Конспект игровой деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей старшей группы по теме: «Донские казаки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Суркова Олеся Викторовна

"Донские казаки"

Вид деятельности: ознакомление с окружающим миром.

Предварительная работа: знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, разучивание игры «Всадники», танцевальных элементов из казачьих танцев, рассматривание народных костюмов казаков на занятии по художественному творчеству.

Наглядный дидактический материал: куклы в национальных костюмах донских казаков, диск с казачьей песней «Как донские казаки», палки- лошадки , демонстрационный материал (иллюстрации)

Словарь новых слов: шермиции, папаха, шашка, мундир, кираса, чирики, курень.

Задачи: формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепить знания о других народностях;

развивать внимание, фантазию, память, расширять словарный запас;

воспитывать любовь к своему краю, уважения к другим народам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donskie_kazaki.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 «Колокольчик»

Конспект игровой деятельности

по художественно- эстетическому направлению

развития  детей   старшей  группы по теме:

            «Донские казаки».

                                                                                        Разработали:

 музыкальный руководитель Белоус Н. М.

воспитатель Суркова О.В.

 МБДОУ детского сада №19.

                                                                                        

                                

             

                                             

                                                     г. Новошахтинск май 2021г.

                                             

         

"Донские казаки"

Вид деятельности: ознакомление с окружающим миром.

Предварительная работа: знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, разучивание игры «Всадники», танцевальных элементов из казачьих танцев, рассматривание народных костюмов казаков на занятии по художественному творчеству.

Наглядный дидактический материал: куклы в национальных костюмах донских казаков, диск с казачьей песней «Как донские казаки», палки- лошадки , демонстрационный материал (иллюстрации)

Словарь новых слов: шермиции, папаха, шашка, мундир, кираса, чирики, курень.

Задачи: формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепить знания о других народностях;

развивать внимание, фантазию, память, расширять словарный запас;

воспитывать любовь к своему краю, уважения к другим народам.

1. Воспитатель: «Наш общий дом – Земля! »

- Ребята, а кто мы с вами? (люди, дети, мальчики, девочки)

- А где мы живем? (на планете, в России, в городе Новошахтинске, Ростовской области )

- Но ещё на территории России много лет существует область войска Донского, населенная донскими казаками

- И сегодня я вам расскажу об истории Донского казачества.

(Воспитатель под мелодию казачьей песни «Как донские казаки» вносит куклы в казачьих костюмах «Донская казачка» и «Донской казак»)

2. Знакомство с донскими казаками

Дети рассматривают кукол.

Воспитатель: Раньше, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности.

 Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!

 Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков. А указом президента Российской Федерации Д. А. Медведевым в 2010 году было официально учреждено знамя войского казачьего общества «Всевеликое войско Донское».

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

 Воспитатель : Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня? (дети  рассказывают пословицы )

  • Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
  • Казак сам голодает, а конь его сыт.
  • Казак без коня – что солдат без оружия.
  • Казак без коня – как соловей без песни.

Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.

- Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.

Воспитатель : А не хотели ,бы вы поиграть со мной в народную забаву «Всадники»

(В руках детей палки-лошалки, имитирующие коней. Дети по музыку изображают всадников)

Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление) : «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

Воспитатель : - А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков (рассматривание иллюстраций)

У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.

Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа, а также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья - из парчи, а подол - из полотна. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки.

- Затем казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять. Женским головным убором в этот период считался колпак - тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески, занавески». Обувь - высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики - туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.

 Жилище казаков называлось - Казачий курень.

Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.

В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано.  В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.

- Назовите, какая посуда была у казаков?

- Но, как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.

Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат! ».

Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.

Физкультминутка: 

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

- «Лучше нет родного края!»

Любимые поговорки казаков:

  • казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;
  • казачья смелость порушит любую крепость;
  • терпи казак – атаманом будешь;
  • казак в беде не плачет.

Воспитатель :Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.

- Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери (1 сентября) .

 Еще одна традиция донских казаков – это национальные казачьи игры - шермиции.

Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Это были разные состязания: «кулачные бои», «фехтование на шашках», «борьба на ломку», «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на пиках».

 Воспитывали в маленьких казаках и уважение к женщине. Девочек с ранних лет приучали к рукоделию.

- Самые интересные и веселые традиции у казаков – свадебные обряды.

Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту.

- Она у нас золотая, недешево достанется, - приговаривали они.

Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее, ставили невесту в угол комнаты. Наступала тишина, а потом начинались танцы.

- Любимые праздники: масленица, рождество

-Очень мелодичные песни донских казаков, веселые и задорные танцы.

Воспитатель предлагает станцевать хоровод под хороводную песню донских казаков «Акулинка».

3. Итог занятия.

- С кем мы сегодня познакомились на нашем занятии?

- Что интересного вы узнали про  Донских казаков ?

- Какие  казачьи пословицы вы запомнили?

- Что особенно вам понравилось из рассказа о донских казаках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по «художественно-эстетическому развитию» аппликация на тему «Перекресток» для детей старшего возраста.

Программное содержание: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице в игре - викторине "Правила дорожного движения". Продолжать совершенствовать прием силуэтного вырезани...

Конспект продуктивной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Весёлая гусеница»

Укрепление у детей умения и навыка составлять и  наклеиватьизображение предмета из нескольких одинаковых форм (кругов)....

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Зеленый, желтый, красный наш светофор удивительно прекрасный» для детей второй младшей группы

Освоение приемов создания коллективной аппликации с использованием гербария и  закрепления  знаний  детей о светофоре через практическую деятельность....

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Светофор» для детей второй младшей группы

Конспект образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (аппликация)на тему: «Светофор» для детей второй младшей группы...

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) На тему: «Пешеходный переход» для детей средней группы.

Сформировать осознанно-правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения «пешеходный переход»....

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) на тему: «Чтобы не было пожара» для детей средней группы

Расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, сформировать навыки здоровье сбережения посредством соблюдения правил противопожарной безопасности....