Разработка и реализация дополнительных образовательных программ в ДОО.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для воспитателей и специалистов ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для оформления кружковой работы в ДОО | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка и реализация
дополнительных образовательных программ в ДОО.
Согласно главе 10 ст.75 ФЗ - №273
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные образовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные образовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
3. К освоению дополнительных образовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Целями и задачами дополнительных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи, с чем содержание дополнительных образовательных программ должно:
• соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основ
ному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
• быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Реализуя, дополнительное образование образовательная организация должна иметь программу дополнительного образования.
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные и металогические материалы.
Дополнительная развивающая программа является локальным нормативным документом, поэтому должна пройти разработку, рассмотрение и утверждение в определённом порядке.
При разработке дополнительной образовательной программы (программ) для педагогических работников основными нормативными документамиявляются следующие:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН;
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Устав учреждения.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение и условия реализации программы.
- Список литературы.
- Приложения
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать;
- наименование образовательного учреждения, учредителя;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- полное название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
При оформлении титульного листа общеобразовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97. (приложение №1)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует
раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
от уже существующих образовательных программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью образовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы.
Направленность дополнительных образовательных программ:
- Военно-патриотическая,
- Физкультурно-спортивная,
- социально - педагогическая,
- эколого-биологическая,
- научно-техническая,
- спортивно-техническая,
- художественная,
- туристско-краеведческая,
- социально-экономическая,
- естественно-научная.
Новизна программы.
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
- Новое решение проблем дополнительного образования;
- Новые методики преподавания;
- Новые педагогические технологии в проведении занятий;
- Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.
Актуальность программы.
- ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.Актуальность может базироваться на:
- анализе социальных проблем,
- материалах научных исследований,
- анализе педагогического опыта,
- анализе детского или родительского спроса,
- современных требованиях модернизации системы образования,
- потенциале образовательного учреждения;
- социальном заказе муниципального образования и др. факторах.
Педагогическая целесообразность.
подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.(Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995).
В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной развивающей программы:
- выбранных форм,
- методов образовательной деятельности,
- средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),
- организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ дополнительной развивающей программы.
Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов.Словарь русского языка).
- Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
- Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.
При формулировании цели необходимо придерживаться принципов научности, конкретности, современности, задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо - в логике комплементарности (дополнения до целой цели), при этом задачи не должны выходить за рамки цели.
В формулировки цели и задач следует отражать возраст детей, направленность и длительность программы.
ЦЕЛЬ программы дополнительного образования детей должна быть сформулирована в виде идеально представленного достижимого желаемого педагогического результата.
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛИ:
- Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, математического и логического мышления детей.
- Создание условий для освоения обучающимися навыков самостоятельной творческой деятельности.
- Сохранение и улучшение здоровья обучающихся, путём пропаганды здорового образа жизни, привлечения к занятиям спортом.
- Физическое и духовное совершенствование личности дошкольников путём развития устойчивой мотивации к занятиям спортом.
- Формирование у обучающихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру.
- Формирование мотивации дошкольников к активному, здоровому образу жизни, способности адаптации в современном обществе.
- Создание условий для формирования личности ребёнка на основе культурно- исторических традиций родного края.
- Формирование творчески активной личности ребенка посредством приобщения к мировому и русскому национальному хореографическому искусству.
- Создание условий для воспитания личностного роста ребёнка, развития потребности к самосовершенствованию, формирования нравственных качеств личности.
- Создание условий для самореализации личности ребёнка, раскрытия творческого потенциала путём приобщения к ценностям национальной художественной культуры.
- Формирование условий для творческой самореализации личности ребёнка через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
- Формирование экологической культуры дошкольников, мотивации к исследовательской деятельности в области защиты окружающей среды.
- Создание условий для развития у детей устойчивого интереса к изобразительному творчеству, проявления индивидуальных способностей, формирования самостоятельной творческой деятельности.
- Формирование положительной мотивации детей к познанию окружающегося мира на основе творческого сотрудничества и сотворчества в детской театральной деятельности.
- Развитие способностей детей к творческому самовыражению и фантазии через знакомство с народными промыслами, традициями русского народа.
- Воспитание ребёнка посредствам открытия красоты окружающего мира, способной к творческому самовыражению на основе изучения музыкальной культуры.
- Развитие личности ребёнка, художественно-творческих умений средствами эстетического образования.
- Развитие творческих способностей детей средствами и возможностями музыкального искусства.
- Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к музыкальной культуре и развитие музыкальных способностей и исполнительских навыков.
ЗАДАЧИ дополнительной образовательной программы
Задача - это то, что требует выполнения, разрешения.(С.И. Ожегов.Словарь русского языка).Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.
Задачи должны соответствовать цели и быть:
- обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
- развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
- воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
ПРИМЕР перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач:
- познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность;
- формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать:
- для какой категории детейпредназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);
- какому возрасту детей адресована программа;
- предполагаемый состав (одного или разных возрастов);
- условия приема детей, система набора в группы.
Сроки реализации программы
В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год.
ПРИМЕР:
1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 108 (144, 216 часов) и т.д.
Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся.
Формы и режим занятий
Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся.
Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению стихотворения», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать стихотворения».
ПРИМЕРЫ формулировок:
К концу первого (второго...) года обучения дети:
- будут знать, будут иметь представление, будут обучены, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к…
- будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…
- будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная жизненная позиция…
Спрогнозировав ожидаемый результат, необходимо проверить, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- промежуточный контроль (январь);
- итоговый контроль (май).
Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.
Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.
ПРИМЕР:
формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:
выставка,концерт,открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.)…
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количества часов по каждой теме, с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Примерное соотношение: теория 30%, практика 70%
Учебно-тематический план (УТП) оформляется в виде таблицы, которая включает в себя следующие графы:
- порядковый номер;
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
Если общеобразовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения.
В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.
Итоговое количество часов в год зависит от количества и продолжительности занятий в неделю (из расчета 36 учебных недель в году):
- по 1 часу в неделю -36 часов в год;
- по 2 часа в неделю – 72 часа в год;
- по 3 часа в неделю – 108 часов в год;
- по 4 часа в неделю – 144 часа в год;
- по 5 часов в неделю – 180 часов в год;
- по 6 часов в неделю – 216 часов в год…
Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это программа индивидуального обучения).
В учебно-тематический план включают часы на:
- комплектование группы (для детей первого года обучения);
- вводное занятие (введение в программу);
- концертную или выставочную деятельность;
- мероприятия воспитательно-познавательного характера;
- отчетное мероприятие (при этом указывается не название мероприятия, а его тема).
ПРИМЕР:
Название разделов и тем занятий | Кол-во часов | |||
всего | теория | прак-тика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Раздел 1. Знакомство с миром кукол | 4 | 2 | 2 |
2.1 | История кукольного театра. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Виды кукол. Кукла своими руками. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | ……………………… | … | … | … |
3 | Раздел 2. ……………….. | … | … | … |
3.1 | ……………………………. | |||
Итого: | 72 | 22 | 50 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Данный структурный элемент программы тесно связан с учебно-тематическим планом, поэтому:
- раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП;
- изложение материалов ведется в именительном падеже.
В содержании программы указывается:
- название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП);
- телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
- указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;
- при включении в дополнительную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место их проведения.
ПРИМЕР:
Тема 5.1. Холодный батик (10 часов)
Теория (2 ч): Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками
Практика (8 ч): Выполнение росписи в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Структурный элемент «Методическое обеспечение» может быть оформлен по-разному и должен включать:
- формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), формы организации детей;
-приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса (словесный, наглядный, практический…);
- дидактический материал: (таблицы, плакаты, картины, фотографии,дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература,раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи,мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.);
-формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной программы (педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов анкетирования, тестирования, участие обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, и др.);
- материально-техническое и кадровое обеспечение: указать все необходимые составные компоненты реализации дополнительного образования. Сведения о помещении, перечень оборудования и материалов, инструменты необходимые для занятий. Указать специалистов, если требуются.
Методическое обеспечение дополнительной программы может быть представлено в виде таблицы:
№п/п | Названия разделов и тем | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактические материалы | Формы подведения итогов | Матери-ально-техни-ческоеобеспече-ние |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Требования к оформлению:
- Список литературы должен содержать перечень изданий, опубликованных за предыдущие пять лет:
- по общей педагогике;
- по методике данного вида деятельности;
- по методике воспитания;
- по общей и возрастной психологии;
- по теории и истории выбранного вида деятельности;
- опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
- Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.
- Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
— фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;
— название;
— сведения о месте издания, издательстве и годе издания;
— сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.
Фамилия И.О. Название издания. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании).
Материал для консультации «Разработка и реализация дополнительных образовательных программ» для воспитателей и специалистов разработан на основе «Методических рекомендаций по составлению дополнительных образовательных программ», составитель: методист отдела научно-исследовательской и методической работы Бродецкая Е.В., 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОНР старшего дошкольного возраста через использование компьютерных технологий в условиях специализированного ДОУ.
1. Актуальность проблемы. Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной раб...
статья "УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
В статье представлен опыт работы по реализации раздела « Познавательное развитие» с дошкольниками. Грамотное, четкое управление и реализация раздела программы « Познавательное развит...
Методическое сопровождение разработки реализации персонифицированных программ повышения квалификации педагогов ДОУ
Персонифицированная программа является локальным документом ДОУ.С одной стороны - это система мероприятий направлены на повышение квалификации и переподготовки педагогов дошкольного ...
Деятельность воспитателя по разработке и реализации Индивидуальной образовательной программы для дошкольника с ОНР.
Разработка индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР...
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
Специфика разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования по основам финансовой грамотности в ДОО ХМАО-Югры
Методическое пособие «АЛМА», как средство реализации программы по кружковой работе «Экономика для малышей»...
Брошюра по теме "Специфика разработки и реализации адаптированных образовательных программ в условиях реализации ФГОС ДОО. Особенности и трудности"
Брошюра по итогам заседания муниципального ресурсного центра «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в условиях дошкольных образовательных организаци...