Аналитические отчёты педагога-психолога.
материал
Результаты работы педагога-психолога за год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчёт педагога-психолога за 2017-2018 уч.год | 47.41 КБ |
Аналитический отчёт на 2018-2019 уч.год | 43.5 КБ |
Аналитический отчёт за 2019-2020 уч.год | 472.06 КБ |
Аналитический отчёт за 2020-2021 уч.год | 584.41 КБ |
Аналитический отчёт за 2021-2022 уч.год | 816.46 КБ |
Аналитический отчёт за 2022-2023 уч.год | 623.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчёт педагога-психолога
за 2017-2018 учебный год.
Цель работы: Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
Основные задачи на год:
- Сохранение психологического здоровья детей.
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи.
- Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).
- Содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
Психологическим сопровождением воспитательного процесса в детском саду в 2017-2018 году были охвачены: дети, родители и педагоги.
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в детском саду:
• диагностика (индивидуальная и групповая);
• развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• консультирование (индивидуальное и групповое);
• профилактика;
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, интеллектуальной и познавательной сферы ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
работа в учреждении велась по следующим направлениям:
• Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) – групповая и индивидуальная;
• Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) – индивидуальная;
• Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей;
Мониторинг осуществлялся по методике Н.Н. Павловой и Л.Г.Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»: комплект материалов для педагогов- психологов детских дошкольных образовательных учреждений»). Для диагностики использовались классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, изучение следующих процессов:
- эмоционально-волевой и личностной сферы,
- внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия,
- мелкой моторики, речи.
Диагностические материалы структурированы по возрастам:
3-4 года (вторая младшая группа),
4-5 лет (средняя группа),
5-6 лет (старшая группа),
6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Обязательно проводилось:
• Обследование детей средней группы для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Кроме того, диагностика дала возможность отследить эффективность собственной деятельности.
Диагностическая деятельность
2016-2017 | 2017-2018 | |
Количество индивидуальных обследований из них: | 127 | 146 |
Адаптация | 10 | 10 |
Готовность к школьному обучению | 17 | 21 |
Для ПМПК | 18 | 20 |
Количество групповых обследований, в т.ч. наблюдение адаптации | 8 | 17 |
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска.
В результате психодиагностики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
2. Коррекционно-развивающая работа
Психологическая помощь организовывалась по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединялись в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводились 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависел от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживался после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
- Арт-терапия;
- Игровая терапия
- Песочная терапия
- Психогимнастика
- Элементы нейропсихологической коррекции
- Релаксационные упражнения
- Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
- Упражнения для развития познавательных процессов
В работе использовались коррекционно – развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.
Система коррекционных мер, реализуемая в МБДОУ детский сад «Улыбка» направлена:
* на активизацию познавательной деятельности и социально адаптацию воспитанников;
* повышение уровня умственного развития детей;
* формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
* коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Занятия проводились по программе Н.Ю.Куражевой «Цветик семицветик»
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Коррекционно – развивающая работа
2016-2017 | 2017-2018 | |
Количество детей, посещающих индивидуальные занятия | 17 | 22 |
Количество индивидуальных занятий | 187 | 342 |
Количество детей, посещающих групповые занятия | 64 | 77 |
Количество групповых занятий, в т.ч. профилактика дезадаптации | 124 | 163 |
Мониторинг успешности адаптации воспитанников ДОУ за 2016-2018 учебный год.
год уровни | 2016-2017 | 2017-2018 |
10 чел | 10 чел | |
Лёгкая | 6 (60%) | 7 (70%) |
Средняя | 3 (30%) | 2 (20%) |
Тяжёлая | 1 (10%) | 1 (10%) |
В целом, произошло завершение периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп.
Итогом эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников, а, следовательно, и результативностью деятельности не только педагогов ДОУ, но совместной работы все специалистов нашего детского сада, является уровень готовности выпускников ДОУ к обучению в общеобразовательных учреждениях.
Мониторинг уровня готовности детей к школьному обучению за 2017-2018 год
год уровни | 2016-2017 | 2017-2018 | ||
н.г. 17 чел | к.г. 17 чел | н.г. 20 чел | к.г. 21 чел | |
Высокий (готов) | - | 7 (41,2%) | - | 12 (57,1%) |
Выше среднего (условно готов) | 7 (41,7%) | 6 (35,3%) | 11 (55%) | 6 (28,6%) |
Средний (условно не готов) | 6 (35,3%) | 3 (17,6%) | 5 (25%) | 2 (9,5%) |
Низкий (не готов) | 4 (23,5%) | 1 (5,9%) | 4 (20%) | 1 (4,8%) |
Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные.
Консультирование
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Консультирование осуществляется по следующей тематики:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;
- Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
- Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");
- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Просвещение и профилактика
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
С этой целью подбирается актуальная и необходимая стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
• стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.
• памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики
• беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями
• сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
• выступления на родительских собраниях.
2016-2017 | 2017-2018 | |
Индивидуальные консультации для педагогов | 10 | 16 |
Буклеты, памятки для воспитателей | 16 | 18 |
Семинары для педагогов | 1 | 2 |
Выступления на педсоветах | 1 | 3 |
Тренинги для сотрудников | 2 | 3 |
Индивидуальные консультации, беседы для родителей | 27 | 29 |
Выступления на родительских собраниях | 6 | 7 |
Оформление информационных стендов, памяток, буклетов для родителей | 8 90 шт. | 20 175 шт |
Анализируя данные по консультативной работе с родителями и педагогами ДОУ, я пришла к выводу, что с каждым годом количество обращений за консультациями психолога увеличивается, что радует, но тематика обращений или социальный заказ, особенно со стороны родителей – огорчает. Многие из них так заняты на работе, что у них совершенно нет времени для своих детей, поэтому многие родители стараются переложить свои обязанности по воспитанию своих детей на сотрудников ДОУ, что в корне недопустимо. Это та проблема, над которой я буду работать в следующем учебном году – искать новые и эффективные способы активизации родительской общественности, формирование активной жизненной позиции у родителей и ориентацию на ценность и краткосрочность периода дошкольного детства, когда дети так нуждаются в заботе родителей и максимально эмоционально зависимы от качества детско-родительских отношений в семье.
Организационно – методическая работа
- Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года).
- Составление и написание индивидуально – ориентированных развивающих или коррекционных планов.
- Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям (в течение учебного года).
- Оформление информации для стендов, памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям (в течении учебного года).
- Посещение районных методических объединений (вторник каждого месяца)
Отдельно хочется отметить ценность существования в районе методического
объединения педагогов-психологов. Работа в составе данного объединения дала мне возможность представлять свой опыт работы на муниципальном уровне. А знакомство с коллегами, обмен опытом, эмоциональная и профессиональная поддержка коллег педагогов-психологов – это то, чего мне долгое время не хватало, это стимул к дальнейшему саморазвитию, личностному росту и совершенствованию своего профессионального мастерства.
- Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п., консультации с руководителями РМО.
- Написание статистического и аналитического годового отчетов.
Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год
Тема моего самообразования “Использование космического песка как средства релаксации во время коррекционно-развивающих занятий с детьми”.
Цель: изучить развивающий метод и технологию использования космического песка в работе с детьми.
1этап – организационно – ознакомительный.
Цель: Изучить теоретическую обоснованность значения и перспективность применения космического песка, через научно – методическую литературу, подготовить практический материал, определить формы представления результатов работы.
Содержание работы
- Анализ ситуации по выбранной проблеме.
-Подбор методической литературы по теме «Песочная терапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
-Составления плана работы.
Изучение теоретических основ песочной терапии (пособие. 1.АвторЕлена Конаныхина “Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми (методическое пособие + карточки)”, 2.Татьяна Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”, 3.Марина Федосеева “Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии”, 4.Наталья Зеленцова-Пешкова “Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста”, 5.Ольга Сапожникова, Елена Гарнова “Песочная терапия в развитии дошкольников”, Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».
- приемы творческого воображения;
- условия, благоприятствующие формированию творческих способностей;
- технологии, методы и приёмы используемые для развития творческих способностей детей.
