Путешествие в космос | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)
учебно-методический материал (старшая группа)
Формирование у детей знаний о космосе и планетах солнечной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_kosmos.docx | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ
(в технологии деятельностного метода «Ситуация»)
Название образовательной ситуации: | «Путешествие в космос». | ||||
ФИО педагога: | Кузакова Татьяна Анатольевна | ||||
Возрастная группа детей: | Подготовительная группа с ТНР | ||||
Цель: | Формирование у детей знаний о космосе и планетах солнечной системы. | ||||
Культурная практика: | Развитие речи | ||||
Культурно-смысловой контекст: | Пополнение центра «Современной сюжетно-ролевой игры» атрибутами к игре «Космос» | ||||
Задачи: | Обучающие: | Развивающие: | Воспитательные: | ||
Формировать умение составлять короткие специфические стихотворения без рифмы по схеме - синквейны; расширять знания и представления детей о Вселенной, планетах солнечной системы и планете Земля; активизировать словарь детей названиями планет, космических тел. | Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей; желание и умение работать в коллективе. | Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей; желание и умение работать в коллективе; воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию, бережное отношение к окружающему нас миру; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности. | |||
Ожидаемые результаты | Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. -с развитой крупной и мелкой моторикой; подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими; - следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; -способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. | ||||
Планируемые результаты | Научить внимательно слушать, активно участвовать в коллективной беседе, составлять короткие специфические стихотворения без рифмы по схеме – синквейны, работать в команде, запоминать информацию, осмысливать её и делать выводы, выполнять задание педагога, доводя начатое до конца; видеть проблему и находить пути её решения. | ||||
Подготовительная работа | 1.Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле. 2.Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций «Детям о космосе». 3.Разработка заданий и наглядности к занятию. 4.Составление презентации «Загадочный космос» | ||||
Материалы и оборудование: | Проектор, ноутбук, экран, колонки, м/м презентация «Загадочный космос», звукозаписи на тему: «Космос»; карта звёздного неба со схемой нахождения конвертов с заданиями, конверты с заданиями; мольберты; водные маркеры; материалы для экспериментальной деятельности. | ||||
Ход образовательной ситуации: | |||||
Этапы (последовательность) деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | |||
Введение в ситуацию | Воспитатель: Действительно, день сегодня прекрасный и не совсем обычный. - Какой сейчас месяц? ( Сейчас месяц апрель) - Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля? (Вся страна отмечает день Космонавтики) Воспитатель: И сегодня в телестудию нас приглашает знаменитый учёный космических наук профессор Звездунов. Воспитатель: Тук-тук. Здравствуйте профессор …(никто не отвечает) Странно его нет на месте. Вот его халат, ребята посмотрите и ноутбук открыт.… Давайте заглянем в него и узнаем над чем работал наш профессор. Ребята, посмотрите, нам профессор оставил какое – что, письмо – обращение. Давайте его скорее прочитаем и все узнаем! (Слайд №2) Письмо - обращение: «Здравствуйте, ребятки! Увы, не могу сегодня с вами пообщаться. Меня срочно отправили в экспедицию по изучению нового созвездия и мне очень нужна ваша помощь!!! Я так спешил, что забыл кодовое слово, чтобы вернуться обратно на землю. А кодовое слово вы составите из букв. Буквы будете получать при выполнении заданий. Задания найдёте в комнатах телестудии. Задания находятся в конвертах под номерами. А двигаться в правильном направлении поможет вам карта звёздного неба. Очень прошу вас помочь мне ее скорее составить и выслать по электронной почте. Надеюсь, справитесь с моей просьбой?! Желаю удачи». Воспитатель: Ребята, справимся с таким нелегким заданием? | Дети находят письмо, прослушивают обращение профессора Звездунова. | |||
Затруднение в ситуации | Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое космос? Давайте вместе вспомним, что же это такое? (Космос – это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетаю птицы. Здесь не могут летать самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет.) (Слайд 3) Воспитатель: Правильно, нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос. (Слайд 4) Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? (Земля) (Слайд 5) - Как называются люди на нашей планете? (Земляне) -Нравится вам наша планета? (Да, нравится) -А чем она вам нравится? (Здесь много лесов, рек, морей и гор. На нашей планете живут разные, интересные животные и птицы. На Земле много красивых городов больших и маленьких. На нашей планете растет много красивых цветов. Здесь мы родились.) Воспитатель: А кто впервые в мире полетел в космос? (Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток». Это было очень важным событием для всего мира. 12 Апреля 1961 года (Слайд №6) Воспитатель: Вы на все вопросы ответили правильно. И за это получаете первую букву кодового слова. (Е) | Дети просматривая слайд №3, отвечают на вопросы. Дети просматривая слайд №5 высказывают свои предположения, совершенствуют диалогическую и монологическую формы речи. Закрепляют умение четко, кратко отвечать на поставленные вопросы. | |||
