«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Малая Родина. У каждого человека она своя,
методическая разработка (подготовительная группа)
Дл
- изучение становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
- выявление противоречия в теории и практике по введению регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс ДОУ;
- внедрение в программу воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnyy_seminar_po_teme.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар по теме:
«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Малая Родина. У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет
очень многое, если не сказать — всё.
В Федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства… К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «… разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно - педагогического, учебно - методического, организационного, материально - технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ».
В «Национальной доктрине образования в РФ» также говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации».
17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, ее цели, содержание образования и рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса.
В соответствии с данными требованиями образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и вариативной, части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание обязательной части определяется примерной программой дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Остальные 40% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, то есть содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к условиям своего детского сада.
Таким образом, в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения появляется часть, отвечающая за реализацию регионального компонента.
В связи с этим, целью данного опыта работы является изучение инновационного подхода к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
- выявить противоречия в теории и практике по введению регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс ДОУ;
- внедрить программу воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики.
Понятие «региональный компонент в образовании»
В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления воспитательно - образовательного процесса -это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В системе дошкольного образования значительно расширилось программное - методическое обеспечение образовательного процесса по внедрению регионального компонента.
Существуют парциальные программы такие как: "Наследие", "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры", Программа "Непреходящие ценности малой родины" (Е.В. Пчелинцева), Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова и другие.
Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры, которая разработана ведущим научным сотрудником института педагогических инноваций г. Москвы Князевой О.Л.
Теоретическую основу программы составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно - нравственного и патриотического развития человека (И.А.Ильин, Д.С.Лихачев и другие).
Для программы выбраны следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальным. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.
- Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно ознакомить детей с предметами народной творчества.
Обобщая сказанное, делаем вывод, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Наряду с данной программой существуют и другие, решающие задачи патриотического воспитания дошкольников на современном этапе.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной педагогики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников).
Изучение регионального компонента проходит через пять образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, познавательно, речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности.
Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного развития, педагогами ДОУ была проведена диагностика детей по выявлению уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, истории края.
Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях детей по национально - региональному компоненту. Дети знали сказки, игры, но затруднялись назвать предметы быта, орудия труда в давние времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями (села, района, области) и растительным миром; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства, традиций.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:
Способствовать к формированию первоначальных представлений об особенностях родного края;
Познакомить детей с особенностями и традициями;
Формировать представления о родном селе, городе: истории, улицах, профессиях;
Познакомить с именами знаменитых земляков;
Сформировать знания о живой и неживой природе;
Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого - ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов:
-педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо семьи» и «Наши традиции» т. д.
Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент реализовывается в ходе НОД по технологии «Гид –образования», совместной деятельности детей по технологии «Интелект-картирования», педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном селе, городе способствуют тематические недели с темами, как: «Детский сад», «Природа живая и неживая», «Все про меня, Я – гражданин», «Моя страна, моя семья», «Зимние забавы», «Наши добрые дела». Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры, природного наследия, быта, традиций своего народа.
Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Например, планируя работу по образовательным областям:
«Физическая культура» - инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры по карточкам «Лапта», «Жмурки», «Журавушка-журавель», «Колечко». Знакомим детей с достижениями спортсменов нашего края.
«Познавательное развитие» - знакомство с природой родного края осуществляется через видео - экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, видео и презентации, создание интеллект-карт «Достопримечательности села». Используем так же игровые технологии: игры В. Воскобовича: «Игровизор», «Крестики», «Соты», «Конструктор букв», «Веселые цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизинера» т др.
Речевое развитие – проводим беседы («Я в многонациональной семье», «Знаменитые имена в мире, стране», знакомим с особенностями русского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов). Педагоги используют «Мнемотаблицы», технологию ТРИЗ.
«Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и поэтов России, нашего района, области. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки «Наряды разных народов», «Национальные праздники».
«Художественно – эстетическое развитие» - музыкальный руководитель разучивают с детьми национальные песни, танцы, знакомят с народными инструментами, помогающими знакомить детей с историей, культурой народов. Проводим фольклорные концерты и народные праздники «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Народные игры», «День семьи, любви и верности», «Берегиня», «Троица».
На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской посуды, утвари, овладевают умениями рисования декоративных росписей – дымка, гжель, городецкая роспись и так далее, пополняя новыми предметами наш мини-музей.
«Социально – коммуникативное развитие» - знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении на карте России, достопримечательностями, Символикой России - герб, гимн, флаг.
Даем первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов, говорим о национальной кухне, традиционной национальной одежде.
Разработали краеведческие игры: «Моя большая и малая Родина», «Люби и знай свой край». «Старинное-не старинное», «Особенности быта народов», «Достопримечательности родного села»;
-игры-беседы «Нам нужны различия»,
-игры – путешествия «Россия-страна моя родная», «Отгадай, где живут»;
игры-экскурсии «Лавка сувениров».
В работе используем мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Москва – столица нашего Отечества», «Воронежский национальный костюм», «Сказка о толерантности»).
В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.
Педагоги освоили работу в программах «КАНВА», «Фотошоп», где самостоятельно могут делать любой дидактический материал и использовать его в его своей работе во всех образовательных областях и деятельности.
Воспитатели совместно с родителями пополнили Библиотеку альбомами с одеждой, бытом, а также книгами включающий русские и народные пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, загадки, считалки, приговорки, песенки. Дети с удовольствием рассматривают картинки, ищут на полках любимые народные сказки.
Семья является главным источником народных традиций. Мы заинтересовали их проблемой приобщения детей к культурно - историческим ценностям России.
Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:
- родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»);
-консультации для родителей («Русские традиции в воспитании детей», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная», «Куклы обереги»), кроме этого создана родительская группа в социальных сетях, где родители получают рекомендации памятки, задания и индивидуальное консультирование.
Родители принимали активное участие в создании предметно- развивающей среды в группах (собирают экспонаты для музея, оказали помощь в участии народных праздниках и развлечениях, оказывали помощь с работой в программах).
Внедрение регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Итак, преимуществом инновационного подхода по внедрению регионального компонента в образовательный процесс является, прежде всего, то, что созданная единая система:
- дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;
- позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;
-проявлении инициативности и активности дошкольников;
- дает возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...
«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
ПЛАН Введение...
Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».
Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – посел...
ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 год.
ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 г...
«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, что позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих цен...
Из опыта работы «Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
В методической разработке отражена система работы в ДОУ по внедрению регионального компонента через программу "Наш дом - Южный Урал" (Е. Бабунова)...
Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)
Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)Цель: формирование основ патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Род...