-Изучение вопросов организации и проведение игр и упражнений с использованием песочной терапии в деском саду (пособие Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной феи»
Организация «педагогической песочницы» и игр с песком
для детей дошкольного возраста):
- общая характеристика игр и упражнений используемых в песочной терапии;
- методика подготовки и проведения игр и упражнений используемых в песочной терапии;
- формы проведения игр и упражнений.
2 этап –основной (внедрение в работу подготовленного материала).
Цель: Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми коррекционно-развивающих занятий с использованием космического песка
Содержание:
- Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;
-Использование космического песка на коррекционно-развивающих занятий по следующим тематикам: “Замок”, “На берегу моря”, “Волшебный лес” и др.
3 этап - заключительный(диагностика результатов работы, самоанализ деятельности)
Цель: выявить уровень развития роста познавательного и творческого потенциала детей дошкольного возраста по средством использования космического песка
Содержание:
- Разработать карты маниторинга.
- Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.
-Оформить практический материал
Участие в конкурсах.
-2016г.- Всероссийский конкурс «Доутесса» Блиц-Олимпиада «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной организации» - Победитель конкурса (II место).
-2017г.- Всероссийский конкурс «Вопросита» Блиц-олимпиада «Сущность и организация психологической службы в системе образования» Победитель конкурса (III место).
А так же являюсь постоянным участником Всероссийских дистанционных конкурсов работников образования.
Принимала активное участие в международных, региональных и муниципальных практических конференциях, семинарах, награждена сертификатами и дипломами за активное участие:
18.10.2017 г - участник вебинара «Авторская методика диагностики и коррекции конструктивного праксиса» - 2 часа.
19.12.2017 г – участник Всероссийского вебинара «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» (2 часа).
27.04.2018 г - участник Окружной научно-практической конференции (с международным участием в формате ON-LINE трансляцией) «Особый ребёнок» в современном образовательном пространстве: опыт, проблемы, пути решения, перспективы».
03.02.2018 г. - участвовала в составе жюри в конкурсе профессионального мастерства среди младших воспитателей на уровне детского сада.
В 2016-2017г. награждена: грамотой МАДОУ «детский сад «Улыбка» п.Малиновский за добросовестный и плодотворный труд, а так же Благодарственным письмом от родителей.
18.09.2017 год С детьми участвовала в региональном конкурсе «Самые важные дорожные правила» дети награждены грамотами за 1 место – 2 грамоты (Колоколов Р, Кузнецов А) и за 2 место 1 грамота (Сергеев М).
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности.
2017-2018 уч.год.
Направления и Содержание (действия и мероприятия, проделанные в процессе работы над темой) | Сроки | Формы самообразовательной деятельности | Предполагаемый результат | Практический выход (доклад, реферат, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | |
Профессиональное направление | |||||
Изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности | В течение года | дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | повышение качества преподавания | Самоанализ | |
Разработка и реализация перспективного плана профессионального самообразования по теме «Использование кинетического песка как средства релаксации во время коррекционно-развивающих занятий с детьми» | Сентябрь 2017 | индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей | Отчет по самообразованию Презентация образовательных проектов в педагогических сообществах. | |
Написание консультаций для родителей и педагогов ДОУ, брошюры, буклеты, конспекты | Октябрь 2017 | Изучение опыта работы через сетевое взаимодействие педагогов. | публикации, брошюры | Папки-передвижки, сайт детского сада | |
Плановая аттестация на соответствие занимаемой должности. Подготовка к аттестации. Подборка материала. | В течение года Апрель 2018г | консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | Повышение уровня подготовленности педагога | Самоанализ, размещение и трансляция опыта работы на сайте детского сада | |
Участие в конкурсах профессионального мастерства. Оформление конспектов тематических занятий и другие материалы на основе положения конкурса. | В течении года | Освоение информационных технологий образования и воспитания | Дипломы | Портфолио | |
Психолого-педагогическое направление | |||||
Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы. | В течение года | обсуждение специальной педагогической и психологической литературы, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | повышение уровня педагогической компетенции | Самоанализ | |
Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения | В течение года | консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | Повышение уровня подготовленности педагога | Самоанализ, размещение и трансляция опыта работы на сайте детского сада | |
Методическое направление | |||||
Знакомство с новыми формами, методами и приёмами воспитания и обучения. | В течение года 2017 | консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей | Методическая копилка | |
Изучать опыт работы лучших педагогов ДОУ, района, региона через Интернет | В течение года | методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО | повышение уровня педагогической компетенции | разработка дидактических материалов, наглядностей | |
