Методическая разработка. Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию. "Растём патриотами". Для детей второй группы раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rastem_patriotami.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная
программа по нравственно - патриотическому
воспитанию
«Растём патриотами»
для детей
второй группы раннего возраста.
Срок реализации: сентябрь – май
\
Санкт Петербург
2022г
Пояснительная записка.
Актуальность: В наше время, под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура великого русского народа, которая складывалась веками и имеет огромное количество обычаев, традиций и обрядов, уникального фольклора, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современные нравы постепенно деформируют чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Под влиянием далеко не нравственных западных мультфильмов искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Наша родная культура, как мама и папа для ребенка, должна стать неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Как бы ни менялось наше общество, чтобы не происходило, воспитание у подрастающего поколения любви и уважения к своей стране, гордости за неё необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать всё это с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться.
Дети 3-го года жизни не умеют общаться друг с другом, проявляют некую враждебность, это проявляется в нежелании делиться игрушками, в отказе помочь товарищу в трудной ситуации, так же слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания по отношению друг другу и по отношению к близким людям. С рождения человек стремится к идеалу хорошего, поэтому уже с раннего возраста необходимо показать ребенку нравственную сторону каждого поступка и оказать максимальное влияние на формирование и развитие нравственных качеств человека.
Сроки реализации программы: сентябрь-май.
Участники: дети второй группы раннего возраста (2-3 года), родители, педагоги.
Постановка проблемы:
Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного и эстетического воспитания. Вследствие этого дети научатся сохранять все культурные ценности нашей Родины, будут жить, даря миру свои таланты, прославляя нашу Родину.
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств детей через различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Заложить у детей основы патриотического воспитания.
- Познакомить и приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
- Расширить представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
- Знакомить с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
- Формировать у ребёнка представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
- Формировать: элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, способствовать накоплению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
- Знакомить детей с русским народным творчеством (колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы , хороводы, народные подвижные игры ) и народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).
Развивающие:
- Развивать интерес к русским народным сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, забав.
- Развивать речь детей, побуждая их отвечать на простые вопросы и повторением песен, потешек.
- Развивать чувства ритма и музыкально-слуховые представления.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно - патриотические чувства.
- Воспитывать внимание и заботу, по отношению к окружающим.
- Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к
своим близким.
- Воспитывать важнейшие черты русского национального характера и прививать, присущие ему, нравственные ценности: представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
- Воспитывать чувство вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
- Воспитывать в детях любовь к родной земле.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное отношение к чистоте и опрятности.
- Воспитывать желание нравиться взрослым и сверстникам и получать положительные оценки.
Предполагаемый результат:
- умение проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и со взрослыми
- дети должны уметь играть вместе
- быть вежливыми, знать «волшебные слова»
- быть внимательными по отношению к себе и к товарищу
- уметь анализировать поступки сказочных героев.
Критерии мониторинга:
- Умеет общаться со сверстниками и взрослыми, согласно общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
- Имеет представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
- Знаком с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
- Имеет представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
- Имеет элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо.
- Доброжелательно относится к окружающим, умеет делиться с товарищем.
- Знает колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры, знаком с народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).
- Умеет отвечать на простые вопросы.
- С вниманием и заботой относится к окружающим.
- Имеет представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
- Умеет здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
- Умеет бережно относиться к родной природе.
- Имеет негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное - к чистоте и опрятности.
Методы осуществления:
1.Совместная деятельность педагогов и детей:
- групповая и подгрупповая
- этические беседы
- дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, пальчиковые игры и упражнения
- создание игровых ситуаций
- театрализованные представления
- художественное творчество (нетрадиционное рисование)
- чтение худ. литературы
- слушание музыки
- наблюдение на прогулке
- поручения
2.Индивидуальная:
- обсуждение проблемных ситуаций.
Работа с родителями:
- Оформление родительского уголка по теме.
- Оформление выставки «Умелые ручки», по мотивам русского народного творчества и народов ханты и манси.
- Папка – передвижка на тему «Что такое доброта».
- Консультация на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста», «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Культура и обычаи народов ХМАО - Югры».
- Совместная выставка « Наша дружная семья в образе Матрешек».
Тематический план:
Месяц | Тема | Задачи | Количество занятий |
Сентябрь – ноябрь. | «Давайте познакомимся» | Познакомить детей с педагогами, друг с другом. Развивать элементарные представления о дружеских отношениях, формировать представление о себе как о человеке | 10 |
Декабрь | «Мои друзья» | Развивать представление о том, что такое дружба. | 4 |
Январь | «Мир сказки» | Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами. | 3 |
Февраль | «Наши защитники» | Дать представление о том, что мужчина - это защитник семьи, Родины. Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему папе (дедушке). Развивать желание подражать взрослым. | 4 |
Март | «Моя мама» | Дать представление о том, какая мама (бабушка) – добрая, нежная, хранительница очага. Формировать умение выражать своё чувство любви к маме, бабушке и другим членам семьи. | 4 |
Апрель | «Народная культура и традиции» | Приобщать к культуре русского народа. Продолжать знакомить с устным и прикладным народным творчеством, с народными музыкальными инструментами. Обогатить словарь за счет слов, встречающихся в устном народном творчестве. | 4 |
Май | «Моя семья» | Знакомить детей понятиями «семья», «члены семьи», функциями семьи. Формировать понятие «Мой дом (семейный очаг)», «Моя семья». Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким. | 4 |
Перспективный план:
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 3-я неделя. Беседа «Моя группа». Экскурсия по группе. Пальчиковая игра «Сорока-белобока». | Познакомить детей с сотрудниками группы и их трудом. Наладить тактильный контакт между воспитателем и детьми. Облегчить адаптацию в детском саду. |
4-я неделя. Чтение потешек «Водичка,водичка…», «Расти, коса, до пояса…», «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку…». | С помощью народных песенок-потешек воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умывание, причесывание, кормление. | |
Октябрь | 1-я неделя. Совместные игры «Покажите кого назову», «Сделай как я». | Помочь детям понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. |
2-я неделя. Кукольный театр «Репка» | ||
3-я неделя. Рассматривание картины «Как дружно играют дети в детском саду». | Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми. | |
4-я неделя. Беседа «Вежливые слова» | Приучать детей к вежливости. Развивать словарный запас. Воспитывать уважительное отношение к другим людям. | |
Ноябрь | 1-я неделя. Беседа «Для чего человеку имя?». | Развивать представление детей об имени, фамилии, что означает имя. |
2-я неделя. Словесные игры «Назови ласково», «Кто я?» | Развивать речь и память детей, учить называть ласково не только себя, но и других ребят, животных. | |
3-я неделя. Заучивание потешек: «Котик - коток», «Кошка Мурка». | ||
4-я неделя. Составление небольших рассказов: «Я люблю, когда…» . | Развивать речь детей, побуждать их составлять небольшие фразы, предложения. Формировать представление о себе как о человеке . | |
Декабрь | 1-я неделя. Игра-ситуация «Давай меняться», «Помогите мне ». Хоровод «Ходит Ваня». | Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способом выхода из конфликта. |
2-я неделя. Чтение/пение С.Михалков «Песня друзей» | ||
3-я неделя. Беседы «Друзья», «С кем я дружу». | Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. | |
4-я неделя. Игры «Ласковые слова», «Назови ласково» | ||
Январь | 2-я неделя. Разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка». | Развивать речь детей посредствам запоминания стихов и песен о зиме, зимних праздниках, дружбе. |
3-я неделя. Разучивание потешки «Маша варежку надела». | ||
4-я неделя. Игра-ситуация «Узнай сказку», «Чей хвост». | Обучать умению понимать содержание сказки, узнавать героев по характерным признакам. | |
Февраль | 1-я неделя. Беседа «Кто такие богатыри»,рассматривать картину Васнецова «Три богатыря». | Познакомить с русскими народными героями, защитниками. |
2-я неделя. Чтение С.Маршак «Сказка про короля и солдата». | ||
3-я неделя. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа был солдатом», знакомство с родами войск«Моряки и летчики». | Воспитывать у детей чувство долга, силы, ответственности, желание защитить слабых, свою Родину. | |
4-я неделя. Нетрадиционное рисование «Самолеты летят». | Развивать мелкую моторику рук детей через изготовление подарков для пап - рисование открыток по трафаретам. | |
Март | 1-я неделя. Беседа с детьми о своих мамах, «Как я помогаю маме», с\р игра «Дочки- матери». | Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг |
2-я неделя. Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине». | ||
3-я неделя. Коллективное творчество. Рисование ладошками «Букет». | Развитие мелкой моторики, воспитание чувства прекрасного через изготовление подарков для мам. | |
4-я неделя. С/р игры «Дочки- матери», «Уложи малышку спать». | Учить применять потешки, колыбельные песни в играх. | |
Апрель | 1-я неделя. Знакомство с народными промыслами: матрешкой, неваляшкой. | Вызвать интерес к русскому народному творчеству. |
2-я неделя. Ритмические движения под «Танцы с платочками», пение «Во саду ли…», игра на народных музыкальных инструментах (ложках) с песней «Жили у бабуси». | Приобщить к народному музыкальному искусству | |
3-я неделя. Чтение и разучивание заклички «Божья коровка…», потешки «Уж как я ль свою коровушку люблю» . | Формировать бережное, отзывчивое отношение к растениям, птицам и животным. | |
4-я неделя. Раскраски «Платочек для матрешки», «Веселые ложечки» | Учить создавать яркие фольклорные узоры, формировать эстетический вкус. | |
Май | 1-я неделя. Чтение худ.литературы С.Прокофьева «Маша и Ойка». Беседы «Мой папа», «Моя мама», «Мои брат и сестра». | Учить детей составлять небольшие рассказы о членах семьи. |
2-я неделя. Совместное рассматривание альбома с семейными фотографиями. Беседы «Расскажите кто на фотографии», «Угадайте кто на фото», «Чей я угадай». | ||
3-я неделя. Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик дедушка…», потешки «Еду, еду к бабе, к деду». | Развивать речь детей, закрепить знания о семье. | |
4-я неделя. Чтение С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». Беседа «Что значит любить родителей». Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?». | Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к своим близким. |
В течение года для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудом взрослых используются прогулки и наблюдения. Включать детей в работу по благоустройству участка детского сада. Организовывать подкормку птиц зимой. Акцентировать внимание детей на значимость их труда для остальных.
Итоговое мероприятие: Выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».
Список литературы:
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О.Л. Князева, М.Д.Миханева.
- «Знакомство детей с русским народным творчество» Т.А.Буранина, О.А.Маркива.
- Программа «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности на тему: «Птицы к нам прилетели» (для детей второй группы раннего возраста) с использованием нетрадиционной техники рисования
Формировать умение наносить рисунок нетрадиционной техникой рисования – ладонью....
Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие "Украсим куклам фартуки" для детей второй группы раннего возраста
Конспект демонстрирует использование современных образовательных технологий в ходе обучения детей приемам декоративного рисования....
Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.
Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй группы раннего возраста
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй группы раннего возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие колобка» для детей второй группы раннего возраста
Продолжать формировать умения различать три основных цвета(красный, синий, желтый, ); умение выбирать заданный цвет из нескольких предложенных. Продолжать знакомить детей с круглой формой.Развив...
Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.
Культура великого русского народа, которая складывалась веками и имеет огромное количество обычаев, традиций и обрядов, уникального фольклора, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизн...
Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Мы Патриоты» для детей раннего возраста.
Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить ос...