Образовательная область | «Художественное творчество» |
Возраст детей, группа | 4-5 лет, средняя группа |
Тип НОД | Рисование |
Тема НОД | «Сказочная птица» |
Цель | Создание условий для развития художественно творческих способностей, у детей среднего дошкольного возраста, через нетрадиционные техники рисования. |
Задачи | - Образовательные: учить детей рисовать птичку с использованием нетрадиционных техник в рисовании, передавая форму тела(овальное), части (круглая голова, ноги, клюв), красивое оперение. Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, вилками) Обучать основам создания художественных сказочных неповторимых образов. -Развивающие: Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма: умение наблюдать, , развивать самооценку. Развивать любознательность, воображение. -Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе; интерес к рисованию; вызывать радость от открытий, вызывающих желание рисовать.. |
Материал | Материал к занятию: Мастерская художника (картины, кисть, гуашь, книги, палитра, пастель, холсты). Гуашь на каждого ребёнка, раздаточный материал: 3вилки, ватная палочка, салфетки. Дымковская игрушка – птичка. |
Предполагаемый результат | Закрепление навыков работы с гуашью, названия птиц. Создание в воображении и на листе бумаги – образа сказочных птиц. Развитие познавательного интереса: привлечь внимание детей к рисованию необычным способом, заставить удивляться. Развитие ориентировочно–исследовательской деятельности: вызвать интерес к экспериментированию. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. Уметь делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями |
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию | Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. | Воспитатель: ребята, посмотрите, куда это мы с вами попали? В чью-то мастерскую? Посмотрите сколько здесь интересного!
-Как вы думаете, кому принадлежат, все эти вещи? Кто такой художник? Верно, но где же он сам? Посмотрите вот его письмо! Педагог читает письмо, в котором говориться о том, что художник заболел, срочно уехал в больницу и не успел завершить рисунки (иллюстрации) к сказкам для малышей. Эти сказки о птицах. Он просит вас , ребята, помочь ему. Вы любите рисовать, умеете? Хотите помочь дорисовать птиц? | В беседе взаимодействуют с педагогом, отвечают на вопросы. Дети перечисляют, что они видят в мастерской: картины, краски, гуашь, палитра, пастель, кисть, альбомы. Мольберт занавешен тканью, там холст с недорисованной птицей. - Художнику! - он рисует картины, иллюстрации в книгах.
Дети хотят помочь художнику. | Интерес к познавательной деятельности
| Организация детей, введение в ситуацию. |
II.Актуализация знаний | Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. Обобщить и закрепить Умение детей считать до 5. | Каких вы знаете птиц? Художник просит вас нарисовать не простых птиц, а сказочных! - Какие птицы, по вашему мнению, сказочные? Да, правильно, они обладают какими-то уникальными особенностями: поют, превращаются в людей итд. - В каких сказках встречаются волшебные, сказочные птицы? Как они называются? Во многих сказках, встречается - Жар птица. А вы, помните, как они выглядят? Посмотрите на столе лежат книги с сказками, давайте посмотрим, может в них есть сказочные птицы. На суку извилистом и чудном, Пёстрых сказок пышная жилица, Вся в огне, в сияньи изумрудном, Над водой качается жар-птица… Афанасий Фет Воспитатель демонстрирует детям образец на мольберте. - Как вы думаете, какую часть птички нарисовал художник? Какой формы? - Из каких ещё частей состоит птичка? Что не успел нарисовать художник? - Молодцы всё правильно. Художнику для создания красивой картины нужно хорошее настроение. Прочесть стих. Про солнышко. - Всем стало весело? Пойдемте рисовать.
| Дети перечисляют птиц. Отвечают на вопросы воспитателя. - Они волшебные! Живут в сказках. Красивые!
Дети называют сказки: «Конёк – горбунок», «Гуси – лебеди», «Сказка о Царе Салтане». Птицы: «Жар птица», Гуси Лебеди, Царица – Лебедь. Дети рассматривают иллюстрации в книгах, делятся впечатлениями.
Дети: это туловище, оно овальное.
- Нет головы, хвостика, ног, клюва, крыльев. Дети ставят ладошки перед собой: Я держу в ладошках солнце, я дарю его друзьям. Улыбнитесь это ж просто, Лучик солнца это вам!. | Вспомнить сказки, названия птиц – актуализация мыслительной деятельности. Умение детей, делиться впечатлениями друг с другом и воспитателем.
| Ответы детей. Организовать детей в небольшие подгруппы, для поиска картинок |
III. Затруднение в ситуации | Создать проблемную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки.
| Педагог. Давайте рисовать, проходят за столы. Смогли нарисовать птичек? Почему не смогли? Как же быть? - Мы не знаем. - Что можно сделать если что- то не знаешь? Воспитатель предлагает посмотреть в книгах по художественному творчеству, альбомах.
| Дети: посмотрите, на столах нет карандашей. Нет кисточек для рисования. Как же мы нарисуем птичек? Дети не знают, как можно нарисовать птичек, без карандашей и красок. Возникло затруднение. Спрашивают у воспитателя.
| Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Наводящие вопросы. Наблюдение в процессе за деятельностью детей. |
IV. Открытие нового знания или способа действий | Создать условия для открытия новых знаний и способов решения проблемы. | - Воспитатель: Можно нарисовать пальчиками, вилками и т. д Показ способов рисования.
Жар птица в сказке лишь бывает, А где живет она, кто знает? Мечтают все ее поймать - Свои желания исполнять!
Смогли, вы, нарисовать сказочную птицу? Каким образом вам удалось это сделать? | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления в затруднениях: нетрадиционным способом рисования с помощью пальчиков и вилкой и ватными палочками. Дети палочкой рисуют голову, глазик, ноги, хвостик, клювик; закрашивают пальчиками туловище. Дети моют пальчики Физ. Минутка Рисуют вилкой хвост и крылья. Фиксация знаний. Научились рисовать вилкой, пальчиками и палочками.
| Усвоение общего способа действий. | Подвести детей к открытию нового знания. Фиксация затруднения. Наблюдение и за процессом деятельности и помощь в затруднениях |
V. Введение новых знаний в систему знаний | Закреплять новые знания и способы их применения. | Можете дополнить ваш рисунок. Что можно нарисовать ещё палочками, вилкой, пальчиками? Чем нарисуете -Облака и солнышко, веточку? Травку?
Давайте, сфотографируем рисунки, отправим художнику, чтобы его обрадовать, а завтра, когда рисунки высохнут, сделаем книгу и отнесем малышам.
| Дети рисуют самостоятельно облака, солнышко, веточку травку, и т.д. - ватной палочкой пальчиками. - вилочкой. Дети приносят работы на общий стол, рассматривают их, рассказывают, кому, что удалось нарисовать, выбирают – лучший рисунок на обложку.
Создание ситуации успеха. | Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта. | Вопросы к детям, активизирующие мыслительные процессы. Повторить алгоритм действий с предметами Наблюдение и за процессом деятельности И проверка правильности выполнения. |
VI Осмысление (рефлексия) |
Формировать у детей умения с помощью педагога проводить анализ своей деятельности |
| Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Смогли мы помочь художнику? Каким образом? Какие знания и умения помогли выполнить просьбу художника? Чему мы сегодня научились? Какие трудности у вас возникли при выполнении заданий? Что вам понравилось больше всего?
| Подведение итогов работы на занятии, достижение детской цели. - Мы были в мастерской художника, помогли ему дорисовать птичек, потому что научились рисовать без кисточек. | Самооценка | Ответы детей. |