Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое ложки»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект итогового занятия в мини-музее "Чудо-ложка" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood1.odt21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79 «Соловушка»

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей группе на тему

«Путешествие в прошлое ложки»

                                                                                                Составитель:

                                                                                                Максимова Татьяна Николаевна,

                                                                                                воспитатель старшей группы №7

г. Смоленск, 2016 г.

Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое ложки»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Музыка»,  «Коммуникация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.  

Цель: развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем ложки; познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого; вызвать интерес к русской культуре.

Материалы и оборудование: мини-музей ложки; мультимедиа; деревянные ложки (пара на каждого ребёнка); контур ложки для раскрашивания, фломастеры.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Введение игрового момента.

Под русскую народную музыку «Ах, вы, сени, мои сени» входит бабушка.

Бабушка:

Посмотрите, сколько света и улыбок у гостей!

Это – добрая примета – в дом я скоро жду детей.

Дети входят в зал.

        Бабушка:

        Проходите, не стесняйтесь

        И у печки все располагайтесь.

        У меня здесь так нарядно, у меня изба опрятна.

        Посмотрите, стол накрыт, самовар уже кипит.

        Чугунок стоит на печке, в самом тёпленьком местечке.

        Каша уж поспела в нём, будет сытно за столом.

        Долго я внучков ждала, угощайтесь – ка друзья!

        Каши много на столе хватит тут тебе и мне.

        Угощайтесь, не стесняйтесь.

        - Почему вы не едите?


Ответ детей: Ложек нет. А чем есть?


Бабушка: (растерянно смотрит по сторонам) Как ложек нет?  Догадываюсь, кто у меня тут похозяйничал. Это мой домовой. Забыла я его вчера задобрить конфеткой, вот он и пошутил надо мной.

Бабушка: А давайте мы его позовём? Но вначале нам надо его задобрить. (кладет конфету за печку). Нужно произнести волшебные слова:
«Покажись нам домовой, познакомимся с тобой»


Дети: повторяют слова хором.


Звучит обрядовая музыка древней смоленщины «Кудесы домового кормють». Слышится шум, из-за печки появляется домовой.


Домовой:
Я – Домовой, живу за печкой,
В ночь выхожу я на крылечко,
Днём я мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка!

- А вы кто такие? Нам показываться не положено
(прячется за веник). Вы меня не видели, я вас тоже не видел.

Бабушка: Это мы, тебя позвали, чтобы угостить.

Домовой: Угощенье я люблю (подходит к столу). Ну, давайте ложку.

Бабушка: А ложек то и нет. Не ты ли над нами пошутил и ложки спрятал.

Домовой: (задумчиво уходит за печку, вытаскивает сундук, теребит вещи.
Не находит ложку. Ворчит. Приходит идея).

- А вы знаете, что не всегда человек ел ложкой. Хотите, я вам расскажу про это.

Дети: Да! Хотим!


Домовой: А рассказать мне поможет волшебное зеркало.

2. Демонстрируется видеофильм «Прикольные стихи для детей. Ложки: зачем нужны и как появились»


Закрепление.

Бабушка: Как вы думаете, для чего нам нужна ложка?

Предполагаемые ответы детей:
- Ложкой можно есть суп и кашу,
- Ложкой можно насыпать сахар,
- В ложку можно налить лекарство,
- Просто зачерпнуть водичку,
и т.д.

Бабушка: Правильно! Молодцы! Про ложку мы все выяснили, так что же такое — ложка?

Вместе с детьми сформулировать определение ложки.


Хором:
- Ложка — это предмет, который предназначен для зачерпывания жидких и сыпучих продуктов.

Бабушка: Давайте зайдем в наш музей (дети подходят к мини-музею ложки).

Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды.

- Ребята, когда первые люди жили на Земле?

Дети: Очень-очень давно.

Бабушка:Со временем они научились вытачивать из камня инструменты, добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными .

В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку.

- Чем можно было горячую пищу?

Дети: глиняными дощечками.

Бабушка:Так появилась посуда, и самая первая ложка.

- Как вы думаете, какая ложка появилась первая?

Дети: глиняная.

Бабушка: Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров.

- Посмотрите, из каких материалов сделаны ложки?

Дети: керамики, железа, дерева.

Бабушка: В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония, или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии.

- Чем едят в некоторых странах?

Дети: руками и палочками.

Бабушка: Посмотрите, какими разными могут быть ложки .Из металлов: серебра, алюминия, из пластмассы, из дерева (простые и расписные). Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд. Например, для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки. Для десерта – десертные , для чая – чайные, для острых специй – очень маленькие .

- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки?

Дети: люди – мастера

Домовой достает из-за печки мешок с различными ложками.

Домовой:

Смотрите, что я нашел у себя за печкой. Интересно, что в этом мешочке? (заглядывает в мешочек) Ой, да это ложки! Как много! Вот это подарок! Только все ложки перемешаны! Дети, помогите мне разобраться, что это за ложки и для чего они предназначены?

Бабушка: Дети, давайте поможем Домовому!

Проводится игра «Чудесный мешочек». Дети по-очереди достают из мешочка ложки и рассказывают из чего они сделаны и для чего предназначены.

По назначению:

1. Половник — разливательная ложка,
2. Столовая или суповая ложка,
3. Ложка для раскладки салата,

4. Ложка для раздачи еды,
5. Десертная ложка,
6. Чайная ложка,
7. Ложка для сахара,
8. Кофейная ложка,
9. Соусная ложка,

10. Ложка для меда,
11. Мерные ложки,

12. Ложки для специй,

13. Ложка для заваривания чая.

