Индивидуальный маршрут Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника средней группы.
рабочая программа (средняя группа)
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вледствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дана воспитателю за период с .2022 - 2023г. Сивашовой А.Н. проводила индивидуальные работа психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих затруднения в освоении основной образовательной программе.
Прилагаются индивиду маршруты:
Оценить уровень индивидуального развития детей в рамках освоения содержания программы «Мир открытий», позволяет более точно выявить речевые проблемы и определить дальнейший образовательный маршрут. В связи с этим была разработана программа по речевому развитию для детей средней группы.
Индивидуальный маршрут
Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника младшей группы.
Индивидуальный образовательный маршрут , воспитанника средней группы.
Возраст ребенка на момент составления ИМО: 4 года 6 месяца
Срок реализации ИОМ: 1 год
Целевой компонент индивидуального образовательного маршрута (диагностический паспорт).
Итоговые данные на ребенка:
Проблемные зоны | Достижения и успехи |
Трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие» Затруднения: в умении правильно произносить звуки, слова. в опознании звука в слове; в отборе предметов на заданный звук. Недостаточно развит: словарь признаков предметов, предметов, глагольный словарь, Затруднения: в составлении описательного рассказа в изменении слов по родам, числам, падежам. в словообразовании | Ребенок проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.
Не проявляет интерес к изобразительной деятельности В активном словаре преобладают существительные и глаголы, но в минимальном количестве. Ребёнок очень эмоционален, жесты выразительные. |
Направления взаимодействия с ребенком по развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию грамматического строя речи; развитию связной речи Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. |
Содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута
Таблица 1. Содержание и технология реализации ИОМ
Задачи | Условия сопровождения ребенка в деятельности (методы и приемы) | Содержание работы специалистов (формы) | Периодичность проведения |
Активизировать словарь: - расширять и активизировать словарный запас ребенка на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; - знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов; - учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту; - учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи; - знакомить с простейшими антонимами; - начинать знакомить с доступными ребенку многозначными словами разных частей речи (ручка¸ ножки, гладить, ходить, новый, сильный). Формировать грамматический строй речи: - упражнять ребенка в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без; - учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в род.п. мн.ч.; - упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании); - учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть; - упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.); - упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой; - упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.); - учить образовывать глаголы с помощью приставок; - упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.); - знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.); - обучать составлению простых предложений за счет однородных членов; Начать знакомить с видами простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные). Совершенствовать звуковую культуру речи: - развивать фонематический слух, определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом; - учить отбирать предметы с заданным звуком, длительно произнося звук, подбирать слово с заданным звуком; - уточнять и закреплять произношение звуков родного языка; - вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи; - развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности; - способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания. Развивать связную речь: - продолжать развивать диалогическую речь детей; - готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию). | метод реагирования - предоставление права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора метод строительных лесов Метод спонтанной индивидуализация Метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности применение дифференцированных заданий применение наглядности применение занимательных заданий индивидуальные занятия работа с семьёй | Д/и «Найди и назови» д/и «Из чего сделано?» по типу игры «Чудесный мешочек Д/и «Скажи какой» «Кто больше слов скажет» «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем « Закончи предложение» «Кто назовет больше действий» «Назови одним словом» «Скажи наоборот» игра «Один-много» д/и «Чего не стало?" д/и «Кто у кого?» д/и «Мячик мы ладошкой «стук», д/и «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» д/и «Угадай, чего не стало?» д/и «Доскажи слово» « Д/и «Как говорит Таня?» д/и «Тихо – громко» д/и «К кому пришел, от кого ушел волк» д/и «Узнай по описанию» д/и «Головные уборы» д/и «Опиши, я отгадаю д/ «Оденем куклу» | Ежедневно в утренний/вечерний отрезок времени 2 раза в неделю в рамках индивидуальной работы/ |
Предполагаемый результат | Степень достижения результата |
Большинство звуков произносит правильно. Понимает термины «слово», «звук», использует их в речи. Имеет представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими. Сравнивает слова по протяженности. Произносит слова, интонационно выделяя нужный звук. Использует в речи полные, распространенные предложения. Для оформления речевого высказывания правильно использует существительные, глаголы, согласовывает их окончания. Составляет описательные рассказы из 3 предложений. Пользуется средствами эмоциональной выразительности |
Индивидуальный образовательный маршрут , воспитанница средней группы.
Возраст ребенка на момент составления ИМО: 4 года 2 месяца
Срок реализации ИОМ: 1 год
Целевой компонент индивидуального образовательного маршрута (диагностический паспорт).
Итоговые данные на ребенка:
Проблемные зоны | Достижения и успехи |
Трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие» Затруднения: в умении правильно произносить звуки, слова. в опознании звука в слове; нарушение произношения звука Р; в отборе предметов на заданный звук. Недостаточно развит: словарь признаков предметов, предметов, глагольный словарь, Затруднения: в составлении описательного рассказа в изменении слов по родам, числам, падежам. в словообразовании | Ребенок проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.
