Технологическая карта образовательной ситуации «Морозные узоры»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Рублева Юлия Владимировна

Технологическая карта образовательной ситуации «Морозные узоры» разработана для детей 4-5 лет. Цель: формирование познавательного интереса детей через экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moroznye_uzory.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной ситуации «Морозные узоры»

Рублева Юлия Владимировна,

воспитатель МДОУ «Детский сад «Лесная сказка»

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

Морозные узоры

Цель

Формирование познавательного интереса детей через экспериментальную деятельность.

Задачи

Обучающие:

- учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения;

- создать условия для экспериментирования с красками для получения различных оттенков голубого цвета;

- расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия)

-  закрепить умение пользоваться палитрой;

-  сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не получается, спрошу у воспитателя»;

- совершенствовать технику рисования концом кисти.

Развивающие:        

- развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук;

- развивать чувство формы и композиции;

- развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к художественным видам творчества;

- развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

 

Демонстрационный:

- интерактивная доска, конверт, картинка с оттенками голубого цвета.

Раздаточный:

- окошко-рамка синего, фиолетового цвета размером А5, гуашь белого и синего цвета, тонкие кисти, банки с водой, салфетки матерчатые, палитры.

Предполагаемый результат

- умеют смешивать краски;

- знают, какие краски смешать для получения голубого цвета.

Этапы

мероприятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …)

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Вижу, у вас хорошее настроение. Давайте поделимся им друг с   другом.

- Ребята, сегодня утром я получила письмо. Как вы думаете, от кого? Здесь загадка.

Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка … (Мороз)

- Так это письмо от Дедушки Мороза.

Читаем письмо. 

«Здравствуйте, дорогие ребята группы «Родничок»! Гулял я как-то вечером у ваших окон, любовался вами, какие вы веселые, послушные, дружные. И заметил, что ваши окошки так красиво украшены! А я свои не смог раскрасить, у меня закончилась голубая краска. Друзья мои, помогите мне, пожалуйста, украсьте мои окошки красивыми, легкими узорами, как моя скатерть, и пришлите мне по почте. Жду. Ваш Дедушка Мороз»

- Поможем Дедушке Морозу?

- Как мы это сделаем?

Постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

- Что такое морозные узоры? Вы из видели?

- Как Мороз наносит их на окно?

Просмотр видео-презентации «Морозные узоры»

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

- Давайте разрисуем окошки. Какой цвет нам нужен? (Голубой)

- А у нас какие краски? (Белая и синяя)

- Но что делать? Дедушка Мороз нас так просил его окошки украсть. Как быть?

 

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

Дети: смешать краски. (Или другие ответы)

 - Какие краски будем смешивать?

 Экспериментирование с красками, до получения разных оттенков голубого цвета.

 - Ребята, вы молодцы, получили краску голубого цвета. Какие краски вы смешали? (Белую и синюю)

Начинаем украшать окно.

Воспитатель показывает готовый узор, как нужно держать кисть, чтобы нарисовать тонкие линии и предлагает на выбор детям различные узоры из точек, линий и веточек, завитков, листиков. Дети сначала в воздухе рисуют узоры, затем на листе.

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний  и умений

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

- Пока наши узоры высыхают, пойдемте поиграем.

Игра с мячом «Назови, что бывает голубого цвета».

Игра «Найди в группе предметы голубого цвета».

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

- Ребята, пора собирать конверт для Дедушки Мороза.

Дети берут свои рисунки и складывают в портфель.

- Ребята, у нас получилось помочь Дедушке Морозу?

- Как вы думаете почему?

- Что было трудным именно для тебя?

- Что понравилось больше всего?

-  Ребята, вам понравилось смешивать краски и получать новый цвет? (Да)

 Дома поэкспериментируйте с красками, а потом расскажите какие у вас получились новые цвета.

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?

Создать ситуацию успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Наша планета на карте и глобусе". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.Задачи:1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.2. Организация деятельности по  знакомству с глобусом и карто...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к сказке "Рукавичка") в первой младшей группе.

Тема: рассматривание иллюстраций к сказке «Рукавичка».Цель: создать условия для ознакомления детей с новой сказкой. Помочь запомнить ее героев и инсценировать отрывки.Задачи:1. Организация...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок) в младшей группе «Что делают люди осенью?»

Тема: «Что делают люди осенью?»Цель: Создать условия для ознакомления детей с понятиями «уборка», «сбор урожая», «спецодежда», «теплая одежда&raqu...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Путешествие в Усолье - Сибирское"

Формировать представление о добыче полезных ископаемых родного края посредством познавательной деятельности....

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Мамочка моя"

Формировать интонационную выразительность речи в ходе заучивания стихотворения в движении...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Формирование представлений об участниках дорожного движения, о дорожных ситуациях, которые могут произойти на дороге; закрепление правил безопасного поведения во время ожидания транспорта и во время н...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Формирование экологической культуры и экологического сознания детей. Познакомить детей с Красной книгой, её структурой....