Статья Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников
статья
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, привычкой к свободному самовыражению, уверенность в себе. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_vnedrenie_modeli.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников
Материал подготовлен
заместителем заведующего по ВМР Сухомазовой И.М.
Наше время – это время перемен. Все развитые государства мира вовлечены в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Сейчас России нужны люди, способные быстро реагировать на изменения, принимать нестандартные решения, генерировать оригинальные решения, умеющие творчески мыслить.
Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще, наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. Говоря о креативности, обычно подразумевают способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы решения задач. При грамотном подходе сохранить и развивать креативность можно в любом возрасте. Существуют методики, которые позволяют взрослым найти оригинальное решение для типичной проблемы. Но детские психологи и педагоги считают, что дошкольный возраст – это лучший возраст для развития нестандартного мышления.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, привычкой к свободному самовыражению, уверенность в себе. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Для решения данной задачи нами был разработан проект «Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс МАОУ детского сада № 69 «Веточка» для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников», который вошел в управленческий портфель проектов департамента образования администрации городского округа Тольятти «Продуктивное инновационное мышление сегодня – широкие перспективы завтра». Умение нестандартно мыслить приходит в какой-то мере с рождения. Но, к сожалению, со временем оно угасает, если его не поддерживать. Поэтому целью нашего проекта является повышение уровня развития креативного мышления у 95% старших дошкольников до высокого и среднего уровня через внедрение модели «Умная прогулка».
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, умственное развитие, общение детей друг с другом. Прогулки в детском саду проводится независимо от времени года, их продолжительность составляет не мене четырех часов в день, что позволяет добиться наилучших результатов в решении поставленных образовательных и развивающих задач.
Американский психолог, первопроходец диагностики креативности Эллис Пол Торренс выделил шесть критериев креативности:
- беглость – способность производить большое количество идей;
- гибкость – способность применять различные стратегии решения проблемы;
- оригинальность - способность создавать нестандартные и нешаблонные идеи;
- разработанность – способность детализировать возникшие идеи;
- сопротивление замыканию – способность не следовать стереотипам и быть открытым новой информации;
- абстрактность названия – способность трансформировать образы в слова.
В основу модели «Умная прогулка» мы положили классификацию профессий, предложенную психологом Климовым Е.А. В соответствии с объектом труда он выделяет пять типов профессии:
- Человек – живая природа
- Человек – техника (и неживая природа)
- Человек – человек
- Человек – знаковая система
- Человек – художественный образ
Такой подход к организации прогулки позволяет дошкольникам не только правильно ориентироваться в окружающей действительности, творчески преобразовывать ее, но и будет способствовать тому, чтобы в будущем выпускник стал успешным в профессиональной деятельности.
Для развития перечисленных качеств мышления у дошкольников нами было разработано 240 «игровых минуток», которые ежедневно проводятся во время прогулки. Игровые минутки соответствуют пяти блокам (по классификации Климова Е.А.) и соотносятся с днями недели и временем года:
- понедельник – игровая минутка «Дошколенок – друг природы» (человек – природа);
- вторник – игровая минутка «Ты и я – мы с тобой друзья» (человек – человек);
- среда – игровая минутка «Дошколенок в мире техники» (человек и техника);
- четверг – игровая минутка «Дошколенок в мире знаков» (человек – знаковая система);
- пятница – игровая минутка «Я – художник» (человек – художественный образ).
Разработанные задания включены в календарно-тематическое планирование воспитателей.
Для достижения поставленной цели нами было выделено ряд задач:
- Разработка и внедрение в деятельность педагогов на прогулке с детьми методического и конструкторского материала игровых заданий «Умная прогулка», направленных на развитие креативного мышления у старших дошкольников.
Для реализации проекта разработана Структура управления проектом (Проектный офис), в состав которого вошли педагоги всех 4х корпусов; составлен План реализации проекта развития, где указаны сроки и результаты деятельности.
За первое полугодие 2020 года нами разработан методический и конструкторский материал игровых заданий «Умная прогулка», направленных на развитие креативного мышления у старших дошкольников по сезонам (весна, лето, осень). Организуя игровые задания с детьми, педагог фиксирует полученные результаты в Дневнике, а затем анализирует их.
Приведем пример игровой минутки «Спрятанные рисунки», которая проводилась в пятницу третьей недели марта. Цель этого задания: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков дошкольников. Во время наблюдения ребятам предлагается найти трещины в асфальте, внимательно рассмотреть их и подумать, на что они похожи. Затем воспитатель просит придумать историю о существах, которые могли бы жить в этой трещине. Для того, чтобы сохранить желание ребенка сочинять, воображать, фантазировать, воспитатель уже в группе предлагает новое задание. Например, нарисовать то, на что похожа увиденная им на прогулке трещинка в асфальте.
Дети приняли участие в конкурсах.
- Обучение педагогов методике развития креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог должен сам уметь креативно мыслить. Для этого ему необходимо, в первую очередь, преодолеть в себе инертность, формальность и шаблонность в применении методов воспитания и обучения. В рамках нашего проекта с педагогами проведены и ещё запланированы ряд мероприятий, систематическое проведение которых способствует повышению компетентности, профессиональному самосовершенствованию педагогов: лекторий «Развитие креативного мышления дошкольников», семинар-практикум «Внедрение в деятельность педагога с детьми на прогулке игровых заданий для развития креативного мышления», педсовет «Развитие креативного мышления дошкольников через игровую деятельность», обмен опытом педагогов через презентации и видеозарисовки «Умные прогулки в нашей группе».
Свой опыт педагоги транслируют педагогическому сообществу.
3. Организация участия родителей в совместных интеллектуальных играх с детьми.
Работа по развитию креативного мышления дошкольников станет намного эффективнее, если в этом будут заинтересованы родители. Для успешной реализации проекта «Умная прогулка» мы разработали план работы с родителями, в который включены такие мероприятия, как лектории, родительские встречи, круглые столы, совместные с детьми интеллектуальные игры, тематические выставки творческих работ (из-за короновируса перенесли позже).
Весь методический материал находится в свободном доступе для всех педагогов на открытой цифровой платформе, созданной на сайте нашего учреждения.
В результате работы мы стали отмечать, что дети больше проявлять кретивность в создании образов во время продуктивных видов деятельности (рисовании, лепке), свободно высказывать свои мысли, фантазировать. Нас вдохновили полученные результаты и у нас возникла идея продолжить развивать креативное мышление и в детских видах деятельности.
Таким образом, внедрение проекта «Умная прогулка» в образовательный процесс нашего учреждения позволит сохранить креативное мышление наших воспитанников на высоком уровне, а самое главное, поможет каждому ребенку «превратиться» в неординарную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....
Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает...
Статья "Использование метода проекта в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"
Данная статья раскрывает значимость использования метода проекта в работе педагогов дошкольных учреждений в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста на современном этапе. Даётся кратк...
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.
Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые коллеги, Вашему вниманию представляю организацию жизнедеятельност...
Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования
Научная статья ...
статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений»
статья об использовании информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ...