Аналитические отчёты педагога-психолога.
материал

Кочурова Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт педагога-психолога

за 2017-2018 учебный год.

Цель работы: Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.

Основные задачи на год:

  1. Сохранение психологического здоровья детей.
  2. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи.
  3. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).
  4. Содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.

Психологическим сопровождением воспитательного процесса в детском саду в 2017-2018 году были охвачены:  дети, родители и педагоги.

Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в детском саду:

• диагностика (индивидуальная и групповая);

• развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

• консультирование (индивидуальное и групповое);

• профилактика;

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, интеллектуальной и познавательной сферы ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

работа в учреждении велась по следующим направлениям:

• Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) – групповая и индивидуальная;

• Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) – индивидуальная;

• Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей;

Мониторинг осуществлялся по методике Н.Н. Павловой и Л.Г.Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»: комплект материалов для педагогов- психологов детских дошкольных образовательных учреждений»). Для диагностики использовались классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, изучение следующих процессов:

- эмоционально-волевой и личностной сферы,

- внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия,

- мелкой моторики, речи.

Диагностические материалы структурированы по возрастам:

3-4 года (вторая младшая группа),

4-5 лет  (средняя группа),

5-6 лет (старшая группа),

6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Обязательно проводилось:

• Обследование детей средней группы для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Кроме того, диагностика дала возможность отследить эффективность собственной деятельности.

     

Диагностическая деятельность

2016-2017

2017-2018

Количество индивидуальных обследований из них:

127

146

Адаптация

10

10

Готовность к школьному обучению

17

21

Для ПМПК

18

20

Количество групповых обследований, в т.ч. наблюдение адаптации

8

17

По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска.

В результате психодиагностики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.

2. Коррекционно-развивающая работа

Психологическая помощь организовывалась по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединялись в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводились  1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависел от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживался после повторного диагностического обследования.

     Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

  • Арт-терапия;
  • Игровая терапия
  • Песочная терапия        
  • Психогимнастика        
  • Элементы нейропсихологической коррекции
  • Релаксационные упражнения
  • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
  • Упражнения для развития познавательных процессов

     В работе использовались коррекционно – развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.

Система коррекционных мер, реализуемая в МБДОУ детский сад «Улыбка» направлена:

* на активизацию познавательной деятельности и социально адаптацию воспитанников;

* повышение уровня умственного развития детей;

* формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

* коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Занятия проводились по программе Н.Ю.Куражевой «Цветик семицветик»

Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

Коррекционно – развивающая работа

2016-2017

2017-2018

Количество детей, посещающих индивидуальные занятия

17

22

Количество индивидуальных занятий

187

342

Количество детей, посещающих групповые занятия

64

77

Количество групповых занятий, в т.ч. профилактика  дезадаптации

124

163

Мониторинг успешности адаптации воспитанников ДОУ за 2016-2018 учебный год.

год

уровни

2016-2017

2017-2018

10 чел

10 чел

Лёгкая

6 (60%)

7 (70%)

Средняя

3 (30%)

2 (20%)

Тяжёлая

1 (10%)

1 (10%)

В целом, произошло завершение периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп.

Итогом эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников, а, следовательно, и результативностью деятельности не только педагогов ДОУ, но совместной работы все специалистов нашего детского сада, является уровень готовности выпускников ДОУ к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Мониторинг уровня готовности детей к школьному обучению за 2017-2018 год

год

уровни

2016-2017

2017-2018

    н.г.

  17 чел

к.г.

17 чел

н.г.

20 чел

к.г.

21 чел

Высокий (готов)

-

7 (41,2%)

-

12 (57,1%)

Выше среднего (условно готов)

7 (41,7%)

6 (35,3%)

11

(55%)

6 (28,6%)

Средний (условно не готов)

6 (35,3%)

3 (17,6%)

5

(25%)

2

(9,5%)

Низкий (не готов)

4

 (23,5%)

1

(5,9%)

4

(20%)

1

(4,8%)

Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные.

Консультирование

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Консультирование осуществляется по следующей тематики:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;

- Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);

- Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");

- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Обязательно:

• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Просвещение и профилактика

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
        С этой целью подбирается актуальная и необходимая стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности    

     Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

•        стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.

•        памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики

•        беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями

•        сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

•        выступления на родительских собраниях.

2016-2017

2017-2018

Индивидуальные консультации для педагогов

10

16

Буклеты, памятки для воспитателей

16

18

Семинары для педагогов

1

2

Выступления на педсоветах

1

3

Тренинги для сотрудников

2

3

Индивидуальные консультации, беседы  для родителей

27

29

Выступления на родительских собраниях

6

7

Оформление информационных

стендов, памяток,

буклетов для родителей

8

90 шт.

20

175 шт

Анализируя данные по консультативной работе с родителями и педагогами ДОУ, я  пришла к выводу, что с каждым годом количество обращений за консультациями психолога увеличивается, что радует, но тематика обращений или социальный заказ, особенно со стороны родителей – огорчает. Многие из них так заняты на работе, что у них совершенно нет времени для своих детей, поэтому многие родители стараются переложить свои обязанности по воспитанию своих детей на сотрудников ДОУ, что в корне недопустимо. Это та проблема, над которой я буду работать в следующем учебном году – искать новые и эффективные способы активизации родительской общественности, формирование активной жизненной позиции у родителей и ориентацию на ценность и краткосрочность периода дошкольного детства, когда дети так нуждаются в заботе родителей и максимально эмоционально зависимы от качества детско-родительских отношений в семье.

Организационно – методическая работа

  • Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года).
  • Составление и написание индивидуально – ориентированных развивающих или коррекционных планов.
  • Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям (в течение учебного года).
  • Оформление информации для стендов, памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям (в течении учебного года).
  • Посещение районных методических объединений (вторник каждого месяца)

Отдельно хочется отметить ценность существования в районе методического

объединения педагогов-психологов. Работа в составе данного объединения дала мне возможность представлять свой опыт работы на муниципальном уровне. А знакомство с коллегами, обмен опытом, эмоциональная и профессиональная поддержка коллег педагогов-психологов – это то, чего мне долгое время не хватало, это стимул к дальнейшему саморазвитию, личностному росту и совершенствованию своего профессионального мастерства.

  • Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п., консультации с руководителями РМО.
  • Написание статистического и аналитического годового отчетов.

     Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год

Тема моего самообразования  “Использование космического песка как средства релаксации во время коррекционно-развивающих занятий с детьми”.

Цель: изучить развивающий метод и технологию использования космического песка в работе с детьми. 

1этап – организационно – ознакомительный.

Цель: Изучить теоретическую обоснованность значения и перспективность применения космического песка, через научно – методическую литературу, подготовить практический материал, определить формы представления результатов работы.

Содержание работы

- Анализ ситуации по выбранной проблеме.

-Подбор методической литературы по теме «Песочная терапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

-Составления плана работы.

Изучение теоретических основ песочной терапии (пособие. 1.АвторЕлена Конаныхина “Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми (методическое пособие + карточки)”, 2.Татьяна Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”, 3.Марина Федосеева “Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии”,  4.Наталья Зеленцова-Пешкова “Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста”,  5.Ольга Сапожникова, Елена Гарнова “Песочная терапия в развитии дошкольников”,  Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».  

  • приемы творческого воображения;
  • условия, благоприятствующие формированию творческих способностей;
  • технологии, методы и приёмы используемые для развития творческих способностей детей.

-Изучение вопросов организации и проведение игр и упражнений с использованием песочной терапии в деском саду (пособие Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук  «В гостях у песочной феи»

Организация «педагогической песочницы» и игр с песком

для детей дошкольного возраста):

- общая характеристика игр и упражнений используемых в песочной терапии;

- методика подготовки и проведения игр и упражнений используемых в песочной терапии;

- формы проведения игр и упражнений.

2 этап основной (внедрение в работу подготовленного материала).

Цель: Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми коррекционно-развивающих занятий с использованием космического песка

Содержание: 

- Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;

-Использование космического песка на коррекционно-развивающих занятий по следующим тематикам: “Замок”,  “На берегу моря”, “Волшебный лес” и др. 

3 этап - заключительный(диагностика результатов работы, самоанализ деятельности)

Цель: выявить уровень развития роста познавательного и творческого потенциала детей дошкольного возраста по средством использования космического песка

Содержание: 

- Разработать карты маниторинга.

- Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

-Оформить практический материал

Участие в конкурсах.

-2016г.- Всероссийский конкурс «Доутесса» Блиц-Олимпиада «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной организации» -  Победитель конкурса (II место).

-2017г.- Всероссийский конкурс «Вопросита» Блиц-олимпиада «Сущность и организация психологической службы в системе образования» Победитель конкурса (III место).

А так же являюсь постоянным участником Всероссийских  дистанционных конкурсов работников образования.

Принимала активное участие в  международных, региональных и  муниципальных практических конференциях, семинарах, награждена сертификатами и дипломами  за активное участие:

18.10.2017 г - участник вебинара «Авторская методика диагностики и коррекции конструктивного праксиса» - 2 часа.

19.12.2017 г – участник Всероссийского вебинара «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» (2 часа).

27.04.2018 г -  участник Окружной научно-практической конференции (с международным участием в формате ON-LINE  трансляцией) «Особый ребёнок» в современном образовательном пространстве: опыт, проблемы, пути решения, перспективы».

03.02.2018 г. - участвовала в составе жюри в конкурсе профессионального мастерства среди младших воспитателей на уровне детского сада.

В 2016-2017г. награждена: грамотой МАДОУ «детский сад «Улыбка» п.Малиновский за добросовестный и плодотворный труд, а так же  Благодарственным письмом от родителей.

18.09.2017 год С детьми участвовала в региональном конкурсе «Самые важные дорожные правила» дети награждены грамотами за 1 место – 2 грамоты (Колоколов Р, Кузнецов А) и за 2 место 1 грамота (Сергеев М).

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности.

2017-2018 уч.год.

Направления и Содержание (действия и мероприятия, проделанные в процессе работы над темой)

Сроки

Формы самообразовательной деятельности

Предполагаемый результат

Практический выход (доклад, реферат, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Профессиональное направление

Изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности

В течение года

дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

повышение качества преподавания

Самоанализ

Разработка и реализация перспективного плана профессионального самообразования по теме «Использование кинетического песка как средства релаксации во время коррекционно-развивающих занятий с детьми»

Сентябрь

 2017

индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей

Отчет по самообразованию Презентация  образовательных проектов в педагогических сообществах.

Написание консультаций для родителей и педагогов ДОУ, брошюры, буклеты, конспекты  

Октябрь

2017

Изучение опыта работы через сетевое взаимодействие педагогов.

публикации, брошюры

Папки-передвижки,

сайт детского сада

Плановая аттестация на   соответствие занимаемой должности. Подготовка к аттестации. Подборка материала.  

В течение года

Апрель

2018г

консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

Повышение уровня подготовленности педагога

Самоанализ,  размещение и трансляция опыта работы на сайте детского сада

Участие в  конкурсах профессионального мастерства.

Оформление конспектов тематических занятий и другие материалы на основе положения конкурса.

В течении года

Освоение информационных технологий образования и воспитания

Дипломы

Портфолио

Психолого-педагогическое направление

Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической  литературы.

В течение года

обсуждение специальной педагогической и психологической литературы, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

повышение уровня педагогической компетенции

Самоанализ

Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения

В течение года

консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

Повышение уровня подготовленности педагога

Самоанализ,  размещение и трансляция опыта работы на сайте детского сада

Методическое направление

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами воспитания и обучения.

В течение года 2017

консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Методическая копилка

Изучать опыт работы лучших педагогов ДОУ, района, региона через Интернет

В течение года

методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО

повышение уровня педагогической компетенции

разработка дидактических материалов, наглядностей

Повышение своего уровня педагогического мастерства на МО.

В течение года

методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Портфолио

доклады, выступления

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности

Май 2018

Индивидуальная работа

повышение уровня педагогической компетенции

Портфолио

самоанализ

Посещать занятий коллег и участвовать в обмене опытом. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

В течение года

2017-2018

методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО

повышение уровня педагогической компетенции

Открытые занятия

Семинары-практикумы

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Ноябрь 2017

изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы

Представление опыта работы по теме «психологическая помощь детям, находящимся в кризисных ситуациях».

РМО педагогов-психологов Семинар-практикум (презентация, буклеты)

Информационно-компьютерные технологии

Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

Октябрь

2017 год

Индивидуальная работа, интернет

обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях

Представление опыта работы

Портфолио, самоанализ

Участие в конкурсах в Интернете.

изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы

Дипломы, сертификаты

Совершенствовать навыки работы  на  компьютере.

Сентябрь 2017 год

дистанционные курсы

освоение информационных технологий образования и воспитания

Сбор и анализ в Интернете информации по дошкольному воспитанию, педагогике и психологии.

В течение года

индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами.

разработки новых форм, методов и приемов воспитания и обучения

Разработать комплект родительских собраний, в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы

Ноябрь

2017

индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами.

Повышение уровня педагогической компетенции родителей.

методические пособия, сценарии.

дидактические материалы, наглядностей;

разработка и проведение родительских собраний  

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный

процесс здоровьесберегающие

технологии

В течение года

методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО

создания благоприятных условий развития детей

Методические пособия по арт-терапии, песочной терапии, пальчиковой гимнастики.

Выводы:

Собственная оценка педагогической деятельности. Положительные результаты. Процент выполнения меропритятий:

  1. Удовлетворительная. Призовые места в конкурсах профессионального мастерства.
  2. По результатам итоговых диагностических исследований произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
  3. Прошла аттестацию на соответствие.

Проблемы, выявленные в 2017 – 2018учебном году: нет рабочей программы.

Процент выполнения запланированных мероприятий - 95%

Задачи на будущий учебный год:

  1.  Разработать рабочую программу педагога-психолога.
  2. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений, повышению уровня сформированности интеллектуальных навыков дошкольников через семинары-практикумы, круглые столы для родителей и педагогов МАДОУ «Улыбка»

   



Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт работы педагога-психолога

за 2018-2019 учебный год.

Цель работы: Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, направленного на полное развитие и воспитание личности ребёнка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Основные задачи на год:

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-содействие ребенку в решении актуальных задач развития, образования и воспитания;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов.

Психологическим сопровождением воспитательного процесса в детском саду в 2018-2019 году были охвачены:  дети, родители и педагоги.

Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в детском саду:

• диагностика (индивидуальная и групповая);

• развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

• консультирование (индивидуальное и групповое);

• профилактика;

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, интеллектуальной и познавательной сферы ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

работа в учреждении велась по следующим направлениям:

• Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) – групповая и индивидуальная;

• Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) – индивидуальная;

• Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей;

Мониторинг осуществлялся по методике Н.Н. Павловой и Л.Г.Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»: комплект материалов для педагогов- психологов детских дошкольных образовательных учреждений»). Для диагностики использовались классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, изучение следующих процессов:

- эмоционально-волевой и личностной сферы,

- внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия,

- мелкой моторики, речи.

Диагностические материалы структурированы по возрастам:

3-4 года (вторая младшая группа),

4-5 лет  (средняя группа),

5-6 лет (старшая группа),

6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Обязательно проводилось:

• Обследование детей средней группы для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Кроме того, диагностика дала возможность отследить эффективность собственной деятельности.