Повышение своего уровня педагогического мастерства на МО. | В течение года | методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО | разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей | Портфолио доклады, выступления | |
Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности | Май 2018 | Индивидуальная работа | повышение уровня педагогической компетенции | Портфолио самоанализ | |
Посещать занятий коллег и участвовать в обмене опытом. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях. | В течение года 2017-2018 | методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО | повышение уровня педагогической компетенции | Открытые занятия Семинары-практикумы | |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | Ноябрь 2017 | изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы | Представление опыта работы по теме «психологическая помощь детям, находящимся в кризисных ситуациях». | РМО педагогов-психологов Семинар-практикум (презентация, буклеты) | |
Информационно-компьютерные технологии | |||||
Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять. | Октябрь 2017 год | Индивидуальная работа, интернет обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях | Представление опыта работы | Портфолио, самоанализ | |
Участие в конкурсах в Интернете. | изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы | Дипломы, сертификаты | |||
Совершенствовать навыки работы на компьютере. | Сентябрь 2017 год | дистанционные курсы | освоение информационных технологий образования и воспитания | ||
Сбор и анализ в Интернете информации по дошкольному воспитанию, педагогике и психологии. | В течение года | индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами. | разработки новых форм, методов и приемов воспитания и обучения | ||
Разработать комплект родительских собраний, в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы | Ноябрь 2017 | индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами. | Повышение уровня педагогической компетенции родителей. | методические пособия, сценарии. дидактические материалы, наглядностей; разработка и проведение родительских собраний | |
Охрана здоровья | |||||
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии | В течение года | методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО | создания благоприятных условий развития детей | Методические пособия по арт-терапии, песочной терапии, пальчиковой гимнастики. |
Выводы:
Собственная оценка педагогической деятельности. Положительные результаты. Процент выполнения меропритятий:
- Удовлетворительная. Призовые места в конкурсах профессионального мастерства.
- По результатам итоговых диагностических исследований произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
- Прошла аттестацию на соответствие.
Проблемы, выявленные в 2017 – 2018учебном году: нет рабочей программы.
Процент выполнения запланированных мероприятий - 95%
Задачи на будущий учебный год:
- Разработать рабочую программу педагога-психолога.
- Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений, повышению уровня сформированности интеллектуальных навыков дошкольников через семинары-практикумы, круглые столы для родителей и педагогов МАДОУ «Улыбка»
Предварительный просмотр:
Аналитический отчёт работы педагога-психолога
за 2018-2019 учебный год.
Цель работы: Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, направленного на полное развитие и воспитание личности ребёнка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Основные задачи на год:
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-содействие ребенку в решении актуальных задач развития, образования и воспитания;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов.
Психологическим сопровождением воспитательного процесса в детском саду в 2018-2019 году были охвачены: дети, родители и педагоги.
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в детском саду:
• диагностика (индивидуальная и групповая);
• развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• консультирование (индивидуальное и групповое);
• профилактика;
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, интеллектуальной и познавательной сферы ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
работа в учреждении велась по следующим направлениям:
• Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) – групповая и индивидуальная;
• Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) – индивидуальная;
• Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей;
Мониторинг осуществлялся по методике Н.Н. Павловой и Л.Г.Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»: комплект материалов для педагогов- психологов детских дошкольных образовательных учреждений»). Для диагностики использовались классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, изучение следующих процессов:
- эмоционально-волевой и личностной сферы,
- внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия,
- мелкой моторики, речи.
Диагностические материалы структурированы по возрастам:
3-4 года (вторая младшая группа),
4-5 лет (средняя группа),
5-6 лет (старшая группа),
6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Обязательно проводилось:
• Обследование детей средней группы для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Кроме того, диагностика дала возможность отследить эффективность собственной деятельности.
