: память, мышление, воображение, речь.
- Игровая деятельность – в процессе игр: сюжетно – ролевых,
дидактических, театрализованных, подвижных дети включаются в систему социальных отношений, формируются нравственные отношения, патриотические чувства
- Дети участвуют в фотовыставках, выставках детских рисунков, развлечениях организованными в детском саду, выступлениями на сцене дома культуры. Вместе с родителями участвуют в конкурсах КВН, викторинах на знания истории селе и его достопримечательностей, памятников, вечеров отдыха.
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Формы работы с семьей | Особенности, рекомендации | |
Посещение семьи ребенка | Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. | |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. | |
Беседы (индивидуальные, групповые) | Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. | |
Консультации | Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. | |
Родительские собрания | Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). | |
Совместная экскурсия | Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. | |
Нетрадиционные формы работы с семьей | ||
«Родительская почта» и «Телефон доверия» | Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. |
III Организационный
- Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации рабочей программы «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» в группе нами были разработаны и оборудовано:
- составлены фотоальбомы о селе Вылкове;
- мини – музей «Моё село Вылково» (старинные предметы быта);
- выставки детских рисунков;
- уголок родной природы: паспорт деревьев, паспорт комнатных, лекарственных и садовых растений нашего села, паспорт диких животных; макеты по временам года, лэпбуки по временам года.
- макет села;
- подбор художественной литературы, пословиц, загадок, поговорок, стихов;
- картотеки игр;
- медиаресурсы: презентации, конспекты непосредственной образовательной деятельности, видеофильмы.
Непосредственная образовательная деятельность проводится в группе ДОУ, на прогулках детского сада, экскурсиях по селу, целевые прогулки в природу.
3.2 Методическое обеспечение программы
При разработке программы использовались следующие нормативно – правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17. 10.2013 № 1155); Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012года. Устав МКДОУ Вылковского детского сада «Колосок» Тюменцевского района Алтайского края утверждён 24.10.2011 года. А так же общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3.3 Место региональной программы в режиме дня
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет. Содержание и организация образовательного процесса выстраивается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание программы реализуется в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. Непосредственно – образовательная деятельность реализуется через игровую, двигательную, познавательно – исследовательскую, музыкально – художественную, трудовую, чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с нравственно – патриотическим воспитанием составляет в старшей группе 20 – 25 минут и один раз в неделю, во второй половине дня.
Проводятся вечера отдыха, развлечения, викторины, КВН, музыкально – художественные вечера, праздники на закрепление пройденного материала один раз в месяц.
3.4 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Развивающая среда является одним из важнейших условий развития. Для реализации рабочей программы «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» в группе созданы мини – уголки, стимулирующие деятельность детей в освоении нравственно – патриотических ценностей к родному селу.
- Мини – музей «Моё село Вылково»: в него входит карта Тюменцевского района, план – схема и герб села Вылкова; старинные предметы быта и в годы войны; материал об истории создания села, знаменитых людях села, достопримечательностях села.
- Фото альбомы: «Ваш подвиг будет жить в веках»; «Моё село и его достопримечательности»; «Государственная символика»; «Моя семья»; «Мой детский сад» «День защитника отечества»; «Профессии села»; «Уголок старины».
- Подбор художественной литературы З. Александровой «Дозор», Я. Длуголенцкого «Не потеряй знамя», «Маша растеряша» и другие произведения. Пословицы о Родине, о родном крае, о дружбе и доброте, о солдатской службе, о труде. Загадки про орудия труда, дворовое хозяйство, средства передвижение, военное оружие; Поговорки про труд, мастерство, орудия труда, человек и семья. Стихи: И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», М. Карем. «Мирная считалка», А. Плещеев. «Осень наступила...»; И. Суриков. «Вот моя деревня».
- Выставки детских рисунков и аппликаций на темы «Мой двор», «Моя семья», «Природа села».
- Уголок родной природы: паспорт деревьев, паспорт комнатных, лекарственных и садовых растений нашего села, паспорт диких животных. Включает фотоальбом «Кулундинский ленточный бор», растения, река Кулунда, животные, лекарственные травы, цветы, ягод, грибов. Книги о природе Алтайского края, про правила безопасности в природе.
- Макет села, сделанный из бумаги и картона;
- Подобрана картотека игр: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые;
- Подобраны и разработаны конспекты непосредственной образовательной деятельности, презентации, видеофильмы;
- В островок технического сопровождения входит ноутбук, МФУ, музыкальный центр, аудио и видеодиски, фотоаппарат, видеокамера.
- Островок информационный. Здесь расположены передвижные стенды для взрослых с информацией о возрастных возможностях детей, рекомендации по нравственно – патриотическому воспитанию детей дома.
- Полочка умных книг. Используются вырезки, заметки из газет о селе Вылково.
При реализации программы используется активное вовлечение родителей в образовательный процесс:
- Тематические экскурсии по селу в музеи, целевые прогулки в природу;
- Оформление генеалогического древа и герба семьи;
- Составление рассказов «Мой прадедушка»;
- Участие в выставке «Умелые руки, не знают скуки», оформление экспозиций в мини – музей, викторинах, вечера отдыха «Мы за чаем не скучаем»;
- Природоохранные акции: «Чистый двор», «Растут цветы для души», «Помогите природе», «Акция добрых дел – скворечник для птиц», мастер класс с родителями «Покормите птиц зимой».
Список литературы
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 – 92
- Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, М., 1991
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
- Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
- Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal-slovo.ru
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru
- Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
- Приказ от 17. 10. 2013 № 1155 об утверждении ФГОС
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...
Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».
Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста на основе воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...
Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
Ведущая педагогическая идея Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возмож...
Консультация для воспитателей на тему: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогу...
Проект Совместной деятельности с родителями На тему: «Нравственно - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города»
Тема проекта:«Нравственно - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города»Тип проекта: Информационно-практико-...
Формирование нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Патриотизм – является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. К.Д. Ушинский....