Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое книги» с детьми подготовительной подгруппы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabbarova_r.i.docx | 88.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Путешествие в прошлое книги»
с детьми подготовительной подгруппы
Программное содержание:
Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.
Задачи:
Образовательные:
- стимулировать познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;
- активизировать диалогическую речь, обогащать активный словарь;
- использовать различные формы работы детей;
- стимулировать физическую детей путем выполнения физических упражнений;
- познакомить с первыми письменными материалами: глиной, берестой, бумагой, тканью; затронуть историю книгопечатания: рукописные и печатные книги;
- вспомнить современные технические средства хранения данных;
Развивающие:
- развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения;
- развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач;
- развивать умения анализировать мышление, сравнивать, делать выводы, находить причинно – следственные связи;
- продолжать развивать познавательную инициативу ребенка;
- развивать творческие навыки, путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса;
- погрузить детей в колориты стран Египта, Китая, Древней Руси - по средством музыки, видео материалами ;
Воспитывающие:
- воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества;
- совершенствовать социально - коммуникативные навыки, познавательное развитие.
Активизация словаря: сыпучий, у воды нет формы.
Обогащение словаря: иероглиф, клинки.
Методы и приёмы: игра (мотивация деятельности), экспериментирование, наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация видеоматериала с использованием ИКТ, рисование.
Словесные приёмы: чтение стихов, иллюстрации Египта, Китая, Древней Руси, современного мира-г.Казань (флаг, герб, достопримечательности города).
Практические приёмы: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа: беседы о книгах, опыты с водой, с песком, глиной.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Проектор, презентациа «Египет», «Китай», «Древняя Русь», «Казань», видео-письмо,«машина времени», «палочка-перемещалочка», кусочки бересты, флешка, диски, веер, Энциклопедия, лист ватмана.
Раздаточный материал:
деревянные палочки, тарелочки с песком, стаканы с водой, дощечки, глина, подносы, пяльцы, ткань 25*25, кора березы (кусочки), печати с буквами, краски, формочки для краски, подставки для кисти, кисти, салфетки влажные, простые карандаши (все по 8-10 шт.)
Ход :
I. Вводная часть
-Доброе утро, ребята! Как я рада вас видеть.
- Ребята, посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, реки, луга и леса - все радует нас. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами:
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
-Молодцы!
- Ребята, посмотрите, у нас гости! Поприветствуем их!
(Дети здороваются)
II. Основная часть.
- Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).
Совершенно верно – это флешка. Она умеет хранить много-много разной информации, а комната, в которую вы попали называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!
Ребята, отгадайте загадку:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
- Правильно, книга! А вы любите, когда вам книги читают? (ответы детей)
- А какие вам читают книги? (ответы детей)
- Вот видите, как много вы читаете и слушаете книжек. Тогда, ребята , вам понравится наше путешествие, хотите в путешествие?
Вы много узнаете, как ваши чудесные книжки появились. Мы отправимся в прошлое! Отправимся? (ответы детей)
- Скажите, на каком виде транспорта мы отправимся? (ответы детей)
- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал. Воспитатель берет «волшебную палочку») .
-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?
(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу, передают друг другу палочку-перемещалочку).
-Встаем в круг. (музыку выключают).
Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу. Вот туда мы и переместимся . Передаем друг другу нашу волшебную палочку-перемещалочку и произносим пароль, обратный отсчет.(передают палочку по кругу)
Включается ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЕГИПЕТ
- Какие молодцы, посмотрите ( подходим к экрану ) мы с вами попали в древний Египет ( звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта). Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать... Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).
- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, вода).
-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что-нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)
- Скажите, ваши изображения видны? (да)
-Положите палочки. Представим, что вы свою надпись понесли кому- нибудь почитать, показать свое изображение. Вы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.
- Что стало с вашей надписью? ( ответы детей)
Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?
-Потому что песок, какой? (сыпучий)
- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.
-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).
- Что получается, ребята? ( ничего)
- Как же так, а почему?( дети отвечают)
-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!
-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.
- Так, молодцы, а теперь поставим 10 точек, вдавливайте глину. Получилось?
-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией?(сохранилась)
- Она осталась? (да)
- Подуйте на нее (дуют)
- Что с ней стало? (сохранилась)
- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)
- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).
- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).
- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.
Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.
- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна, другое время.
(перемещаются в машине времени под волшебную музыку)
-Сейчас мы окажемся в древнем Китае. (передают палочку по кругу).
- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к экрану , на котором показан Китай)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»
- Вот перед нами Китай! Китай- волшебная страна! Родина многих открытий! Это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).
В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд), он считается самым главным праздником в Китае.
- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью и следили за своим телом. И поэтому сейчас я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.
- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.
- Молодцы.
- Готовы?
Звучит музыка Китайская.
-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)
- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.(2 раза)
- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!
- Какие красивые зонтики! (2 раза)
- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили.... молодцы. .(2 раза)
Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» .(2 раза)
- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)
- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.
- Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковых книг и попробовать написать на ваших кусочках шелковых страниц. Но что мы будем писать? Дело в том, что в Китае для написания информации использовали специальные символы, которые назывались иероглифами. Ребята,повторите за мной это слово – иероглиф. Вот на этой стене нарисованы иероглифы. Вот этот обозначает горы, этот река , рисовое поле , солнце ,
трава , человек .
- Я предлагаю вам выбрать понравившийся иероглиф и написать на ваших шелковых страницах.
-Возьмите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).
- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.
-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?
-Пойдемте в нашу машину времени!
(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под музыку)
-Мы с вами перенеслись в Древнюю Русь. Русь всегда славилась деревянными городами красивыми, могучими сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, конечно веселыми праздниками.
- Ребята, а вы знаете, что вначале на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто - нибудь из вас знает?(нет).
-Давайте мы посмотрим, ( разглядывают образцы коры березы)
-На что это похоже?(на кору берёзы).
-Ребята верно, береста – это кора березы на ней писали с помощью специальной острой палочкой, а потом появилась бумага , на ней стали писать летописцы их труд был очень тяжелый, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, смотрите, оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печать. Предлагаю и вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную книгу.
- Проходите к столам. Это наша типография, в ней рождаются современные книги. Здесь ребята есть почти такие же оттиски как в настоящей типографии. Вы скоро пойдете в школу и мы с вами уже знаем почти все буквы алфавита и умеете печатать слова и свои имена!
- Встретит вас в школе ваш первый учитель, давайте на странице напечатаем красивый букет для него, и подпишем страничку своими именами.
(Работа детей)
- Посмотрите, ребятки, какую мы с вами книжную страницу создали, красивый букет и главная информация на этой странице – от кого букет, от вас! Возьмите салфетку и вытрите руки.
(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под татарскую музыку)
- Ребята, мы с вами перенеслись в современный мир. Скажите, где мы оказались? что изображено? (герб,флаг)
- Герб, флаг какого государства вы видите на экране? А город узнали? (Флаг Татарстана, город Казань).
- Верно, ребята, это наша Республика Татарстан! А это ? (наш поселок, наш детский сад)
- Ребята я хочу вам задать очень важный вопрос. Мы узнали, что были печатные книги, а как же сейчас сохраняют информацию, в наше время?
(При затруднении обратить внимание детей на атрибуты)
-А где еще можно? ( на дисках, в компьютере, в письмах, ноутбуках, электронных книгах)
-Сегодня как раз на электронный адрес нашего детского сада пришло видео письмо.
III. Заключительная часть
Дети подходят к экрану. Рефлексия.
(Видео письмо из Куркачинской библиотеки)
-Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (пауза, ответы детей)
-В данный момент я нахожусь у себя на работе в библиотеке!А вы сейчас где? (ответы детей)
- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)
-У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, узнали много интересного! Хочу вам подарить книгу- Энциклопедию, чтобы вы еще больше узнали и познавали интересного о нашем мире! Так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей! Жду вас в нашей библиотеке. До скорой встречи! (ответы детей)
-Молодцы! Ребята, мне сегодня с вами было очень интересно путешевствовать! А вам понравилось наше путешествие ПО СТРАНИЦАМ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект непрерывной образовательной деятельности по художественному творчеству с детьми подготовительной группы Тема: «Белый медвежонок» (маска-шапочка)
План конспект непрерывной образовательной деятельности по художественному творчеству с детьми подготовительной группы Тема: "Белый медвежонок"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну слов»
Методическая разработка - типовой проект конспекта непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Конспект НОД по связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Задачи:1. Учит...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие в арифметический лес»
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Задачи: Образовательные: - зкреплять навыки порядкового счета и знания о составе числа из двух меньших;- закрепля...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие в страну слов»
Цель: развитие и закрепление у детей навыков словообразования, связной речиЗадачи:Образовательные:- Повтор гласных и согласных звуков- Составление слов из слогов- Составление предложений...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну логики»
Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по стране логики, дети не заметно для себя во время игр, будут продолжать развивать логическое мышление....