Статья. По теме : "Внедрение компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОУ"
статья на тему
Проблема внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОУ, разрабатывается сравнительно недавно. Методологическому и теоретическому обоснованию проблемы внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОУ посвящено не много работ, поэтому свою статью я посвятила данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satsuk_k._v.-tezisy.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.21
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ДОУ
Сацук Кристина Виталиевна
студентка 6 курса
Науч. руководитель: к. п. н., ст. преподаватель Везетиу Е. В.
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
Постановка проблемы. В наше время, целью дошкольного образования является воспитание свободной творческой личности.
Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных подходов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Основные положения компетентностного подхода в российском образовании нашли отражение в «Стратегии модернизации содержания общего образования», в которой понятие компетентности было определено в качестве центрального, узлового понятия, объединяющего интеллектуальную и навыковую составляющие образования и обладающего интегративной природой. Компетентностный подход в настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования, поскольку современное образование требует существенной модернизации.
Степень разработанности. Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии. Это был подход, который порождался и осмысливался не внутри образования, а был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы.В США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века стали использоваться понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала.
Сфера образования, начиная с Я. А. Коменского, работала с основными единицами – знаниями, умениями и навыками. Профессиональная сфера работала с другими единицами – компетенциями. В этом смысле профессия дает ответ, какой компетентности должен быть человек или какова сфера его компетенции. Поэтому профессиональная сфера оперирует компетенциями, а образование – знаниями, умениями и навыками. И когда профессиональная сфера может точно на уровне заказа однозначно формулировать свои претензии к образованию, то задача образования заключается в том, как перекомпоновать знания, умения и навыки в определенные компетенции, которые требуются в профессиональной сфере. Совет Европы ввел много компетенций, но каждая страна, исходя из своих приоритетов и своих взаимодействий с профессиональной сферой, выделяет определенные компетенции. В частности, четыре базовых компетенции выдвинула Великобритания. Теория управления дошкольным образованием (К. Ю. Белая, А. И. Буренина, Л. М. Денякина, О. Л. Князева, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьяков). Компетентностный подход в управлении образовательным процессом ДОУ(И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин).
Цель статьи. Проанализировать специфику внедрения компетентностного подхода в управлении образовательным центром ДОУ.
Изложение материала. Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева [6, c.7], – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентность - знания, опыт в той или иной области [3, c.96].Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области[3, c.98].
Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций[4, c.24].
К инструментальным компетенциям относятся: способность к анализу и синтезу, к организации и планированию; базовые общие знания; коммуникативные навыки в родном языке; элементарные компьютерные знания; навыки управления информацией; способность решать проблемы. Перечисленные компетенции включают в основном начальные способности, базовые общие знания и общие знания по профессии[5, c.33].
К межличностным компетенциям относятся: способность к критике и самокритике; межличностные навыки; способность работать в междисциплинарной команде, взаимодействовать с экспертами в других предметных областях; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и работать в международном контексте; приверженность этическим ценностям. Данные компетенции описывают готовность к социальному взаимодействию, умению работать в группе, способность к самокритике[6, c 12].
К системным компетенциям относятся: способность применять знания на практике; способность к обучению и адаптации к новым ситуациям, генерировать идеи, быть лидером и работать автономно; понимание культуры и обычаев других стран; способность к разработке проектов и их управлению; способность к инициативе и предпринимательству; ответственность за качество; воля к успеху. Системные компетенции отражают способность системно применять полученные знания на практике, осуществлять исследования, генерировать новые идеи, адаптироваться к новым ситуациям [5, c.34].
Дошкольное воспитание как первая ступень образования за последнее время прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных задач, провозглашенных реформой образования, является массовый переход образовательных учреждений к использованию новых технологий обучения и воспитания, а также к управлению этим процессом. Законом «Об образовании» утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий педагогам дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) использовать наиболее оптимальный на их взгляд вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели. Такой выбор предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала, способствует развитию инициативности, побуждает к использованию современных элементов, более эффективных методов обучения.. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач в ДОУ является развитие творческих способностей детей и педагога. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений, что, в свою очередь, помогает реализовать цель образования - развитие индивидуальности ребенка[1, c.26].
Таким образом, достижения психолого-педагогической науки, задачи и приоритетные направления законодательства в области образования ставят перед объективной необходимостью изменить условия управления с учетом требований новых подходов, разработать эффективную модель управления с целью повышения ответственности учреждения за результаты своей деятельности.
Вывод..В образовательных учреждениях планомерно создаются условия для введения продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи комптентностного подхода. Таким образом, система компетентностного подхода в управлении образовательным процессом становится частью общей структуры успешной деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Резюме. В статье изложен материал затрагивающий тему внедрения компетентностного подхода в управлении, как фактора успешной деятельности дошкольного образовательного учреждения ДОУ. Раскрыты такие понятия как компетенция, компетентность, указаны современные виды компетенций и условия введения продуктивных технологий управления образованием.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход, метод, проектное управление.
Summary. The article describes the subject matter affecting the implementation of the competence approach in management as a factor in the success of the preschool educational institution Doe. Disclosed concepts such as competence , competence, specified modern types of competencies and conditions of introduction of productive technology management education.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
2Виноградова Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методич. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М. : Айрис‐пресс, 2007. – 64 с.
3.Гринцанов А. А. Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом. 2003. – 1280 с.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр ,,Академия”, 2003. – 176 с.
5. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования /Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2001 – 288с.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – №5. – с. 3–12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР
Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла н...
Критерии и уровни внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО статья
Вопрос о критериях внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО мало разработан и рассмотрен, но имеет важную роль в системе дошкольного образования.Компетентностны...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...
Педагогический совет на тему : "Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ"
Цель внедрения метода проектов в воспитательно-образовательный процесс-совершенствование поиска и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности воспитателя....
План проектной деятельности с воспитанниками возрастной группы № 10 от 6 до 7 лет МБДОУ «Детский сад № 14 г. Красноармейска» в рамках работы по теме «Внедрение современных педагогических методик в образовательный процесс, как условие успешной реализации Ф
Цель: Познакомить детей с традициями русского народа, обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям, традициям праздника.Задачи:-...
Тема: «Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении».
Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит переоценка традиционных взглядов на природу детского развития...