Проявляет интерес к изобразительной деятельности В активном словаре преобладают существительные и глаголы, но в минимальном количестве. Ребёнок очень эмоционален, жесты выразительные. Ребенок очень активный |
Направления взаимодействия с ребенком по развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию грамматического строя речи; развитию связной речи Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постановка звука Р |
Содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута
Таблица 1. Содержание и технология реализации ИОМ
Задачи | Условия сопровождения ребенка в деятельности (методы и приемы) | Содержание работы специалистов (формы) | Периодичность проведения | |||
Активизировать словарь: - расширять и активизировать словарный запас ребенка на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; - знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов; - учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту; - учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи; - знакомить с простейшими антонимами; - начинать знакомить с доступными ребенку многозначными словами разных частей речи (ручка¸ ножки, гладить, ходить, новый, сильный). Формировать грамматический строй речи: - упражнять ребенка в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без; - учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в род.п. мн.ч.; - упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании); - учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть; - упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.); - упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой; - упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.); - учить образовывать глаголы с помощью приставок; - упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.); - знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.); - обучать составлению простых предложений за счет однородных членов; Начать знакомить с видами простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные). Совершенствовать звуковую культуру речи: - развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру; - развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; - уточнять и закреплять произношение звуков родного языка; - вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи; - способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания. Развивать связную речь: - продолжать развивать диалогическую речь детей; - готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию). - освоение связной речи при повторении текста. - развитие наблюдательности, правильной связной речи | метод реагирования - предоставление права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора метод строительных лесов Метод спонтанной индивидуализация Метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности применение дифференцированных заданий применение наглядности применение занимательных заданий индивидуальные занятия работа с семьёй | Д/и «Найди и назови» д/и «Из чего сделано?» по типу игры «Чудесный мешочек Д/и «Скажи какой» «Кто больше слов скажет» «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем « Закончи предложение» «Кто назовет больше действий» «Назови одним словом» «Скажи наоборот» игра «Один-много» д/и «Чего не стало?" д/и «Кто у кого?» Лексическая тема: «Играем с Тигрушей» Пальчиковая гимнастика В: Давай вспомним пальчиковую игру про ТИГРА Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики на левой руке) Вышел тигр погулять. (указательным и средним пальцем левой руки идем по столу) Запереть его забыли. («замок» из пальцев) Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальчики на правой руке). В:Малыш, давай вместе с Тигрушей будем соревноваться. Кто дальше укатит карандаш, если подует на него. Выработка сильной воздушной струи: Катать по столу катушку, пузырек, карандаши, игра «Футбол» - загони мяч в ворота (губы вытягиваем вперед трубочкой) В: Тигруша, для того чтобы тебе научиться произносить звук Р (рычать), нужно делать гимнастику для язычка. Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)
Просунуть язык между губами, сделать «болтушку». Д/и «Как говорит Таня?» д/и «Тихо – громко» д/и «К кому пришел, от кого ушел волк» д/и «Узнай по описанию» д/и «Головные уборы» д/и «Опиши, я отгадаю д/ «Оденем куклу» Стих А. Барто « Зайку бросила хозяйка». Занятие на прогулке:« Что изменилось на участке?» | Ежедневно в утренний/вечерний отрезок времени 2 раза в неделю в рамках индивидуальной работы/ |
Аналитическая справка
по развитию способностей детей по художественно – эстетическому развитию
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей. Выявление способных детей начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. поступила в среднюю группу, с момента поступления девочка стала проявлять интерес к рисованию. Для развития изобразительной одарённости, исходя из интересов и наклонностей девочки, разработала и реализовала индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения по обучению рисованию.
По данному направлению ведется систематическая работа на занятиях и в повседневной жизни (индивидуальная работа). Индивидуальная работа проводится 1 раза в неделю по 20 минут. Вся работа была направлена на развитие природных задатков, на раскрытие творческого потенциала ребенка, позволяющих ему самореализоваться в разнообразных видах творческой деятельности. Во всех возрастных группах, в соответствии с возрастом и с учетом индивидуальных особенностей ребенка, большое внимание уделялось ознакомлению с произведениями художников, работающих в разных жанрах: графиков, скульпторов, архитекторов, предоставлялась возможность освоить разнообразные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки; бумагу разных форматов и фактуры.
При знакомстве детей с разными видами искусства всегда стараюсь
обратить внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму, колорит, композицию. Для вовлечения ребенка в процесс восприятия и продуктивного творчества использую разнообразные приемы и формы работы: НОД, дидактические
игры, игровые ситуации, игры импровизации, просмотры презентаций. Для поддержания интереса к изобразительной деятельности дома проводится работа с родителями: консультации, беседы, совместное творчество, участие в различных конкурсах.
Данная система развивает творческие способности ребёнка, совершенствует их изобразительные умения. Результатом работы стало участие В. Даши в конкурсах различного уровня.
По данному пункту прилагается индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения развития способностей по художественно – эстетическому направлению, а также грамоты, дипломы за участие в конкурсах рисунков различного уровня.
Ф.И ребенка –
Возраст ребенка: 4 лет
Пол: женский
Группа – средняя
Воспитатель: Сивашова А.Н.