По материалу, из которого сделаны.
1. Деревянные — из дерева,
2. Металлические — из металла,
3. Пластмассовые — из пластмассы,
4. Керамические — из керамики.

3. Русский хоровод (в качестве физкультминутки).


Бабушка: Сегодня вы все пришли ко мне на посиделки. А что делали люди в старину, когда собирались на посиделки или праздники?

Ответы детей: пели, танцевали, водили хороводы.

Бабушка: Давайте и мы станцуем русский хоровод «Со вьюном я хожу».

Дети поют и танцуют хороводный танец «Со вьюном я хожу».

1.Со вьюном я хожу, 
С зеленым я хожу,
Я не знаю, куда вьюн положит

Я не знаю, куда вьюн положить

2.Положу я вьюн

Положу я вьюн
Положу я вьюн на правое плечо

Положу я вьюн на правое плечо

3. А со правого

А со правого
А со правого на лево положу

А со правого на лево положу

4. Я ко молодцу, ко удалому,
Я ко молодцу иду, иду, иду,
Поклонюся, да опять пойду.

5. Я ко девице, ко красавице,
Я ко девице иду, иду, иду,
Поклонюся, да опять пойду.

4. Частушки.


Бабушка: Домовой, ты нам про ложку историю рассказал, а дети про ложку знают веселые частушки.


Дети: (поют частушки.)
1. Ой, как вкусно пахнет щами!
Кто обедать будет с нами?
Старший брат несет обед
А y Сони ложки нет.

2. Если Вас не посетит
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку

3. Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке.

4. - Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!

5. В детсаду не спит Антошка,
Скушал лишнюю он ложку.
Переполненный живот
Спать Антону не даёт.


5. Рисование.


Бабушка: Ребята, а что мы можем подарить домовому на память о  сегодняшней встрече? Давайте все вместе подумаем (направляет мысли детей).


Ответ детей: расписную ложку.


Бабушка: Правильно, ребята, молодцы. Мы для Домового украсим ложку.

Самостоятельная работа детей. Раскрашивание контура ложки  фломастерами. (10-15 минут).


Бабушка: В каждом доме живет свой домовой, который хранит дом от бед и несчастий. Дети, ложки, которые вы так красиво расписали, вы отнесете домой для своего домового, чтобы он охранял ваш дом. А нашему гостю я подарю большую расписную ложку.

Дарит Домовому русскую деревянную расписную ложку.

 


6. Игра на ложках.

Бабушка: Дети, для чего нужны ложки?

Дети: Чтобы есть и готовить еду.

Бабушка: А что еще можно делать с помощью ложек?

Дети: На ложках можно играть.


Бабушка: Давайте сыграем для Домового на ложках.

Шумовой оркестр, русская народная мелодия.

 
Домовой: За то, что вы мне столько подарков сделали, верну я вам ваши маленькие ложки. (уходит за печку и выносит корзинку с детскими ложками, раздает детям).


7. Рефлексия.

Бабушка:

Домового мы позвали

Много нового узнали

Мы про ложку не простую,

А про ложку расписную.

- А у нас время ужина подоспело. Оставайся с нами Домовой, отведай нашего угощения.

Бабушка: Мойте руки и за стол.

Литература и интернет-ресурсы:

1. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: «Детство-пресс», 2004.

2. Брозаускас Л.Г., Нужная А.Н., Занимательное обучение дошкольника: Спор на кухне. – Спб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с. (Серия «Азбука развлечений»).

3. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).

4. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в дет.саду»: метод. пособие для педагогов./Под ред. Т.С. Комаровой, 2008.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ — Ложки

6. http://evolutsia.com/content/view/73/. - История ложки

7. https://petamusic.ru/?string=%E0%F5+%E2%FB+%F1%E5%ED%E8 - РНП «Ах, вы сени, мои сени»

8. https://xmusik.me/q/lsW987Xk5PiR_YrkRpKDs8SD76DYt8q9yrbEpdk/ - «Кудесы

  домового кормють»

9. https://www.youtube.com/watch?v=77PzU6rKMgU - «Прикольные стихи для детей. Ложки: зачем нужны и как появились»

10. http://iplayer.fm/q/ - РНП «Со вьюном я хожу»

11. http://x-minus.org/track/421 - частушки

12. http://iplayer.fm/q/ - РНП для детского шумового оркестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое шапки»

Организованная образовательная деятельность.Образовательная область «Познание ФЦКМП»Старшая группаТема: «Путеш...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"

Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей.  Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины испол...

Конспект организованной образовательной деятельности "Запасливый гость без ложки не ходит"

Конспект организованной образовательной деятельности "Запасливый гость без ложки не ходит" предназначен для знакомства детей с деревянными изделиями....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в прошлое» подготовительная группа.

Задачи:1. Систематизировать и расширять знания о динозаврах.2. Побуждать установить зависимость, отражающую связь живых организмов с климатом и средой обитания.3. Развивать любознательность и поз...

Конспект специально организованной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое денег"

Материал является методической разработкой для детей подготовительной к школе группы. На протяжении занятия дети в занимательной форме знакомятся  с важной стороной развития жизни и человека, и о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое книги» с детьми подготовительной подгруппы

Знакомство детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....