Диагностическая деятельность

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Количество индивидуальных обследований из них:

127

146

164

Адаптация

10

10

11

Готовность к школьному обучению

17

21

19 (1 ОВЗ)

Для ПМПК

18

20

25

Количество групповых обследований, в т.ч. наблюдение адаптации

8

17

15

По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска.

В результате психодиагностики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.

2. Коррекционно-развивающая работа

Психологическая помощь организовывалась по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединялись в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводились  1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависел от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживался после повторного диагностического обследования.

     Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

  • Арт-терапия;
  • Игровая терапия
  • Песочная терапия        
  • Психогимнастика        
  • Элементы нейропсихологической коррекции
  • Релаксационные упражнения
  • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
  • Упражнения для развития познавательных процессов

     В работе использовались коррекционно – развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.

Система коррекционных мер, реализуемая в МБДОУ детский сад «Улыбка» направлена:

* на активизацию познавательной деятельности и социально адаптацию воспитанников;

* повышение уровня умственного развития детей;

* формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

* коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Занятия проводились по программе Н.Ю.Куражевой «Цветик семицветик»

Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

Коррекционно – развивающая работа

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Количество детей, посещающих индивидуальные занятия

17

22

15

Количество индивидуальных занятий

187

342

230

Количество детей, посещающих групповые занятия

64

77

78

Количество групповых занятий, в т.ч. профилактика  дезадаптации

124

163

186

Мониторинг успешности адаптации воспитанников ДОУ за 2016-2019 учебный год.

год

уровни

2016-2017

2017-2018

2018-2019

10 чел

10 чел

11 чел

Лёгкая

6 (60%)

7 (70%)

6 (54,5%)

Средняя

3 (30%)

2 (20%)

5 (45,5%)

Тяжёлая

1 (10%)

1 (10%)

0

В целом, произошло завершение периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп.

Итогом эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников, а, следовательно, и результативностью деятельности не только педагогов ДОУ, но совместной работы все специалистов нашего детского сада, является уровень готовности выпускников ДОУ к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Мониторинг уровня готовности детей к школьному обучению за 2017-2019 год

год

уровни

2016-2017

2017-2018

2018-2019

    н.г.

  17 чел

к.г.

17 чел

н.г.

20 чел

к.г.

21 чел

н.г

к.г

Высокий (готов)

-

7 (41,2%)

-

12 (57,1%)

-

9 (47,4%)

Выше среднего (условно готов)

7 (41,7%)

6 (35,3%)

11

(55%)

6 (28,6%)

-

8 (42,1%)

Средний (условно не готов)

6 (35,3%)

3 (17,6%)

5

(25%)

2

(9,5%)

10 (52,6%)

2 (10,5%)

Низкий (не готов)

4

 (23,5%)

1

(5,9%)

4

(20%)

1

(4,8%)

9

(47,4%)

0

Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные.

Консультирование

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Консультирование осуществляется по следующей тематики:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;

- Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);

- Медико-педагогические совещания;

- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Обязательно:

• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Просвещение и профилактика

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
        С этой целью подбирается актуальная и необходимая стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности    

     Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

•        стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.

•        памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики

•беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями

•сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

•выступления на родительских собраниях.

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Индивидуальные консультации для педагогов

10

16

17

Буклеты, памятки для воспитателей

16

18

12

Семинары для педагогов

1

2

3

Выступления на педсоветах

1

3

2

Тренинги для сотрудников

2

3

4

Индивидуальные консультации, беседы  для родителей

27

29

27

Выступления на родительских собраниях

6

7

6

Оформление информационных

стендов, памяток,

буклетов для родителей

8

90 шт.

20

175 шт

24

110 шт

Инфрмация на сайт

-

12

9

Анализируя данные по консультативной работе с родителями и педагогами ДОУ, я  пришла к выводу, что с каждым годом количество обращений за консультациями психолога увеличивается, что радует, но тематика обращений или социальный заказ, особенно со стороны родителей – огорчает. Многие из них так заняты на работе, что у них совершенно нет времени для своих детей, поэтому многие родители стараются переложить свои обязанности по воспитанию своих детей на сотрудников ДОУ, что в корне недопустимо. Это та проблема, над которой я буду работать в следующем учебном году – искать новые и эффективные способы активизации родительской общественности, формирование активной жизненной позиции у родителей и ориентацию на ценность и краткосрочность периода дошкольного детства, когда дети так нуждаются в заботе родителей и максимально эмоционально зависимы от качества детско-родительских отношений в семье.

Организационно – методическая работа

  • Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года).
  • Составление и написание индивидуально – ориентированных развивающих или коррекционных планов.
  • Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям (в течение учебного года).
  • Оформление информации для стендов, памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям (в течении учебного года).
  • Посещение районных методических объединений (вторник каждого месяца)

Отдельно хочется отметить ценность существования в районе методического

 объединения педагогов-психологов. Работа в составе данного объединения дала мне возможность представлять свой опыт работы на муниципальном уровне. А знакомство с коллегами, обмен опытом, эмоциональная и профессиональная поддержка коллег педагогов-психологов – это то, чего мне долгое время не хватало, это стимул к дальнейшему саморазвитию, личностному росту и совершенствованию своего профессионального мастерства.

  • Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п., консультации с руководителями РМО.
  • Написание статистического и аналитического годового отчетов.

     Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

2018-2019 уч.год.

Направления и Содержание (действия и мероприятия, проделанные в процессе работы над темой)

Сроки

Формы самообразовательной деятельности

Предполагаемый результат

Практический выход (доклад, реферат, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Профессиональное направление

Изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности

В течение года

дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

повышение качества преподавания

Самоанализ

Разработка и реализация перспективного плана профессионального самообразования по теме «Использование кинетического песка как средства релаксации во время коррекционно-развивающих занятий с детьми»

Сентябрь

2018

индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей

Отчет по самообразованию Презентация  образовательных проектов в педагогических сообществах.

Разработка и реализация индивидуальной   программы сопровождения на детей с ОАЗ (ДЦП)

Октябрь 2018 г

индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей

ИПРА

Разработка рабочей программы педагога-психолога

Январь 2019

Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической  литературы, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей

Рабочая программа

Написание консультаций для родителей и педагогов ДОУ, брошюры, буклеты, конспекты  

В течение года

Изучение опыта работы через сетевое взаимодействие педагогов.

публикации, брошюры

Папки-передвижки,

сайт детского сада

Участие в  конкурсах профессионального мастерства.

Оформление конспектов тематических занятий и другие материалы на основе положения конкурса.

В течении года

Освоение информационных технологий образования и воспитания

Дипломы

Портфолио

Психолого-педагогическое направление

Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической  литературы.

В течение года

обсуждение специальной педагогической и психологической литературы, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

повышение уровня педагогической компетенции

Самоанализ

Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения

В течение года  2018-2019

консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

Повышение уровня подготовленности педагога

Самоанализ,  размещение и трансляция опыта работы на сайте детского сада

Методическое направление

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами воспитания и обучения.

В течение года 2018-2019

консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Методическая копилка

Изучать опыт работы лучших педагогов ДОУ, района, региона через Интернет

В течение года

2018-2019

методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО

повышение уровня педагогической компетенции

разработка дидактических материалов, наглядностей

Повышение своего уровня педагогического мастерства на МО.

В течение года

2018-2019

методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Портфолио

доклады, выступления

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности

Май 2018

Индивидуальная работа

повышение уровня педагогической компетенции

Портфолио

самоанализ

Посещать занятий коллег и участвовать в обмене опытом. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

В течение года

2018-2019

методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО

повышение уровня педагогической компетенции

Открытые занятия

Семинары-практикумы

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Ноябрь 2018

изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы

Представление опыта работы по теме «Использование космического песка в работе с детьми ОВЗ», Мастер-класс «Море творческих идей для развития детей (использование песка в р

РМО педагогов-психологов Семинар-практикум (презентация, буклеты)

Информационно-компьютерные технологии

его пополнять.

В течение года

2018-2019

Индивидуальная работа, интернет

обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях

Представление опыта работы

Портфолио, самоанализ

Информация на сайт

Участие в конкурсах в Интернете.

В течение года 2018-2019

изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы

Дипломы, сертификаты

Сбор и анализ в Интернете информации по дошкольному воспитанию, педагогике и психологии.

В течение года

индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами.

разработки новых форм, методов и приемов воспитания и обучения

Разработать комплект родительских собраний, в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы

Ноябрь

2018

индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами.

Повышение уровня педагогической компетенции родителей.

методические пособия, сценарии.

дидактические материалы, наглядностей;

разработка и проведение родительских собраний  

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный

процесс здоровьесберегающие

технологии

В течение года

методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО

создания благоприятных условий развития детей

Методические пособия по арт-терапии, песочной терапии, пальчиковой гимнастики.

Результаты по самообразованию:

1.  Картотека упражнений.

2.  Материально-техническое оснащение занятий с использованием песочной терапии

(приобретено: пластиковые контейнера с отверстиями; песочницы; разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), различных животных и растения; транспорт;  камешки, ракушки).

5. Консультация для взрослых по использованию песочной терапии в работе с детьми на сайте детского сада.

5. Применение полученных знаний и умений на практике, распространение полученного опыта в педагогическом сообществе: Мастер класс на районном МО педагогов-психологов «Использование кинетического песка в работе с детьми ОВЗ»; Транслирование собственного педагогического опыта по применению песочной терапии на сайте https://nsportal.ru/kochurova-anna-aleksandrovna; Мастер класс для педагогов ДОУ «Улыбка».

6. Разработала коррекционно-развивающую программу «Добрый волшебник» (с применением кинетического песка) 3-7 лет.

Считаю, что задачи выполнены, цель достигнута.

Выводы:

Собственная оценка педагогической деятельности. Положительные результаты. Процент выполнения меропритятий:

  1. Удовлетворительная. Призовые места в конкурсах. III Международный дистанционный конкурс «Старт» Аширов А. – I место; Митюкова А – I место, Семёнова Я. – II место.

Грамота – II место (Всероссийский день бега «Кросс- нации 2018»);

Почётная грамота главы городского поселения Таёжный;

Благодарность от Администрации Академии развития творчества «АРТ-талат»;

Благодарность от проекта конкурс-старт за помощь при проведении III Международного дистанционного конкурса;

 Благодарность от сайта «Инфоурок» за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса.

2. По результатам итоговых диагностических исследований произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

3. Разработка и реализация программ, конспектов:

1.Индивидуальная программа сопровождения воспитанницы Ермаковой Виктории (27.07.2015г.р.) первой младшей группы  на 2018-2019 учебный год.

2.Коррекционно-развивающая программа «Добрый волшебник» для детей 3-7 лет (кинетический песок)

Процент выполнения запланированных мероприятий - 98%

Задачи на будущий учебный год оставить прежние:

  1.  Разработать рабочую программу педагога-психолога.
  2. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений, повышению уровня сформированности интеллектуальных навыков дошкольников через семинары-практикумы, круглые столы для родителей и педагогов МАДОУ «Улыбка»

   


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт педагога-психолога по самообразованию

Эту тему я считаю очень актуальной и интересной....

Аналитический отчёт педагога-психолога

Коллеги, надеюсь, это кому-то пригодится!...

Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года»

Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста был проведён комплекс методик: рисуночная методика «Несуществующее ...

Годовой аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ

ГОДОВОЙАНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТпедагога-психолога  МБДОУ « Браженский детский сад»Шабловской Анастасии Николаевны...