Программа по дополнительной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родные истоки»
рабочая программа (старшая группа)

Татьяна Владимировна Толмачева

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна их наиболее важных. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, архитектуре, живописи, поэзии - это является новизной данной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dod_rodnye_istoki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как Родина. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна их наиболее важных. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, архитектуре, живописи, поэзии - это является новизной данной программы.

Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование детей. Этому способствует знание отечественной истории, что является актуальным в наши дни.

Педагогической целесообразностью является совершенствование патриотического воспитания, обеспечивающего развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

 К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей, системный организованный подход, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу в группе; адресный подход, который предполагает учёт индивидуальных особенностей группы; универсальность основных направлений нравственно-патриотического воспитания. предполагающего использование социально-ценного опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально- практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

  Программа культурологической  направленности «Родные истоки» раскрывает патриотическое воспитание дошкольников через воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, защитникам Отечества, уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, государственной символике, традициям государства, общенародным праздникам и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Целью программы является воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у детей дошкольного возраста, направленных на формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры региона, к родной природе, чувства сопричастности к русскому народу.

Задачи:

  • Ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным социальным и рукотворным миром, с символами города и государства (герб, флаг, гимн).
  • Формирование у детей основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к  культурным ценностям разных народов, бережного отношения к природе и всему живому.
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Создание условий для  активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
  • воспитание у детей уважения к себе, русскому народу.

Реализация программы по нравственно – патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При  этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей представлена следующими блоками:

  • Моя семья;
  • Мой детский сад;
  • Моя малая Родина;
  • Будем Родине служить;
  • Страна, её столица, символика;
  • Культура и традиции.

Отличительной особенностью моей программы является взаимосвязь между циклами, направленными на воспитание у подрастающего поколения личности – патриота, как неотъемлемой  части патриотического воспитания.

Программа «Родные истоки» знакомит детей с наиболее важными событиями истории Смоленского края, ее героями, основами православной культуры, традициями, бытом способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам.

Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов и конспектов. Работа по каждой теме включает:

  • беседы;
  • дидактические игры;
  • экскурсии;
  • игры-беседы;
  • развлечения.

Режим занятий: 1 раз в 2 недели продолжительностью 15-30 минут.

Ожидаемые результаты работы по программе «Родные истоки»

Разработанные показатели развития направлены на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о родном городе, но и социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.

Познавательные сведения: 

  • Владеть обобщенными и адекватными знаниями:
  • об улицах, районах своего города;
  • о достопримечательностях родного города (культурные учреждения, промышленные центры, памятники истории);
  • о символике родного города;
  • Иметь дифференцированные представления:
  • об истории зарождения своего города;
  • о родном городе как части России;
  • о людях, прославивших свой край в истории его становления.
  • Владеть обобщенными знаниями:
  • о природе родного края;
  • о традициях своего города;
  • о культурных и природных богатствах своего края.
  • Проявлять устойчивый познавательный интерес:
  • к явлениям истории и культуры своего города;
  • Самостоятельно применять полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Развитие чувств и эмоций:

  • Проявлять осознанное положительно-эмоциональное отношение в процессе приобщения к краеведческому материалу;
  • проявлять потребность в поддержании красоты, в проявлении заботы о чистоте в социокультурной среде;
  • проявлять чувство уважения к знаменитым людям своего города;
  • проявлять осознанное отношение и положительные эмоции от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры родного города.

Формирование поведения:

  • владеть  способами проявления заботы о благосостоянии своего города;

-проявлять бережного, заботливого отношения к   достопримечательностям города;

-  проявлять доброжелательное отношение к представителям  разных национальных культур;

  • самостоятельно регулировать негативные эмоциональные проявления.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Издательство: УЦ перспектива , 2008
  2. Белоусова Л.Е. Навстречу Дню победы. – Издательство: Детство пресс, 2008 г.
  3. В.Н. Вишневская  Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.:АРКТИ, 2004.
  4. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание планирование и конспекты занятий
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М.: АРКТИ; 2003.
  6. Ерохина Е.Л. Государственное устройство России. – Издательство Ювента, 2006 г.
  7. Ерохина Е.Л. Государственные символы России. – Издательство Ювента, 2005 г.
  8. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.- Издательство Скрипторий, 2008.
  9. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – Издательства Сфера, 2010 г.
  10. Круглова Т.А. Россия – Родина моя. – Издательство: Ювента, 2007.
  11. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. – Издательство: ТЦ Сфера. 2007.
  12. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать. – Издательство: Скрипторий, 2009.
  13. Писарева А.Е. Живем в «ладу» патриотическое воспитание в ДОУ – М; ТЦ Сфера, 2007.
  14. Савельева О.В. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ. – Издательство: Детство-пресс, 2010.
  15. Смирнова Т.В. Дошкольникам о Москве и родной стране. – Издательство: Скрипторий, 2010.
  16. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». – М: Вако, 2005 г.
  17. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень2004 г.
  18. Рыбалова М. О. Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания. – М. Дошкольное воспитание, №6, 2003 г.
  19. Рещикова С.В. «Мы с друзьями- целый мир». Социально- эмоциональное развитие детей 7 лет. – М., 2007 г.
  20. Пантелеев и.М. Полная энциклопедия быта русского народа»,2008.
  21. Федонин А.Р. «Знакомство с историей».- Донецк, 2007 г.
  22. Флоренская Т.А. «Мир дома твоего – М: Школьная пресса, 2009.
  23. Хабибуллин Р.х. Приди ко мне в Москву. – М; Перспектива, 2006.

24.Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Детство-пресс», 2011.

25.Комратова Н.Г., Л.Ф. Грибова Патриотическое воспитание детей. – М.,          Сфера,2011.

26.Ельцова О.Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре.- Справочник старшего воспитателя, № 4,2011.

27.О.Ельцова Приобщение дошкольников к праздничной народной культуре. – Справочник старшего воспитателя, № 5,2011.

28.Мошнина О. Патриотическое воспитание дошкольников.- Дошкольное воспитание , № 4,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родничок»

Тема: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Родничок»Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.Вид проекта: познавательный, краткосрочный, гру...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Программа факультатива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"Родничок"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...