Диагностическая деятельность
2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | |
Количество индивидуальных обследований из них: | 127 | 146 | 164 |
Адаптация | 10 | 10 | 11 |
Готовность к школьному обучению | 17 | 21 | 19 (1 ОВЗ) |
Для ПМПК | 18 | 20 | 25 |
Количество групповых обследований, в т.ч. наблюдение адаптации | 8 | 17 | 15 |
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска.
В результате психодиагностики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
2. Коррекционно-развивающая работа
Психологическая помощь организовывалась по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединялись в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводились 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависел от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживался после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
- Арт-терапия;
- Игровая терапия
- Песочная терапия
- Психогимнастика
- Элементы нейропсихологической коррекции
- Релаксационные упражнения
- Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
- Упражнения для развития познавательных процессов
В работе использовались коррекционно – развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.
Система коррекционных мер, реализуемая в МБДОУ детский сад «Улыбка» направлена:
* на активизацию познавательной деятельности и социально адаптацию воспитанников;
* повышение уровня умственного развития детей;
* формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
* коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Занятия проводились по программе Н.Ю.Куражевой «Цветик семицветик»
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Коррекционно – развивающая работа
2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | |
Количество детей, посещающих индивидуальные занятия | 17 | 22 | 15 |
Количество индивидуальных занятий | 187 | 342 | 230 |
Количество детей, посещающих групповые занятия | 64 | 77 | 78 |
Количество групповых занятий, в т.ч. профилактика дезадаптации | 124 | 163 | 186 |
Мониторинг успешности адаптации воспитанников ДОУ за 2016-2019 учебный год.
год уровни | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
10 чел | 10 чел | 11 чел | |
Лёгкая | 6 (60%) | 7 (70%) | 6 (54,5%) |
Средняя | 3 (30%) | 2 (20%) | 5 (45,5%) |
Тяжёлая | 1 (10%) | 1 (10%) | 0 |
В целом, произошло завершение периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп.
Итогом эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников, а, следовательно, и результативностью деятельности не только педагогов ДОУ, но совместной работы все специалистов нашего детского сада, является уровень готовности выпускников ДОУ к обучению в общеобразовательных учреждениях.
Мониторинг уровня готовности детей к школьному обучению за 2017-2019 год
год уровни | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | |||
н.г. 17 чел | к.г. 17 чел | н.г. 20 чел | к.г. 21 чел | н.г | к.г | |
Высокий (готов) | - | 7 (41,2%) | - | 12 (57,1%) | - | 9 (47,4%) |
Выше среднего (условно готов) | 7 (41,7%) | 6 (35,3%) | 11 (55%) | 6 (28,6%) | - | 8 (42,1%) |
Средний (условно не готов) | 6 (35,3%) | 3 (17,6%) | 5 (25%) | 2 (9,5%) | 10 (52,6%) | 2 (10,5%) |
Низкий (не готов) | 4 (23,5%) | 1 (5,9%) | 4 (20%) | 1 (4,8%) | 9 (47,4%) | 0 |
Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные.
Консультирование
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Консультирование осуществляется по следующей тематики:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;
- Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
- Медико-педагогические совещания;
- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Просвещение и профилактика
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
С этой целью подбирается актуальная и необходимая стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
• стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.
• памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики
•беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями
•сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
•выступления на родительских собраниях.
2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | |
Индивидуальные консультации для педагогов | 10 | 16 | 17 |
Буклеты, памятки для воспитателей | 16 | 18 | 12 |
Семинары для педагогов | 1 | 2 | 3 |
Выступления на педсоветах | 1 | 3 | 2 |
Тренинги для сотрудников | 2 | 3 | 4 |
Индивидуальные консультации, беседы для родителей | 27 | 29 | 27 |
Выступления на родительских собраниях | 6 | 7 | 6 |
Оформление информационных стендов, памяток, буклетов для родителей | 8 90 шт. | 20 175 шт | 24 110 шт |
Инфрмация на сайт | - | 12 | 9 |
Анализируя данные по консультативной работе с родителями и педагогами ДОУ, я пришла к выводу, что с каждым годом количество обращений за консультациями психолога увеличивается, что радует, но тематика обращений или социальный заказ, особенно со стороны родителей – огорчает. Многие из них так заняты на работе, что у них совершенно нет времени для своих детей, поэтому многие родители стараются переложить свои обязанности по воспитанию своих детей на сотрудников ДОУ, что в корне недопустимо. Это та проблема, над которой я буду работать в следующем учебном году – искать новые и эффективные способы активизации родительской общественности, формирование активной жизненной позиции у родителей и ориентацию на ценность и краткосрочность периода дошкольного детства, когда дети так нуждаются в заботе родителей и максимально эмоционально зависимы от качества детско-родительских отношений в семье.
