Доклад по инновационной теме на 2023-2024 г.
материал (младшая группа)

«Развитие мелкой моторики через театрализацию сказок с использованием метода схематизации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedagogov.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики через театрализацию сказок с использованием метода схематизации».

Все  знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

 Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

 5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

 7. Подготавливает руку к письму.

 8. Поднимает настроение ребенка.

Но не все знают, как правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.

Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики, я ставлю для себя следующие цели и задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.

Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.

Задачи:

1. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.

2. Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

3. Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.

4развитие монологической и диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря

5. Развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх; этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

6. Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.

7. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

8. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

10.Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.

Главные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников:

•разнообразие и содержательность тематики;

•ежедневное включение театрализованных игр в распорядок дня детей;

•максимально возможная активность детей на разных этапах подготовки и проведения игр;

•сотрудничество взрослых и детей на каждом этапе проведения и орган

последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

С младшими дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, его творческие способности.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно – эстетического развития и воспитания детей, средством приобщения ребенка к духовным ценностям.

Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Работа по театрализованной деятельности обязательно проходит в контакте с музыкальным руководителем. Музыка активизирует ребенка, побуждает к исполнению выразительных движений.

Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по теме, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры – драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

Используя театрализованную деятельность можно решать комплекс взаимосвязанных задач:

- познавательное развитие – развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра; профессии людей, создающих театр; наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц);

- социальное развитие – формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание у ребенка уважения к себе; развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения;

- речевое развитие – содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;

Виды театров:

1) настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный)

2) стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

3) театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

4) напольные куклы (марионетки, конусный театр)

5) театр живой куклы (театр с « живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок)

Роль педагога в организации театрализованной деятельности:

Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий -эмоциональное отношение взрослого к читаемом. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Большая роль педагога заключается в момент передачи обстановки, в которой происходит действие. Словесное описание пробуждает детскую фантазию, воображение. Поэтому нужно как можно чаще и подробнее обсуждать с детьми будущие сценарии.

При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

1) воспитание у ребенка основ общей культуры;

2) приобщение детей к искусству театра;

3) развитие творческой активности и игровых умений детей.

Нам нужно не забывать, что ребенок дошкольного возраста - это не профессиональный актер, он всегда «играет в театр». Театрализованная деятельность по своей природе носит творческий характер и должна осуществляться в свободной, легкой форм. Не всегда нужно точно следовать текст, наоборот, можно и нужно отступать от него, прибегать к импровизациям. Задача педагога - побудить «актера» поэкспериментировать, пофантазировать, использовать знания о жизни. Педагог должен обеспечить ребенку свободу действий и умело объединить его фантазии в целостный сюжет.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Заключение:

Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно -образовательные задачи дошкольного учреждения.

Театрализованные игры (театрализованная деятельность) в детском саду занимают особое место в образовательном процессе, так как, с одной стороны, помогают проявить малышам свои творческие способности, а с другой — позволяют реализовывать целый комплекс учебных, развивающих и воспитательных целей. Более того, театрализованная активность у ребят второй младшей группы помогает им справиться с возрастным кризисом, который во многом определяет поведенческую модель воспитанников 3–4 лет. Поэтому организации и проведению таких игр педагоги уделяют много внимания, прорабатывая методические особенности проведения каждого из видов театрализованной деятельности.

Сказки для детей 2-3 лет:

Курочка Ряба»,
«Маша и медведь»,
«Репка»,
«Колобок»,
«Заюшкина избушка»,
«Теремок»,
«Кот, петух и лиса».
К.Чуковский «Цыпленок»,
В.Сутеев «Цыленок и утенок»,
С.Маршак «Перчатки»,
С.Сулина «Добрая девочка»

    Сказку используют и врачи и психологи и педагоги, а иногда и сами родители , в том числе молодые люди, заинтересованные в решении возникшей проблемы. И каждый находит в ней тот ресурс, который  помогает ему решить его задачу.

Индивидуальная работа вызывает меньше затруднений . Ребенку легче раскрыться и при правильном подходе даже самый замкнутый ребенок охотно идет на контакт. Поэтому ,когда ко мне приходят «новенькие»  детки ,( а среди них обязательно будут те, которые будут «закрыты» , необщительны, замкнуты, стеснительны, напуганы) я очень много времени уделяю индивидуальной работе. На занятии я стараюсь вовлечь такого ребенка в работу, но, как правило,это не всегда удается. Ребенок «задерживается» после занятий   и мы несколько минут работаем с ним индивидуально. Со временем к нам подключаются еще 2-3 таких же «замкнутых» ребенка. Дети с удовольствием рисуют, слушая их, то чего «душа требует» , то, что слышим и представляем себе, то что чувствуем…

Часто мы работаем малыми группами . Здесь особенно хочется отметить работу в парах. Если ребенок выбирает себе пару по желанию ,это одно, но вот если пара случайна… Здесь главной проблемой становится непринятие партнера , чаще также мы работаем в группах по 3-4 человека . И ,конечно же , всей группой.  Особенно любят дети работу « По кругу», когда надо что – то начать рисовать, лепить, делать аппликацию, а затем по моей команде (хлопку) рисунок передается следующему и он продолжает начатое. Работаем молча е , если это мальчик и девочка.

Проигрывание эпизодов сказки, что дает возможность  ребенку  почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

Дети любят театр. Многие часто представляют себя на сцене. Поэтому «разыграть» что-то они всегда воспринимают «на Ура».

Для лучшего запоминания и воспроизведения сказок мы используем метод схематизации: представляющий собой наборы карточек отождествляющих собой определенных персонажей и обьекты. Знакомство с персонажем или объектом проходит  непосредственно перед схематизацией для того, чтоб дети в этом возрасте устанавливали взаимосвязь: персонаж (объект)  -

схема- определенное движение пальчиков ребенка. Вместе с детьми обговариваем и схематизируем объект.

                                    Примеры схематического изображения объектов:

1.Колобок.

2.Дедушка.

3.Бабушка

4.Заяц.

5.Волк.

6.Медведь.

7.Лиса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик....