Технология разработки дополнительной образовательной программы
проект

Харалгина Наталия Александровна

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация дополнительных образовательных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Харалгина Наталия Александровна

старший воспитатель

КУ «Детский

противотуберкулезный санаторий

 имени Е.М. Сагандуковой»

г.Ханты-Мансийск

 

Технология разработки дополнительной образовательной программы

Дополнительное образование детей – новый вид в структуре российской образовательной системы, созданной на основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик.

   Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических  ценностях педагогики  сотрудничества.

    Специфические условия дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы.  Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние – свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жестокой оценки и регламентации.

    Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация дополнительных образовательных программ.

Дополнительная образовательная программа

  •  это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат;
  •   индивидуальный образовательный маршрут обучающихся, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, гарантированный этой образовательной программой.

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон), образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются  основные и дополнительные общеобразовательные  программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся  образовательные программы  различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №233), и в иных  учреждениях,  имеющих соответствующие лицензии  (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ 

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении  определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в  полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном  законодательством  Российской Федерации порядке,  согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной).
  • Современным образовательным технологиям, отраженным в  принципах обучения(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечня необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Быть направлено на:

  • Создание условий для развития личности ребенка;
  • Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • Профилактику асоциального поведения;
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
  • Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • Укрепление психического и физического здоровья ребенка;
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура  программы дополнительного образования детей

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей:

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

  • Наименование образовательного учреждения;
  • Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • Название дополнительной образовательной программы;
  • Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • Срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов), дополнительной образовательной программы;
  • Название города, населенного пункта в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
  • Год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

  • Направленность дополнительной образовательной программы;
  • Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • Цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • Формы и режим занятий;
  • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  • Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, Учебно-исследовательские конференции и др.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

  • Перечень разделов, тем;
  • Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и  практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

  • Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов,  экскурсий, конкурсов, конференций);
  • Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работ и т.д.
  1. Список  использованной  литературы.

Технология разработки

дополнительной образовательной программы

Раздел

Прог

раммы

Содержание структурных

компонентов программы

Требования

к содержанию раздела

1.

Титульный лист

  • Наименование образовательного учреждения.
  • Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа.
  • Название дополнительной образовательной программы.
  • Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа.
  • Срок реализации дополнительной образовательной программы.
  • Ф.И.О, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы.
  • Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа.

- Год разработки дополнительной образовательной программы

2.

                                                                    Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной образовательной программы (научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, естественнонаучная).

2. Новизна введение изучения новых  образовательных областей, новых технологий, видов деятельности (для программ, претендующих называться авторскими).

3. Актуальность программы (ориентация на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования).

4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

5. Педагогическая целесообразность (история предмета, педагогическое кредо, принципы программы, основополагающие идеи рода практической или научной деятельности и т.д. по усмотрению педагога)

6. Цель и задачи дополнительной образовательной программы. Цель формулируется для полного курса программы. Задачи формируются для каждого года обучения последовательно по мере усложнения.

ЦЕЛЬ – предполагаемый результат образовательного процесса. Цель и задачи должны соответствовать целям и задачам учреждения.

  1. Образовательный процесс общеразвивающей направленности: Цель может быть:

А) создать условия для формирования здорового образа жизни посредством … деятельности (для программ спортивно-оздоровительного направления);

В данном разделе необходимо указать место данной предметной области в системе образования и связь данной программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами, а также отличительные особенности программы от уже существующих в данной области.

Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучаемого: знать и уметь, иметь представления и научиться.

Б) содействовать развитию индивидуальный способностей детей в … (например, художественно-эстетической деятельности) (для программ, развивающих художественную одаренность);

В) содействовать удовлетворению образовательных потребностей детей в …, деятельности (для познавательных программ).

  1.  Образовательный процесс досугового типа: Цель может быть:  Содействовать организации содержательного досуга детей.
  2.    Образовательный процесс обучающей направленности: Цель может быть: Способствовать приобретению знаний и навыков в … деятельности.

4) Образовательный процесс специализированного типа: Цель

может быть: Создавать условия для оказания психолого-педагогической, социально-психологической, специальной помощи детям, посредством … деятельности.

Задачи образовательных программ:

Обучающие:

  • развитие познавательного интереса к чему-либо
  • включение в познавательную деятельность
  • приобретение определенных ЗУНов
  • развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.

