План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в
материал (младшая группа)
План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023-2024_g.docx | 64.03 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию
на______2023 -2024____________ учебный год
Апанской Жанны Васильевны
Тема самообразование: «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»
Цель: Развитие навыков и творческого подхода при выполнении различных заданий и поручений, критическому мышлению, саморегуляции детей, через разные виды деятельности.
Задачи:
1.Изучить научно – методическую литературу по данной теме.
2.Разработать перспективный план работы с детьми.
3.Подготовить консультацию для воспитателей по воспитанию дошкольников в реджио-педагоге, через разные виды деятельности.
4.Провести анкетирование родителей «Является ли Ваш ребенок самостоятельным?».
5.Оформить в приемной уголок «Пьяцца».
6.Разработать и провести мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные методы и приемы мотивации».
7.Подготовить и провести открытое занятия по теме «Цветные домики», через конструирования в постройке домика из магнитного конструктора с детьми младшего дошкольного возраста.
8.Создать развивающую среду в группе, приспособленную для реализации Реджио-подхода, которая задается ребенком.
9.Обобщить опыт работы по теме самообразования.
Этапы работы над темой:
1 этап. Подготовительный
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Выбор темы, содержания, форм и методов самообразования | Сентябрь |
2 | Постановка целей, задач работы. | |
3 | Ожидаемый результат |
2 этап. Аналитический
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Разработка плана работы по самообразованию. | Сентябрь |
2 | Проведение обследования детей (педагогическая диагностика, по мере необходимости). Цель: выявление личностного развития у дошкольников через различные виды деятельности. | Сентябрь |
3 этап. Организационный
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Теоретическая часть:
| В течение года |
2 | Практическая часть:
|
сентябрь сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь
февраль март
апрель
май |
4 этап. Завершающий
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Оформление опыта работы:
| В течение года |
5 этап. Презентационный
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Предоставление презентационного материала по самообразованию (в зависимости от предложенных форм). | В течение года |
2 | Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт». | |
3 | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях, на сайте дошкольного образовательного учреждения. | |
4 | Участие в профессиональных конкурсах различных уровней. |
Практическая часть (ключевые мероприятия)
Месяц | Мероприятие, тема | Основополагающие вопросы | Ответственный |
Сентябрь Сентябрь | Анкета для родителей «Является ли Ваш ребенок самостоятельным?». Консультация для педагогов по теме самообразования «Реджио-педагогика в комплексном развитии ребенка». | Выявить как развивают самостоятельность родители. Познакомить педагогов с новыми компетенциями, навыками работы в информационно-коммуникативной среде, проектированием, умением находить решения инновационного характера через овладение педагогическими технологиями и внедрение передового педагогического опыта. | Апанская Ж.В. Апанская Ж.В. |
Октябрь | Консультация для родителей «6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике». | Познакомить родителей с методикой вдохновения и обучения, с 6 правилами воспитания по итальянской реджио- педагогике. | Апанская Ж.В. |
Ноябрь | Создание картотеки «Развивающие игры для детей 3-4 года» | Развитие логического мышления, памяти, воображения, речи у детей младшего дошкольного возраста. | Апанская Ж.В. |
Декабрь | Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные методы и приемы мотивации». | Показать педагогам Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приемы мотивации». | Апанская Ж.В. |
Январь | Подготовить и провести открытое занятия по теме «Цветные домики» с применение ранее приобретенных навыков конструирования. | Называть характерные черты строителя, называть инструменты, сортировать предметы на две группу, построить домики из магнитного конструктора. | Апанская Ж.В. |
Февраль | Разработка дидактического материала | Формирование и развитие основных способов активной, творческой, самостоятельной и мыслительной деятельности, у детей младшего дошкольного возраста. | Апанская Ж.В. |
Март | Оформить в приемной уголок «Пьяцца». | Установление эффективного взаимодействия между детьми, педагогами, родителями и образовательной средой. | Апанская Ж. В. |
Апрель | Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе | Показать важность работы через организацию занятий в игровой форме и развитие самостоятельной деятельности у дошкольников через различные виды деятельности. | Апанская Ж.В. |
Май | Отчёт о проделанной работе по данной теме | Достижение положительного результата в развитии через организацию занятий в игровой форме у дошкольников, через различные виды деятельности, методов и приемов. | Апанская Ж.В. |
Ожидаемый результат:
- изучила научно – методическую литературу по данной теме;
- разработала перспективный план работы с детьми;
-подготовила консультацию для педагогов по теме самообразования «Реджио-педагогика в комплексном развитии ребенка»;
- оформила в приемной уголок ««Пьяцца».
- подготовила и показала педагогам Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приемы мотивации».
- создала картотеку развивающих игр.
- провела анкетирование родителей;
- подготовили и провели открытое занятия по теме «Цветные домики» с применение ранее приобретенных навыков конструирования детей младшего дошкольного возраста.
Анкета для родителей
«Является ли Ваш ребенок самостоятельным?»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы!
1. Как Вы считаете, нужно ли ребенка дошкольного возраста приучать к самостоятельности?
а) да;
б) нет;
в) возможно;
2. Приучаете ли Вы своего ребенка к самостоятельным действиям? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
3. Что Вы делаете, чтобы развить у своего ребенка самостоятельность? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
4. Стараетесь ли вы поддерживать стремление к самостоятельности ребенка? а) да;
б) нет;
в) иногда;
5. Как Вы считаете, нужно ли развивать творчество, фантазию и воображение у ребенка дошкольного возраста?
а) да;
б) нет;
в) возможно;
6. Совершенствуете ли Вы у своего ребенка навыки работы с различными изобразительными материалами?
а) да;
б) нет;
в) возможно;
7. Приучаете ли Вы своего ребенка самостоятельно договариваться со сверстниками в игре?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
8. Как Вы считаете, нужно ли продолжать развивать у детей дошкольного возраста самостоятельность в выборе разнообразных интересных замыслов в игре? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
9. Поощряете ли Вы своего ребенка за выбор оригинальных предметных и ролевых способов осуществления замыслов в игре?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
10. Как Вы считаете, навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет их на примере?
