Технология разработки дополнительной образовательной программы
проект
Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация дополнительных образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razrabotki_dopolnitelnoy_obrazovatelnoy_programmy.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Харалгина Наталия Александровна
старший воспитатель
КУ «Детский
противотуберкулезный санаторий
имени Е.М. Сагандуковой»
г.Ханты-Мансийск
Технология разработки дополнительной образовательной программы
Дополнительное образование детей – новый вид в структуре российской образовательной системы, созданной на основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик.
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.
Специфические условия дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние – свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жестокой оценки и регламентации.
Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация дополнительных образовательных программ.
Дополнительная образовательная программа
- это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат;
- индивидуальный образовательный маршрут обучающихся, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, гарантированный этой образовательной программой.
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон), образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной).
- Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечня необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Быть направлено на:
- Создание условий для развития личности ребенка;
- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- Профилактику асоциального поведения;
- Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- Укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Структура программы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей:
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- Наименование образовательного учреждения;
- Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- Название дополнительной образовательной программы;
- Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- Срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов), дополнительной образовательной программы;
- Название города, населенного пункта в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- Год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- Направленность дополнительной образовательной программы;
- Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- Цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- Формы и режим занятий;
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, Учебно-исследовательские конференции и др.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
- Перечень разделов, тем;
- Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций);
- Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работ и т.д.
- Список использованной литературы.
Технология разработки
дополнительной образовательной программы
Список литературы
- Галамазова О.А. Инновационный потенциал образовательной программы педагога // «Внешкольник», 2007. №3, стр.19.
- Горский В.А., Попова Г.Н., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Рекомендации о порядке разработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД // «Дополнительное образование», 2005. №2, стр.5
- Каргина З.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // «Внешкольник», 2006. №5, стр.11.
- Косарева Е.П., Чернышева М.П. Параметры и критерии оценки дополнительных образовательных программ в УДОД (рекомендации в помощь методистам и руководителям ОУ) // «Дополнительное образование и воспитание», 2007. №7, стр. 13.
- Логинова Л.Г. Контроль качества образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей // «Методист», 2005. №3, стр.52.
- О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей // «Внешкольник», 2007. №1, стр.19.
- Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога (информационно-методический сборник, выпуск №5). Санкт-Петербург, 2010.
- Ривкин Е.Ю. Алгоритмы составления образовательной программы в системе дополнительного образования (на примере туристско-краеведческого объединения учащихся) // «Образование в современной школе», 2003. №10, стр.47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Разработка и реализация дополнительных образовательных программ в ДОО.
Консультация для воспитателей и специалистов ДОО....
Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы
методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы...
Собственная методическая разработка. Дополнительная образовательная программа "Будем говорить правильно".
Данная рабочая программа разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Методическая разработка ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мастерилка»
Подготовка детей к школе – одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Развитие мелкой моторики и координации движений руки – важный момент такой подготовки. Об...
Методическая разработка. Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию. "Растём патриотами". Для детей второй группы раннего возраста.
Актуальность: В наше время, под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура великого русского народа, которая складывала...