Развивающие:

  • развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность и т.д.;
  • формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.

При этом описание должно проводится в соответствующих данной деятельности терминах. Цель должна быть реальна, достижима, измеряема.

Цель формулируется для полного курса программы. Задачи формируются для каждого года обучения последовательно по мере усложнения.

В определении задач должны быть конкретизированы цель, ступени ее достижения, способ решения на каждом этапе реализации цели.

Воспитательные:

  • формирование у воспитанника социальной активности, гражданской позиции;
  • культуры общения и поведения в социуме
  • навыков здорового образа жизни и т.д.

Формулирование задач не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

7. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

- состав группы (постоянный, переменный; мальчики, девочки и т.д.)

- особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный)

- базовые знания

8. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: продолжительность образовательного процесса, этапы

А) одноступенчатый образовательный процесс (с указанием периода времени);

Б) многоступенчатый (указать):

- наименование ступеней и период времени каждого из них;

- признаки, отличающие одну ступень от другой.

Сформулировать задачу – значит указать направленность усилий педагога на получение заданного результата к фиксированному моменту времени.

Другими словами, цель – это общая стратегия действий, задач - тактика деятельности.

Здесь отмечаются основные возрастные особенности детей, которым адресована программа.

В этом разделе можно также выделить определенные этапы обучения, объяснять чем они отличаются по содержанию и организации.

9. Формы и режим занятий.

Форма детского образовательного объединения (кружок, студия, школа, лаборатория, мастерская, секция, ансамбль и др.)

Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

- общее кол-во часов в год,

- кол-во часов  и занятий в нед.,

- периодичность занятий.

10. Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • ЗУНы (что воспитанник должен знать и уметь);
  • качества личности (которые могут развиваться в ходе занятий);
  • система отслеживания и оценивания результатов обучения.

В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу, знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение – с практическими. Если программа рассчитана более чем на год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов. Кроме перечня знаний и умений учащихся, результатами могут быть изменения в познавательных интересах (мышление, воображение и т.д.), в практических умениях и навыках – в изменении соотношения репродуктивной и продуктивной сферой, в появлении стремления к творчеству.

В процессе работы над этим разделом следует учитывать требование о соответствии  поставленным в программе целям предполагаемому результату реализации программы. необходимо при определении результата отразить также достижение основных целей: обучения, развития, воспитания.

Обязательное требование

- разработка системы проверки результативности.

11. Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестиваль, соревнования, конференции).

Как уже говорилось, контроль может проводиться в разных формах:

- творческие задания, тесты, анкеты;

- диагностика личностного роста

- участие в конкурсах.

3.

                                                                      Учебно-тематический план

  1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса:

- перечень разделов тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические часы.

Учебно-тематический план включает распределение часов по разделам и темам в пределах установленного времени (САНПиН).

Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета.

В учебный план целесообразно включить часы, затраченные на контрольные формы работы, на коллективные дела, на выезды, экскурсии и т.д.

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2.

Техника безопасности

I.

1.1

Название разделов

Название темы

………………..

3.

Итоговое занятие

Итого часов

Учебно-тематический план должен быть представлен в виде таблицы.

Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий.

4.

                                                         Содержание изучаемого курса

Содержание изучаемого курса раскрывается через краткое описание разделов и тем: название темы из учебного плана с раскладкой на теоретическое освоение темы с указанием количества часов и практические упражнения или задания с указанием часов.

  Кратко описать темы означает:

- указать ее название,

- перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы,

- указать в каких формах организуется образовательный процесс.

   Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет вводное занятие).

  Содержание бесед можно провести в виде тезисов. В практической части указываются названия практических работ и формы их проведения. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она проводится и по возможности ее содержание.

   Для 2-го, 3-го и более года обучения следует продумать темы проектов и других форм самостоятельной работы (в том числе исследовательской) для сообщений на общем занятии с целью их защиты или обсуждения.

   Тем в содержании курса должно быть столько же, сколько в учебном плане. В тему могут не входить теоретические или практические часы в зависимости от содержания и видов деятельности.

Этот раздел подробно раскрывает содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. В каждой теме указываются формы практической работы, методика их проведения и фиксация результатов.

Возможно раскрытие формы организации учебных занятий (учебные, практические, лабораторные, полевая практика и т.д.). Если педагог организует индивидуаль

ные занятия, то необходимо указать это.

Изложение содержания программы ведется в именительном падеже.

