Годовой аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ
материал по психологии
ГОДОВОЙ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
педагога-психолога МБДОУ « Браженский детский сад»
Шабловской Анастасии Николаевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_analiticheskiy_otchet_pedagoga-psihologa_dou_za_2021-2022_uchebnyy_god.docx | 58.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОДОВОЙ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
педагога-психолога МБДОУ « Браженский детский сад»
Шабловской Анастасии Николаевны
На 2021-2022 учебный год были поставлены следующие цели и задачи:
Цель работы: Обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.
Задачи:
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, профилактическую, развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.
- Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
- Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
В течение 2021-2022 учебного года достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:
- психологическая диагностика;
- психопрофилактическая работа;
- психологическое просвещение и консультирование;
- организационно-методическая работа.
1. Диагностическое направление.
Основным направлением работы была: -Диагностика психологической готовности к обучению в школе. В диагностике приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы.
Таблица 1.
Используемый инструментарий | Направленность |
1.Методика «Четвертый лишний» | Определение уровня развития образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения. |
2. Тест Керна-Йирасека | Исследование психофизиологической функциональной готовности ребенка к поступлению в школу. |
3. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин. | Направлена на выявление умения внимательно слушать и действовать по правилам, то есть точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. |
4. Методика «Последовательность событий» Н.А. Бернштейн | Исследовать способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. |
5. Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы» | Направлена на выявление самооценки ребенка |
Анализ психологической готовности детей подготовительной группы к школьному обучению
Цель диагностики: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
Результаты диагностики детей в ДОУ
В 2021-2022 учебном году в подготовительной группе диагностическое обследование детей проводилось в соответствии с ФГОС ДО.
Количество детей в подготовительной группе ДОУ (по списку) _22__,в диагностическом обследовании участвовало 15 детей.
Таблица 2.
Таблица учета психологической готовности детей к школьному обучению
№ | Компоненты психологической готовности | Методики | Начало года (готовы, условно готовы) | Конец года (готовы, условно готовы) | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |||
1 | Школьная зрелость | Тест Керна -Йирасека | 15 | 100% | 15 | 100% |
Низкий уровень | Тест Керна -Йирасека | 2 | 14% | 2 | 14% | |
Средний уровень | Тест Керна -Йирасека | 12 | 79% | 8 | 51% | |
Высокий уровень | Тест Керна -Йирасека | 1 | 7% | 5 | 35% | |
2 | Произвольность | Графический диктант Б.Эльконина | 15 | 100% | 15 | 100% |
Низкий уровень | Графический диктант Б.Эльконина | 1 | 7% | 1 | 7% | |
Ниже среднего уровень | Графический диктант Б.Эльконина | 6 | 40% | 5 | 33,5% | |
Средний уровень | Графический диктант Б.Эльконина | 6 | 40% | 5 | 33,5% | |
Выше среднего уровень | Графический диктант Б.Эльконина | 2 | 13% | 3 | 19,8% | |
Высокий уровень | Графический диктант Б.Эльконина | 0 | 0% | 2 | 13,2% | |
3 | Самооценка | Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы» | 15 | 100% | 15 | 100% |
Дифференцированная | Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы» | 5 | 33,5% | 10 | 66% | |
Недифференцированная завышенная | Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы» | 10 | 66% | 5 | 33,5% | |
Недифференцированная заниженная | Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы» | 0 | 0% | 0 | 0% | |
4 | Логическое мышление | Методика «Четвертый лишний» | 15 | 100% | 15 | 100% |
Высокий уровень | Методика «Четвертый лишний» | 5 | 38,6 | 6 | 37% | |
Выше среднего | Методика «Четвертый лишний» | 4 | 31% | 4 | 28% | |
Средний уровень | Методика «Четвертый лишний» | 2 | 15% | 3 | 21% | |
Ниже среднего | Методика «Четвертый лишний» | 1 | 7,7% | 1 | 7% | |
Низкий уровень | Методика «Четвертый лишний» | 1 | 7,7% | 1 | 7% | |
5 | Произвольная организация мыслительной деятельности | Методика «Последовательность событий» | 13 | 100% | 15 | 100% |
Высокий уровень | Методика «Последовательность событий» | 0 | 0% | 3 | 21% | |
Выше среднего | Методика «Последовательность событий» | 8 | 61,5% | 8 | 51% | |
Средний уровень | Методика «Последовательность событий» | 4 | 31% | 3 | 21% | |
Ниже среднего | Методика «Последовательность событий» | 1 | 7% | 1 | 7% | |
Низкий уровень | Методика «Последовательность событий» | 0 | 0% | 0 | 0% |
Таким образом, на конец учебного года 86,6% (13) детей готовы к школьному обучению, имеющие средние и высокие показатели по основным компонентам психологической готовности, прописанные по программе ФГОС ДОО. 13,4% (2) - дети, имеющие определенные затруднения к процессу обучения.
