Статья Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников
статья

Сухомазова Инга Михайловна

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, привычкой к свободному самовыражению, уверенность в себе. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_vnedrenie_modeli.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников

Материал подготовлен

заместителем заведующего по ВМР Сухомазовой И.М.

Наше время – это время перемен. Все развитые государства мира вовлечены в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Сейчас России нужны люди, способные быстро реагировать на изменения,  принимать нестандартные решения, генерировать оригинальные решения, умеющие творчески мыслить.

 Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще, наряду с другими качествами, выделяется такое свойство  личности, как креативность. Говоря о креативности, обычно подразумевают способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы решения задач. При грамотном подходе сохранить и развивать креативность можно в любом возрасте. Существуют методики, которые позволяют взрослым найти оригинальное решение для типичной проблемы. Но детские психологи и педагоги считают, что дошкольный возраст – это лучший возраст для развития нестандартного мышления.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, привычкой к свободному самовыражению, уверенность в себе. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Для решения данной задачи нами был разработан проект «Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс МАОУ детского сада № 69 «Веточка» для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников», который вошел в управленческий портфель проектов департамента образования администрации городского округа Тольятти «Продуктивное инновационное мышление сегодня – широкие перспективы завтра». Умение нестандартно мыслить приходит в какой-то мере с рождения. Но, к сожалению, со временем оно угасает, если его не поддерживать. Поэтому целью нашего проекта является повышение уровня развития креативного мышления у 95% старших дошкольников до высокого и среднего уровня через внедрение модели «Умная прогулка».

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, умственное развитие, общение детей друг с другом.  Прогулки в детском саду проводится независимо от времени года, их продолжительность составляет не мене четырех часов в день, что позволяет добиться наилучших результатов в решении поставленных образовательных и развивающих задач.

Американский психолог, первопроходец диагностики креативности Эллис Пол Торренс выделил шесть критериев креативности:

  • беглость – способность производить большое количество идей;
  • гибкость – способность применять различные стратегии решения проблемы;
  • оригинальность -  способность создавать нестандартные и нешаблонные идеи;
  • разработанность – способность детализировать возникшие идеи;
  • сопротивление замыканию – способность не следовать стереотипам и быть открытым новой информации;
  • абстрактность названия – способность трансформировать образы в слова.

В основу модели «Умная прогулка» мы положили классификацию профессий, предложенную психологом Климовым Е.А.  В соответствии с объектом труда он выделяет пять типов профессии:

  • Человек – живая природа
  • Человек – техника (и неживая природа)
  • Человек – человек
  • Человек – знаковая система
  • Человек – художественный образ

Такой подход к организации прогулки позволяет дошкольникам не только правильно ориентироваться  в окружающей действительности, творчески преобразовывать ее, но и будет способствовать тому, чтобы в будущем выпускник стал успешным в профессиональной деятельности.

Для развития перечисленных качеств мышления у дошкольников нами было разработано 240 «игровых минуток», которые ежедневно проводятся во время прогулки. Игровые минутки соответствуют пяти блокам (по классификации Климова Е.А.)  и соотносятся с днями недели и  временем года:

  • понедельник – игровая минутка «Дошколенок – друг природы» (человек – природа);
  • вторник – игровая минутка «Ты и я – мы с тобой друзья» (человек – человек);
  • среда – игровая минутка «Дошколенок в мире техники» (человек и техника);
  • четверг – игровая минутка «Дошколенок в мире знаков» (человек – знаковая система);
  • пятница – игровая минутка «Я – художник»  (человек – художественный образ).

  Разработанные задания включены в календарно-тематическое планирование воспитателей.

Для достижения поставленной цели нами было выделено ряд задач:

  1. Разработка и внедрение в деятельность педагогов на прогулке с детьми  методического и конструкторского материала игровых заданий  «Умная прогулка», направленных на развитие креативного мышления у старших дошкольников.

Для реализации проекта разработана Структура управления проектом (Проектный офис), в состав которого вошли педагоги всех 4х корпусов; составлен План реализации проекта развития, где указаны сроки и результаты деятельности.

За первое полугодие 2020 года нами разработан методический и конструкторский материал игровых заданий  «Умная прогулка», направленных на развитие креативного мышления у старших дошкольников по сезонам (весна, лето, осень). Организуя игровые задания с детьми, педагог фиксирует полученные  результаты в Дневнике, а затем анализирует их.

Приведем пример игровой минутки «Спрятанные рисунки», которая проводилась в пятницу третьей недели марта. Цель этого задания: развитие воображения, образного мышления,  изобразительных навыков дошкольников. Во время наблюдения ребятам предлагается найти трещины в асфальте, внимательно рассмотреть их и подумать, на что они похожи. Затем воспитатель просит придумать историю о существах, которые могли бы жить в этой трещине. Для того, чтобы сохранить желание ребенка сочинять, воображать, фантазировать, воспитатель уже в группе предлагает новое задание. Например, нарисовать то, на что похожа увиденная им на прогулке трещинка в асфальте.

Дети приняли участие в конкурсах.

  1. Обучение педагогов методике развития креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог должен сам уметь креативно мыслить. Для этого ему необходимо, в первую очередь, преодолеть в себе инертность, формальность и шаблонность в применении методов воспитания и обучения. В рамках нашего проекта с педагогами проведены  и ещё запланированы ряд мероприятий, систематическое проведение которых способствует повышению компетентности,  профессиональному самосовершенствованию педагогов: лекторий «Развитие креативного мышления дошкольников», семинар-практикум «Внедрение в деятельность педагога с детьми на прогулке игровых заданий для развития креативного мышления», педсовет «Развитие креативного мышления дошкольников через игровую деятельность», обмен опытом педагогов  через презентации и видеозарисовки «Умные прогулки в нашей группе».

Свой опыт педагоги транслируют педагогическому сообществу.

3. Организация участия родителей  в совместных интеллектуальных играх с детьми.

Работа по развитию креативного мышления дошкольников станет намного эффективнее, если в этом будут заинтересованы родители. Для успешной реализации проекта «Умная прогулка» мы разработали план работы с родителями, в который включены такие мероприятия, как  лектории, родительские встречи, круглые столы, совместные с детьми интеллектуальные игры, тематические выставки творческих работ (из-за короновируса перенесли позже).

Весь методический материал находится в свободном доступе для всех педагогов на открытой цифровой платформе, созданной на сайте нашего учреждения.

В результате работы мы стали отмечать, что дети больше проявлять кретивность в создании образов во время продуктивных видов деятельности (рисовании, лепке), свободно высказывать свои мысли, фантазировать. Нас вдохновили полученные результаты и у нас возникла идея продолжить развивать креативное мышление и в детских видах деятельности.

Таким образом, внедрение проекта  «Умная прогулка» в образовательный процесс нашего учреждения позволит сохранить креативное мышление наших воспитанников на высоком уровне, а самое главное, поможет каждому ребенку «превратиться» в неординарную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и  действовать в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения

Создание  современной  системы  дошкольного  образования,  ориентированного  на  полноценное  развитие  личности  каждого  ребенка, выдвигает...

Статья "Использование метода проекта в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"

Данная статья раскрывает значимость использования метода проекта в работе педагогов дошкольных учреждений в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста на современном этапе. Даётся кратк...

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....

статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений»

статья об использовании информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ...