Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кондратьева Галина Анатольевна

Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей.  Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины используя уже знакомые приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».

Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей.  Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины используя уже знакомые приёмы.

Материал. Камень, глиняная дощечка, лист бумаги, посылка, письмо, картинки с изображением предметов.

Раздаточный материал. Деревянные дощечки, покрытые воском, глина, доска для лепки,  палочки для письма.

Ход занятия.

Воспитатель говорит детям, что сегодня в детский сад пришла посылка, а к ней прилагалась письмо. Оно адресовано детям детского сада № 1352 группы №8. Предлагает  его прочитать.

« Здравствуйте.

Пишут вам дети детского сада «Солнышко». Недавно мы получили посылку и с помощью предметов,  которые находятся в ней,  мы совершили чудесное путешествие в прошлое бумаги. Дети, которые прислали нам эту посылку, просили нас переслать её в другой детский сад, чтобы все  могли узнать историю бумаги. Поэтому мы отсылаем её вами и просим, после того как ваше путешествие закончится, отослать эту посылку в другой детский сад.

Желаем вам удачи.

Дети детского сада «Солнышко» ».

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в прошлое бумаги, а для этого надо открыть посылку и посмотреть, что же там находится.

    Первым достаём камень. Педагог предлагает детям подумать и ответить,  какое отношение к бумаге имеет камень. Рассказывает, что писать люди научились раньше, чем делать бумагу и поэтому использовали камень – высекали на нём буквы. Но камень неудобный для письма  материал, так как он твёрдый, жёсткий и тяжёлый.  

 Воспитатель объясняет, что люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. (Воспитатель достаёт глиняную дощечку с надписями). Первыми писать на глиняных дощечках стали в Греции. На еще влажной и мягкой глине писец острой палочкой выдавливал слова – значки. Потом глиняную дощечку сушили и обжигали. Воспитатель предлагает сравнить глину с камнем. При помощи наводящих вопросов дети приходят к выводу, что глина легче камня, но она хрупкая, из неё нельзя сделать книгу или тетрадь.

  Так же в Греции использовали деревянные дощечки залитые воском. Педагог достаёт из ящика дощечки и раздаёт их каждому ребёнку. Детям предлагается самостоятельно сделать рисунки на таких дощечках.  

  Воспитатель достаёт рисунок с изображением папируса и рассказывает детям, что  на берегах Нила-реки,  нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. Но  скоро, из-за трудностей получения папируса, люди стали искать другой материал для письма.  

 В городе Пергаме придумали пергамент – названный в честь города. Изготавливали его из шкур телят и овец. Книга из пергамента были очень большие и стоили как целый дом.

Затем воспитатель достаёт рисунок с изображением  бересты и говорит:          « Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.

   Воспитатель: Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

 «А вы знаете,  из чего делается бумага?»

На бумажную фабрику привозят бревна.  На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

   Воспитатель спрашивает детей: «Какой из всех перечисленных материалов наиболее удобен для письма?»

Педагог поясняет детям, что благодаря археологам, которые ведут раскопки, мы узнали, на чём писали люди в древности.

Динамическая пауза.

«Юные археологи».

Педагог предлагает всем детям на время стать археологами.

В игровой зоне воспитатель прячет глиняную табличку, а дети ищут её. Воспитатель помогает детям при помощи слов: «холодно, тепло, горячее».

Художественное творчество.

Воспитатель: «А вы хотите сделать себе такие глиняные таблички?»

  Воспитатель достаёт из посылки глину и говорит: « Эта глина из древней Греции. Именно из такой глина Греки делали таблички и записывали при помощи острых  палочек на них свои послания. Давайте мы с вами представим, что находимся в древней Греции, и каждый из вас сделает  свою табличку. Воспитатель просит детей вспомнить, как назывался детский сад, из которого пришла эта посылка и предлагает в благодарность нарисовать на своих табличках солнышко.  

Педагог хвалит детей за их прекрасную работу. Затем предлагает вспомнить:  в какой стране писали на глиняных дощечках, а в какой на бересте, где изобрели бумагу и как её используют люди.  

Восточное окружное управление образования

ГБОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 1352

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в средней группе

«Путешествие в прошлое бумаги»

(Образовательная область познание,  коммуникация, художественное творчество)

Подготовила и провела:

воспитатель

Кондратьева Галина Анатольевна

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности: Конструирование из бумаги "Паровозик из Ромашкино"

Конспект непосредственной образовательной деятельности: Конструирование из бумаги" Паровозик из Ромашкино"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (конструирование из бумаги) на тему «Необычная страна Оригамия»

Конспект непосредственно образовательной деятельности (конструирование из бумаги) на тему «Необычная страна Оригамия»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

Конспект непосредственной образовательной деятелности конструирование из бумаги в технике оригами с детьми старшего дошкольного возраста. Тема; "Путешествие в подводный мир"

Изобразительная деятельность. Творческое конструирование из бумаги в теxнике оригами с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Бумага и ее свойства» (старшая группа)

Ведущая образовательная область: «социально-коммуникативное ,познавательное  развитие, речевое художественно- эстетическое развитие» Цель: Познакомить  детей о процессе изго...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ВОЗРАСТ 3-4 ГОДА)

ТЕМА: «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА» (КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ВОЗРАСТ 3-4 ГОДА)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (конструирование из бумаги) на тему «Необычная страна Оригамия»

Конспект непосредственно образовательной деятельности (конструирование из бумаги) на тему «Необычная страна Оригамия»...