Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
. Продолжать развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи, желание откликаться на настроение героини, сопереживать ей, соотносить изображенное с собственным опытом и чувствами, общаться по поводу увиденного. Развивать зрительные ассоцации.
Формировать видение художественного образа портрета в единстве содержания и средств выразительности: рисунка, колорита, композиции. Подводить детей к пониманию того, что в портрете большое значение имеет рисунок, который через единство выражения лица, экспрессии позы, жестов передает характер девочки — подвижный, озорной, легкий. Поэтому будем учить детей всматриваться в лицо, видеть особенности позы.
Вспрыгнувшая на жердочку девочка присела в обманчиво расслабленной позе, но уже готова «вспорхнуть», легкая, как стрекоза. Ассоциацию с этим образом вызывают и различные оттенки зеленого цвета с бликами желто-золотистого платья с многочисленными складочками, разводам, похожими на крылья стрекозы.
Формировать у детей видение колорита.
Портрет выполнен в одном спектре: зеленовато-голубой, голубовато-зеленый, золотисто-розовый, розовато-желтый, передающем общее настроение картины и отношение художника к изображенному: ощущение радости жизни, безоблачной свежести раннего ласкового солнечного утра, лучезарной чистоты и ясности детства.
Обратить внимание на композицию портрета, которая позволила художнику передать безбрежность воздушного пространства.
Продолжать формировать у детей знания о портрете, средствах его выразительности. Активизировать словарь, обогащать его образными словами и выражениями, наименованиями цветовых тонов и оттенков.
Развивать чувствование настроений, выраженных в музыке и живописи и в их созвучии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с искусством | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина
Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи, желание откликаться на настроение героини, сопереживать ей, соотносить изображенное с собственным опытом и чувствами, общаться по поводу увиденного. Развивать зрительные ассоцации.
Формировать видение художественного образа портрета в единстве содержания и средств выразительности: рисунка, колорита, композиции. Подводить детей к пониманию того, что в портрете большое значение имеет рисунок, который через единство выражения лица, экспрессии позы, жестов передает характер девочки — подвижный, озорной, легкий. Поэтому будем учить детей всматриваться в лицо, видеть особенности позы.
Вспрыгнувшая на жердочку девочка присела в обманчиво расслабленной позе, но уже готова «вспорхнуть», легкая, как стрекоза. Ассоциацию с этим образом вызывают и различные оттенки зеленого цвета с бликами желто-золотистого платья с многочисленными складочками, разводам, похожими на крылья стрекозы.
Формировать у детей видение колорита.
Портрет выполнен в одном спектре: зеленовато-голубой, голубовато-зеленый, золотисто-розовый, розовато-желтый, передающем общее настроение картины и отношение художника к изображенному: ощущение радости жизни, безоблачной свежести раннего ласкового солнечного утра, лучезарной чистоты и ясности детства.
Обратить внимание на композицию портрета, которая позволила художнику передать безбрежность воздушного пространства.
Продолжать формировать у детей знания о портрете, средствах его выразительности. Активизировать словарь, обогащать его образными словами и выражениями, наименованиями цветовых тонов и оттенков.
Развивать чувствование настроений, выраженных в музыке и живописи и в их созвучии.
Подготовительная работа. Наблюдение на прогулках за порхающей стрекозой (обратить внимание на цвет ее наряда). Рассматривание иллюстраций. Рисование: «Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик». Пение песен и слушание мелодии, например, песня «Стрекоза», музыка М. Красева, слова М. Клоковой.
Материалы. Репродукция картины «Стрекоза» И. Е. Репина. Музыкальное произведение «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта. Компьютер. Слайдовая презентация. Дидактический материал с использованием графического представления информации по теме: «Подбери оттенок»
Словарь. Изумрудный, светло-зеленый, темно-зеленый, голубовато-зеленый, золотистый, вертолет, изящная.
Ход занятия. Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро! (Дети, давайте поздороваемся друг с другом)
-Доброе утро!
Солнцу и птицам.
-Доброе утро
Улыбчивым лицам! (А сейчас давайте улыбнемся друг другу и мне)
Я приготовила для вас загадку. Отгадав ее, вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить.
Яркий мини- вертолет
Отправляется в полет,
Но зачем ему глаза
Да он просто….
Дети: Стрекоза
Воспитатель показывает игрушечную стрекозу
Воспитатель.
Здравствуй, здравствуй стрекоза
Как здоровье? Как дела?
Все в порядке! Стрекочу!
Извините, я спешу.
- Постой, милая стрекоза, не улетай! Позволь нам получше рассмотреть тебя.
(Показ слайда № 1) Звучит музыка
(Воспитатель подходит к экрану)
На сиреневый цветочек,
На зелёненький листочек
Прилетела Стрекоза –
Изумрудные глаза. (Слайд № 2)
У неё наряд блестящий,
Весь прозрачный и летящий!
Модельер с отличным вкусом
Сшил ей платьице искусно. (Слайд № 3)
День-деньской она порхает,
Новым платьем удивляет.
Без забот и без хлопот
Жизнь весёлую ведёт. (Слайд № 4)
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо! Стрекоза (Слайд № 5)
Ой, улетела наша красавица-стрекоза. (Пустой слайд)
Но вы не расстраивайтесь, ребята, сегодня я приготовила для вас интересный портрет девочки. (Слайд № 6, картина, музыка)
Художник Илья Ефимович Репин написал свою дочку Верочку и назвал этот портрет ласково и шутливо: «Стрекоза»
Давайте сядем и внимательно его рассмотрим, полюбуемся мастерством и талантом художника. (Дается 2—З минуты для рассматривания, негромко звучит музыка.)
Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину-портрет? (Ответы детей). (Воспитатель одобряет интересные ответы, обращает внимание на наблюдательность, образность речи.)
Да, девочка напоминает нам легкую, грациозную, изящную стрекозу.
А чем девочка похожа на стрекозу?
Почему художник нарисовал ее в такой позе? На чем сидит девочка?
Да, на жердочке, как будто стрекоза летала-летала и вдруг присела. Но так и, кажется: сейчас вспорхнет и улетит.
А что этим хотел нам сказать художник о своей дочке? Какая она?
Да, веселая, озорная, подвижная, легкая, грациозная. Посмотрите на лицо девочки. Лицо ее в тени от шляпки, но мы видим чуть прищуренные от солнышка глаза, задумчивое выражение спокойного лица, уже загоревшего на солнышке. Это спокойствие недолгое. Девочка сейчас засмеется, соскочит с жердочки и умчится прочь. Об этом говорит и ее поза. Верочка как будто соскальзывает вниз.
Чем еще напоминает Верочка стрекозу? Посмотрите на ее одежду. (Ответы детей.)
Да, платье похоже на крылышки стрекозы — все в каких-то легких складочках, ажурных ленточках. А по цвету похоже на стрекозу.
Цвет платья, шляпки напоминает изысканные голубовато-зеленую, и золотистую раскраску стрекозы.
Дети, девочку мы с вами рассмотрели, теперь я предлагаю поиграть в интересную игру для наших глазок. Поможет нам в этом наша знакомая стрекоза. Проследите своими глазками за стрекозой. (Проводится гимнастика для глаз «Полет стрекозы»)
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза.
Влево, вправо, назад, вперед,
Ну совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Молодцы, ребята. Давайте вернемся к картине
Дети, как вы думаете, есть ли солнышко в картине? Как догадались? Где находится солнышко? Ведь оно не нарисовало. Да, слева, его золотистые лучи освещают шляпку, платье и чулочки девочки.
Какие же основные цвета в картине? Назовите их.
Сначала фон — цвета неба и луга — голубовато-зеленоватые, желтовато-золотистые, зеленоватые. Как вы думаете, они громкие или тихие? Тихие, нежные, мягкие, светлые. А теперь расскажите о цветах одежды девочки. Да, они более темные, но тоже зеленые: темно-зеленые, зеленовато-голубые, желтовато-золотистые. А что темнее одежда девочки или фон? Да, художник разные оттенки зеленого, чтобы ярко выделить фигуру — более темную на светлом фоне.
Чего больше в картине, неба или земли?
Неба. Оно всюду! Кажется, что луга нет
А сейчас подумайте и скажите: с какого места, откуда смотрел и рисовал дочку художник, сверху или снизу? Да, он стоял внизу. Она оказалась высоко над землей, словно парящая в небе стрекоза. Художник любуется своей дочкой, радуется ее красоте, шаловливости, беззаботности.
Вся картина пронизана ярким лучистым солнечным светом. В ней много воздуха, небесного простора, восхитительной легкости, чистоты, нежности, тепла и любви.
Понравился вам этот портрет? давайте мы оставим в группе и еще полюбуемся мастерством И. Е. Репина.
Физкультминутка. «ВЕРТОЛЕТИК – СТРЕКОЗА»
Там где травы пахнут летом,
Где блестит в цветах роса.
Вытворяет пируэты
Вертолетик – стрекоза.
(расставить рук и в стороны, пробежать по группе на носочках)
Миг – она под небесами!
(поднять руки вверх)
С неба вниз – и разворот!
(опустить руки вниз, повернуться вокруг себя)
Зависает над цветами!
(остановиться, руки расставить в стороны)
Чем не мини-вертолет!?
Дидактическая игра «Подбери оттенки»
Итог занятия.
- Что мы сегодня рассматривали?
- Как называется картина? (Правильно, картина называется «Стрекоза», а написал картину русский художник Илья Ефимович Репин).
А что еще мы делали?
Правильно, ребята мы играли в игру, в которой закрепили оттенки зеленого цвета.
Молодцы, вы сегодня очень старались.
Мастер - класс
Конспект занятия по ознакомлению с искусством
Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина
(средняя группа)
Подготовила воспитатель
МДОУ д/с № 69 «Мальвина»
Рязанова Татьяна Николаевна
Тамбов
2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД: «Знакомство с историко-художественным музеем г. Серпухова. Рассматривание портретов"
Занятие призвано дать детям представление о музее как месте хранения, рассказать о предметах старины. Познакомить с серпуховским историко-художественным музеем. Формировать представления о портр...
Конспект НОД «Знакомство с историко-художественным музеем г. Серпухова. Рассматривание портретов »
Занятие призвано: Дать детям представление о музее как месте хранения, рассказать о предметах старины.Познакомить с серпуховским историко-художественным музеем. Формировать представления о...
Театрализованное представление «Попрыгунья Стрекоза» (по мотивам басни И.Крылова «Стрекоза и муравей»)
Цель: развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.Задачи: развивать эмоциональность, интеллект, а также коммуникативные способности ребёнка средствами театра;стимулир...
Рассматривание картины Б.Кустодиева "Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой"
Дети рассматривают картину. Стараются описать её, а затем воспроизводят....
консультация "Методика рассматривания картин" (пейзаж, натюрморт, портрет)
закрепить методику рассматривания картин...
"Что такое натюрморт?" Рассматривание картины Репин И.Е.. «Яблоки и листья» И.Е.Репин «Яблоки и листья», И.Э.Грабарь, Петров-Водкин «Яблоки»
Занятие по музейной педагогике...
Технологическая карта занятия «Картинная галерея» Название: «Портрет «Стрекоза» И. Е. Репина».
Технологическая карта занятия Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»Раздел «Приобщение к искусству»Подготовительная группа № 3Тема: «Картинна...