Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР, на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет по авторской программе "В мире эмоций".
рабочая программа (старшая группа)
Нами разработана коррекционно-развивающая программа "В мире эмоций", направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, на снижение уровня тревожности и развитие личностных качеств посредствам игровой терапии и отечественной мультипликации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
Ф.И.О. ребенка:
Группа: старшая возрастная группа (5-6 лет)
Диагноз:
Направление: развитие эмоционально-волевой сферы.
№ занятий | Тема и цель занятия | Формы, методы занятий |
1 | Радость – 1 Цель: Познакомить детей с эмоцией радость и ее графическим изображением; развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. | Приветствие; Знакомство с пиктограммой «радость»; Игра «Солнечный зайчик»; Этюд «Встреча с другом»; Упражнение «Радуюсь, когда…»; Рисование «Радость»; Игра «Дракон»; Игра «Доброе животное»; Прощание |
2 | Радость – 2. Просто так. Цель: Продолжать знакомить с чувством радости; развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого субъекта (человек, животное) | Приветствие (имя+ движение); Беседа о радости; Игра «Рычи-лев,стучи-поезд»; Этюд «Хорошее настроение»; Этюд «Умка»; Игра «Азбука настроения»; Просмотр и беседа по м/ф «Просто так»; Этюд «Подарок-подними настроение» Игра «Доброе животное»; |
3 | Радость – 3. Одуванчик. Цель: Расширить представление детей об эмоциях; формировать положительные чувства через улыбку; расширять представление детей о поступках, которые приносят радость | Приветствие пением имя ребенка; Упражнение «Зеркало»; Игра-пантомима «Я-«медвежонок». Я радуюсь, когда..»; Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»; Просмотр и беседа по м/ф «Одуванчик»; Этюд «Рассмеши меня»; Прощание. |
4 | «Мое веселое настроение». Цель: Тренировать радостные эмоции; развивать умение понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширять представление детей о поступках, которые приносят радость; развивать внимание к своим эмоциональным ощущениям. | Приветствие посредством свечи. Упражнение «Моя улыбка похожа на..»; Упражнение «Вспоминалки»; Упражнение «Разноцветные шары»; Просмотр и беседа по м/ф «Песенка радости»; Этюд «Моя песенка радости»; Игра «Пожелания»; Прощание. |
5 | Страх-1. «Ежик в тумане». Цель: Познакомить детей с чувством страха и его графическим изображением; изучение выражения эмоциональных состояний в мимике, снять напряжение мышц лица. | Приветствие посредством свечи; Знакомство с пиктограммой «Страх»; Игра «Солнечный зайчик» и упражнение «Зеркало»; Этюд «Про девочку Галю»; Этюд «Как котенок потерялся»; Просмотр и беседаи по м/ф «Ежик в тумане»; Этюд «Отважный ежик»; Игра «Доброе животное»; Прощание. |
6 | Страх-2. «Крошка Енот». Цель: Продолжить знакомство с чувством страха; учить детей выражать чувство страха в рисунке; знакомство со способами избавления от страха; развивать эмпатию, умение сопереживать другим. | Приветствие «Я рада тебя видеть»; Этюд «Спаси птенца»; Игра «Смеяться запрещается»; Этюд «Ваза»; Рисование «Нарисуй того, кого боишься»; Упражнение «Победим страх»; Просмотр и беседа по м/ф «Крошка Енот»; Этюд «Испуг-радость»; Прощание. |
7 | Страх-3. «Победим страх». Цель: Расширение представлений продолжать учить детей узнавать чувство по его проявлениям. | Приветствие. Игра «Паровоз»; Настольный театр. игра «Историю о Одюдюке»; Игра «Посмеемся над страхами»; Просмотр и беседа м/ф «Кентервильское привидение»; Прощание. |
8 | Страх-4. «Маленький гном и Баба-Яга». Цель: Способствовать ослаблению тревожного состояния и страхов. | Приветствие; Просмотр и беседа м/ф «У страха глаза велики»; Этюд «Смелый кот»; Прощание. |
9 | Удивление-1. «Живая шляпа». Цель: Познакомить детей с эмоций «удивление» и ее графическим изображением; снять психомышечное напряжение, развивать воображение. | Приветствие с разной интонацией голоса; Знакомство с пиктограммой «Удивление»; Упражнение «Зеркало»; Этюд «Живая шляпа»; Этюд «фокусник в цирке»; Рисунок «Нарисуй портрет»; Прощание. |
10 | Удивление -2 «Человек рассеянный». Цель: Расширить представление детей об эмоции «удивление»; снятие психологического напряжения, развивать воображение. | Приветствие «Я рада тебя видеть!»; Упражнение «Прогулка по сказочному лесу» -удивление; Упражнение «Маски»; Упражнение «Я удивляюсь, когда…»; Просмотр и беседа по м/ф «Человек рассеянный» и беседа; Этюд «Как я могу удивляться разным вещам» Прощание. |
11 | Самодовольство. «Хвастунья». Цель: Познакомить детей с эмоцией «самодовольство» и ее графическим изображением; снятие психологического напряжения. | Приветствие. «Игра с именами»; Знакомство с пиктограммой «самодовольство»; Упражнение «Я удивляюсь, когда…»; Этюд «Мышка-хвастунья» (проигрывание сказки); Чтение сказки «О хвастливом бантике»; Просмотр и беседа по м/ф «Павлиний хвост»; Этюд «Хвастливый медведь»; Прощание. |
12 | «Мы узнали много нового». Цель: Закрепление умения детей выражать свои эмоции (чувства) с помощью слов, позы, мимики и жестов; развивать умение детей сравнивать эмоции по картинке. | Приветствие. «Паровозик с именем»; Игра «Азбука настроений» (составление рассказа, используя знакомые эмоциональные оттенки); Чтение потешки с разными чувствами: радость, страх, удивление и хвастовство; Упражнение «Сравниваем эмоции»; Прощание. |
13 | Злость. «Леопольдушка». Цель: Познакомить детей с эмоцией «гнев» и ее графическим изображением; способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами; ослабление агрессивного поведения; учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение. | Приветствие. «Доброе утро»; Знакомство с пиктограммой «злость»; Этюд «Сердитый дедушка»; Игра «Сражение с шарфами»; Упражнение «Шкала злости»; Игра «Доброе животное»; Просмотр м/ф «кота Леоподьда» (серия «Таблетка для злости»); Этюд «Озверевший кот»; Прощание. |
14 | «Когда опасен гнев?». Цель: Расширять представление детей об эмоции «злость, гнев»; продолжение формирования навыков устранения злости; снижение психофизического напряжения. | Приветствие с помощью свечи; Упражнение «Решим проблемную ситуацию»; Беседа «Почему человек злиться?»; Просмотр фрагмента «Сказки о рыбаке и рыбке» и разыгрывание эпизода; Рисуем злость и советы по управлению злостью; Игра «Дракон кусает с вой хвост»; Прощание. |
15 | «Можно ли справиться со злостью?». Цель: Формировать осознание последствий агрессивных способов защиты; обучить способам снятия напряжения; развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим. | Приветствие; Упражнение «Решим проблемную ситуацию»; Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!»; Упражнение «Я злюсь, когда…»; Беседа «Как побороть зло и стать добрее»; Просмотр и беседа по м/ф «Первый раз»; Советы по управлению злостью; Прощание. |
16 | Грусть. «Золушка». Цель: Познакомить детей с эмоцией «грусть» и ее графическим изображением; формировать умение выражать эмоции. | Приветствие; Знакомство с пиктограммой «грусть»; Упражнение «Покажи эмоцию»; Просмотр м/ф «Золушка»; Этюд « Грустная Золушка»; Сказка «Маша и сандалики»; Прощание. |
17 | «Как тоску одолеть?». Цель: Расширять представление детей об эмоции «тоска-грусть»; закреплять знания о полученных эмоциях в рисунке. | Приветствие; Просмотр м/ф «Как тоску одолеть»; Игра «Я грущу, когда…»; Этюд «Глаза в глаза»; Прощание. |
18 | Вина.«Раз – горох. Два - горох». Цель: Познакомить детей с новой эмоцией «вина-стыд» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эмоции с помощью мимики, позы, жестов; закреплять знания о полученных эмоциях; учить составлять эмоциональные цепочки по содержанию произведения. | Приветствие «Я рада тебя видеть»; Знакомство с пиктограммой «вина, стыд»; Этюд «Косточка» (рассказ Л. Н. Толстого); Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда…»; Просмотр м/ф «Раз – горох, два - горох»; Игра –инсценировка «Путешествие гусеницы»; Прощание. |
19 | «Когда нам стыдно?». Цель: Расширять представление детей об эмоции «вина-стыд»; учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции; познакомить со способами релаксации для снятия напряжения. | Приветствие «Шум волны»; Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»; Этюд «Грибники»; Упражнение «Мне стыдно, когда…»; Рисунок «Мой стыд»; Беседа «Когда тебе стыдно, то ты сам себе поможешь»; Прощание. |
