Индивидуальный маршрут Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника средней группы.
рабочая программа (средняя группа)

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне  произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вледствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения,  и распределения. У этой категории детей наблюдается  сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности  в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие  мыслительных операций, снижение способности  к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять  задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют  двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются  в выполнение задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дана воспитателю за  период с .2022  -  2023г.  Сивашовой А.Н. проводила индивидуальные работа  психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих затруднения в освоении основной образовательной программе.

Прилагаются индивиду маршруты:

Оценить уровень индивидуального развития детей в рамках освоения содержания программы «Мир открытий», позволяет более точно выявить речевые проблемы и определить дальнейший образовательный маршрут. В связи с этим была разработана программа по речевому развитию для детей средней группы.

Индивидуальный маршрут

Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника младшей группы.

Индивидуальный образовательный маршрут           , воспитанника средней группы.                                     

Возраст ребенка на момент составления ИМО: 4 года 6  месяца

Срок реализации ИОМ: 1 год

Целевой компонент индивидуального образовательного маршрута (диагностический паспорт).

Итоговые данные на ребенка:

Проблемные зоны

Достижения и успехи

Трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие»

Затруднения:

в умении правильно произносить звуки, слова.

в опознании звука в слове;

в отборе предметов на заданный звук.

Недостаточно развит:

словарь признаков предметов, предметов,  глагольный словарь,

Затруднения:

в составлении описательного рассказа

в изменении слов по родам, числам, падежам.

в словообразовании

Ребенок проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.

 

Не проявляет  интерес к изобразительной деятельности

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, но в минимальном количестве.

Ребёнок очень эмоционален, жесты выразительные.

 Направления взаимодействия с ребенком по развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию грамматического строя речи; развитию связной речи

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута

Таблица 1. Содержание и технология реализации ИОМ

Задачи

Условия сопровождения ребенка в деятельности (методы и приемы)

Содержание работы

специалистов (формы)

Периодичность проведения

Активизировать словарь:

- расширять и активизировать словарный запас ребенка на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;

- знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;

- учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;

- учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи;

- знакомить с простейшими антонимами;

- начинать знакомить с доступными ребенку многозначными словами разных частей речи (ручка¸ ножки, гладить, ходить,  новый, сильный).

Формировать грамматический строй речи:

- упражнять ребенка в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без;

- учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в род.п.  мн.ч.;

- упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);

- учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;

- упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.);

- упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой;

- упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);

- учить образовывать глаголы с помощью приставок;

- упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.);

- знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.);

- обучать составлению простых предложений за счет однородных членов; Начать знакомить с видами простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Совершенствовать звуковую культуру речи:

- развивать фонематический слух, определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом;

- учить отбирать предметы с заданным звуком, длительно произнося звук, подбирать слово с заданным звуком;

- уточнять и закреплять произношение звуков родного языка;

- вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи;

- развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности;  

- способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания.

Развивать связную речь:

- продолжать развивать диалогическую речь детей;

- готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).

метод реагирования - предоставление  права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора

метод строительных лесов

 Метод спонтанной индивидуализация

Метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности

применение дифференцированных заданий

применение наглядности

применение занимательных заданий

индивидуальные занятия

работа с семьёй

Д/и «Найди и назови»

д/и «Из чего сделано?» по типу игры «Чудесный мешочек

Д/и «Скажи какой»

«Кто больше слов скажет»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

«

Закончи предложение»

«Кто назовет больше действий»

 «Назови одним словом»

«Скажи наоборот»

игра «Один-много»

д/и «Чего не стало?"

д/и «Кто у кого?»

д/и «Мячик мы ладошкой «стук»,

д/и «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

д/и «Угадай, чего не стало?»

д/и «Доскажи слово»

«

Д/и «Как говорит Таня?»

д/и «Тихо – громко»

д/и «К кому пришел, от кого ушел волк»

д/и «Узнай по описанию»

д/и «Головные уборы»

д/и «Опиши, я отгадаю

д/ «Оденем куклу»

Ежедневно в утренний/вечерний отрезок времени

2 раза в неделю в рамках индивидуальной работы/

Предполагаемый результат

Степень достижения результата

Большинство звуков произносит правильно.

Понимает термины «слово», «звук», использует их в речи. Имеет представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими.

 Сравнивает слова по протяженности. Произносит слова, интонационно выделяя нужный звук.

Использует в речи полные, распространенные предложения. Для оформления речевого высказывания правильно использует существительные, глаголы, согласовывает их окончания.

Составляет описательные рассказы из 3 предложений. Пользуется средствами эмоциональной выразительности

Индивидуальный образовательный маршрут           , воспитанница средней группы.                                               

Возраст ребенка на момент составления ИМО: 4 года 2  месяца

Срок реализации ИОМ: 1 год

Целевой компонент индивидуального образовательного маршрута (диагностический паспорт).

Итоговые данные на ребенка:

Проблемные зоны

Достижения и успехи

Трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие»

Затруднения:

в умении правильно произносить звуки, слова.

в опознании звука в слове; нарушение произношения звука Р;

в отборе предметов на заданный звук.

Недостаточно развит:

словарь признаков предметов, предметов,  глагольный словарь,

Затруднения:

в составлении описательного рассказа

в изменении слов по родам, числам, падежам.

в словообразовании

Ребенок проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.

 

 Проявляет  интерес к изобразительной деятельности

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, но в минимальном количестве.

Ребёнок очень эмоционален, жесты выразительные.

Ребенок очень активный

 Направления взаимодействия с ребенком по развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию грамматического строя речи; развитию связной речи

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постановка звука Р

Содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута

Таблица 1. Содержание и технология реализации ИОМ

Задачи

Условия сопровождения ребенка в деятельности (методы и приемы)

Содержание работы

специалистов (формы)

Периодичность проведения

Активизировать словарь:

- расширять и активизировать словарный запас ребенка на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;

- знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;

- учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;

- учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи;

- знакомить с простейшими антонимами;

- начинать знакомить с доступными ребенку многозначными словами разных частей речи (ручка¸ ножки, гладить, ходить,  новый, сильный).

Формировать грамматический строй речи:

- упражнять ребенка в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без;

- учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в род.п.  мн.ч.;

- упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);

- учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;

- упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.);

- упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой;

- упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);

- учить образовывать глаголы с помощью приставок;

- упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.);

- знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.);

- обучать составлению простых предложений за счет однородных членов; Начать знакомить с видами простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Совершенствовать звуковую культуру речи:

- развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру; 

- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

- уточнять и закреплять произношение звуков родного языка;

- вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи;

- способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания.

Развивать связную речь:

- продолжать развивать диалогическую речь детей;

- готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).

-  освоение связной речи при повторении текста.

- развитие наблюдательности, правильной связной речи

метод реагирования - предоставление  права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора

метод строительных лесов

 Метод спонтанной индивидуализация

Метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности

применение дифференцированных заданий

применение наглядности

применение занимательных заданий

индивидуальные занятия

работа с семьёй

Д/и «Найди и назови»

д/и «Из чего сделано?» по типу игры «Чудесный мешочек

Д/и «Скажи какой»

«Кто больше слов скажет»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

«

Закончи предложение»

«Кто назовет больше действий»

 «Назови одним словом»

«Скажи наоборот»

игра «Один-много»

д/и «Чего не стало?"

д/и «Кто у кого?»

Лексическая тема: «Играем с Тигрушей»

Пальчиковая гимнастика

В: Давай вспомним пальчиковую игру про ТИГРА

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики на левой руке)

Вышел тигр погулять.

(указательным и средним пальцем левой руки идем по столу)

Запереть его забыли.

(«замок» из пальцев)

Раз, два, три, четыре, пять.

(загибаем пальчики на правой руке).

В:Малыш, давай вместе с Тигрушей будем соревноваться. Кто дальше укатит карандаш, если подует на него.

