Критерии и уровни внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО статья
статья на тему
Вопрос о критериях внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО мало разработан и рассмотрен, но имеет важную роль в системе дошкольного образования.Компетентностный подход в настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования, поскольку современное образование требует существенной модернизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИИ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ДОУ
Сацук Кристина Виталиевна
студентка 6 курса
Науч. руководитель: к. п. н., ст. преподаватель Везетиу Е. В.
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
ГПА (филиал) в г.Ялте
Постановка проблемы. Вопрос о критериях внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО мало разработан и рассмотрен, но имеет важную роль в системе дошкольного образования.Компетентностный подход в настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования, поскольку современное образование требует существенной модернизации.
Степень разработанности. Проблема внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОО, разрабатывается сравнительно недавно. Методологическому и теоретическому обоснованию проблемы внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОО посвящены работы И. А. Зимней. Так, с помощью изучения литературы, методы и приёмы имеют огромный потенциал для внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОО.
Вопросами формирования лексической стороны речи у дошкольников занимались: А. М. Аронов, В. В. Башев, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, М. В. Крулехт, А. К. Маркова, Л. В. Свирская, Г. А. Федотова, И. Д. Фрумин, Р. М. Шерайзина, А. В. Хуторской и др.
Цель статьи. Разработать критерии и уровни внедрения компетентностного подхода в управлении образовательным центром ДОУ.
Изложение материала. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность ребенка действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетентностный подход характеризует качественные показатели личности, включающие в себя единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности.
Основными задачами экспериментальной работы были выделены:
- Выделить критерии и показатели внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО;
- Выявить и описать уровни внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО.
В общем виде, критерий – важный и определяющий признак, который характеризует разные аспекты явлений, его сущность. Показатель является определением критериев такого качества, на изучение которого направлено исследование. Таким образом, можно сказать, что критерий более широкое понятие, чем показатель, поэтому для одного критерия существует целая система показателей. В то же время, критерии и показатели тесно взаимозависимы: критерий обеспечивает правильный выбор системы показателей и наоборот, качество показателя зависит от того, насколько он полно и объективно характеризует принятый критерий.
Под критерием готовности понимаем меру оценивания тех изменений, которые происходили в развитии отдельных составляющих или всей личности студента в целом. При определении критериев мы учитывали, что критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Показатели – данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Другими словами, если критерий – это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели – это мера сформированности того или иного критерия. Нам необходимо выявить критерии и показатели оценки уровня
Оценить сформированность внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО позволяют выявленные на основании анализа соответствующей литературы критерии: мотивационный, продуктивный, рефлексивный.
Мотивационный критерий предусматривает интерес к компетентностному подходу в образовательном процессе, стойкий интерес к внедрению новых подходов в управлении образовательным процессом.
Продуктивный критерий предусматривает использование компетентностного подхода в практической деятельности и его внедрение образовательный процесс ДОО.
Рефлексивный критерий предусматривает умение использовать компетентностный подход в профессиональной деятельности
- умение анализировать собственную профессиональную деятельность и ее результаты.
На основе выделенных показателей и критериев были определены и охарактеризованы уровни: низкий, средний, высокий. Так, высокий уровень характеризуется знанием принципов построения единого образовательного процесса; необходимыми компетентностями; владеет современным оборудованием; имеет опыт решения педагогических, образовательных задач. Сформированы личные качества управляющего, наличие необходимых компетентностей для внедрения компетентностного подхода, знаний об образовательном процессе и способов внедрения в управление образовательным процессом ДОО компетентностного подхода.
Средний уровень характеризуется наличием знаний в области внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс в ДОО, ориентированных на решение образовательных задач; Формируются личные качества, необходимые для работы в среде дошкольного образования. Этот уровень характеризуется наличием компетентностного подхода и грамотности в области построения и управления образовательным процессом, знаний для внедрения новых подходов достаточно, но мало практических навыков
Низкий уровень был определен для педагогов, которые не понимают необходимость внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс. Имеют низкий познавательный интерес. отсутствует опыт решения информационных задач. Личностные качества для работы в сфере внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом недостаточно развиты; знаний для построения образовательного процесса достаточно, но для внедрения новых подходов не хватает.
Каждый уровень взаимодействует с предшествующим и последующим, образуя так называемую ступень для последующего шага при внедрении компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО. Таким образом, положительная динамика уровней свидетельствует о степени сформированности компетентости педагогов для внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО.
Вывод.. Компетентностный подход к определению целей образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых, воспитателей и воспитанников. Определение целей образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести дети в результате образовательной деятельности.
Новые подходы к управлению становятся движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации работы. Таким образом, в рамках компетентностного подхода образование и обучение становится комплексным, многофакторным. Учащимся передаются не только знания и навыки – и не всякие знания и навыки, а лишь те, которые нужны для развития необходимых компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности.
.
Резюме. В статье изложены критерии по теме внедрения компетентностного подхода в управлении, как фактора успешной деятельности дошкольного образовательного учреждения ДОО. Раскрыты такие понятия как компетенция, компетентность,подход .
Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход, метод, проектное управление.
Summary. The article describes the criteria on the topic of introduction of competence approach in management, as a factor of successful activities of preschool educational institutions by the DOE. Disclosed concepts such as competence, competency,approach
Список литературы:
- 1. Данилов, М.А. Педагогический процесс как объект педагогической теории / Сб. науч. тр. Вопросы обучения и воспитания. Сост. и ред. Э.Г. Костяшкин. – М., 1972. 84с.
- Дошкольное образование. Словарь терминов (Дошкольное воспитание и развитие) / Сост. Виноградова H.A. и др. М.: Айрис-пресс, 2005. - 400 с.
- 5. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса, – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.
- Никифорова, О.В. Подготовка студентов ВУЗов к управлению научно–методической деятельностью в ДОО. Дис. канд. пед. наук. – М., 2006. 303с.
«Университет современных образовательных технологий», электронный научно-методический альманах «Наука Оренбуржья»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. По теме : "Внедрение компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОУ"
Проблема внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОУ, разрабатывается сравнительно недавно. Методологическому и теоретическому обоснованию проблемы внедрения компете...
Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР
Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла н...
«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
ПЛАН Введение...
Роль руководителя школы, учителя и ученика на разных уровнях управления образовательным процессом.
Роль руководителя школы, учителя и ученика на разных уровнях управления образовательным процессом....
«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, что позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих цен...
«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Малая Родина. У каждого человека она своя,
Дл - изучение становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе; - выявление противоречия в теории и практике по...
Статья Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, прив...