План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
материал (средняя группа)
План по самообразованию
на 2023 – 2024 учебный год
Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план по самообразованию | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
02-48
План по самообразованию
на 2023 – 2024 учебный год
Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Средняя группа №10
Подготовили: воспитатель
Галахова Н.В.
Барнаул - 2023
Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Цель: повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи:
Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
Образовательные:
- Повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста; - изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание потребности в общении с природой;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- развитие экологического сознания;
- эстетическое воспитание.
- Учить понимать причинно - следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ;
- Учить детей правильно взаимодействовать с природой. Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях; - обогащать словарный запас детей; - расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
- Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
Актуальность:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Ожидаемый результат:
Предлагаемая система работы позволит раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии.
Расширит представления детей о природе родного края.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.
Формы и методы работы с родителями и детьми, воспитателями:
Родители:
-сотрудничество через консультации
-беседы
-совместное изготовление и приобретение дидактического материала -десанты: «Посадим дерево»
Акция «Покормите птиц зимой»
Формы работы с детьми:
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, плодов;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Работа с педагогами:
1. Консультация «Формы организации процесса формирования основ экологической культуры дошкольников в ДОУ и семье».
2. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание».
Формы представления результатов самообразования:
1. Консультации для родителей и педагогов по формированию основ по формированию экологической культуре дошкольника.
2. Оформление папок-передвижек по экологическому воспитанию.
3.Дидактические и подвижные игры экологии.
4. Экологические сказки и стихи.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
I этап: информационно - подготовительный
Изучить научно – методическую литературу по теме: развитие познавательных способностей детей через экологическое воспитание. Постановка целей и задач, планирование по плану, подбор методического материала.
2 этап - основной. Реализация перспективного плана работы по самообразованию.
1. Создавать условия для вызывания и поддерживания познавательного интереса у детей: - составление картотеки дидактических игр по экологии; - составление картотеки экспериментов с воздухом, водой, песком; - создание медиотеки познавательно – экологического содержания «Звуки природы»; создание макетов природных зон: «Лес», «Саванна», «Джунгли», «Север».
2. Использование изготовленного, собранного материала в работе с детьми.
3 этап – заключительный. Подведение итогов, показ презентации.
Список литературы:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
8. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам.
– М. 1981.
9. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
11. Авдеева Н.Н., Степанова Е.Г. «Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников» Учебно-методическое пособие.. М.,Просвещение, 1988.
12. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада». - М.: ТЦ Сфера, 2017.
13. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
14. Николаева С. Н. «Создание условий для экологического воспитания детей».
. - М.: Академия, 2002.
15. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
17. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.
План работы по самообразованию
Подбор и изучение методической литературы | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
Сентябрь | ||||
Зебзеева В.А. «Теория и методика экологического образования детей» __________________________ Пополнение РППС: Изготовление гербария. Разработка дидактических игр по теме. Оформить уголок природы. | Рассматривание иллюстраций, альбомов. Беседы: 1.«Жизнь растений и животных осенью»; 2.«Во саду ли в огороде»; 3.«Что нам осень принесла» Чтение художественной литературы по теме. Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». | Папка- передвижка «Зачем детям нужно знать, что такое экология». Участие в конкурсе «Осенние фантазии». | ||
Октябрь | ||||
Николаева С. Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». _________________________Пополнение РППС: Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Изготовление макет «Осень в лесу»; Оформление центра природы в соответствии со временем года (октябрь) | Беседа: 1«О пользе овощей и фруктов», 2. «Эти удивительные животные» Наблюдение «Что нас окружает?» Слушание «Звуки леса» Д/и «Чьи детки?», «Готовим борщ и компот». Загадки об овощах и фруктах. | Консультация для родителей: «Наблюдения осенью»; | ||
Ноябрь | ||||
Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» ________________________ Пополнение РППС: изготовления макета «Север», «Африка» | Игра «Цветочный магазин» Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа» Д/и «Кто живет на суше, а кто в воде». «Рассели животных»; Опыт «Тонет или нет»; «Уход за комнатными растениями» Рисование «Осенние дары»; Чтение стихотворения М Пришвина «Кузнечик». | Консультация «Зеленый подоконник». | ||
Декабрь | ||||
Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» Пополнение РППС: изготовление пальчиковых игр по экологии. Изготовление макета «Зимний лес» | Д/и «У кого какой дом»; Опыты с водой и снегом; Загадки о зиме и явлениях природы; Просмотр презентации «Зимние явления в природе» Беседа о зиме. | Акция «Накормите птиц зимой»; Памятка «Как помочь птицам пережить зиму» Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. | ||
Январь | ||||
Авдеева Н.Н., Степанова Е.Г.»Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников» Учебно-методическое пособие. Пополнение РППС Изготовление экологических знаков. Изготовление папки –передвижки «Как зимую звери в лесу» | Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы». Беседа о зимующих и перелетных птицах; Рассматривание картины «Зимние забавы», Опыт с песком и глиной. | Консультация «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе». | ||
Февраль | ||||
Статьи в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч» Пополнение РППС: Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные». | Опыт «Со стеклом и металлом» Рассматривание иллюстраций животных и растений севера и юга. Д/и «Хочу всё знать» Просмотр презентации «Солнечная система» Игра – предложение «Если бы не было солнышка» | Консультация «Экологическая культура детей». | ||
Март | ||||
Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. __________________________ Пополнение РППС: Изготовление макета «Весенний лес»; Ширма «Стихи про весну». Оформление центра природы в соответствии со временем года (март) | Наблюдение за весенними изменениями в природе. Беседы: «На что похожи облака», «О птицах». Загадки о весне. Беседы: «Жизнь животных и птиц весной»; Д/и «Как вести себя в лесу», | Рекомендации родителям «Весенние прогулки». | ||
Апрель | ||||
Изучение статей в журнале «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»; Пополнение РППС: Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа». | Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»; Экологические игры: «Угадай по описанию» Беседы: «Что ты сделал доброе для природы?»; Д/и. «Когда это бывает?»; Чтение потешек: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга», Целевая прогулка по экологической тропинке; Рисование «Звездное небо» | Папка-передвижка «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста». | ||
Май | ||||
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» __________________________ Пополнение РППС: Изготовление макета «Лето в лесу» Изготовление папки -передвижки «Береги природу». Пополнение картотеки «Опыты с водой, землей, магнитом». | Экологические игры: «Кто, где живёт?»; Беседы: «Что подарит лето нам?» Наблюдение за дождевым червяком; Рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, | Презентация для родителей итогового мероприятия: Развлечение «Знатоки природы»; |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...
Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...
План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИИ ИХ К ПРИРОДЕ". 2 младшая группа№2 воспитатель: ЛУСТИНА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА 2021 – 2022 Г
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИ ИХ К ПРИРОДЕ"2 МЛАДШАЯ ГРУППА№2 ВОСП...
"Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
В статье предоставлены материалы экспериментальной работы по формированию экологической культуры в ДОУ посредством родной природы....
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе....
План по самообразованию «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных вз...