Выработка сильной воздушной струи:

Катать по столу катушку, пузырек, карандаши, игра «Футбол» - загони мяч в ворота (губы вытягиваем вперед трубочкой)

В: Тигруша, для того чтобы тебе научиться произносить звук Р (рычать), нужно делать гимнастику для язычка.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)

  1. Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
  2. Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
  3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».

Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».

Д/и «Как говорит Таня?»

д/и «Тихо – громко»

д/и «К кому пришел, от кого ушел волк»

д/и «Узнай по описанию»

д/и «Головные уборы»

д/и «Опиши, я отгадаю

д/ «Оденем куклу»

Стих А. Барто « Зайку бросила хозяйка». 

Занятие на прогулке:« Что изменилось на участке?»

Ежедневно в утренний/вечерний отрезок времени

2 раза в неделю в рамках индивидуальной работы/

Аналитическая справка

по развитию способностей детей по художественно – эстетическому развитию

      Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей. Выявление способных детей начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. поступила в среднюю группу, с момента поступления девочка стала проявлять интерес к рисованию. Для развития изобразительной одарённости, исходя из интересов и наклонностей девочки, разработала и реализовала индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения по обучению рисованию.

По данному направлению ведется систематическая работа на занятиях и в повседневной жизни (индивидуальная работа). Индивидуальная работа проводится 1 раза в неделю по 20 минут. Вся работа была направлена на развитие природных задатков, на раскрытие творческого потенциала ребенка, позволяющих ему самореализоваться в разнообразных видах творческой деятельности. Во всех возрастных группах, в соответствии с возрастом и с учетом индивидуальных особенностей ребенка, большое внимание уделялось ознакомлению с произведениями художников, работающих в разных жанрах: графиков, скульпторов, архитекторов, предоставлялась возможность освоить разнообразные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки; бумагу разных форматов и фактуры.

При знакомстве детей с разными видами искусства всегда стараюсь 
обратить внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму, колорит, композицию. Для вовлечения ребенка в процесс восприятия и продуктивного творчества использую разнообразные приемы и формы работы: НОД, дидактические 
игры, игровые ситуации, игры  импровизации, просмотры презентаций. Для поддержания интереса к изобразительной деятельности дома проводится работа с родителями: консультации, беседы, совместное творчество, участие в различных конкурсах.

Данная система развивает творческие способности ребёнка, совершенствует их изобразительные умения. Результатом работы стало участие В. Даши в конкурсах различного уровня.

По данному пункту прилагается индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения развития способностей по художественно – эстетическому направлению, а также грамоты, дипломы за участие в конкурсах рисунков различного уровня.

Ф.И ребенка –

Возраст ребенка: 4 лет

Пол: женский

Группа – средняя

Воспитатель: Сивашова А.Н.

Направление способности – художественно – эстетическое.

 Цель разработки индивидуального маршрута: развитие индивидуальной структуры одаренности ребенка посредством интеграции основных видов художественного и познавательного творчества для гармоничного развития одаренного ребенка.

Задачи:

*создать условия для освоения одаренным ребенком средств самовыражения;

*учить проектировать и реализовывать свою творческую деятельность;

*развивать творческие способности.

Показатели художественной одаренности:

* эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, красоту

окружающих предметов;

* с увлечением занимается изобразительной деятельностью;

* самостоятельно находит оригинальные способы создания образов, свободно входит в

нестандартную ситуацию, охотно экспериментирует, легко выбирает необходимые

для осуществления замысла изобразительные и технические средства;

*дорожит результатом своего труда, испытывает удовольствие от эстетической

деятельности, знает, как сделать работу еще лучше;

*проявляет повышенный интерес к сотворчеству со взрослым и детьми;

*видит и называет основные формы и цвета предметов, выделяет их яркие и

характерные признаки.

Периодичность занятий: 1 раза в неделю

Длительность: 15 минут

План педагогического сопровождения:

Цели

Содержание

Сроки

Аналитический этап

-Выявление предпосылок одаренности;

-разработка индивидуального маршрута

1.Педагогическая диагностика

проявления одаренности:

 выявление проявлений одаренности

в поведении разных видах деятельности: целенаправленное изучение особенностей их в деятельности на основании данных наблюдений;

 изучение его интересов, увлечений в семье с помощью бесед, анкет;

 включение детей в специальные

игровые и проблемно- ориентированные виды деятельности;

 оценка работ, продуктов деятельности ребенка, результатов творчества.

2.Разработка индивидуального маршрута.

Сентябрь

Практический этап работы

1 Развивать способность к созданию художественных образов с ориентацией на зрительные впечатления, эмоциональные переживания.

2 Создать условия для осмысления и обобщения воспринимаемых событий и явлений через создание графически образов.

3 Формировать способность сотрудничать творческом процессе.

4 Помочь освоить позитивные средств самовыражения.

1 Создание монотипий («Кляксы»)

с дорисовыванием недостающих деталей.

2 Рисование «атмосферы», осеннего ветра, с последующим дорисовыванием падающих листьев под музыкальное сопровождение.

3 Создание простой композиции из готовых форм с последующим дорисовыванием недостающих деталей.

Октябрь

«Набрызги»

Учить детей самостоятельно придумывать композиции рисунка. Познакомить с новым способом изображения снега.

Ноябрь

«Фотокопия рисование свечой»

Вызвать  интерес к зимним явлениям природы

Декабрь

«Рисование солью»

Научить приему оформления изображения присыпание солью по мокрой краске.

Январь

«Рисование поролоном»

Помочь  освоить новый способ изображения рисование поролоновой губкой.

Февраль

«Живопись»

Раскрыть  понятие колорита живописи.

Март

«Рисование нитками»

Продолжать рисовать нетрадиционным способам рисования.

Апрель

«Березка»

«Батик»

Познакомить с техникой рисования батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.

Май

27. Оформление «портфолио»

В течении года

28.Участие в творческих конкурсах

По желанию

Работа с родителями

1.Ознакомить родителей (законных представителей) с понятием художественной одаренности.

2.Информировать

родителей (законных

представителей) о

возможностях

развития ребенка

знакомство с

программой

сопровождения

3.Нацелить родителей

(законных представителей) на эмоциональную поддержку ребенка

4.Индивидуально консультировать родителей (законных представителей) при возникновении личных проблем

5.Консультировать родителей (законных представителей) и

 разработать рекомендации по

воспитанию и развитию ребенка

Информационное бюро «Будем знать!»

Консультации по вопросам

Информационное бюро:

- «На все вопросы найдем ответ!»;

- «Как развивать уверенность»;

- «Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка»

Консультирование – рекомендации

- «Создание дома индивидуальных условий для творчества».

- «Художественный материал для нетрадиционного рисования».

- «Игры и упражнения на развитие творческих способностей».

- «Создание творческих проектов».

Сентябрь

Октябрь

В течении года

В течении года

1 раз в квартал

В результате проводимой работы:

- ребенок проявляет  самостоятельность, инициативу; индивидуальность в процессе деятельности ; имеет творческие увлечения;

- проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве;

- экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывая художественного образа, выбор техник и способов создания изображения;

- планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность;

- адекватно оценивает собственные работы.

- Участница социальной акции, победитель регионального конкурса «Наряжаем елку вместе!»

- Победитель регионального конкурса творческих работ детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Живая планета», приуроченного Всемирному дню дикой природы, в номинации «Животные мира»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения способных воспитанников по развитию речи в средней группе разработан в помощь воспитателям стремящихся развивать способности детей....

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию

Хочу разместить разработанный мною индивидуальный маршрут для ребенка имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР, на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет по авторской программе "В мире эмоций".

Нами разработана коррекционно-развивающая программа "В мире эмоций", направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, на снижение уровня тревожности и развитие личностных качеств по...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы (Речевое развитие)

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы (Речевое развитие)...

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы.

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении осн...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии (Речевое развитие)

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии (Речевое развитие)...