После диагностики были проведены индивидуальные занятия для ребенка (с согласия родителей), по программе В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе», дополненная кинезиологическими упражнениями, упражнениями из «Альбома по развитию речи» В.С. Володиной.
Аналитический мониторинг по адаптации детей к ДОУ
В период с 1 сентября 2021 года по 11 января 2022 года было проведено психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей поступивших в ДОУ. В исследовании приняло участие 16 детей второй младшей группы.
Адаптационный период во второй младшей группе МБДОУ « Браженский детский сад» прошел в таком соотношении 56,25 % детей с легкой степенью адаптации (9 детей), 12,5 % со средней степенью адаптации (2 детей) и 31,25% (5 детей) с затяжной степенью адаптации к дошкольному учреждению, дезадаптации у детей нет. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ – с 2 часов до перехода на полный день. На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно-развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, организованная игровая деятельность.
С момента поступления ребенка в группу, педагог-психолог совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведенных на каждого ребенка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:
- эмоциональное состояние (настроение);
- аппетит во время завтрака, обеда, ужина;
- характер сна и длительность засыпания;
- проявления активности в игре, на занятиях, в речи;
- взаимоотношения с детьми;
- взаимоотношения со взрослыми.
Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики
заболеваемости и дезадаптации.
Этапы деятельности в адаптационный период:
- Сбор информации о детях группы через беседы с родителями.
- Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.
- Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.
- Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.
- Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.
- Планирование работы с детьми.
В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать выводы о процессе адаптации детей к ДОУ.
Адаптация детей второй младшей группы
Всего детей –16 человек.
Легкая - 9 детей (56,25%)
Средняя - 2 детей (12,5%)
Усложненная - 5 детей (31,25%)
Дезадаптация - 0
Основные причины протекания адаптации в тяжелой форме у детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду, сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребенка. С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжелой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.
На основе анализа полученных данных можно предположить:
1.С усложненной формой адаптации выявлено пять детей:
- Один ребенок часто болел в течение адаптационного периода, так как при поступлении в детский сад ребенок не умел есть самостоятельно, одеваться, у него отсутствовали навыки самообслуживания, неуважительно разговаривал со взрослыми, что отражалось на психическом и физическом здоровье ребенка.
- Один ребенок - часто болеющий ребенок, кроме родителей в контакте с другими взрослыми не оставался.
- Один ребенок, так как воспитанием в большей степени занимается бабушка, чем родители, ребенок болезненно переживал с ней разлуку, переболел ОРВИ четыре раза, преобладал избегающий стиль адаптации.
- Проявление затяжной формы адаптации из-за частых простудных заболеваний прослеживалось у одного ребенка.
-У двух детей усложненная степень адаптации проявлялась в виде нестабильного эмоционального фона и не включенности в образовательный процесс ДОУ.
Двое детей нуждаются в углубленном обследовании специалистами: психологом, логопедом, неврологом или посещением ПМПК.
Остальные обследованные дети по уровню психических процессов соответствуют возрастной норме.
Дезадаптации у респондентов нет. Воспитатели второй младшей группы ведут адаптационные листы по диагностике Е.А.Стребелевой. Результаты бесед с родителями показали, чем они руководствуются в воспитании детей, чему отдают предпочтение: большинство гармоничному развитию личности, умственному и физическому развитию. Они выделяют следующие трудности в воспитании детей: отсутствие опыта в воспитании, организация режима дня и неумение правильно реагировать на негативное поведение ребенка. В большей степени родители заинтересованы в формировании у ребенка умения общаться с детьми и взрослыми, развитии игровых навыков и речи.
Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно:
- так как была создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка;
- выделены в группе зоны: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок, игрушки-каталки для двигательной деятельности детей.
Диаграмма 1 «Оценка адаптационного периода во второй младшей группе»
2. Психопрофилактическое направление
Цель работы –подобрать и использовать комплекс мер, направленных на выявление возможности нарушения развития и осуществление мероприятий по его предупреждению (проблемы адаптации ребенка к ДОУ, профилактика кризисов развития, поддержание благоприятного психологического климата в детском коллективе)
В формате методического инструментария профилактической работы с детьми использовались следующие программы:
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными);
- Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;
- Игровой набор для работы по методике Фридриха Фребеля.