а) да;
б) нет;
в) возможно;
11. Даёте ли Вы своему ребенку возможность самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности?
а) да;
б) нет; в) иногда;
12. Приучаете ли Вы своего ребенка убирать игрушки, личные вещи в определенное место?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
13. Как Вы считаете, нужно ли ребенка дошкольного возраста приучать во время пищи правильно использовать столовые приборы?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
14. Как Вы считаете, привиты ли у Вашего ребенка культурно-гигиенические навыки?
а) да;
б) нет;
в) возможно;
15. Созданы ли условия у Вас дома для традиционных детских видов деятельности: игры, чтения, рисования, конструирования?
а) да;
б) нет;
в) возможно;
Благодарим за участие в анкетировании!
Консультация-практикум для педагогов «Реджио-педагогика в комплексном развитии ребенка»
Динамика процессов, происходящих в современном обществе, диктует необходимость владения педагогами новыми компетенциями, навыками работы в информационно-коммуникационной среде, проектированием, умением находить решения инновационного характера через овладение педагогическими технологиями и внедрение передового педагогического опыта. Педагогу важно не упустить период для раскрытия творческого потенциала и мышления ребенка, сформировать поисковую активность и речевые способности. Поэтому организация целостного педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях на основе личностно ориентированного и компетентностного подходов обусловливает необходимость овладения педагогами широким спектром соответствующих образовательных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка, его потребностей в самореализации и развитии.
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одной из перспективных методик считается Реджио-педагогика (наряду с Вальдорфской школой и школой Монтессори). Подход Reggio Emilia approach активно используется в муниципальных садах Италии, Германии и других странах Европы, а также в частных детских садах США и Канады. В России данная методика только набирает популярность. В русскоязычной среде нет единого названия для данного подхода, в научной и педагогической литературе можно встретить несколько вариантов: подход Реджио Эмилия, Реджио-педагогика, Реджио-подход.
Реджио-педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Разработчиком данной методики является психолог Лорис Малагуцци. В основу методики были положены идеи знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. В 1991 году Реджио-педагогика была признана лучшим педагогическим подходом для детских дошкольных учреждений. Основу данного метода составляют следующие принципы:
- уважительное отношение к ребенку;
- ребенок активно управляет своим развитием, выбирая, что ему интересно;
- ребенка нельзя ограничивать в движении в процессе познания мира;
- ребенку должен быть предоставлен выбор способов и путей самовыражения.
Особенности Реджио-педагогики
Сто языков ребенка
Ребенок может представлять свои идеи и мысли разными способами. Это подход выражает стихотворение Лориса Малагуцци «У ребенка сто языков»
Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто способов
слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров, чтобы совершать открытия,
сто миров, чтобы делать изобретения,
сто миров, чтобы мечтать.
У ребёнка сто (и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.
Разнообразнее способы познания, восприятия, самовыражения, которым обладает ребенок, не всегда приемлемы миру взрослых, так как в ребенке они видят не маленького творца, а уменьшенную копию себя. Перечислим способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:
- движение;
- рисунок;
- конструирование;
- лепка;
- театральные постановки;
- театр теней;
- создание коллажей;
- музыка.
Педагог – это помощник
Реджио-педагогика призывает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования. Педагог относится к детям с вниманием и уважением, создает ситуации, в которых ребенок учится задавать вопросы, при этом взрослый не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать. Педагог и ребенок – партнеры, которые взаимодействуют на равных. Педагог поощряет исследование различных тем, помогает в работе над детскими проектами, поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.
Общение и сотрудничество
В процессе обучения дети активно взаимодействуют с семьей, педагогами, другими детьми и социокультурным пространством.
Так, родители не просто «сдают» ребенка педагогам, но и сами проводят время с детьми и участвуют в их занятиях. Дети активно взаимодействуют с социокультурным пространством: ходят на работу к родителям, посещают музеи, выставки.
Основой Реджио-педагогики является обучение в сотрудничестве, поэтому очень популярна групповая форма работы. В процессе работы в группах дети учатся вместе делать общее дело, нести за него ответственность, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою позицию. В выполнении какого-либо задания, дела, на первое место ставится не результат, а процесс. Ведь именно процесс дает возможность познания и развития.
Дело или проект обычно возникает незапланированно: один ребенок находит интересное для него занятие → педагог помогает ребенку увлечь этим занятием других детей → дети вместе решают проблему.
Предметно-пространственная среда Реджио
В Реджио-педагогике большое значение играет окружающая среда, а пространство группы/класса называют третьим учителем. Предметно-пространственная среда стимулирует у ребенка развитие интереса к миру растений и животных, искусству, технике.
Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая среда, которая способствует проявлению любознательности ребенка и состоит из:
- материалов (краски, бумага, ткани, проволока, природные материалы: растения, песок, глина, цветы, семена и даже мусор);
- предметов и инструментов (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.);
- устройств (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)
Сторонники Реджио-педагогики считают, что обычные вещи могут научить ребенка большему, чем «специальные» игрушки. Чтобы такое разнообразные материалов содержалось в порядке, у каждого уголка есть свое назначение, а порядок поддерживают как взрослые, так и дети.
В Реджио-пространстве среда организованна таким образом, что у детей есть возможность и для занятий, и для игр: оборудованы плоскости разного уровня, уголки и домики, шкафчики и ящики, много зеркал. Под присмотром взрослых дети могут поработать с микроскопом, фотоаппаратом, ноутбуком, проектором.
Наблюдение и «документация»
«Документация» ― это фиксирование процесса обучения, всего, что происходит на занятиях. Это могу быть наблюдения взрослых по поводу детских исследований, организации их взаимодействия, хода работы; детские комментарии, которые хранятся в виде аудиофайлов, где дети делятся своими мыслями, рассказывают о ходе работы; результаты детской работы в виде поделок и рисунков, так же это могут быть фотографии и видео.
«Документация» позволяет увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, отслеживая динамику личностных достижений ребенка и анализируя собранный материал. Дети же видят, что взрослые прислушиваются к ним и, в свою очередь, серьезно относятся к их словам и поступкам.
Правила воспитания в Реджио-педагогике
1.Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза
Каждый ребёнок должен чувствовать, что он является частью коллектива, где его ценят, как любого другого члена коллектива. И не важно кто это, ребенок, педагог или родитель. Это не предполагает, что взрослые должны опуститься до уровня ребенка, совсем наоборот, подняться до него.
Разговаривая с ребенком, взрослый должен быть на одном уровне, а не сверху вниз. Для этого следует сесть на детски стул или пол, разговаривать, глядя в глаза. Когда же ребенок рассматривает произведение искусства, нужно поднять его на уровень картины. Во время совместного приема пищи взрослые и ребенок тоже должны быть на одном уровне.
- Объяснить правила и задать вопрос
Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.
Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты, как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.
Но прежде чем объяснять и транслировать правила, взрослые должны узнать, как можно больше о зоне ближайшего развития ребенка. Для этого можно просто задать открытый вопрос: что дети уже знают об этом правиле? Задавайте как можно больше открытых вопросов, побуждайте ребенка думать, дайте возможность построить свою версию и высказать ее.
- Не «неправильно», а «по-другому»
Если ребенок рисует, красное небо, не спешите поправлять его, констатируя факт, что небо синее. Лучше организуйте совместное исследование. Не следует говорить, что так не бывает, просто постарайтесь в совместной деятельности понять, когда это может быть.
Приведем пример. Ребенок нарисовал оранжевого ёжика. Взрослые понимают, что ежи серые, коричневые, ну уж никак не оранжевые. Педагог задал вопрос группе: «Может ли быть ежик оранжевым?». В ответ получил больше десяти версий, почему ёжик оранжевый: вымазался в глине, на нем наколоты осенние листья, ежик весь в подосиновиках, это волшебный ёж, ежи сходил в парикмахерскую и др.
Ребенок не должен боятся допустить ошибку, он просто должен понимать, что ответов может быть много. В любом случае взрослый должен попросить ребенка аргументировать свой мнение.
- Предлагать выбор и не торопить
Одно из главных правил в Реджио-педагогике ― не спешить. И прежде чем учить детей выбору, взрослые должны быть готовы к этому сами. Ведь не трудно поинтересоваться, чай с лимоном или без хочет сегодня ребенок. Даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он хочет скушать. Может сам сделать из него бутерброд.
Также нужно давать ребенку возможность выбрать одежду, а, чтобы не опаздывать, лучше это сделать с вечера. А если утром поменялась погода, значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет холодно, так как идет дождь. Можно предложить взять сменную одежду, и ребенок (если ему будет жарко или холодно) сам сможет переодеться.
Учите ребенка понимать, что нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса.
Родители часто путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Повзрослев, ребенок будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.
- Учиться в любой ситуации
Реджио-педагогика не отводит какое-то определенное время для получения знаний. Прочитав стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей», предложите ребенку понаблюдать, где на самом деле он ест. Сходите в парк, лес, посмотрите на детской площадке. Пусть не увидели воробья, зато увидели других птиц, узнали, чем питаются они. Учите ребенка отвечать на вопросы с помощью наблюдения.
Не следует делить процесс познания на предметные области. Например, если мы учим ребенка играть в шахматы, мы включаем и умение ориентироваться в пространстве (горизонталь, вертикаль, право, лево), и знание цвета (белый, черный), проговариваем движения, развивая речевую деятельность.
Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.
- Фантазировать важнее, чем читать
Родители считают, что главная задача подготовки к школе ― научить ребенка читать и считать. Но ведь в конечном счете все овладевают чтением и счетом. Главная задача — это развитие творческого мышления. Нужно научить ребенка размышлять, аргументировать, придумывать новые проекты. И не важно, на какую тему проект, ведь в ходе работы можно посчитать, описать признаки, сравнить, нарисовать.
Фантазирование, образное мышление у людей развито тем лучше, чем они младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, то логика его задавит. Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.
Из каких же ключевых приемов строится Реджо-педагогика?
Работа начинается с тщательного наблюдения за детьми: педагоги наблюдают за игрой, погружаются в сферу интересов детей, ведут «документацию». Собранный в ходе наблюдения материал тщательно анализируется, ставятся задачи и намечаются пути их решения.
После того, как выявлены интересы ребенка, необходимо помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в Реджо-педагогике является проектная деятельность.
Особенность проектной деятельности детей дошкольного возраста является то, что в основу проекта должен быть положен самый сильный (устойчивый) интерес ребенка. Формы реализации проекта могут быть разными:
- практический проект (создание поделок, макетов);
- художественный (создание картин);
- научный (проведение опыта).
Так проектом может стать строительство города из картонных коробок, разведение улиток в аквариуме, создание фресок на излюбленные сюжеты, организация почтовых отправлений внутри семьи (включая бабушек из других городов), создание собственной книги.
Все моменты и этапы проекта документируются. Взрослый записывает для себя вопросы, предложения и пожелания по дальнейшему движению вперед. Для ребенка делаются «говорящие стены», т.е. взрослый зарисовывает и записывает на больших плакатах все то важное, что имеет отношение к теме проекта, делает фотохронику проекта.
Проект не имеет ограничений по времени. В Реджио-педагогике продолжительность проекта примерно три недели. При этом, если ребенок очень увлечен темой, то целесообразно увеличить время работы над проектом.
Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс.
Для работы над проектом у ребенка должно быть рабочее место, место для демонстрации результатов, место для игры и для выступления.
Несмотря на то, что Реджио-педагогика разрабатывалась для детских садов, большинством методов и приемов могут воспользоваться родители, которые заинтересованы в развитии ребенка. В процесс организации взаимодействия с ребенком можно внедрять отдельные элементы Реджио-педагогики.
Например, если у ребенка развивается тот или иной навык, и родители создают комфортные условия для его формирования:
- интерес к двигательной активности — организация спортивного уголка в доме;
- интерес к звездному небу — поход в планетарий, прогулка с наблюдением за звездами и изучением созвездий, а затем зарисовка их;
- интерес к сказкам — создание дома мини-театра, написание собственной книги.
Возможность вместе мастерить и творчески самовыражаться — это хорошая семейная практика, знакомая многим родителям. Помните, где бы вы не находились — на прогулке, за столом, в пути — можно найти объект для обсуждения и исследования.
Реджио-подход считается одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребенка познавать и исследовать, выражать себя сотнями способов закладывается в раннем возрасте. Задача взрослых — создавать условия для этого.
Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в XXI веке.
Картотека развивающих игр для детей 3-4 лет
Игра «Кто где спит»
Цели: развивать умственные способности, представления об основных
геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия
подбора по образцу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки, разбитые на секторы
(в каждом секторе геометрическая фигура).
Описание: дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков.
Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из
фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них
кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали
с нарисованными, например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в
кроватку соответствующей формы.
Игра «Бесконечная классификация»
Цель: развивать навыки классификации, внимание, память.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями
животных, некоторых других предметов.
Описание: выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все
карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и
домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и
отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов. Можно
классифицировать животных по признакам: пушистый - гладкошерстный,
хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает и т. д.
Игра «Во саду ли, в огороде...».
Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок
вещей.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями
огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из
картона).
Описание: предложить ребенку правильно распределить вырезанные
фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу,
фрукты - в саду.
Игра «Что положим в холодильник?»
Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок
вещей.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями
холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения
предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.
Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил
побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а
также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку
и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду
возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду - перед посудным
шкафом»
Игра «Найди картинку»
Цель: развивать память, внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки одинакового формата с
различными изображениями.
Описание: показать ребенку картинку. Он должен внимательно
рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в
том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он
уже видел.
Игра «Загадай картинку»
Цель: развивать внимание, слуховое восприятие, речь.
Описание: выложить несколько картинок с разными изображениями. Для
первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Предложить
ребенку выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задать
ребенку вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На
картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или
домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И
т. д.». Предложить поменяться ролями: педагог загадывает картинку, а
ребенок задает вопросы.
Игра «Что я делаю?»
Цель: развивать внимание, воображение.
Описание: предложить ребенку поиграть в интересную игру: педагог
имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что под этим
подразумевается. Например: педагог складывает пальцы так, будто держит
карандаш и водит рукой по воображаемой бумаге. Ребенок должен
догадаться, что «рисует» или «пишет» педагог. Следует показывать простые,
доступные пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из
чашки, кидать мяч и т. п.). Затем поменяться ролями.
Игра «Кто это делает»
Цель: развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.
Описание: предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе.
Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с
работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или
папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской.
(Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает
фонендоскопом. (Врач.)
Игра «У кого это есть»
Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.
Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы,
вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку
правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые
очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый
халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.
Игра «Дает корова...»
Цель: развивать внимание, память.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями
животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т.
п.).
Описание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить
ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение
того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно
нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза -
пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.
Игра «Узкое - широкое»
Цели: познакомить с понятиями «узкое - широкое»; развивать навыки
сопоставления.
Игровой материал и наглядные пособия: два мяча разного размера.
Описание: предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной
кубиками. Сделать две полосы - одна для маленького мяча, другая - для
большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем
попробовать прокатить большой мяч по узкой. Побудить ребенка объяснить,
почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный
словарь ребенка понятия «узкая - широкая». Экспериментировать: провести
по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщить: широкая
дорожка - для больших игрушек, узкая - для маленьких.
Игра «Сравнение величин»
Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое
мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: широкая и узкая полоски
бумаги, кубики.
Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для
зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?»
Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше
домика зайки.
После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки
попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости
не перепутали, дорожка
Цель: развивать навык сравнительного перед мышиным домом должна быть узкой, а перед
заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек
(бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш
сам распределит дорожки между домиками.
Игра «Как же их отличить?»
анализа предметов посредством
наложения их друг на друга.
Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические
фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).
Описание: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол.
Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить,
где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а
пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок
подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки
друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать
куклам их десерт.
Игра «Подбери елку»
Цель: развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше -
ниже», речь.
Игровой материал и наглядные пособия: елки (вырезанные из бумаги)
разного размера.
Описание: нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который
живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро
будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать
такую елочку, чтобы она уместилась в домике». Елочки разместить на
другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему,
как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево.
Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она
выше домика, она туда не поместится. А эта елочка - слишком маленькая,
она ниже домика».
Игра «Разве так бывает?»
Цель: помочь изучить категорию «выше - ниже».
Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом - деревенский дом
такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти
дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему
этого не может быть (много этажей - один этаж), значит, многоэтажный дом
выше, а деревенский - ниже.
Игра «Чем они похожи?»
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Описание: показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о
том, что в этих предметах общего, затем - чем они отличаются. Например:
«Рассмотри мяч и кубик одного цвета». Общее: оба предмета являются
игрушками, оба - одного цвета. Отличия: мяч - круглый, кубик - квадратный,
мяч - большой, кубик - маленький. Усложняя игру, показать ребенку
предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного
цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.
Игра «Товарный поезд»
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением
предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).
Описание: предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные
города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет
посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы
предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но
сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные
стулья, деревянные кубики, доски и т. д.
Игра «Угадай, о чем я говорю»
Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.
Описание: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его
местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д.
Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой
комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета».
Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет,
перечисляя все остальные его признаки.
Игра «Что бывает...»
Цель: развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку
или свойству.
Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает.
Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что
растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.
Игра «Что на что похоже»
Цель: развивать навык сравнения.
Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например:
«Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что
такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.
Игра «Покажи дорожку»
Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление.
Описание: нарисовать в разных местах небольшие изображения
животных и в отдалении от них — то, что эти животные употребляют в
пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть
морковка или капуста, медведь - бочонок с надписью «Мед», мышь - сыр и т.
п. Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит
его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди -
одежда», «Звери - жилище», «Дерево — лист» и т. п. Для усложнения
задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов,
объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.
Игры для развития памяти и внимания у младших
дошкольников 3-4 лет
Игра «Хлоп» («Топ»)
Цель: развивать внимание.
Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в
ладоши, если педагог назовет животное, или топнуть ногой, если услышит
слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо
действие (на усмотрение педагога), если педагог назвал предмет, который
может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).
Игра «Будь внимателен!»
Цель: развивать внимание, навык самоконтроля.
Описание: ребенок повторяет слова, которые педагог произносит. Слова
определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру).
Игра «Волшебное слово»
Цели: развивать внимание; способствовать освоению правил этикета.
Описание: ребенок должен выполнять просьбу педагога только в том
случае, если он произнесет слово «пожалуйста». Например: звучит фраза
«Дай мне куклу» - ребенок не должен реагировать на слова. Звучит: «Сходи,
пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку». Малыш должен сходить на
кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» не
произнесли.
Игра «Что изменилось»
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность.
Описание: разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку.
Попросить его отвернуться и убрать один из предметов. Предложить ребенку
посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки
местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим,
отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый,
крупную деталь от конструктора - на мелкую и т. п.).
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель: развивать внимание, память, координацию движений.
Игровой материал и наглядные пособия: мяч.
Описание: ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет
съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не
ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица -
животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.
Игра «Помнишь ли ты?»
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.
Описание: предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у
бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада.
Для описания можно использовать любые объекты или действия, например:
«Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)»,
«Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?» Вкусная каша!
Вкусный компот!
Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова
разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И
т. д.».
Игра «Полезные «прятки»
Цели: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.
Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой».
Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем
будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка).
Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил
спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же он? Может
быть, под диваном? Посмотрела - нет его там. А может быть, под стулом? И
там нет. А-а, вот он где - под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как
мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.
Игра «Перепутанная сказка»
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: начать рассказывать ребенку сказку о Красной Шапочке. В том
месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет
она по лесу, и вдруг навстречу ей - Колобок!» В зависимости от настроения
ребенка моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что
ребенок захочет послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае
предложить ему напомнить ее продолжение. А можно предложить ребенку
пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, НифНиф и т. п.)». Выслушать все предложения ребенка, спросить его, почему он
хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными
усилиями вывести счастливый финал истории.
Игра «Поезд особого назначения»
Цель: развивать фонематический слух.
Игровой материал и наглядные пособия: картонные коробки.
Описание: сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить,
что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только
те предметы, которые начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать
необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.
Игра «Один - много»
Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во
множественном числе.
Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с
изображением одиночных и множественных предметов.
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображениями
нескольких предметов. У педагога - карточки с одиночными предметами.
Показывая ребенку карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя
есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких
яблок. Дать образец ответа: «У меня - яблоко, а у тебя - яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых
образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, нога - ноги, лицо -
лица и т. п.
Игра «Поезжай!»
Цель: развивать навык правильного употребления форм глаголов.
Описание: педагог разыгрывает игровую ситуацию: к ребенку подъезжает
игрушечный зайка на машине, сообщает, что он едет на стройку, и просит
погрузить кубики в кузов машины. После загрузки машины помахать зайке
рукой и сказать: «Ну, поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и
другие игрушки. Побуждать ребенка говорить не «Ехай!», а «Поезжай!».
Если ребенок ошибся, поправить его.
Игра «Кто к нам пришел?»
Цель: развивать речь, логическое мышление.
Описание: спрятать игрушку-котенка. Спрятанный котенок забыл, какое
он животное, но знает, что мама у него - кошка, а папа - кот. Обыграть
ситуацию с цыпленком, теленком и т. п.
Игра «Где лежал мячик?»
Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.
Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить
несколько знакомых ребенку предметов. Поинтересоваться: «Где лежит
мячик?» - «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит
мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?»,
«Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п.
Игра «Магазин»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.
Описание: предложить ребенку поиграть в магазин. Разложить на
импровизированных витринах «товары»: игрушки, книжки, посуду и т. д.
«Покупателями» могут быть педагог с ребенком, куклы, мягкие игрушки.
Купить понравившуюся вещь можно при одном условии: «покупатель»
произносит звук, с которого начинается название «товара»: машина - «м»,
тарелка — «т» и т. д.
Игра «Укрась слово»
Цели: помочь выучить буквы; развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, крупа
(разноцветные пуговицы).
Описание: крупными буквами написать знакомое ребенку короткое слово
(«мама», «папа», «кот» и т. п.). Прочитать слово и предложить ребенку
украсить надпись, обкладывая буквы по контуру крупой или пуговицами.
Остановить ребенка, если он захочет начать с последней или средней буквы,
объяснить, что все слова читаются слева направо. Выложив буквы, прочитать
слово еще раз.
Игра «Путаница»
Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление. Описание: прочитать ребенку короткие стихотворения, делая паузу перед
произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что
последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребенок любой –
У апельсина цвет... (голубой - оранжевый).
Корова мычит,
Поросенок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака... (мяукает - лает).
Как на нашей улице
Крякали две... (курицы -утки).
Известно каждому ребенку,
Что лошадь - мама... (жеребенка).
Цыплята знают, что поутру
Их папу все слышат! Ведь он... (кенгуру - петух).
Игра «Небывальщина»
Цель: развивать речь, логическое мышление, внимание.
Описание: Прочитать ребенку стихотворение К. И. Чуковского
«Путаница». Предложить расставить все по своим местам, объясняя свой
выбор.
1) Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть,
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ:
Это правда или нет?
Н. Станкевич
2) Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
К. Чуковский
3) Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Крыши испугались, Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на
картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на
картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика.
Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он
маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти
и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги
т. п.) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к
врачу. И др.)
Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка
выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика - темные,
короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в
руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересоваться у ребенка, где, по
его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у
бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить ребенка замечать детали, делать
выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять
такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что...», «Может быть,
ты думаешь по-другому?» Помогать ребенку правильно строить фразы,
употребляя нужные слова.
Игра «Что нужно человеку»
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему
имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом,
одежду, посуду, игрушки, друзей и т. д. Сочинить сказку о приключениях
своего персонажа. Пусть ваш ребенок придумает маршруты и события для
нарисованного героя. Составит ему режим дня, меню, опишет его действия.
Предложить ребенку рассказать о человечке кому-нибудь из членов семьи.
Игра «Опиши куклу»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, память.
Описание: показать ребенку куклу, пусть он се внимательно рассмотрит.
Затем спрятать игрушку и спросить ребенка, какого цвета было платье на
кукле, длинное или короткое, с пуговицами или без и т. п. Повязать кукле
бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь показать куклу и
поинтересоваться, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком
правил игры за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя
кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т. п.
Игра «Вам письмо!»
Цель: развивать речь, воображение.
Описание: написать ребенку красочное письмо от имени его любимого
персонажа (героя мультфильма, сказки, стихотворения). Запаковать в конверт
и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить ребенку вместе
сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши,
какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д.
Запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При
этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно,
адресат снова захочет написать ребенку.
Игра «Что с чем можно делать?»
Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном
падеже без предлогов), воображение.
Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил - был мальчик по
имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка
подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?»
Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку,
выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования
разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т.
п.)?»
Игра «Кому бы позвонить?»
Цели: развивать речь; заложить основы этикета.
Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону
(бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль
собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться,
говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор.
Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички
и т. д.), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о
необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.
Игра «Причины катастрофы»
Цели: развивать речь; помочь освоить категорию «причина - следствие».
Описание: прочитать рассказ Я. Тайца.
КУБИК НА КУБИК
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила
высокую башню. Прибежал Миша:
- Дай башню!
- Не дам!
- Дай хоть кубик!
- Один кубик возьми!
Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик. И вмиг - трах-тарарах! - вся Машина башня раз-ва-ли-лась!
Предложить ребенку попробовать сделать так же. Построить башню и
выдернуть нижний кубик; кубик из середины; снять верхний кубик.
Объяснить ребенку причину разрушения башни.
Игра «Зоопарк»
Цель: развивать речь, память.
Игровой материал и наглядные пособия: игрушки-животные (карточки с
изображениями животных, овощей и фруктов).
Описание: предложить ребенку показать кукле зоопарк. Разместить
животных или карточки с их изображением в виде небольшой аллеи.
Попросить ребенка рассказать кукле всё, что он знает о каждом звере, помочь
ему строить рассказ. Объявить обед в зоопарке. Дать ребенку картинки с
продуктами и поручить «покормить» каждое животное тем, что оно любит.
Задать провокационные вопросы: «Бананы мы отдадим зайцу? А вот эту
красивую морковку, наверное, съест собака, да?»
Игра «Докажи!»
Цель: развивать речь, память, умение анализировать, приводить и
отстаивать доводы.
Описание: начать игру так: «Мне кажется, что мама теленка - лошадь.
Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т. п.». Побудить
ребенка объяснить вам, что теленок - детеныш коровы, а не лошади: у
лошади нет рогов, у теленка нет гривы, лошадь ржет, теленок мычит и т. п.
«У воробья есть клюв и перья, значит его мама - курица». Контрфакты:
разный размер, воробей летает - курица нет, воробей чирикает - курица
квохчет, кудахчет и т. д. Продолжить игру с ребенком, помогая ему сделать
тот или иной вывод. Противопоставлять можно разные объекты и категории,
например, «медведь живет в норе», «хлеб растет на дереве» и т. п. Каждую
игру следует доводить до логического завершения, чтобы у ребенка
формировались верные образы рассматриваемых объектов.
Игра «Мимо леса, мимо поля»
Цель: развивать речь, память, воображение.
Описание: предложить ребенку отправиться в путешествие на поезде или
на машине. Сесть рядом, изобразить рев мотора или стук колес, гудок
паровоза. Сказать: «Смотри - мы проезжаем мимо речки! Я вижу, как там
плещется рыба! Вон плывет маленькая рыбка - пескарь, а за ним гонится
большая щука и т. д.». «Проехать» мимо леса, мимо деревни, мимо зоопарка
и т. п. Если ребенок не может описать что-либо, задать ему наводящие
вопросы: «Мы едем мимо леса, ты видишь кого-нибудь? Я вижу зайца. Никак
не могу рассмотреть - он один или с зайчонком?»
Игра «Вредности»
Цели: развивать речь; познакомить с антонимами.
Описание: предложить ребенку поиграть во «вредности».
- Бумага белая, - говорит педагог.
- Нет, она черная! - возражает ребенок.
- Баба-яга злая.
- Нет, она добрая!
- Наш дом высокий.
- Нет, он низкий. И т. д.
Игра «Опять вредности!»
Цели: развивать речь; познакомить с глаголами с противоположным
значением.
Описание: называя действия, попросить ребенка делать все наоборот.
- Я сейчас открою дверь.
- А я ее закрою.
- Я пришью пуговицу.
- А я ее оторву.
- Я буду говорить.
- А я буду молчать. И т. п
Игры на обучение счету с детьми 3-4 лет
Игра «Угости кукол»
Цели: развивать навык сопоставления; обучать счету.
Игровой материал и наглядные пособия: 3 куклы (мягкие игрушки),
конфеты (муляжи, вырезанные из бумаги).
Описание: поиграть с ребенком в куклы. Построить игру таким образом,
чтобы одна из кукол пригласила в гости двух других. Выложить две конфеты
и предложить ребенку угостить ими всех кукол. Одна из кукол остается без
конфеты. «Как же так получилось? Давай-ка посчитаем, сколько у нас кукол:
одна, две, три. Три куклы, а конфет сколько? Всего две? Ну конечно, два
меньше трех». Выложить еще две конфеты, удивиться, что теперь остается
одна лишняя. Еще раз пересчитать кукол и конфеты, объяснить, что четыре
больше трех. Отобрать нужное количество конфет и попросить ребенка
пересчитать все еще раз.
Игра «Строим дом»
Цели: закреплять знание цвета; обучать счету.
Игровой материал и наглядные пособия: кубики (конструктор «Лего»),
Описание: предложить ребенку построить многоэтажный дом. Заранее
обговорить, сколько в нем будет этажей. Во время игры дать ребенку
задания: «Привези 2 красных кубика для первого этажа. Теперь три синих -
для третьего этажа». После окончания работы предложить посчитать,
сколько этажей построено. Разрушив строение, можно посчитать, сколько
кубиков понадобилось для его постройки.
Игра «Вагончики»
Цель: закреплять знание цифр.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с цифрами от 1 до 10.
Описание: нарисовать паровоз и предложить ребенку прицепить к нему
вагончики, но с одним условием: все вагончики должны идти по порядку,
начиная с первого. Помочь ребенку, задавая ему наводящие вопросы: «А
после цифры 3 какая идет цифра? Где у нас вагончик № 4?» После того как
поезд будет готов, отправить его в путешествие: пусть ребенок изобразит
гудок паровоза, стук колес. Незаметно убрать одну из карточек. Обратить
внимание ребенка, что один вагончик где-то потерялся. Определить, вагона с
какой цифрой не хватает.
Игра «Геометрическое лото»
Цели: помочь закрепить ранее полученные знания по темам «Цвет»,
«Форма»; развивать внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: игра «Лото» (самодельные
карточки).
Описание: если нет игры «Лото», карточки для нее можно изготовить
самим, для этого небольшие прямоугольники, вырезанные из картона,
расчертить пополам, на каждой из половинок нарисовать какую-либо
геометрическую фигуру. Объяснить ребенку правила игры: каждому изигроков раздается равное количество карточек. Педагог делает ход, ребенок
среди своих карточек ищет ту, на одной из половинок которой изображена
фигура, повторяющая одну из фигур выложенной педагогом карточки, и т. д.
Выкладывая карточки, обязательно называть получившуюся фигуру.
Усложняя задание, можно попросить выкладывать фигуры только одного
цвета или повторять только цвет, выкладывая разные фигуры.
Игра «Вспомни и посчитай»
Цели: развивать память, наблюдательность, внимание; обучать счету.
Описание: задавать ребенку вопросы, для ответа на которые необходимо
вспомнить количество тех или иных предметов, например: сколько комнат в
нашей квартире; сколько раз в день ты чистишь зубы; сколько деревьев
растет в нашем дворе и т. д. Поменяться ролями: ребенок задает вопросы,
педагог отвечает.
Игра «Чего больше?»
Цель: развивать навык сопоставления.
Игровой материал и наглядные пособия: игрушечная посуда (4 тарелки, 3
ложки).
Описание: кукла Света пригласила гостей. К ней пришли пять игрушек.
Надо их угостить. Предложить ребенку поставить перед каждым гостем
тарелку. Но тарелок всего четыре. Спросить ребенка, почему одному из
гостей не хватило тарелки? Подвести к форме ответа: «Гостей больше, чем
тарелок». Что надо сделать, чтобы тарелок и гостей стало поровну?
Поставить недостающую тарелку. «Ну вот, сейчас гостей и тарелок
поровну». Теперь в каждую тарелку надо положить ложку. Две тарелки
остались без ложек. Почему? Задавать ребенку вопросы, в ответах на
которые должны звучать слова «больше», «меньше». «Сколько у нас ложек?
А тарелок? Значит, ложек... чем тарелок, а тарелок... чем ложек».
Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет
Игра «Что наденем в зимний день?»
Цель: развивать навык классифицирования.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями
предметов сезонной одежды (лето - шорты, панама, майка, носки; зима -
шуба, теплая шапка, шарф, варежки; осень, весна - куртка, перчатки, шапка).
Описание: нарисовать человечка. Попросить ребенка подобрать ему
одежду для прогулки в летний день, затем - для зимней погоды, далее - для
осени или для весны.
Игра «На речку или по грибы?»
Цель: развивать навык классифицирования.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями
предметов, имеющих отношение к тому или иному времени года: лето -
сачок, спасательный круг, панама, сандалии; зима - санки, лыжи, валенки,
коньки; осень — резиновые сапоги, зонт, корзинка для грибов; весна -
кораблик, лейка, лопата, грабли.
Описание: предложить ребенку помочь разобраться, для каких времен
года подходят эти предметы. Задавать ребенку вопросы: «А спасательный
круг для чего нужен? А почему купаться можно только летом? Почему
осенью надо ходить в резиновых сапогах? Зачем весной нужна лопата? И т.
п.».
Игра «Стихи о временах года»
Цель: развивать речь, логическое мышление.
Описание: читая короткие стихи, предложить ребенку угадать, о каком
времени года идет речь:
На пруду каток хороший,
Лёд сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Е. Трутнева
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Предложить ребенку объяснить свой выбор. Повторить порядок времен
года, вспомнить названия месяцев.
Игра «Почему спит медведь?»
Цели: развивать речь; помочь в изучении живой природы.
Описание: показать ребенку картинку с изображением спящего в берлоге
медведя. Спросить, знает ли малыш, почему медведь спит (возможное
предположение: «Наступила ночь»). Рассказать ребенку о животных,
впадающих в спячку в холодное время года. Сравнить их с теми, которые в
этот период ведут активный образ жизни (чем питаются те и другие,
анатомическое строение и т. п.).