5.

                 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу

(игры, беседа, поход, экскурсии, конкурс, конференции)

- аудиторное занятие;

- внеаудиторное занятие;

- досуговая форма;

  1. Приемы и методы организации УВП

Педагогические способы взаимодействия с детьми (способы передачи и основания знаний, умений, разнообразие, комплексность, соответствие содержанию, возрасту учащихся):

  • объяснительно-иллюстративные;
  • практические (опыт, упражнения, выполнение заданий, основные технологий);
  • гностические (организация мыслительных операций – проблемно-поисковые, проблемные ситуации и др.);
  • методы исследования (эксперимент, экспедиция, проблемный анализ и др.).

методы стимулирования и мотивации.

Эмоциональные методы:

  • поощрение;
  • порицание;
  • учебно-познавательная игра;
  • создание ярких наглядных образных представлений;
  • создание ситуации успеха;
  • свободный выбор заданий.

Познавательные методы:

  • опора на жизненный опыт;
  • создание проблемной ситуации;
  • выполнение творческих заданий.

Социальные методы:

  • создание ситуации взаимопомощи;
  • поиск контактов и сотрудничества;
  • заинтересованность в результатах;
  • взаимопроверка;
  • рецензирование.

В разделе необходимо подробно остановиться на методике учебной работы с детьми, представить как излагается теория предмета, какие технологии и методики (разноуровневого обучения, интенсивного, развивающего обучения и т.д.) используются в обучении. учитывая необходимость достижения трех основных целей любых образовательных программ (обучения, развития, воспитания), необходимо подробно рассмотреть методы воспитательного процесса и формы взаимодействия с семьей.

  1. Дидактический материал.

4.Техническое оснащение занятий.

В разделе должны быть указаны все необходимые условия реализации:

- сведения о помещении, в котором должны проводиться занятия;

- перечень оборудования и материалов, необходимых для занятия;

- сведения о методическом обеспечении (наглядные пособия, аудио-, видеосредства, раздаточные материалы, эскизы, схемы);

- возможно указание предполагае

мых расходов.

6.

                                            Список литературы

Библиография

- список литературы для педагогов;

- список литературы для детей.

ОБРАЗЕЦ ОПИСАНИЯ КНИГ

  1. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Номинация художественная. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  3.    Буйлова Л.Н. «Оценка результатов      

   деятельности в центре детского и  

  юношеского творчества «Бибирево». –

  ж. Дополнительное образование: № 2, 2003.

Как правило, автор программы приводит перечень использованной им литературы, а также рекомендуемой воспитанникам.

Перечни необходимо оформить в соответствии с библиографическими требованиями в алфавитном порядке.

Список литературы

  1. Галамазова О.А. Инновационный потенциал образовательной программы педагога // «Внешкольник», 2007. №3, стр.19.
  2. Горский В.А., Попова Г.Н., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Рекомендации о порядке разработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД // «Дополнительное образование», 2005. №2, стр.5
  3. Каргина З.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // «Внешкольник», 2006. №5, стр.11.
  4. Косарева Е.П., Чернышева М.П. Параметры и критерии оценки дополнительных образовательных программ в УДОД (рекомендации в помощь методистам и руководителям ОУ) // «Дополнительное образование и воспитание», 2007. №7, стр. 13.
  5. Логинова Л.Г. Контроль качества образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей // «Методист», 2005. №3, стр.52.
  6. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей // «Внешкольник», 2007. №1, стр.19.
  7. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога (информационно-методический сборник, выпуск №5).  Санкт-Петербург, 2010.
  8. Ривкин Е.Ю. Алгоритмы составления образовательной программы в системе дополнительного образования (на примере туристско-краеведческого объединения учащихся) // «Образование в современной школе», 2003. №10, стр.47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Разработка и реализация дополнительных образовательных программ в ДОО.

Консультация для воспитателей и специалистов ДОО....

Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы

методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы...

Собственная методическая разработка. Дополнительная образовательная программа "Будем говорить правильно".

Данная рабочая программа разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Методическая разработка ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мастерилка»

Подготовка детей к школе – одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Развитие мелкой моторики и координации движений руки – важный момент такой подготовки. Об...

Методическая разработка. Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию. "Растём патриотами". Для детей второй группы раннего возраста.

Актуальность: В наше время, под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура великого русского народа, которая складывала...