Направление способности – художественно – эстетическое.
Цель разработки индивидуального маршрута: развитие индивидуальной структуры одаренности ребенка посредством интеграции основных видов художественного и познавательного творчества для гармоничного развития одаренного ребенка.
Задачи:
*создать условия для освоения одаренным ребенком средств самовыражения;
*учить проектировать и реализовывать свою творческую деятельность;
*развивать творческие способности.
Показатели художественной одаренности:
* эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, красоту
окружающих предметов;
* с увлечением занимается изобразительной деятельностью;
* самостоятельно находит оригинальные способы создания образов, свободно входит в
нестандартную ситуацию, охотно экспериментирует, легко выбирает необходимые
для осуществления замысла изобразительные и технические средства;
*дорожит результатом своего труда, испытывает удовольствие от эстетической
деятельности, знает, как сделать работу еще лучше;
*проявляет повышенный интерес к сотворчеству со взрослым и детьми;
*видит и называет основные формы и цвета предметов, выделяет их яркие и
характерные признаки.
Периодичность занятий: 1 раза в неделю
Длительность: 15 минут
План педагогического сопровождения:
Цели | Содержание | Сроки |
Аналитический этап | ||
-Выявление предпосылок одаренности; -разработка индивидуального маршрута | 1.Педагогическая диагностика проявления одаренности: − выявление проявлений одаренности в поведении разных видах деятельности: целенаправленное изучение особенностей их в деятельности на основании данных наблюдений; − изучение его интересов, увлечений в семье с помощью бесед, анкет; − включение детей в специальные игровые и проблемно- ориентированные виды деятельности; − оценка работ, продуктов деятельности ребенка, результатов творчества. 2.Разработка индивидуального маршрута. | Сентябрь |
Практический этап работы | ||
1 Развивать способность к созданию художественных образов с ориентацией на зрительные впечатления, эмоциональные переживания. 2 Создать условия для осмысления и обобщения воспринимаемых событий и явлений через создание графически образов. 3 Формировать способность сотрудничать творческом процессе. 4 Помочь освоить позитивные средств самовыражения. | 1 Создание монотипий («Кляксы») с дорисовыванием недостающих деталей. 2 Рисование «атмосферы», осеннего ветра, с последующим дорисовыванием падающих листьев под музыкальное сопровождение. 3 Создание простой композиции из готовых форм с последующим дорисовыванием недостающих деталей. | Октябрь |
«Набрызги» Учить детей самостоятельно придумывать композиции рисунка. Познакомить с новым способом изображения снега. | Ноябрь | |
«Фотокопия рисование свечой» Вызвать интерес к зимним явлениям природы | Декабрь | |
«Рисование солью» Научить приему оформления изображения присыпание солью по мокрой краске. | Январь | |
«Рисование поролоном» Помочь освоить новый способ изображения рисование поролоновой губкой. | Февраль | |
«Живопись» Раскрыть понятие колорита живописи. | Март | |
«Рисование нитками» Продолжать рисовать нетрадиционным способам рисования. | Апрель | |
«Березка» «Батик» Познакомить с техникой рисования батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. | Май | |
27. Оформление «портфолио» | В течении года | |
28.Участие в творческих конкурсах | По желанию | |
Работа с родителями | ||
1.Ознакомить родителей (законных представителей) с понятием художественной одаренности. 2.Информировать родителей (законных представителей) о возможностях развития ребенка знакомство с программой сопровождения 3.Нацелить родителей (законных представителей) на эмоциональную поддержку ребенка 4.Индивидуально консультировать родителей (законных представителей) при возникновении личных проблем 5.Консультировать родителей (законных представителей) и разработать рекомендации по воспитанию и развитию ребенка | Информационное бюро «Будем знать!» Консультации по вопросам Информационное бюро: - «На все вопросы найдем ответ!»; - «Как развивать уверенность»; - «Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» Консультирование – рекомендации - «Создание дома индивидуальных условий для творчества». - «Художественный материал для нетрадиционного рисования». - «Игры и упражнения на развитие творческих способностей». - «Создание творческих проектов». | Сентябрь Октябрь В течении года В течении года 1 раз в квартал |
В результате проводимой работы:
- ребенок проявляет самостоятельность, инициативу; индивидуальность в процессе деятельности ; имеет творческие увлечения;
- проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве;
- экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывая художественного образа, выбор техник и способов создания изображения;
- планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность;
- адекватно оценивает собственные работы.
- Участница социальной акции, победитель регионального конкурса «Наряжаем елку вместе!»
- Победитель регионального конкурса творческих работ детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Живая планета», приуроченного Всемирному дню дикой природы, в номинации «Животные мира»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе разработан в помощь воспитателям стремящихся развивать способности детей....
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию
Хочу разместить разработанный мною индивидуальный маршрут для ребенка имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию....
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР, на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет по авторской программе "В мире эмоций".
Нами разработана коррекционно-развивающая программа "В мире эмоций", направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, на снижение уровня тревожности и развитие личностных качеств по...
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)...
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы (Речевое развитие)
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы (Речевое развитие)...
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы.
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении осн...
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии (Речевое развитие)
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии (Речевое развитие)...