20 | «Мы признаем свою вину». Цель: Формирование умения анализировать чувство страха, вины и действия, которые могут быть связаны с ними и устранять через беседу; расширять представления о последствиях защитной реакции т- перекладывание своей вины на других. | Приветствие «Движок»; Упражнение «Решим проблемную ситуацию»; Беседа «Почему мы перекладываем свою вину на другого»; Рисование на тему «Мое настроение»; Беседа «Советы Незнайки как улучшить свое настроение»; Прощание. |
21 | Обида. «Обидчик». Цель: Познакомить детей с эмоцией «обида» и ее графическим изображением; учить выражать негативные чувства в символической форме; познакомить со способами управления эмоцией «обида». | Приветствие «Пение имен»; Знакомство с пиктограммой «обида»; Беседа «Меня обидели»; Упражнение «Обидчик»; Упражнение «Я обижаюсь, когда…»; Просмотр м/ф «Обида»; Совет Незнайки; Упражнение «Небо»; Прощание. |
22 | Отвращение, брезгливость.«Принцесса и нищий». Цель: Познакомить детей с эмоцией «отвращение» и ее графическим изображением; закреплять умение в словесной форме выражать свои чувства; развивать навыки общения. | Приветствие; Знакомство с эмоцией «вины»; Этюд «Соленый чай»; Упражнение «Кто что не любит»; Игра «Соберем мусор»; Просмотр и беседа по м/ф «Принцесса и нищий»; Рисунок «Новая эмоция»; Прощание. |
23 | Зависть. «Заюшкина избушка». Цель: Познакомить детей с эмоцией «зависть» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов; учить адекватному сопоставлению поступка | Приветствие со свечой; Знакомство с пиктограммой «зависть»; Упражнение «Зеркало»; Упражнение «Завистники»; Этюд «Завистливая Белочка»; Просмотр и беседа м/ф «Заюшкина избушка»; Прощание. |
24 | «Зависть – это не всегда плохо». Цель: Закреплять умение выражать эмоцию «зависть»; развивать активный словарь эмоциональных с состояний; закреплять умение детей сравнивать эмоции на фото и на картинке; продолжать учить адекватному сопоставлению поступка и эмоции. | Приветствие; Упражнение «Что нам показывает поза»; Игра «Отгадаем настроение сказочных героев»; Беседа «Зависть – это не всегда плохо»; Этюд «Трудолюбивый Ежик»; Прощание. |
25 | «Взлохмаченные человечки». Цель: Закреплять полученные знания об эмоциях «радость», «страх», «удивление». «самодовольство», «злость/гнев», «грусть», «вина», «обида», «брезгливость», «зависть»; развивать умение передавать эмоции художественными средствами. | Приветствие; Игра «Отгадай настроение»; Рисунок «Взлохмаченные человечки»; Просмотр м/ф по желанию детей; Прощание. |
Литература:
1. И.Н. Монакова «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников»;
2. С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию
Хочу разместить разработанный мною индивидуальный маршрут для ребенка имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию....
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 4-5 лет
Материал составлен по "Рабочей тетераде дошкольника", 30 занятий для успешного развития ребенка 4 лет, автор Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В....
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 5-6 лет
Материал составлен по "Рабочей тетради дошкольника", 30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет, авторы Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербина С.В....
Авторская разработка коррекционно-развивающих занятий к программе: "В мире эмоций" (подробное описание образовательного маршрута сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.
Предлагаем педагогическому сообществу подробное описание циклов коррекционно-развивающих занятий "В мире эмоций" для детей 5-6 лет. Данная авторская программа так же рассчитана и на коррекци...
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 6-7 лет
Материал составлен по "Рабочей тетради дошкольника", 30 занятий для успешной подготовки ребенка к школе. Авторы С.В.Гаврина, Н.Л.Кутявина...
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...