план инновационной темы на 2023-2024 учебный год
методическая разработка (младшая группа)
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_metodicheskoy_temy_kozhevnikova_yu.v.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по методической теме
на 2023-2024 учебный год
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель: Формирование сенсорной культуры посредством дидактических игр.
Задачи:
- Создать систему поэтапного, последовательного сенсорного развития дошкольников;
- Улучшить методическое обеспечение по сенсорному развитию;
- Составить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию согласно возрасту детей.
Задачи для обучающихся:
- Образовательные: совершенствовать умения сравнивать предметы по основным свойствам ( цвет, форма, размер)
- Развивающие: стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, обонятельного, осязательного.
- Воспитывающие: воспитать коммуникативные навыки. Способствовать воспитанию творческой активности, аккуратности.
Актуальность для педагога: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Актуальность для обучающихся: сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и др. Ознакомление дошкольника с предметами и явлениями окружающего мира обеспечивает познавательную активность и является условием умственного роста. В течение дошкольного детства сенсорные процессы развиваются и совершенствуются, что в дальнейшем оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка, особенно его мышления и речи. Для полноценного сенсорного развития дошкольника необходима специально организованная деятельность педагога, то есть сенсорное воспитание.
Предполагаемый результат:
Сроки реализации проекта:
1 этап – организационный: сентябрь- октябрь
2 этап – практический : ноябрь-февраль
3 этап – обобщающий: март-май
Содержание каждого этапа: (описывать этап, который будете реализовывать в 2023-2024 учебном году)
- этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2023г. – октябрь 2023 г.. На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ информации по данной проблеме на основе диагностики сенсорного развития детей.
- Н.Е. Веракса, М.А Васильева, Т.С. Комарова «От рождения до школы».- « Программа воспитания и обучения в детском саду»: Москва, Мозаика- синтез, 2011г.
- Л.А. Венгер.- « «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Москва, Просвещение, 1989г.
- Л.А. Венгер.- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.
- Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.
- Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
- Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
- Метлина Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей»
- Каралашвили Е.А. , Антоненкова О.В. , Малахова Н.Е . «Организация сенсорного уголка в группе детского сада «,Справочник старшего воспитателя, № 5 - 2008г.
- Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.
- М.А. Васильева.- « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.
- Сорокина М.Г.Система М.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр
12. http://doshkolnik.ru/pedagogika/8196-sens-razvitie.html
13. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/116405
14. http://iamtiptop.ru/p/iam_16228.html
2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2023г. – март 2024г. На данном этапе, мной был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по сенсорному развитию детей. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
тей младшего дошкольного возраста»
Срок | Методическая работа | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Сентябрь | изучения литературы | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года. |
| Консультация для родителей на тему «С чего начинать обучения цветам ребенка» |
Октябрь | Оформить в группе центр «Сенсорики» | «Подбери по форме» |
| Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике» |
Ноябрь |
| Д.И.«Назови геометрическую фигуру» Цель: Формировать умение детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). |
| |
Декабрь |
| «Прыг – скок по дорожке» Цель: Формировать умение детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый. |
| Анкетирование родителей на тему «Для чего нужна сенсорика» |
Январь |
| «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке» Цель: Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. |
| Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям» |
Февраль |
| Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | Провести мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление пособий по сенсорике» |
|
Март |
| 1. «Воздушные шары» Цель:Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. 2. «Поможем мишке разложить игрушки» Цель: Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. |
| Консультация для родителей на тему «Хотите ли вы умного ребенка?» |
Апрель |
| 1. «Ткани» Цель: Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. 2. «Что лежит в мешочке?» Цель: Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. |
|
|
Май | Самоанализ деятельности | 1. «Сделаем куклам бусы» Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. 2. Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года. |
|
|
3 этап: На заключительном этапе будут подведены итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.
3. Взаимодействие с социальными партнерами
Продукты: дидактические игры по сенсорному развитию младших дошкольников.
Участие в конкурсах:
- обучающиеся во всероссийских , региональных конкурсах
- педагог во Всероссийских, Международных конкурсах.
Диссеминация опыта: представление опыта на педчасе в МАДОУ.
Информация в интернете: выкладывание информации по инновационной теме в вк мессенджер, нспортал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
План по самообразованию...
План работы по методической теме на 2023-2024 учебный год
возраст детей 5-6 лет....
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...
Доклад по инновационной теме на 2023-2024 г.
laquo;Развитие мелкой моторики через театрализацию сказок с использованием метода схематизации»....
План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в
План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....
План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» в младшей группе
План по самообразованиюна 2023– 2024 учебный годТема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»в младшей группе...