Моя семья | Технологическая карта Образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельного метода «Ситуация»)
учебно-методический материал (старшая группа)

Татьяна Кузакова

Формирование представления детей о своей семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_semya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ

(в технологии деятельного метода «Ситуация»)

Название образовательной ситуации:

«Моя семья»

ФИО педагога:

Кузакова Татьяна Анатольевна

Возрастная группа детей:

Подготовительная, 6 -7 лет

Цель:

Формировать представления детей о своей семье

Культурная практика:

Познавательно речевая деятельность

Культурно – смысловой контекст:

Создание выпуска журнала «Моя семья»

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

- расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнять понятие «семья», «родственники»

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- развивать умение штриховать ровно

- воспитывать любовь и уважение к близким людям

- развивать умение согласовывать свои действия друг с другом

Планируемые результаты

- имеют представления о семье, ее членах;

- согласовывают свои действия друг с другом, преодолевают препятствие вместе.

Подготовительная работа

Рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; рисование своей семьи.

Материалы и оборудование

Журнал, мяч, цветные карандаши, ручки; картинки, проектор, экран.

Ход образовательной ситуации

Этапы (последовательности) деятельности

Действия, деятельность педагога

Деятельность детей

Введение в ситуацию

Ребята, сегодня к нам пришел новый выпуск журнала «Моя семья» (открываем, смотрим…ничего нет, только заголовки)

Рассматривают журнал

Затруднение в ситуации

- что то здесь не то, а что не пойму?, посмотрите ребята, пожалуйста, может быть вы догадались?

- А мы сможем догадаться, что было???

- сказка о ребенке, который жил один…..

«Жил – был мальчик, который был один – одинешенек на свете, (выставляется фигурка мальчика)

А разве так бывает, что у человека совсем никого нет?

Как вы считаете?

Ну, тогда мы изменим сказку и у нашего героя появится замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком? (Предложить детям выставить на фигурки членов семьи.)

Ребус «7 Я»

Высказывают свои мнения.

Помогают найти членов семьи

Отгадывают ребус

Актуализация знаний и умений

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

В старину, на Руси говорили: семья – это семь Я, т.е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, семьи были очень большими. У родителей было по десять – пятнадцать детей. Все они жили одной большой дружной семьей. Когда родители уходили на работу, старшие заботились о младших сестренках и братишках.

Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Дружная любящая семья очень важна для каждого ребенка. У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Иногда семью человека называют словом «родня».

Подберите слова близкие по значению слову « родня», т.е. родственные слова – родители, родственники, родные. Родня – это мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры, дяди и тети.

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т.д.

Игра с мячом, «Какой, какая?»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

  • Мама, соседка, бабушка, сестра.
  • Бабушка, подруга, сестра, мама.
  • Дворник, брат, папа, дедушка.
  • Дедушка, папа, водитель, отец.

Игра «Назови, кто кем кому приходится»

Кем приходится мальчик маме? (Сыном)

Кем приходится девочка папе? (Дочерью)

А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)

Кем приходится Папа для дедушки и бабушки?

Кем приходится Мам для дедушки и бабушки?

Кем приходится Девочка для мальчика?

Игра «Назови по имени отчеству»

Сына зовут Сергей, папу зовут Иван. Как будут называть сына, когда он вырастет?

Дочку зовут Оля, папу зовут Сережа. Как будут называть дочку, когда она вырастет?

Смотрят слайд №1, слушают, делают выводы

Подбирают однокоренные слова

Подбирают прилагательные

   

Определяют лишнее слово

Слайд №2

Определяют степень родства

Называют по имени отчеству

«Открытие» нового знания (способа действия)

А сейчас поиграем в игру «Какая ваша семья»

Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые и жизнерадостные.

Задание: нарисуй свою семью

Подбирают к каждому слову символ выполняют работу, самостоятельно выбирают материалы для работы

Включение нового знания в систему знаний и умений

Задание: «Догадайся, где разместить, свой рисунок»

Стихотворение – цветок «Родная семья»

«Сам цветок – это я, а еще моя сестра,

Папа с мамой листочки мои,

Бабуля с дедулей мои корешки, Цветок наш красуется в зелени луга,

Все мы в семье своей любим друг друга».

Располагают свои работы в журнале в соответствии с символом

Слушают стихотворение, обобщают знания

Осмысление (итог)

Ребята, а что вы хотите пожелать своей семье? Мы сейчас будем передавать друг другу цветок, и говорить свое самое заветное «Пусть»

Дети передают цветок и говорят: - пусть всегда в семье будет – смех, цветы, счастье, любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Путешествие в Усолье - Сибирское"

Формировать представление о добыче полезных ископаемых родного края посредством познавательной деятельности....

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Мамочка моя"

Формировать интонационную выразительность речи в ходе заучивания стихотворения в движении...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ тема занятия: «Волшебный фантик»

Сегодня мы отправимся с вами в одну чудесную стану. Называется  Она страной Сладкоежек. Пускают туда только тех, кто хоть раз в жизни съел хотя- бы одну конфетку.- А вы любите конфетки?...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ Тема занятия: «Разнообразие цветов и оттенков в изображении снега. Зимушка-Зима»

Расширять представления о цветах и оттенках для изображения снега, о способах получения светлых оттенков холодных цветов при экспериментировании в рисовании...

Дорожные ловушки | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Формирование представлений об участниках дорожного движения, о дорожных ситуациях, которые могут произойти на дороге; закрепление правил безопасного поведения во время ожидания транспорта и во время н...

По страницам Красной книги | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Формирование экологической культуры и экологического сознания детей. Познакомить детей с Красной книгой, её структурой....