Открытие нового знания (способа действия) | Воспитатель: Давайте двигаться дальше. А где находится следующий конверт, нам необходимо посмотреть на карту. Необходимо от этой точки сделать два шага вперёд. А вот и конверт под номером 2. №2 (Слайд №7) (Планеты солнечной системы) Воспитатель: На нашем пути три планеты - «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете - состоящие из двух слогов, на третьей планете - состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас в руках карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов. 1. Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь. 2. Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. 3. Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Воспитатель: Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую букву (М). Воспитатель: А какой по счёту будет следующий конверт с заданием? Правильно третий. А где его искать, давайте посмотрим по карте. Нам надо сделать три шага вправо. №3. Воспитатель: Но, чтобы выполнить это задание и давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки. Артикуляционная гимнастика. Чу - чу - чу, в космос полететь хочу. Им - им - им, на ракете полетим. Ды - ды - ды, долетим мы до звезды. Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой. . | Дети ориентируясь по карте, делая шаги вперед находят конверт под номером №2 (планеты солнечной системы). Дети работают с карточками, определяют количество слогов Упражняются в составлении слов из слогов. Дети находят конверт с заданием №3 Дети садятся на стульчики вокруг мольберта, выполняют задание, дают четкие ответы. | |||
Актуализация знаний и умений | Воспитатель: Дети, нам необходимо составить синквейн -загадки о космосе. Это Луна, космонавт, Земля, звёзды Воспитатель: Молодцы, выполнили и это задание. И за это вы получаете следующую букву. (Я) Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть. Физкультминутка «Космос» Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх) Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны) Чтобы долететь до солнца (круг руками) Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой) Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево) Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях) Пролетая над Землею (разводят руки в стороны) Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут) Из полёта возвратились (руки в стороны) И на землю приземлились. (руки опустить) Вот мы и вернулись. | Дети берут картинки и составляют синквейны – загадки. | |||
Включение нового знания в систему знаний и умений | Воспитатель: На нашем пути следующее задание. А номер этого конверта больше 3 и меньше 5. (№4) А где, посмотрим на карте. Нам надо сделать два шага влево. Воспитатель: А там загадка. В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его - полоска света, А зовут объект (комета) (Слайд №8) Воспитатель: На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес. оп, солн. е, созве. дие, Гага. ин, астро. ом, космо.авт. Воспитатель: Почему слово Гагарин написано с большой буквы? (Это фамилия) Воспитатель: Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет) Воспитатель: А вот ещё одна загадка. Всё комета облетела, Всё на небе осмотрела. Видит, в космосе нора - Это чёрная (дыра) (Слайд №9) Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. При помощи цветных иллюминаторов сделайте звуковой разбор этого слова на столе Воспитатель: Благополучно пролетели мимо чёрной дыры. Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну букву (З). Воспитатель: По карте видно, что нам осталось одно последнее задание. И для того чтобы его выполнить, нам надо сделать пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика На Луне жил звездочет (смотрят в телескоп) Он планетам вел учет (показ пальцем в небо) Меркурий – раз, (сгибают по очереди пальцы) Венера – два, Три – Земля, четыре – Марс, Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восемь – Нептун, Девять – дальше всех, - Плутон
Воспитатель: Чтобы найти последний конверт с заданием, как указывает карта, нам надо сделать 3 шага вправо. (Дети находят конверт) №5 Воспитатель: Как хорошо было бы, если и другие люди увидели бы красоту космического пространства. - Я предлагаю вам сделать свой микрокосмос… в обычной стеклянной баночке. - Для этого нам понадобится вата, гуашь, блёстки и вода. В баночку поместить немного ваты, блёстки, вылить немного воды, затем подкрасить её в голубой цвет. Затем снова добавить ваты, блёсток и немного воды и гуаши другого цвета или этого же. И так далее, пока баночка не заполнится. Цвета в ней красиво переходят друг в друга, почти не перемешиваясь. Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились очень красиво. | Дети находят конверт. Дети разделённые на подгруппы выполняют задания на мольбертах. Проверка правильности выполнения задания проводится самими детьми.) Дети проводят анализ слова дыра на столах по подгруппам Дети выполняют пальчиковую гимнастику, развивают моторику ритма, двигаются в такт. Дети находят конверт №5 Изготавливают микрокосмос Дети выполняют работу по подгруппам: девочки и мальчики | |||
Осмысление (итог) | Воспитатель: - Дети подойдите ко мне, улыбнитесь те кому понравилось занятие, выберите смайлик. - А где вы сегодня побывали? - Что нового узнали? - Внимание на экран. На экране наше звёздное небо. Посмотрите, сколько новых звёзд зажглось в вашу честь. И на память о нашем путешествии я хочу подарить эти звёзды. (Лопаются шары, наполненные звёздами). | Дети рефлектируют свои чувства и знания, полученные на занятии, отвечая на вопросы воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Путешествие в Усолье - Сибирское"
Формировать представление о добыче полезных ископаемых родного края посредством познавательной деятельности....
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Мамочка моя"
Формировать интонационную выразительность речи в ходе заучивания стихотворения в движении...
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ тема занятия: «Волшебный фантик»
Сегодня мы отправимся с вами в одну чудесную стану. Называется Она страной Сладкоежек. Пускают туда только тех, кто хоть раз в жизни съел хотя- бы одну конфетку.- А вы любите конфетки?...
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ Тема занятия: «Разнообразие цветов и оттенков в изображении снега. Зимушка-Зима»
Расширять представления о цветах и оттенках для изображения снега, о способах получения светлых оттенков холодных цветов при экспериментировании в рисовании...
Дорожные ловушки | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)
Формирование представлений об участниках дорожного движения, о дорожных ситуациях, которые могут произойти на дороге; закрепление правил безопасного поведения во время ожидания транспорта и во время н...
По страницам Красной книги | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)
Формирование экологической культуры и экологического сознания детей. Познакомить детей с Красной книгой, её структурой....
Моя семья | Технологическая карта Образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельного метода «Ситуация»)
Формирование представления детей о своей семье...