3. Психологическое просвещение и консультирование
Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
Информация о консультативной деятельности
за 2020-2021 учебный год
Целью взаимодействия психолога с родителями, педагогами является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Таблица 3
№ п/п | Тема консультации, для кого |
1 | Устная консультация на тему: «Заполнение адаптационного листа» (воспитатель). |
2 | Заполнение «Представления на воспитанника» (воспитатель). |
3 | «Что входит в необходимый пакет документов для ПМПК и ППк, как заполнять документы» (воспитателей всех групп) |
4 | Школьная зрелость и готовность ребенка к систематическому обучению в школе (родитель) |
5 | Школьная зрелость и готовность ребенка к систематическому обучению в школе (родитель) |
Безусловно, наряду с консультированием стендовая информация также позволяет повышать психологическую компетентность всех участников воспитательного процесса, доводить до них информацию, освещать различные вопросы, давать общие рекомендации.
Таблица 4
Перечень стендовых тематических консультаций
в 2020-2021 учебном году
№ | Название |
1 | Буклет для родителей и воспитателей на тему: «Анимационная сказка как средство формирования норм поведения» |
2 | Буклет для педагогов на тему: «Игровые технологии на занятиях» |
3 | Буклет для родителей на тему: «Как дети и их родители переживают развод» |
4 | Буклет для родителей на тему: «Что должен уметь будущий первоклассник» |
5 | Просветительская работа для родителей на тему: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» |
6 | Памятка для родителей на тему: «Дети имеют право» |
7 | Буклет для родителей на тему: «Игрушки современных детей» |
8 | Буклет для родителей на тему: «Правила дорожного движения» |
9 | Буклет для родителей на тему: «Что такое видеотренажер» |
10 | Буклет для родителей на тему: «Безопасность ребенка дома» |
4. Организационно-методическая работа
Своевременное оформление документации:
Педагог-психолог ведет учет проводимой работы по следующим формам:
1.1 Журнал учета видов работы педагога-психолога на 2021-2022 учебный год.
1.2. Журнал учета организационно-методической работы.
1.3. Журнал учета диагностических исследований.
1.4. Журнал консультаций психолога.
1.5. Журнал учета индивидуальных занятий.
1.6. Журнал учета групповых форм работы.
5. Рабочая программа педагога - психолога ДОУ на 2021-2022 учебный год.
6. Годовой план педагога-психолога ДОУ на 2021-2022 учебный год.
7.Заключение по результатам психологического сопровождения адаптации детей второй младшей группы к условиям ДОУ.
8. Годовой аналитический отчет о работе педагога- психолога ДОУ на 2021-2022 учебный год (май 2022 года).
9. Аналитическая справка по результатам скринингового обследования детей подготовительной группы ДОУ на 2021-2022 учебный год (май 2022 года).
10. Психолого- педагогические характеристики (в течение года, по запросу).
Задачи на следующий год:
- аттестация на первую квалификационную категорию (участие в методических объединениях и конкурсах различного уровня, размещение публикаций);
- реализация долгосрочного проекта «Скоро в школу» (подготовительная группа);
- изучение новых направлений и техник в работе с детьми.
Выводы о перспективах дальнейшей работы:
- по организационно-методической работе провести корректировку рабочей программы педагога-психолога;
- по работе с родителями продолжить повышать интерес родителей к жизни детского сада, к проблемам детей путем введения различных нетрадиционных методов преподнесения материала (детско-родительский клуб).
- Активизировать работу с родителями второй младшей группы. Наиболее плотно сотрудничать с родителями в период адаптации детей к ДОУ с целью снижения степени тяжести, привыкания детей к новым условиям.
- По работе с педагогами предложить работу по профилактике эмоционального выгорания.
Основные задачи годового плана педагога-психолога
на 2022– 2023 учебный год
- Способствовать созданию условий по охране психофизического здоровья детей; создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию.
- Своевременно выявлять детей, нуждающихся в психологическом сопровождении и создание условий для их гармоничного развития.
- Содействовать формированию педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах эффективной подготовки детей к обучению в школе.
- Начать работу в области профилактики профессионального выгорания педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой аналитический отчёт
О деятельности инструктора по физической культуре...
Аналитический отчёт педагога-психолога
Коллеги, надеюсь, это кому-то пригодится!...
Аналитический отчёт педагога-психолога «Адаптация детей младшей группы к условиям ДОУ»
6 ноября 2017...
Годовой аналитический отчёт средней группы за 2017 - 2018 учебный год
В отчёте перечислена вся работа в средней группе за 2017 - 2018 учебный год....
Годовой аналитический отчет педагога-психолога за 2019-2020гг.
В течение 201-2020гг. достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:- психологическая диагностика;- коррекционно-развивающая работа;- психол...
Аналитический отчёт педагога-психолога дошкольной организации
Аналитический отчёт...
Аналитические отчёты педагога-психолога.
Результаты работы педагога-психолога за год...
- Мне нравится (1)