Организационно – методическая работа
- Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года).
- Составление и написание индивидуально – ориентированных развивающих или коррекционных планов.
- Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям (в течение учебного года).
- Оформление информации для стендов, памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям (в течении учебного года).
- Посещение районных методических объединений (вторник каждого месяца)
Отдельно хочется отметить ценность существования в районе методического
объединения педагогов-психологов. Работа в составе данного объединения дала мне возможность представлять свой опыт работы на муниципальном уровне. А знакомство с коллегами, обмен опытом, эмоциональная и профессиональная поддержка коллег педагогов-психологов – это то, чего мне долгое время не хватало, это стимул к дальнейшему саморазвитию, личностному росту и совершенствованию своего профессионального мастерства.
- Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п., консультации с руководителями РМО.
- Написание статистического и аналитического годового отчетов.
Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
2018-2019 уч.год.
Направления и Содержание (действия и мероприятия, проделанные в процессе работы над темой) | Сроки | Формы самообразовательной деятельности | Предполагаемый результат | Практический выход (доклад, реферат, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | |
Профессиональное направление | |||||
Изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности | В течение года | дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | повышение качества преподавания | Самоанализ | |
Разработка и реализация перспективного плана профессионального самообразования по теме «Использование кинетического песка как средства релаксации во время коррекционно-развивающих занятий с детьми» | Сентябрь 2018 | индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей | Отчет по самообразованию Презентация образовательных проектов в педагогических сообществах. | |
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения на детей с ОАЗ (ДЦП) | Октябрь 2018 г | индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей | ИПРА | |
Разработка рабочей программы педагога-психолога | Январь 2019 | Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей | Рабочая программа | |
Написание консультаций для родителей и педагогов ДОУ, брошюры, буклеты, конспекты | В течение года | Изучение опыта работы через сетевое взаимодействие педагогов. | публикации, брошюры | Папки-передвижки, сайт детского сада | |
Участие в конкурсах профессионального мастерства. Оформление конспектов тематических занятий и другие материалы на основе положения конкурса. | В течении года | Освоение информационных технологий образования и воспитания | Дипломы | Портфолио | |
Психолого-педагогическое направление | |||||
Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы. | В течение года | обсуждение специальной педагогической и психологической литературы, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | повышение уровня педагогической компетенции | Самоанализ | |
Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения | В течение года 2018-2019 | консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | Повышение уровня подготовленности педагога | Самоанализ, размещение и трансляция опыта работы на сайте детского сада | |
Методическое направление | |||||
Знакомство с новыми формами, методами и приёмами воспитания и обучения. | В течение года 2018-2019 | консультации с ведущими педагогами, дистанционные курсы, вебинары, семинары, МО, индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами | разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей | Методическая копилка | |
Изучать опыт работы лучших педагогов ДОУ, района, региона через Интернет | В течение года 2018-2019 | методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО | повышение уровня педагогической компетенции | разработка дидактических материалов, наглядностей | |
Повышение своего уровня педагогического мастерства на МО. | В течение года 2018-2019 | методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО | разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей | Портфолио доклады, выступления | |
Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности | Май 2018 | Индивидуальная работа | повышение уровня педагогической компетенции | Портфолио самоанализ | |
Посещать занятий коллег и участвовать в обмене опытом. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях. | В течение года 2018-2019 | методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО | повышение уровня педагогической компетенции | Открытые занятия Семинары-практикумы | |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | Ноябрь 2018 | изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы | Представление опыта работы по теме «Использование космического песка в работе с детьми ОВЗ», Мастер-класс «Море творческих идей для развития детей (использование песка в р | РМО педагогов-психологов Семинар-практикум (презентация, буклеты) | |
Информационно-компьютерные технологии | |||||
его пополнять. | В течение года 2018-2019 | Индивидуальная работа, интернет обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях | Представление опыта работы | Портфолио, самоанализ Информация на сайт | |
Участие в конкурсах в Интернете. | В течение года 2018-2019 | изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы | Дипломы, сертификаты | ||
Сбор и анализ в Интернете информации по дошкольному воспитанию, педагогике и психологии. | В течение года | индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами. | разработки новых форм, методов и приемов воспитания и обучения | ||
Разработать комплект родительских собраний, в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы | Ноябрь 2018 | индивидуальная работа, интернет, консультации с ведущими педагогами. | Повышение уровня педагогической компетенции родителей. | методические пособия, сценарии. дидактические материалы, наглядностей; разработка и проведение родительских собраний | |
Охрана здоровья | |||||
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии | В течение года | методические практикумы в ДОУ; научно-практические конференции; работа творческих мастерских; вебинары, семинары, МО | создания благоприятных условий развития детей | Методические пособия по арт-терапии, песочной терапии, пальчиковой гимнастики. |
Результаты по самообразованию:
1. Картотека упражнений.
2. Материально-техническое оснащение занятий с использованием песочной терапии
(приобретено: пластиковые контейнера с отверстиями; песочницы; разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), различных животных и растения; транспорт; камешки, ракушки).
5. Консультация для взрослых по использованию песочной терапии в работе с детьми на сайте детского сада.
5. Применение полученных знаний и умений на практике, распространение полученного опыта в педагогическом сообществе: Мастер класс на районном МО педагогов-психологов «Использование кинетического песка в работе с детьми ОВЗ»; Транслирование собственного педагогического опыта по применению песочной терапии на сайте https://nsportal.ru/kochurova-anna-aleksandrovna; Мастер класс для педагогов ДОУ «Улыбка».
6. Разработала коррекционно-развивающую программу «Добрый волшебник» (с применением кинетического песка) 3-7 лет.
Считаю, что задачи выполнены, цель достигнута.
Выводы:
Собственная оценка педагогической деятельности. Положительные результаты. Процент выполнения меропритятий:
- Удовлетворительная. Призовые места в конкурсах. III Международный дистанционный конкурс «Старт» Аширов А. – I место; Митюкова А – I место, Семёнова Я. – II место.
Грамота – II место (Всероссийский день бега «Кросс- нации 2018»);
Почётная грамота главы городского поселения Таёжный;
Благодарность от Администрации Академии развития творчества «АРТ-талат»;
Благодарность от проекта конкурс-старт за помощь при проведении III Международного дистанционного конкурса;
Благодарность от сайта «Инфоурок» за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса.
2. По результатам итоговых диагностических исследований произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
3. Разработка и реализация программ, конспектов:
1.Индивидуальная программа сопровождения воспитанницы Ермаковой Виктории (27.07.2015г.р.) первой младшей группы на 2018-2019 учебный год.
2.Коррекционно-развивающая программа «Добрый волшебник» для детей 3-7 лет (кинетический песок)
Процент выполнения запланированных мероприятий - 98%
Задачи на будущий учебный год оставить прежние:
- Разработать рабочую программу педагога-психолога.
- Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений, повышению уровня сформированности интеллектуальных навыков дошкольников через семинары-практикумы, круглые столы для родителей и педагогов МАДОУ «Улыбка»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт педагога-психолога по самообразованию
Эту тему я считаю очень актуальной и интересной....
Аналитический отчёт педагога-психолога
Коллеги, надеюсь, это кому-то пригодится!...
Аналитический отчёт педагога-психолога «Адаптация детей младшей группы к условиям ДОУ»
6 ноября 2017...
Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года»
Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста был проведён комплекс методик: рисуночная методика «Несуществующее ...
АНАЛИТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
...
Аналитический отчёт педагога-психолога дошкольной организации
Аналитический отчёт...
Годовой аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ
ГОДОВОЙАНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТпедагога-психолога МБДОУ « Браженский детский сад»Шабловской Анастасии Николаевны...