Конспект специально организованной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое денег"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Материал является методической разработкой для детей подготовительной к школе группы. На протяжении занятия дети в занимательной форме знакомятся с важной стороной развития жизни и человека, и общества в тесной экономической взаимосвязи, задействуя при этом игровую деятельность. На занятии у детей расширяются круг известных слов, углубляются уже имеющиеся представления об экономических словах: «деньги», «цены», «товар», «рынок» и т.д., формируется экономически грамотная модель поведения. Методическая разработка представлена 1.03.2019г. с детьми подготовительной группы на семинаре-практикуме для педагогов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в рамках деятельности базовой площадки по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.docx | 504.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка» Оренбургской области
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА:
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ
Образовательная область – Познавательное развитие
Составитель:
Насекина Ольга
Михайловна, воспитатель
МДОБУ №4 Лукоморье»
г. Соль-Илецк, 2019
АННОТАЦИЯ
Материал является методической разработкой для детей подготовительной к школе группы. На протяжении занятия дети в занимательной форме знакомятся с важной стороной развития жизни и человека, и общества в тесной экономической взаимосвязи, задействуя при этом игровую деятельность. На занятии у детей расширяются круг известных слов, углубляются уже имеющиеся представления об экономических словах: «деньги», «цены», «товар», «рынок» и т.д., формируется экономически грамотная модель поведения. Методическая разработка представлена 1.03.2019г. с детьми подготовительной группы на семинаре-практикуме для педагогов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в рамках деятельности базовой площадки по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка……………………………………………. | 4 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:……………………………. | 6 |
1) | организационно-методическая информация……………………. | 6 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей……………………... | 10 |
3) | дальнейшая разработка темы…………………………………….. | 14 |
III. | Список литературы………………………………………………... | 16 |
IV | Приложение………………………………………………………... | 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
XXI век – время, в котором идет интенсивное развитие рыночной экономики. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с ее законами. И если мы, начиная с дошкольного возраста, будем знакомить с такими экономическими понятиями как «деньги», «товар», «рынок» и др., то – это непременно принесет пользу ребенку, и в будущем он наверняка сможет разумно устроить свою жизнь.
Но как понятно рассказать об этом дошкольнику?! На мой взгляд, знакомство с экономикой начинается с самого элементарного и доступного, с чем ребенок сталкивается ежедневно с самого раннего возраста. Это – деньги. И здесь на помощь приходит игровое занятие! Такое занятие, помимо решения основной поставленной задачи – элементарное ознакомление с законами экономики, объединяя, ставит и решает задачи других образовательных областей, интегрируемых в основной образовательной деятельности в ДОО. Игровое взаимодействие с детьми в организованной деятельности не только доставляет детям радость и удовольствие, но и помогает применять знания экономического содержания в других развивающих направлениях, таких как:
- познавательное развитие (развитие сообразительности, гибкости и самостоятельности мышления);
- речевое развитие (пополнение словарного запаса, формирование культуры общения, развитие образного, элементарного абстрактного мышления, умение находить причинно-следственные связи);
- социально-коммуникативное развитие (умение предлагать и обосновывать свою точку зрения в различных проблемных ситуациях, умение вести разумный диалог, договариваясь между собой; выполнение задания в условиях соревнования; воспитание эмоционально-положительного отношения и интереса к деятельности экономического характера);
- художественно-эстетическое развитие (интонационно-выразительное чтение художественной литературы, развитие творчества, воображения, способностей в продуктивной деятельности).
На занятии экономического содержания педагог ставит основную цель: в занимательной форме познакомить ребенка с важной стороной развития жизни и человека, и общества в тесной экономической взаимосвязи, задействуя при этом игровую деятельность. Именно игра является наиболее удобной и доступной формой, с помощью которой дети могут разобраться с часто встречающимися в жизни словами, понятиями, связанными с практической экономикой. Объяснение, в процессе игры помогает не только проще понять, какое содержание заложено в интересующем слове, но и сделать изучение экономики увлекательным занятием, расширить круг известных слов, углубить уже имеющиеся у ребенка представления об экономических словах: «деньги», «цены», «товар», «рынок» и т.д., сформировать экономически грамотную модель поведения.
Предлагаемый конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег», очень просто, занятно и доступно объясняет такие сложные понятия и вопросы, как «деньги», «товар», «выгодный бизнес», «как и почему меняются цены», «как найти выгодный бизнес». Ведь вместе с педагогом ребята обсуждают не только содержание, но и каждое ключевое слово, которое знакомит с тем или иным экономическим понятием.
Представленное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы, реализуется в рамках части образовательной программы дошкольного образования МДОБУ «Детский сад № 4» г. Соль-Илецка, формируемой участниками образовательных отношений в парциальной образовательной программе «Финансовая грамотность – успешное будущее».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | «Путешествие в прошлое денег» | |
2. | Тема недели | «Река времени» | |
3. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие: экономическое воспитание дошкольников - формирование основ финансовой грамотности | |
4. | Виды деятельности детей | Игровая: игра-путешествие, дидактическая игра Коммуникативная: беседа, обсуждение, ответы на вопросы Двигательная: физкультминутка Познавательно-исследовательская: рассматривание предметов, используемых человеком раннее в качестве денег; рассматривание монет и купюр разного достоинства, освоение новые представлений, терминов Продуктивная: аппликация «Копейка» | |
5 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
5.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: рассказ (устный рассказ педагога на основе демонстрации презентации; комментарии, сопровождающие продуктивную деятельность), наглядный материал, сюрпризный момент. Беседа: обсуждение значимости денег в жизни человека; обращение к опыту использования денег, осмысление необходимости рационального использования денег. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: косвенное требование (советы по выполняемым действиям): правильное размещение элементов на монете. Методы стимулирования и мотивации деятельности: результаты художественного труда (использование созданных монет оформлении мини-музея); художественное слово (стихотворения); ситуация выбора: расположение денежных единиц в правильной последовательности на ленте «Река Времени». | |
5.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Наглядные методы: иллюстрации денежных единиц от древности до современности, презентация Power Point Словесные методы: вопросы проблемного характера, инструкции педагога по фиксированию результата деятельности Практические методы: игры и игровые упражнения на активизацию полученных знаний | |
6. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие: изучение истории появления денег, назначения, принципов применения в жизнедеятельности человека. Социально-коммуникативное развитие: осмысление способов грамотного распоряжения деньгами, правил расчета за товары и услуги. Речевое развитие: обогащение словаря детей новыми понятиями: товарообмен, товарные деньги, каури, куна, ногата, гривны, резаны, рубль, копейка, ассигнации, монета, банкнота, пластиковая карта. Активизация использования новых слов в речи. Художественно-эстетическое развитие: осознание творческой мысли человека, проявившейся в процессе создания денег, изготовление монет (аппликация). Физическое развитие: физкультминутка | |
7. | Возрастная группа | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | |
8. | Цель | Формирование осознания детьми экономической категории «деньги», понимания их истории и основных законов, основ их рационального использования. | |
9. | Задачи | Планируемые результаты | |
9.1 | Дать детям представление об истории и развитии денежной единицы от прошлого к настоящему; вызвать интерес к прошлому предмета. | Демонстрирует заинтересованность темой, любознательность. Проявляет интерес к познавательно-исследовательской деятельности, проводимой с камнем, берестой, бумагой; делает выводы, умозаключения. | |
9.2 | Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях со сверстниками посредствам организации подгрупповой формы деятельности. | Проявляет потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Вступает в диалог с воспитателем, отвечает на поставленные вопросы, оценивает результат своей деятельности, выполняют взаимоконтроль. | |
9.3 | Развивать мышление, память, любознательность, умение анализировать, обобщать, сравнивать денежные знаки по различным признакам, развивать умение выражать свои мысли и делать выводы. | Стремится к получению информации, использует для этого разные источники, делится выводами со взрослыми и сверстниками, проявляет умения производить рефлексию своей деятельности. | |
10. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения | Способы преодоления | ||
10.1 | Структурирование исторически верного рассказа о появлении денег | Использование схематического отображения товарно-денежных отношений человечества (лента «Река Времени») | |
10.2 | Затруднения в назывании денежных единиц и денежных форм | Использование наглядно-иллюстративного материала и наводящих вопросов | |
11. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Литературный ряд: стихотворения «Свинья – копилка» Енка Енка, «Я копейку нашел», «Стихотворение о копейке» Л.Ф. Котов Аудиовизуальный ряд: презентация «История денег» Музыкальный ряд: музыкальное сопровождение для перехода из одного времени в другое; спокойная мелодия для сопровождения продуктивной деятельности детей Материалы и оборудование: Лента «Река времени» с иллюстрациями исторических этапов человеческой жизнедеятельности («древность – старина – настоящее). Монеты и денежные купюры. Материалы для продуктивной деятельности: заготовки (всадник с копьем, цифра 1, фраза «Банк России», год, растительный орнамент), клей, салфетки, тряпочки. | |
12. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение и обсуждение сказок о деньгах: «Огниво», Г.-Х. Андерсен, «Заработанный рубль». Чтение и обсуждение стихотворения «Три копейки на покупку» (Ш. Галиев) Обсуждение вопросов: - Что такое деньги? - Зачем нужны деньги? (расплачиваться за покупки) - Можно ли обойтись без денег? |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечания |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | В группе на видном месте стоит лампа «Алладина». Дети находят лампу, рассматривают ее. Педагог предлагает ее протереть от пыли. Неожиданно издается странный звук и появляется Джин. Джин возмущается, что его побеспокоили и оторвали от важных дел (он собрался купить новый ковер-самолет и уже приготовил для этого быка). | Видеозапись на экране |
1.2 | Мотивация деятельности детей | В беседе выясняется, что Джин не знает о деньгах, а собирается обменять быка на ковер-самолет. Педагог предлагает разобраться в вопросе «Как появились деньги?» | |
1.3 | Целеполагание | Педагог подводит детей к постановке цели: выяснить, всегда ли деньги были такими, как сейчас; узнать способы использования основных современных денежных форм | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Организуется обсуждение проблемных вопросов: - как рассчитываются сейчас, а как рассчитывались раньше; - деньги всегда были такими, как сейчас; - какие денежные знаки были в далекие древние времена; - откуда это можно узнать Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по Реке Времени | «Река времени нас неси и в «Древность» перенеси» |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Прибывают в «Древность» Педагог рассказывает, что сначала люди обменивали товар на товар (товарообмен). Приводит примеры. Затем для расчета стали использовать камешки и ракушки – каури. Обсуждают, насколько удобно было пользоваться такой формой расчета. Делают предположения, чем еще могли люди расплачиваться в те времена (шкуры зверей: белки, соболя, куницы – куна). Если товар стоил дорого, то отдавали целую шкурку, а если дешевле, то от шкурки отрезали часть – и называлась эта часть – ногата. Также обсуждается удобство данной формы расчета. На смену шкуркам приходят куски металла – золота, серебра, меди (гривны). От целого куска металла отрезали часть, и называлась она – резаны. Обсуждаются вопросы: - Почему часть металла называлась – резаны? - Практично ли было расплачиваться слитком металла за товар? - Почему? (их нельзя положить в карман, они занимают много места) - Попробуем сделать вывод, какие денежные единицы были в древности? (товарообмен, каури, куны, резаны). Педагог предлагает отправиться дальше в путь по Реке Времени в «Старину». Прибывают в «Старину» Рассматривают первые русские монеты: копейка и рубль (на экране). Обсуждают изображенные на них символы, материал, из которого они изготовлены. Далее рассматривают старинные бумажные деньги (ассигнации) Физкультминутка «Свинья – копилка» Педагог предлагает отправиться дальше в путь по Реке Времени в «Настоящее». Прибывают в «Настоящее» Рассматривают современные деньги (монеты, купюры). Обсуждают форму, цвет, размер, номинал, находят сходства. Игра «Что купить?» (Выберите себе монету или купюру и подумайте, что на нее можно купить. Я каждому из вас даю 10 рублей, кто может мне разменять?) Делается вывод: чем денежная купюра дороже, тем больше товара на нее можно купить, чем ниже стоимость купюры, тем меньше товара на нее можно купить. Обсуждается удобство современных денег, их аналог (пластиковая карта) | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 «Река времени нас неси и в «Старину» перенеси» Слайд 7 Слайд 8 Приложение 1 «Река времени нас неси и в «Настоящее» перенеси» Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Нужно быть готовым к тому, что дети назовут биткоин (криптовалюту) как современную виртуальную денежную единицу |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Дети объединяются в малые группы и размещают денежные знаки на ленте времени: «древность – старина – настоящее время» в правильной последовательности. Проводится взаимооценка. Делаются итоговые выводы об исторических этапах появления денег. Педагог читает стихотворение «Я нашел копейку». Обсуждают, возможно ли сделать на копейку столько покупок. Педагог подводит детей к выводу, что большая сумма складывается из более мелких, а рубль из копеек. Педагог предлагает сделать копейки-талисманы, чтобы они служили напоминанием «копейка рубль бережет» (обсуждается поговорка, организуется продуктивная деятельность детей (аппликация)). Детские монетки оформляются в рамку (для каждого ребенка индивидуально) и становятся элементом «Музея денег». Рамка должна быть прозрачной с двух сторон, чтобы была видна оборотная сторона монеты. Дети рассматривают свои творческие работы, слушают стихотворение о копейке (фрагмент). | Приложение 2 Слайд 12 Приложение 3 Приложение 4 |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Проводится обсуждение с помощью системы вопросов: - Где мы сегодня побывали? - Зачем мы отправились в такое путешествие? - Что мы нового узнали сегодня? - Полезными ли оказались новые знания? - Будете ли вы применять их в своей жизни? - Как вы будете распоряжаться деньгами? Джин благодарит детей за информацию. Педагог предлагает с помощью заклинания перенестись в будущее (уходят в группу), пофантазировать, придумать и нарисовать деньги будущего. | Видеофрагмент «Река времени нас неси и в «Будущее» перенеси» |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Просмотр мультфильмов | Фиксики – История вещей – Деньги (https://www.youtube.com/watch?v=vaGnAN_DJXU)Серии уроков «Клуб деловых детей» (https://www.youtube.com/channel/UCLnqFLn4SCgm33tvcmjZgEA/videos) Профессор Почемушкин «Как появились деньги» (серия 29) (https://www.youtube.com/watch?v=4PlIMap-kWA) | В группе |
Мультфильм об истории появления денег (https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg) Серии «Всемирная история денег» мультфильма «Уроки тетушки Совы» (Сезон 1) (http://kino.izly.ru/filmi/dlya-detej/azbuka-deneg/sezon-1/veselaya-vsemirnaya-istoriya-deneg) | В семье | ||
1.2 | Игра-занятие | «Какими деньгами пользуются люди в других странах» | В группе |
1.3 | Выставка | «Денежные купюры» разных стран | В группе и в семье |
1.4 | Чтение историй из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» | - «Как Миша понял, что деньги счет любят» - «Как Миша учился деньги делить» | В группе |
1.5 | Музей денег | - обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится - рассматривание детьми выставки вместе с педагогом - беседа, активный диалог о деньгах, используемых в нашей стране и в других странах - игра «назови какую-нибудь валюту» | В группе и в семье |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Сберкасса», «Магазин». Дидактическая игра «Интересные покупки». Кукольный театр. Показ сказки детьми: «Выгодное дело» Бр. Гримм. | В группе и в семье |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Игра «Купи другу подарок» (выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену). Игра «Копилка» (выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй – 10). | В группе |
Рассматривание с детьми изображения современных денег. Рассуждения детей о том, почему монеты разного размера, а купюры разного цвета; что означают цифры, изображенные на деньгах. | В семье |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – 112 с.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
- Кошель, П. История денег / П. Кошель // Дошкольное образование. – 2007. – №6. – С. 53-61.
- Кнышова, Л.В., Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова и др. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118 с.
- Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.: «Детство- пресс», 2001. – 176 с.
- Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок / А.А. Смоленцева. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Ягунова, Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности / Н.М. Ягунова // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 128-135.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Свинья – копилка
Енка Енка
Разрисованная хрюшка –
Не обычная игрушка.
У неё на гладкой спинке
Прорезь есть по серединке.
Свинка эта любит, детки,
Не котлетки, не креветки,
Не зефир и не конфетки,
А блестящие монетки!
Аппетит у хрюшки той
Всем на зависть ой-ёй-ёй!
«Ест» и впрок и про запас-
Копит денежки для нас.
Чтоб могли на те монетки
Получить подарки детки!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В сад я к бабушке пошёл
И копейку там нашёл.
Что купил я? Шапку, кепку,
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, шайку, лейку -
Всё купил я за копейку!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендую: пластиковый кармашек (можно из плотного файла сделать) обклеить бумажной (или из другого материала) рамкой, оставив прорезь, чтоб вставить туда монетку
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Л.Ф. Котов
…
Прежде про копеечку сказывал народ,
Что она, родимая, рубль бережёт.
И в карманах дыры тут же зашивали,
И в грязи валяться медной не давали.
…
Очень было нужно малую иметь,
И держава тратила на копейки медь.
И копейка знала, что за нею сила,
И свое название с гордостью носила.
Насекина Ольга Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ №4 «Лукоморье» г.Соль-Илецк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД). Тема: «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» (подготовительная к школе группа)
Занятие по развитию речи с ознакомлением дошкольников с азами экономики....
Конспект НОД для детей старшего возраста. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ»
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ»Цель: дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение....
Конспект интегрированной ООД "Путешествие в прошлое денег"
Цель: дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение....
Конспект НОД по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории возникновения денег, их предназначении....
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое денег».
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в прошлое денег"....
план конспект занятия "Путешествие в прошлое денег"
план конспект занятия "Путешествие в прошлое денег"...
Мини-музей денег "Путешествие в прошлое денег"
Новизна мини-музея заключается в самой постановке вопроса — знакомить с экономическими понятиями (миром денег) детей с дошкольного возраста не только на уровне муниципал...