Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР
статья по развитию речи на тему
Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла необходимость пересмотреть организацию коррекционного процесса, изменить формы работы не только с детьми, но и родителями.
Система дошкольного образования XXI века стоит на двух китах, которые представлены компетентностным подходом и индивидуализацией образовательного процесса. Данные подходы наиболее актуальны при организации образовательного и коррекционного процессов в работе с детьми с ОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О. В. Мельникова
МКДОУ д\с №414 «Чебурашка»,
г. Новосибирск, Новосибирская область,
Российская Федерация
Компетентностный подход и индивидуализация
образовательного процесса
как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР
Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла необходимость пересмотреть организацию коррекционного процесса, изменить формы работы не только с детьми, но и родителями.
Система дошкольного образования XXI века стоит на двух китах, которые представлены компетентностным подходом и индивидуализацией образовательного процесса. Данные подходы наиболее актуальны при организации образовательного и коррекционного процессов в работе с детьми с ОНР.
Компетентностный подход обеспечивает формирование и развитие компетенций и компетентностей, которые представлены качеством действий, направленных на решение проблемных задач. Достаточно хорошо прижилась такая форма организации совместной деятельности, как проектная. Она показала не только свою достаточно высокую эффективность в организации образовательного процесса с детьми с ОНР, но и полюбилась нашими педагогами, специалистами и родителями. В рамках компетентностного подхода в ходе совместной проектной деятельности мы формируем у наших воспитанников компетенции и компетентности, которые предполагают развитие способности и готовности:
- к автономным действиям (самостоятельным, независимым) – формирование субъектной (индивидуально-личностной) позиции;
- к кооперативным действиям (совместным, коллегиальным) – формирование социально-личностных качеств, которые предполагают коммуникативную активность.
Каждый ребенок имеет возможность поучаствовать в реализации проекта, исходя из своих потребностей и возможностей, развивая и проявляя свои компетенции и компетентности в индивидуальной и совместной деятельности с ровесниками, педагогами и родителями.
Компетентностный подход и принцип индивидуализации невозможны друг без друга и «работают» в единой связке. Среди методологических принципов, на которых строится дошкольное образование в XXI веке, принцип индивидуализации занимает ведущее место и предполагает:
- Раскрытие неповторимости детской личности.
Помимо знаний об индивидуальных особенностях детей, опоры на них в педагогической деятельности необходимо создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, помогают полноценному формированию его как личности.
2) Индивидуальный подход к детям, имеющим те или иные трудности.
Учитель-логопед, воспитатель, учитывая индивидуальные особенности ребенка и актуальный уровень развития ребенка, помогает ребенку добиться усвоения содержания ОП, применяя различные технологии общеразвивающей и коррекционно-профилактической направленности.
Эффективная модель индивидуализации образовательного процесса представлена следующими составляющими:
- методическое обеспечение;
- диагностика;
- планирование;
-реализация индивидуальных маршрутов
по сопровождению детей;
- развивающая среда;
- работа с семьей.
Безусловно, все они важны и не одну из составляющих невозможно убрать из данной системы. Тем ни менее, остановимся более подробно на некоторых составляющих данной модели.
Методическое обеспечение подразумевает использование сертифицированных методик, программ, технологий; постоянное самообразование, повышение психолого-педагогической компетенции и компетентности педагогов и специалистов. Этому способствуют проводимые семинары, практикумы на базе ДОУ, РОО, городские мероприятия, участие в конкурсах, конференциях и т. д.
Диагностика является базовой основой всех мероприятий проводимых педагогами в рамках индивидуализации образовательного процесса. Проводится специалистами ДОУ – учителем-логопедом, педагогом-психологом, дефектологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем.
Исходя из результатов диагностики, планируется коррекционно-развивающая работа с ребёнком, составляется индивидуальный образовательный маршрут воспитанника. Как показывает практика, работа будет эффективной, если на этапе планирования участвует весь педагогический коллектив, работающий с данным ребёнком.
Реализация индивидуальных маршрутов предполагает:
- образовательную деятельность по решению задач программы;
- коррекционную работу учителя-логопеда по преодолению ОНР;
- коррекционную работу педагога-психолога по преодолению трудностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах;
- коррекционно-развивающую работу воспитателей по заданию специалистов;
- развитие творчества, раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
Индивидуальная работа, осуществляемая воспитателями логопедической группы, занимает по-прежнему важное место при реализации индивидуальных образовательных маршрутов и представлена следующими видами:
- коррекционная по разделам программы, по заданию педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и др.;
- компенсирующая для вновь поступивших детей, часто болеющих, отсутствующих длительный срок;
- дополнительная, которая направлена на развитие творчества в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности; сюда же входит и работа с детьми с опережающим темпом развития – с «одаренными» детьми.
Развивающая среда является средством реализации принципа индивидуализации и компетентностного подхода на практике, т. к. выступает в роли стимулятора, движущей силы, способствует «созданию» мотивации, а значит – обогащает личностное развитие детей. Но только содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная, соответствующая возрастным возможностям и потребностям детей, содержанию коррекционного процесса – будет способствовать индивидуализации коррекционного и образовательного процесса в целом.
Но прекрасно созданная среда не будет работать в полной мере на развитие ребенка, его обучение и саморазвитие творческой активности, если всем этим процессом не будет «управлять» умелый педагог! Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно – развивающую среду и ее средства, помочь воспитаннику обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку на каждом из этапов его развития.
Содержание работы с родителями заключается в оказании информационной квалифицированной помощи, которая направлена на развитие компетентностей у законных представителей воспитанников, способствующих созданию благоприятных условий для развития ребенка не только в условиях ДОУ, но и семьи. Свою эффективность показали активные формы:
- семинары с элементами тренинга, кейс-метода; семинары-практикумы; тренинги; мастер-классы; лекции; круглые столы, темы зависят от запроса родителей (н-р, «Учим ребенка рассказывать сказки», «Игры на кухне», «Секреты домашнего чтения», «Ах, уж эти звуки …» и т. д.);
- занятия в детско-родительской группе.
Все мероприятия имеют активный характер: родители общаются, обсуждают, дискутируют, играют, и в результате – получают опыт эффективного взаимодействия с детьми и преодоления ОНР. В результате у родителей формируются следующие компетенции и компетентности: применение адекватных ситуации способов взаимодействия с детьми; создание условий, способствующих развитию положительных сторон личности ребенка и познавательному развитию с учетом особенностей и закономерностей развития детей дошкольного возраста с ОНР; сенситивность к детям, способность «слышать» истинные потребности ребенка.
На сегодняшний момент, исходя из практики, можно отметить, что компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса оправдывают себя при работе с детьми с ОНР, соответствуют целям и задачам коррекционной работы, показывают достаточно высокую эффективность, которая выражается в социально-коммуникативной успешности наших детей, активном участии родителей воспитанников в образовательном и коррекционном процессах, возросшем профессионализме наших педагогов.
Список использованной литературы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- ФЗ «Об образовании в РФ» (273 – ФЗ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»
В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...
Наглядно-игровые пособия как средство эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Наглядно-иг...
Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми
Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...
Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному ...
"Сотрудничество учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми".
Презентация по теме самообразования. Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями...