Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое книги» с детьми подготовительной подгруппы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Заббарова Роза Ивановна

Знакомство детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabbarova_r.i.docx88.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Путешествие в прошлое  книги»

 с детьми подготовительной подгруппы

Программное содержание:

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Задачи:

Образовательные:

  • стимулировать познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;
  • активизировать диалогическую речь, обогащать активный словарь;
  • использовать различные формы работы детей;
  • стимулировать физическую детей путем выполнения физических упражнений;
  • познакомить с первыми письменными материалами: глиной, берестой, бумагой, тканью; затронуть историю книгопечатания: рукописные и печатные книги;
  • вспомнить современные технические средства хранения данных;

Развивающие:

  • развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения;
  • развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач;
  • развивать умения анализировать мышление, сравнивать, делать выводы, находить причинно – следственные связи;
  • продолжать развивать познавательную инициативу ребенка;
  • развивать творческие навыки, путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса;
  • погрузить детей в колориты стран Египта, Китая, Древней Руси - по средством музыки, видео материалами ;

Воспитывающие:

  • воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества;
  • совершенствовать социально - коммуникативные навыки, познавательное развитие.

Активизация словаря: сыпучий, у воды нет формы.

Обогащение словаря: иероглиф, клинки.

Методы и приёмы: игра (мотивация деятельности), экспериментирование, наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация видеоматериала с использованием ИКТ, рисование.

Словесные приёмы: чтение стихов, иллюстрации Египта, Китая, Древней Руси, современного мира-г.Казань (флаг, герб, достопримечательности города).

Практические приёмы: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Предварительная работа: беседы о книгах, опыты с водой, с песком, глиной.

 Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Проектор, презентациа «Египет», «Китай», «Древняя Русь», «Казань»,  видео-письмо,«машина времени», «палочка-перемещалочка», кусочки бересты, флешка, диски, веер, Энциклопедия, лист ватмана.

Раздаточный материал:

деревянные палочки, тарелочки с песком, стаканы с водой,  дощечки, глина, подносы, пяльцы, ткань 25*25,  кора березы (кусочки), печати с буквами, краски, формочки для краски, подставки для кисти, кисти, салфетки влажные, простые карандаши (все по 8-10 шт.)

Ход : 

I. Вводная часть

-Доброе утро, ребята! Как я рада вас видеть.

- Ребята, посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, реки, луга  и леса - все радует нас. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами:

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

Как хорошо на свете жить,

Как хорошо уметь дружить!

-Молодцы!

- Ребята, посмотрите, у нас гости! Поприветствуем их!

(Дети здороваются)

II. Основная часть.

- Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).

Совершенно верно – это флешка. Она умеет хранить много-много разной информации, а комната, в которую вы попали называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!

Ребята, отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу, 
А сама всегда молчу. 
Чтоб со мною подружиться, 
Нужно грамоте учиться
. (Книга)

- Правильно, книга! А вы любите, когда вам  книги читают? (ответы детей)

- А какие вам читают  книги? (ответы детей)

- Вот видите,  как много вы читаете и слушаете  книжек. Тогда, ребята , вам понравится наше путешествие,  хотите в путешествие?

Вы  много узнаете, как ваши чудесные книжки появились. Мы отправимся в прошлое! Отправимся? (ответы детей)

- Скажите, на каком виде транспорта мы отправимся? (ответы детей)

- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал. Воспитатель берет «волшебную палочку») .

-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?

(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу, передают друг другу палочку-перемещалочку).

-Встаем в круг. (музыку выключают).

Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу. Вот туда мы и переместимся . Передаем друг другу нашу волшебную палочку-перемещалочку и произносим пароль, обратный отсчет.(передают палочку по кругу) 

Включается    ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЕГИПЕТ

- Какие молодцы, посмотрите ( подходим к экрану ) мы с вами попали в древний Египет ( звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта). Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать... Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).

- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, вода).

-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что-нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)

- Скажите, ваши изображения видны? (да)

-Положите  палочки. Представим, что вы свою надпись понесли кому- нибудь почитать, показать свое изображение. Вы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

- Что стало с вашей надписью? ( ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок,  какой? (сыпучий)

- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).

- Что получается, ребята? ( ничего)

- Как же так, а почему?( дети отвечают)

-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!

-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.

- Так, молодцы, а теперь поставим 10 точек, вдавливайте глину. Получилось?

-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией?(сохранилась)

- Она осталась? (да)

- Подуйте на нее (дуют)

- Что с ней стало? (сохранилась)

- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)

- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).

- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна, другое время.

(перемещаются в машине времени под волшебную  музыку)

-Сейчас мы окажемся в древнем Китае. (передают палочку по кругу).

- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к экрану , на котором показан Китай)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»

- Вот перед нами Китай! Китай- волшебная страна! Родина многих открытий! Это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд), он считается самым главным праздником в Китае.

- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью и следили за своим телом. И поэтому сейчас  я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.

- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

- Молодцы.

- Готовы?

Звучит музыка Китайская.

-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.(2 раза)

- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!

- Какие красивые зонтики! (2 раза)

- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили.... молодцы. .(2 раза)

Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» .(2 раза)

- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)

- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.

- Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковых книг и попробовать написать на ваших кусочках шелковых страниц. Но что мы будем писать? Дело в том, что в Китае для написания информации использовали специальные символы, которые назывались иероглифами. Ребята,повторите за мной  это слово – иероглиф. Вот на этой стене нарисованы иероглифы. Вот этот обозначает горы, http://cs9830.vk.me/u1246979/130854848/m_ff4b9a38.jpg  этот река http://www.clasesjapones.com/images/rio%20kawa, рисовое поле http://banana.by/uploads/posts/1212926036_bezymjannyjj_2.jpg, солнце http://ai-cdr.ucoz.ru/kartinki_5/japanieroglifsun.gif,

трава http://www.epochtimes.ru/images/stories/04/china/yao_9.jpg, человек http://www.epochtimes.ru/images/stories/04/china/ren_jian5.jpg .

 - Я предлагаю вам выбрать понравившийся иероглиф и написать на ваших шелковых страницах.

-Возьмите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?

-Пойдемте в нашу машину времени!

(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под  музыку)

-Мы с вами перенеслись в Древнюю Русь. Русь всегда славилась деревянными городами красивыми, могучими сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, конечно веселыми праздниками.

- Ребята, а вы знаете, что вначале на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто - нибудь из вас знает?(нет).

-Давайте мы посмотрим, ( разглядывают образцы коры березы)

-На что это похоже?(на кору берёзы).

-Ребята верно, береста – это кора березы на ней писали с помощью специальной острой палочкой, а потом появилась бумага , на ней стали писать летописцы их труд был очень тяжелый, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, смотрите, оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печать. Предлагаю и вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную книгу.

- Проходите к столам. Это наша типография, в ней рождаются современные книги. Здесь ребята есть почти такие же оттиски как в настоящей типографии. Вы скоро пойдете в школу и мы с вами уже знаем почти все буквы алфавита и умеете  печатать  слова и свои имена!

- Встретит вас в школе ваш первый учитель, давайте на странице напечатаем красивый букет для него, и подпишем страничку своими именами.

(Работа детей)

- Посмотрите,  ребятки, какую мы с вами книжную страницу создали, красивый букет и главная информация  на этой странице – от кого букет, от вас! Возьмите салфетку и вытрите руки.
(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под татарскую музыку)

- Ребята, мы с вами перенеслись в современный мир. Скажите, где мы оказались? что изображено? (герб,флаг)

- Герб, флаг какого государства вы видите на экране? А город узнали? (Флаг Татарстана, город Казань).

- Верно, ребята, это наша Республика Татарстан! А это ? (наш поселок, наш детский сад)

- Ребята я хочу вам задать очень важный вопрос. Мы узнали, что были печатные книги, а как же сейчас сохраняют информацию,  в наше время?

(При затруднении  обратить  внимание детей  на атрибуты)

-А где еще можно? ( на дисках, в компьютере, в письмах, ноутбуках, электронных книгах)

-Сегодня как раз на электронный  адрес нашего детского сада пришло видео письмо.

III. Заключительная часть

Дети подходят к экрану. Рефлексия.

(Видео письмо из Куркачинской   библиотеки)

-Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (пауза, ответы детей)

 -В данный момент я нахожусь у себя на работе в библиотеке!А вы сейчас где? (ответы детей)

- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

-У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, узнали много интересного! Хочу вам подарить книгу- Энциклопедию, чтобы вы еще больше узнали и познавали интересного о нашем мире! Так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей! Жду вас в нашей библиотеке. До скорой встречи! (ответы детей)

-Молодцы! Ребята, мне сегодня с вами было очень интересно путешевствовать! А вам понравилось наше путешествие ПО СТРАНИЦАМ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект непрерывной образовательной деятельности по художественному творчеству с детьми подготовительной группы Тема: «Белый медвежонок» (маска-шапочка)

План конспект непрерывной образовательной деятельности по художественному творчеству с детьми подготовительной группы Тема: "Белый медвежонок"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну слов»

Методическая разработка - типовой проект конспекта непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с   детьми   подготовительной группы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Конспект НОД по связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Задачи:1. Учит...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие в арифметический лес»

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Задачи: Образовательные: - зкреплять навыки порядкового счета и знания о составе числа из двух меньших;- закрепля...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие в страну слов»

Цель:  развитие и закрепление у детей навыков словообразования, связной речиЗадачи:Образовательные:- Повтор гласных и согласных звуков- Составление слов из слогов- Составление предложений...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну логики»

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по стране логики, дети не заметно для себя во время игр, будут продолжать развивать логическое мышление....