Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группена тему: «Волжские узоры»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту национальных платков.
Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «восковые мелки по накрахмаленной ткани».
Учить составлять узоры с растительными элементами (бутоны,
цветы, листья, травка, усики, завитки, оживка).
Воспитывать чувство гордости за собственную принадлежность к той или иной национальной культуре.
Воспитывать уважение и интерес к традициям старинной национальной росписи.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям (стихам).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группена тему:
«Волжские узоры»
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к обрядам и традициям народов, населяющих Поволжье (Татар, Мордвы, Русских).
Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие»,«Познавательноеразвитие» , «Физическое развитие», «Социально-Коммуникативное развитие», «Речевое развитие» .
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
• Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту национальных платков
.
• Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «восковые мелки по накрахмаленной ткани».
• Учить составлять узоры с растительными элементами (бутоны,
цветы, листья, травка, усики, завитки, оживка).
• Воспитывать чувство гордости за собственную принадлежность к той или иной национальной культуре.
• Воспитывать уважение и интерес к традициям старинной национальной росписи.
• Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям (стихам).
Познавательное развитие:
• Развивать интерес к культуре, традициям народов Поволжья.
• Сформировать у детей знания о национальных платках
Социально-коммуникативное развитие:
•Продолжать развивать общение детей со взрослым и сверстниками, воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
•Умение оказывать помощь при организации выставки, развешивание платочков.
•Умение оценивать работы сверстников, радоваться красивым более удачным работам.
Физическое развитие:
•Развивать двигательную активность детей во времяфизминутки: Подвижная игра «Платочек».
•Укреплять дружеские доброжелательные взаимоотношения.
Речевое развитие:
•Развивать умение правильно строить предложения.
Обогащать речь словами: бутон, розан, купавка, ромашка , оживка.
Методы и приёмы:
• Наглядные: показ презентации «Узоры народов Поволжья», демонстрация платков, образцов росписей платков.
• Словесные:беседа о красоте природы Поволжья, о разнообразии народных платков, слушание стихов.
Практические :рисование восковыми мелками по накрахмаленной ткани
Игровые:русская народная игра «Платочек»
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок: «Маша и Даша», «Платок нищего»;
• Разучивание подвижной игры «Платочек», танца с платочками, частушек, пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
• Рассматривание платков в книгах и альбомах, разновидностей орнамента(цветочно-растительный;геометрический); иллюстрацийнациональных узоров в одежде и быту народов Поволжья (НОД «Народные росписи»).
• Изготовление трафаретов и использование их в технике ручной набивки, изготовление дидактической игры «Собери платок».
• Рассматривание репродукций художников: И. Грабаря, Федота Сычкова, И. С. Куликова, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова.
• Беседа о значимости платка для женщины в культуре разных народов.
- Работа по обогащению словаря: бутон, розан, купавка, ромашка, оживка,бахрома,кипень (кипельно - белый, белоснежный).
Материал и оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, столы, стулья, 4 стенда с образцами национальных платков: татарских, русских, мордовских ;восковые мелки (разных цветов, накрахмаленные отрезки ткани 25х25см, салфетка, акварельные краски, стаканчики с водой, кисти ,клеёночки, бельевая веревка, прищепки .
Место проведения мероприятия: музыкальный зал.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал.
Вед: Здравствуйте дети.
Я – Марья – искусница.
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу
Да былину расскажу!
Вы на ус все намотайте,
Былину рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Былое дарит нам сюрприз!
Эй, ребята проходите,
Платки поглядите.
Один красный, другой синий,
А уж третий- то хорош,
Становитесь-ка все в ряд,
Рассмотрите всё подряд.
(подвести детей к крайнему стенду у двери).
- Ребята сегодня мы поговорим о незаменимом для женщины элементе одежды, который и согревает, и украшает. –О чем?
Ответы детей: О платке.
- Так что же такое платок?
Ответы детей: платок - древний головной убор всех женщин.
- Кому обязательно надлежало носить платок?
- Для чего он нужен?
Ответы детей: для тепла, от солнца, для красоты
- Только ли платок надевали на голову?
Ответы детей: поверх платка надевали различные головные уборы.
- Ребята – чем украшается край платка?
Ответы детей: бахромой.
- Предлагаю вспомнить, какие бывают платки по назначению?
- Платок, который надевался на праздник?
Ответы детей: Праздничный.
- Платок, который носился каждый день?
Ответы детей: Будничный или повседневный.
Основная часть:
- Ребята, с чего же начинается изготовление платка?
Давайте вспомним процесс изготовления платка (по схеме)
Ответы детей: подготавливался ткань - кипень.
- А что это такое, давайте вспомним?
Ответы детей: кипельно-белый, белоснежный кусок ткани.
- Как набирался узор на платке?
Ответы детей: существовала только ручная набойка.
- Посмотрите, что изображено на этом платке? (обращает внимание на свой наплечный платок)
-Посмотрите на платок,
на платке расцвел цветок
Красный, желтый, голубой-
удивительный такой
Посмотрите на платок вот
зелененький листок
Завитки как кружева,словно мягкая трава.
Ответы детей: (цветы, веточки ,листья,бутоны).
- Откуда мастера брали идеи для узоров на платках? Как вы думаете?
Ответы детей: из повседневного быта и природы.
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Узоры народов Поволжья».
Слайд 2-4.
«О, Волга, наша русская река,
Несешьсвои ты воды сквозь века.
Тобой гордится славный наш народ.
В тебе начало всей Руси живет…»
И.Мордовина
-Дети, о какой реке говорится в стихотворении?
-Ответы детей: Волга
-На берегу Волги живут люди разных национальностей-русские ,татары,мордва.
-Река Волга широкая полноводная,а на берегах этой реки растут очень красивые цветы .
Народ всегда любовался красотами этой природы.
Слайд 5-6.
Чем вдохновлялисьумельцы которые делали платки?
Ответы детей: красивой природой, лугами.
Слайд 7-11.
-Что они взяли для украшения платков из природы?
Ответы детей :Яркие цвета, красивые цветы, веточки, листочки.
Воспитатель проводит подвижную игру «Платочек».
Ход игры:
Дети идут по кругу и поют. Пока дети поют песенку воспитатель кладет за их спинами цветные платочки (выбирает 3-5 детей)
Скок,скок,сапожок,
Выходи –ка на лужок,
То прыжком, то бочком ,
Топай, топай каблучком.
Дети у кого оказался платочек выходят на середину круга и танцуют. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.
Показ воспитателя: воспитатель показывает как украсить платок.
Дети мы сейчас с вами рассмотрим платки разных народов Поволжья, цветовую гамму, чередование цветов, веточек, листочков.
- Предлагаю рассаживаться за столы, где каждый из вас и составит свой национальный орнамент.
- Ребята, рисуйте, дополняйте (пробуйте привносить свои собственные символы) и тогда ваш узор станет неповторимо-индивидуальным. Желаю творческой удачи! (Дети начинают рисовать).
Звучит музыка : «Родные просторы» музыка Будашкина, Мордовская народная песня «Бабушка», Татарская народная мелодия «Шахта». Дети выполняют творческую работу.
Итоговая часть - рефлексия:
- Ребята, наша работа подходит к концу, давайтеразвесим и посмотрим наши получившиеся платочки.
-Какие платочки понравились вам больше всего? И почему ?
- Как мы можем их использовать?
Ответы детей: В игре, танце,завернуть игрушку.
- Мы наши платочки сложим в наш сундучок, где они и будут храниться. Мы их будем использовать в играх, в танцах и развлечениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "День Рождения поросенка". Старшая группа. Тема: Домашние животные. Тип: Формирование предметных представлений и сенсорных эталонов.
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему Домашние животные для старшей группы детского сада для детей с нарушением зрения. Тип занятия : Формирование предметных представлений ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группе Тема: Пернатые наши добрые соседи.
Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группеТема: Пернатые наши добрые соседи. С использованием природного материала....
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей старшей группы Тема: "Новогодние игрушки"
План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)...
Методическая разработка тематического занятия художественного-эстетического направления с детьми старшей группы общеразвивающего вида Тема «Не обижайте котенка»
Приобщение детей к искусству художников-иллюстраторов детских книг В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Рачева,...
Методическая разработка по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Животные Севера и жарких стран. Звук и буква [К]»
Расширять словарный запас по теме:"Животные Севера и жарких стран. Учить четко произносить звук [К]"....
Методическая разработка по математическому представлению (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Путешествие в страну математики»
Методическая разработка по математическому представлению (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Путешествие в страну математики»составил педагог: Дорожкина А.Н.Цель: закрепл...