Технологическая карта занятия «Картинная галерея» Название: «Портрет «Стрекоза» И. Е. Репина».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия
Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»
Раздел «Приобщение к искусству»
Подготовительная группа № 3
Тема: «Картинная галерея»
Название: «Портрет «Стрекоза» И. Е. Репина».
Цель: Составление описательного рассказа по портрету, с опорой на таблицу – алгоритм.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму;
- учить детей понимать замысел картины;
- обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями.
Развивающие:
- развивать устную и связную речь детей в монологической и диалогической форме;
- развивать интерес к портретной живописи.
Воспитательные:
- воспитывать художественно-эстетический вкус;
- воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta._kartina.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», корпус 2
Технологическая карта занятия
Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»
Раздел «Приобщение к искусству»
Подготовительная группа № 3
Тема: «Картинная галерея»
Название: «Портрет «Стрекоза» И. Е. Репина».
Составила: воспитатель Новоселова Ю.Г.
г. Югорск, 2024 г.
Цель: Составление описательного рассказа по портрету, с опорой на таблицу – алгоритм.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму;
- учить детей понимать замысел картины;
- обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями.
Развивающие:
- развивать устную и связную речь детей в монологической и диалогической форме;
- развивать интерес к портретной живописи.
Воспитательные:
- воспитывать художественно-эстетический вкус;
- воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Материалы и оборудование: репродукция картины И. Е. Репина «Стрекоза»; алгоритм «Описание портрета» в виде карточек, алгоритм «Описание портрета» в виде карточек, алгоритм «Описание портрета» в виде таблицы по количеству участников, мольберт, магниты.
Предварительная работа - игры с портретами, рисование портретов людей.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Деятельность педагога, месторасположение | Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение |
Организационный этап (3 мин.) | Развитие устной и связной речи детей в монологической и диалогической форме. | Игра «Да-нетка» | Воспитатель сидит на стуле. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас, Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз, Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед. Обязательно картина называется …(портрет) - Молодцы! - Да, ребята, мы с вами уже рисовали портреты. А сегодня мы поиграем с ним. - Давайте сыграем в игру «Да-нетка». Я загадала портрет. Отгадайте, кто изображен на нем? - Правильно! Это портрет девочки. Автор этого портрета Илья Ефимович Репин. Давайте поиграем с этим портретом, используя алгоритм. Итак, вот портрет. Воспитатель выставляет репродукцию картины И.Е. Репина. Воспитатель предлагает подойти поближе к портрету. | Дети сидят на стульчиках. - Портрет! Вопросы детей: — Это мужчина? — Это женщина? — Это ребенок? — Это девочка? Дети встают полукругом у репродукции картины и рассматривают изображение. |
Расширение имеющихся представлений (15 мин.) | Закрепление умения детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму. Понимание замысла картины. Обогащение словарного запаса детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями. Развитие устной и связной речи детей в монологической и диалогической форме. Развитие интереса к портретной живописи. Воспитание художественно-эстетического вкуса. Воспитание умения выслушивать ответы сверстников. | Беседа по картине Игра «Подзорная труба» Игра «Сыщики» | Воспитатель выкладывает на доске карточки алгоритма. Первая карточка нашего алгоритма что обозначает? - Назовите, кто изображен? - Этот объект реалистичного или фантастического мира? - Кем приходится девочка автору? Я вам открою секрет, эта девочка приходится старшей дочерью художника. - Как вы думаете, какого возраста она? Следующая карточка: части. Давайте достанем свои подзорные трубы и внимательно посмотрим в них. - Как изображена девочка? Только по пояс или нет? - Во что одета девочка? Какие цвета использовал художник? - А можно узнать по одежде, как давно написана картина? Почему? - Какие особенности ее внешности вы заметили? Следующая карточка: место. Снова нам понадобятся наши подзорные трубы. Давайте рассматривать картину дальше. - Что вы можете сказать о местности, какие объекты вы увидели? Что ее окружает? - Сама девочка на картине на каком плане нарисована? Почему? Следующая карточка: время. - Когда происходит это? Почему вы так решили? Воспитатель предлагает присесть на стульчики. Следующая карточка: действие. - Что делает девочка на картине? Зачем? Что она делал до этого момент, как выдумаете? - Покажи позу девочки? Следующая карточка: анализаторы. - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сыщики». Вы должны описать свои ощущения используя различные анализаторы. Давайте снова примем позу девочки. Что вы почувствовали? -Как вы думаете, что она делала до того, как ее начал рисовать папа? - Есть ли у нее какая-нибудь проблема? (карточка) -Что она будет делать потом? Следующая карточка: эмоции героя. - Какое настроение у девочки? - Какие краски использовал художник? - Какие эмоции вызывает картина у вас? Почему? - А любил ли Илья Ефимович Репин свою дочь? Почему вы так решили? - Как вы думаете, зачем художник нарисовал этот портрет? Что он хотел передать через эту картину? (Карточка со знаком вопроса) Следующая карточка: назови картину и автора. -Как бы вы могли назвать эту картину? - Илья Ефимович Репин Назвал свою картину «Стрекоза». Как вы думаете, почему именно так? Какой была его дочь? | Дети стоят полукругом у картины. - Объект - Девочка - Реалистичного - Может быть незнакомая девочка... - Наверное, нашего возраста Дети складывает из пальцев «подзорную трубу» - Во весь рост -Девочка одета в пестрое платье, желтые колготки, черные ботинки на шнуровке и шляпке - Платье нарисовал пестрыми красками: желтой, голубой, зеленой и есть немного черной и коричневой краски. - Такой головной убор, ботинки сейчас не носят. Значит, картина написана давно. - Девочка с убранными в хвостик темными волосами. Она прищурила лазки. На ее лице легкая улыбка. Ноги ее свисают с забора, не достают до земли. - На картине художник нарисовал забор, на котором сидит девочка. Над ней спокойное голубое небо с небольшими белыми облаками. А внизу картины нарисованы травинки, за спиной девочки ничего нет. Наверное, это где-то на лугу. - Девочка нарисована на переднем плане, потому что это портрет. А на портрете объект всегда изображается на переднем плане. — Это происходит летом. Девочка легко одета, растет трава. Дети присаживаются на стульчики. - Девочка сидит на заборе, болтает ногами в воздухе и смотрит куда-то вдаль. Дети принимают позу девочки. - Мне весело сидеть на заборе, я чувствую легкий летний ветерок, слышу, как шелестит трава на при дуновении ветра, стрекочут кузнечики в траве. Я легко болтаю ногами в воздухе. Я вижу, что вдалеке едет машина… - Может она бегала на лугу за бабочками, устала и залезла отдохнуть. А пока сидит, смотрит по сторонам… - Возможно она думает, что хочет пить и где бы ей взять воды… - А может она хочет найти божью коровку или думает, чем бы ей заняться… - А может она отдыхает на заборчике, чтобы потом пойти домой… - Мне кажется, что шаловливая девочка... А настроение веселое и озорное... - Художник использовал нежные оттенки голубого, зеленого, желтого цвета на заднем плане. А когда рисовал свою дочку он брал такие же краски, но ярче. Так он хотел передать веселый и озорной характер девочки. - Картина вызывает тёплые эмоции. Краски, которые использовал художник, вызывают приятные воспоминания о лете. - Я думаю, что Репин очень любил свою дочь, ведь он ее нарисовал, выделил красками на картине. - Художник нарисовал этот портрет, чтобы передать свои чувства к дочери, чтобы осталась память, как они провели летний день. - Я бы назвал картину «Девочка на заборе» - «Летний день» - Репин назвал картину «Стрекоза». Потому что девочка сидит на заборе, как на жердочке стрекоза. Это он так ласково ее назвал из-за сходства со стрекозой. - Стрекозы очень непоседливые насекомые, все время летают. Наверное, и его дочь такая же непоседливая и неусидчивая, все время чем-то занята… |
Физминутка (2 мин.) | Снятие усталости и напряжения. | Игра «Раз, два, три к портрету, где изображено… беги!» | Давайте поиграем в игру «Раз, два, три к портрету, где изображено … беги». -… где изображена зима беги! -… где изображено спокойное и чистое небо беги! -… где изображена большая вода беги! -… где изображена любимая дочка художника беги! | Дети выполняют задание. |
Расширение имеющихся представлений (6 мин.) | Закрепление умения детей самостоятельно описывать портрет по алгоритму. Понимание замысла картины. Обогащение словарного запаса детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, образными выражениями. Воспитание умения выслушивать ответы сверстников. | Составление описательных рассказов | Ребята, мы очень хорошо рассмотрели картину. Давайте составим описательный рассказ по этой картине, опираясь на наш алгоритм. Кто желает первым попробовать? | Дети описывают картину, опираясь на алгоритм, выставленный на доске. |
Заключительный этап. Рефлексия (4 мин.) | Развитие устной и связной речи детей в монологической и диалогической форме. Развитие интереса к портретной живописи. Воспитание умения выслушивать ответы сверстников. | Заключительная беседа по этапам совместной деятельности. Рефлексия. | Замечательные получились рассказы по картине. - Ребята, что мы сегодня рассматривали? - Как называется картина? - А кто автор этой картины? - Почему же Репин назвал картину «Стрекоза»? - А как вас ласково называют родители? - Понравилась ли вам картина? Чем? Ребята, как вы думаете, ваши родители видели эту картину? Я предлагаю вам рассказать своим любимым мама и папам, как вы познакомились с этой картиной и рассказать, что на ней изобразил художник, ее название и автора. Вот вы их удивите… | Ответы детей. - Картину - «Стрекоза» - Репин И т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина
. Продолжать развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи, желание откликаться на настроение героини, сопереживать ей, соотносить изображенное с собственным опытом и чувствами, ...
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ НОД ПО ОСВОЕНИЮ (название образовательной области)
примерная таблица...
Технологическая карта по ФЭМП "Порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших"
Технологическая карта направлена на закрепление порядкового счета; счета по названному числу; составом числа из двух меньших....
Технологическая карта НОД "Социокультурные истоки". Название: "Мудрые люди"
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". Реализация программы духовно-нравственного воспитания "...
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Развитие речи» в старшей группе Название: «До чего дошёл прогресс».
Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Развитие речи»в старшей группеНазвание: «До чего дошёл прогресс»....
Технологическая карта по выразительному чтению "О том, как важно трудиться" ,на примере басни И.Крылова "Стрекоза и Муравей"
Технологическая карта...
Технологическая карта по рисованию на тему "Портрет" в старшей группе.
Закрепить знания детей о жанре "Портрет". Воспитывать у детей чувство уважения к друзьям через общение с произведениями искусства....