План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад «Берёзка»
п. Маякское
План по самобразованию
на 2023 – 2024 учебный год
«Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Образование — высшее
Квалификационная категория – I категория
Стаж работы по специальности: 8 лет
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024г.
Воспитатель: Абдрахимова А. А.
Актуальность темы:
В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи дети выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Всё это связано, в первую очередь, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, а также с недостаточностью общения детей друг другом и с взрослыми. Следовательно - педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Дидактическая игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – это эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
Цель:
- Создание условий для развития речи детей посредством дидактической игры.
Задачи:
- Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи.
- Повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы
- Подготовить консультации для родителей и коллег по данной теме
- Изготовить папки-передвижки по данной теме
- Составить картотеку дидактических игр по развитию речи
- Создать «Педагогическую копилку»; картотеку дидактических игр, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, сборник консультаций
- Обобщить и распространить педагогический опыт по теме самообразования.
- Укрепить связи между ДОУ и семьёй.
Планируемый результат:
Для детей
- Повышение культуры речевого общения детей
- Развитие связной речи, её выразительности
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие мелкой моторики
- Развитие познавательной активности детей
- Развитие творческих способностей
- Умение самостоятельно играть в игры
Для педагога
- Новые знания об особенностях развития речи детей
- Повышение самообразования
- Укрепление взаимоотношений с детьми и родителями
Для родителей
- Сближение с детьми и педагогом
Этапы и содержание самообразования:
- Изучение теоретического материала по данной теме 2023 – 2024г.
- Ознакомление с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
- Изучение методической литературы
- Составление перспективного плана на 2023 – 2024 г
- Составление картотеки использованной литературы
- Подборка методического материала по изготовлению дидактических игр.
- Пополнение и обновление дидактических игр в группе
- Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Зимующие птицы», «Овощи и фрукты», «Времена года» и т. д.
- Разработка дидактических игр: «Где кто живет?», «Кто чем питается?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Варим суп и компот», «Продолжи ряд», «Украшаем шапку» и т. д.
- Создание картотеки дидактических игр.
- Изготовление атрибутов к дидактическим играм.
План самообразования на 2023-2024 год
Срок | Тема | Содержание работы |
Сентябрь Октябрь | «Роль игры в жизни детей» «Развитие речи в средней группе» | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Дидактические игры на занятиях. |
Ноябрь | «Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» | Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. Дидактические игры на занятиях. |
Декабрь | «Влияние русских народных сказок на развитие речи детей дошкольного возраста» | Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы |
Январь | «Игры и упражнения для развития речи детей среднего возраста» «Говорим правильно» | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Подготовка дидактического материала. Участие родителей в изготовлении дидактических игр. Консультация для родителей. |
Февраль | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Просмотр мультфильмов, слушание песен. Картотека песен, мультфильмов |
Март | Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи детей» «Развитие связной речи через театральную деятельность» | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. |
Апрель | Игра на развитие словарного запаса. Совместное творчество детей и родителей | Буклет для родителей. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
Май | Оценка результатов проведённой работы по самообразованию. Подготовка к летней оздоровительной работе. | Мониторинг. Прогноз на будущее. Отчёт. |
Перспективное планирование практической деятельности по теме самообразования
Для детей (игры, пособия) | Для родителей (консультации, папки-передвижки) | Для педагогов (рекомендации, картотеки) |
Д\И «Дикие и домашние животные» | Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка» | Картотека словесных дидактических игр для детей средней группы |
Д\И «Четвертый лишний» | Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни» | Консультация для педагогов «Значение дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» |
Д\И «Варим суп и компот» Д\И «Какой? Какая? Какое?» | Консультация «Значение дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» | Картотека артикуляционной гимнастики |
Д\И «Кто чем питается?» Д\И «Кто где живет?» | Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад» | Картотека пальчиковой гимнастики |
Д\И «Времена года» Д\И «Подарки для матрёшки» Д\И «Украшаем шапки» | Буклет «Тренируем пальчики - развиваем речь» | Презентация своего опыта работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Благода...
План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической
Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...
Мастер–класс для родителей на тему: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер–класс для родителей на тему: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»Воспитатель: Шульженко Н.ВОрганизация: МДОАУ ДС « Тополёк» г...