Реджио-педагогика в детском саду: методика для вдохновения и обучения
Что такое реджио-педагогика? Подобный вопрос задают многие родители, которые впервые сталкиваются с данным направлением. Это нетрадиционная учебная среда, в которой нет определенных мест для занятий. К примеру, за этим столом ребенок рисует, здесь он занимается спортом, там танцует, а здесь катает машинки, играет в куклы или строит что-то из конструктора. Класс в стиле реджио — это аудитория, где дети имеют свободный доступ к учебным материалам и игрушкам, где их постоянно вдохновляют и поощряют заниматься самообучением. Автором реджио-педагогики является итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци. Методику он разработал и применил на практике в послевоенные годы, когда в 1960-х создал сеть дошкольных учреждений для малышей от трех до шести лет. Новаторский подход заключался в том, чтобы предоставить детям новый формат обучения, ориентированный на самостоятельности. Перед педагогами стояла задача — помочь малышам сформировать чувство индивидуальности в раннем возрасте, используя навыки творческого подхода и критического мышления. Эти действия отражают так называемую концепцию «Сотня детских языков», которые лежат в основе подхода Реджио-педагоги. Это метафорическое выражение того, как дошкольники выражают себя посредством движений, прикосновений, слушания, наблюдений и взаимодействия с другими людьми.
Основные принципы реджио-педагогики
Выделяют семь основных принципов подхода реджио-педагогики, которые имеют решающее значение для ее отличия от иных подходов к образованию, ориентированных на детей дошкольного возраста.
№1. Дети способны построить собственное обучение
Дети являются главными инициаторами учебного процесса. Их вдохновляет собственный интерес к знаниям и обучению, и поэтому они наделены уникальным индивидуальным пониманием того, как построить обучение самостоятельно. Таким образом, к детям следует относиться как к активным соучастникам в их образовании, а не как к пассивным наблюдателям.
№2. Дети учатся через взаимодействие в своих сообществах. Обучение на открытом воздухе
Обучение основано на взаимоотношениях. Дети работают лучше, когда они включены в сообщество по возрасту или интересам, а не работают независимо друг от друга. Поэтому в реджио-педагогике в детских садах делают упор на работу в небольших группах. Идея подобной работы заключается в том, что мы формируем себя через взаимодействие со сверстниками, взрослыми и окружающим миром.
№3. Дети — прирожденные коммуникаторы, и их следует поощрять выражать себя так, как им кажется и хочется
Один из самых глубоких аспектов реджио-педагогики известен как концепция «Сотня детских языков». Она заключается в том, что дети являются естественными коммуникаторами, и поэтому их следует поощрять к общению любыми доступными способами. Это могут быть слова, движения, рисунки, картины, скульптуры и многое другое. Из-за множества способов, которыми дети выражают свои мысли и чувства, следует поощрять использовать и множество материалов для открытий, общения и даже демонстрации того, как и что они понимают, чувствуют или воображают.
№4. Классная среда выступает в роли еще одного учителя
Одним из наиболее мощных и важных компонентов внедрения философии реджио в классную среду является обеспечение того, чтобы класс действовал как живой организм, место общих отношений между детьми, учителями и родителями. Важно, чтобы классные комнаты и общие помещения были тщательно интегрированы друг с другом, а также с внешним миром. В классных комнатах должна использоваться мебель из натуральных материалов.
№5. Учителя — это наставники, которые помогают исследовать интересы детей при работе над краткосрочными и долгосрочными проектами
Согласно философии реджио, учителя являются партнерами детей в процессе обучения. Ожидается, что именно они будут руководить опытом, открывать малышам новые горизонты. Основная цель учителя — слушать и наблюдать за детьми, поощрять дальнейшее изучение. Ожидается, что дети и учителя будут сотрудничать, но ответственность за определение того, когда концепция может быть использована для дальнейшего открытия и обучения, лежит на учителе. Это также означает, что учителя не планируют проекты или учебные пункты заранее — они позволяют проектам возникать на основе интересов детей.
№6. Фото и видео занятий — важнейший компонент коммуникации
Учителя, помимо того, что они играют роль гида, также несут ответственность за документирование процесса обучения в классе и расшифровку словесного языка, используемого детьми. Учителя могут делать фотографии и видео, чтобы лучше понять детей и помочь родителям узнавать, чем занимается их ребенок в детском саду. Документация также дает учителям возможность оценить свою работу и обменяться идеями с коллегами. Фото- и видеофиксация демонстрирует детям ценность их работы.
С помощью собранного архива ребенок может завершить свой дошкольный опыт в детском саду с портфолио проектов, картинок, фотографий, которыми он очень гордится.
№7. Родители — партнеры в образовании
Реджио-педагогика рассматривает участие родителей в образовании своего ребенка как важнейший компонент философии обучения. Он может принимать разные формы, но пап и мам всегда следует приглашать играть активную роль в образовательном процессе малыша. Вовлечение родителей имеет решающее значение для создания обучающего сообщества для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план инновационной темы на 2023-2024 учебный год
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год по теме: «Использование инновационной технологии ковролинография – «говорящая стена» для речевой активности детей»
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности детей. Создать условия для развития речи детей посредством внедрения...
Самообразование «Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников» на 2023-2024 учебный год
Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....
План реализации инновационного педагогического маршрута на 2023-2024 учебный год
План реализации инновационного педагогического маршрута на 2023-2024 учебный год...
План по реализации инновационного педагогического маршрута на 2023- 2024 учебный год
Тема инновационного педагогического маршрута: Формирование навыков социализации у детей с РАС через использование карточек PECSЦель: Формирование навыков социализации у детей с РАСЗадачи:И...
Об организации методической и инновационной работы в 2023-2024 учебном году
Об организации методической и инновационной работы в 2023-2024 учебном году...
Отчёт по самообразованию педагога Дерновой Татьяны Олеговны за 2023-2024 учебный год 17.04.2024 г.
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет наоснове литературных произведений» Актуальность: В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной ...