Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Путешествие в Усолье - Сибирское"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Зуева Марина Валерьевна

Формировать представление о добыче полезных ископаемых родного края посредством познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ

(в технологии деятельности метода «Ситуация»)

Название образовательной ситуации

Путешествие в город Усолье-Сибирское для расширения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края.

Дата проведения

21.02.2023 год

ФИО педагога

Зуева Марина Валерьевна

Возрастная группа детей

Старшая группа, 5 – 6 лет

Цель

Формировать представление о добыче полезных ископаемых родного края посредством познавательной деятельности.

Культурная практика

Познавательная деятельность

Культурно-смысловой контекст

Оформление информационного стенда по теме недели.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

- учиться самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.

- развивать психические процессы (речь, память, внимание, мышление).

- стремиться сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Планируемые результаты

- знают названия деревьев, птиц, животных родного края;

- правила поведения в природе;

- умеют работать в парах, группах.

Подготовительная работа

Рассматривание иллюстраций: «Деревья», «Птицы», «Животные», беседы: «Животный и растительный мир Прибайкалья», «Бережное отношение к природе», дидактические игры: «Плоды и семена», «С какого дерева листок», «Птицы, звери, рыбы», чтение книг о природе, просмотр познавательных фильмов экологической направленности.

Материалы и оборудование

Изображения деревьев, птиц и животных; картинка с правилами хорошего и плохого поведения, клей, карточки красного и зеленого цвета, светофор, бутылки, пакеты, запись звуков птиц, карточки с изображением вагонов, ноутбук, экран, проектор.

Ход образовательной ситуации

Этапы (последовательность деятельности)

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Введение в ситуацию

- «Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг».

Выполняют движения по тексту.

Актуализация знаний и умений

- Ребята, я сегодня утром получила письмо, которое прислал Солевичок. Вы хотите узнать, что в этом письме?

«Здравствуйте дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любознательные, добрые, хорошие дети. Я приглашаю Вас к нам в Усолье – Сибирское на месторождение соли»

- Ну как, ребята, принимаем приглашение?

Эмоционально откликаются на сюрпризный момент

Затруднение в ситуации

 - На каком транспорте мы с вами можем отправиться?

- А давайте поедем на электричке. Но для начала нам нужно вагоны поставить по порядку.

- Теперь можно отправляться в путь.

- Ребята, электричка остановилась.

- У нас на пути светофор, но, посмотрите светофор не обычный, а экологический. У этого светофора только два света: красный - запрещающий, зеленый – разрешающий. Светофор нам приготовил задание, если все будет верно, мы сможем двигаться дальше. Выполним задания? 

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Слушают, отвечают на вопросы педагога.

«Открытие» нового знания (способа действия)

Детям предъявляются картинки с действиями в природе, которые они должны распределить по сигналам светофора: красный – делать нельзя, зелёный – можно. Каждое решение нужно объяснить.

Вопросы-картинки:

1. Ребенок рвет цветы (в лесу нельзя рвать цветы, потому что не успевают дать семена).

2. Кто-то уходит от непотушенного костра (костёр в лесу опасен, от него может загореться весь лес, если его плохо затушить, погибнут растения и животные).

3. Взрослый развешивает кормушки для птиц/корм для животных (животным и птицам нужно помогать, подкармливать, так как им трудно находить корм под снегом).

4. Ребенок с сачком ловит стрекоз (нельзя убивать стрекоз, они уничтожают много вредных насекомых).

5. Грибник сбивает мухомор (нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, они являются кормом и лекарством для многих животных).

6. Дети собирают мусор (это правильно, после пикника нужно весь мусор уносить с собой, он очень вреден для леса).

- Молодцы, ребята, справились с испытанием!

- Поехали дальше.

- Что же тут такое случилось? В лесу много мусора.

- Давайте отчистим его от мусора. Вы знаете, чем мусор опасен для леса?

- А какие деревья растут в этом лесу?

- Мусор убрали, дорогу очистили. Теперь можно ехать дальше.

Электричка опять остановилась. Впереди шлагбаум.

- Шлагбаум не поднимется, пока мы не выполним задание.

«Отгадай -ка» 

Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный (Рысь)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Он тайги хозяин строгий,

Кабинет его в берлоге. (Медведь)

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги.

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это (Лось)

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

 - Молодцы! Вы справились с заданием!

- Поехали дальше.

- Приехали. Дальше только пешком.

- Ребята, смотрите, мостик через ручей. Давайте возьмемся за руки и поможем друг другу перейти через мостик. Все перебрались на другой берег? Никто не свалился в воду?

На пути у детей дерево с птичьим гнездом, рядом птенчик, выпавший из гнезда.

- Ребята, что я вижу, птенчик выпал из гнезда! Как вы думаете, что произойдет, если мы оставим его здесь? 

- Бедный птенчик, как же ему помочь? 

- Как вы думаете, кого сейчас птенчику не хватает? 

- Ребята, а кто у птенчика мама? 

- Попробуем узнать какая птица мама этих птенчиков?

- Сейчас вы будете слушать разные записи, по звуку нужно отгадать, какой природный звук вы слышите? И только один звук будет принадлежать лесной птице – она и есть мама птенчика.

Прослушивание звуков (хруст снега, шум грозы, мяуканье кота, звук ветра, ручей, чирикает воробей, сова кричит, волчий вой).

- Узнали, кто птица мама птенчика?

- Вот и добрались мы с вами до Усолье-Сибирского.

Просмотр презентации «Добыча соли».

Выполняют задание, комментируют свой выбор.

Выполняют задание, беседуют.

Дети отгадывают загадки.

Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопросы педагога.

Дети внимательно слушают звуки.

Дети присаживаются на стулья и просматривают компьютерную видео-презентацию.

Включение нового знания в систему знаний и умений

- Ребята, Солевичок нам приготовил подарок, пачку соли.

-Что такое соль?

- Как мы можем использовать соль?

- Животным нужна соль?

На основе полученных знаний, отвечают на вопросы педагога по теме занятия.

Осмысление (итог)

- Нам пора возвращаться в группу.

Раз, два, покружись. В нашей группе окажись.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- Что узнали нового?

- Чему вы сегодня научились? И как вам удалось этому научиться?

- Были ли у вас трудности?

- Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

- Я думаю, что вы обязательно поделитесь полученной информацией со своими родными и близкими, ведь не все знают, как добывают соль и где это происходит у нас, в Сибири. 

Подводят итоги занятия, актуализируя полученные знания, делятся эмоциями.

Оформляют информационный стенд по теме недели материалами с занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Мамочка моя"

Формировать интонационную выразительность речи в ходе заучивания стихотворения в движении...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ тема занятия: «Волшебный фантик»

Сегодня мы отправимся с вами в одну чудесную стану. Называется  Она страной Сладкоежек. Пускают туда только тех, кто хоть раз в жизни съел хотя- бы одну конфетку.- А вы любите конфетки?...

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ Тема занятия: «Разнообразие цветов и оттенков в изображении снега. Зимушка-Зима»

Расширять представления о цветах и оттенках для изображения снега, о способах получения светлых оттенков холодных цветов при экспериментировании в рисовании...

Дорожные ловушки | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Формирование представлений об участниках дорожного движения, о дорожных ситуациях, которые могут произойти на дороге; закрепление правил безопасного поведения во время ожидания транспорта и во время н...

По страницам Красной книги | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Формирование экологической культуры и экологического сознания детей. Познакомить детей с Красной книгой, её структурой....