Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе «Голубое чудо Гжели»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Вагнер Елена Владимировна

Программные задачи:

  • Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов, знать характерные особенности разных промыслов (Дымка, Хохлома, Гжель).
  • Учить расписывать кувшины гжельской росписью, учить рисовать простейший цветок из капелек.
  • Закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.
  • Развивать чувство цвета, композиционные умения.
  • Продолжать учить смешивать краски для получения нового цвета.
  • Совершенствовать диалогическую речь, умение выразительно читать стихотворения.
  • Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, желание расписывать посуду под «гжель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gzhel.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Познание», «Коммуникация»)

«Голубое чудо Гжели»

Программные задачи:

  • Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов, знать характерные особенности разных промыслов (Дымка, Хохлома, Гжель).
  • Учить расписывать кувшины гжельской росписью, учить рисовать простейший цветок из капелек.
  • Закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.
  • Развивать чувство цвета, композиционные умения.
  • Продолжать учить смешивать краски для получения нового цвета.
  • Совершенствовать диалогическую речь, умение выразительно читать стихотворения.
  • Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, желание расписывать посуду под «гжель».

Предварительная работа:

  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Дидактические игры «Выложи узор», «Узнай роспись по элементам».
  • Чтение рассказов, стихов о гжели.
  •  Рисование узора на полосе-кайме. Украшение бокала и блюдца гжельским узором.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрационный материал по теме «Гжель».
  • Картинки с изображением предметов прикладного искусства.
  • Силуэт кувшина для росписи.
  • «Волшебный цветок».
  • Дидактическая игра «Узнай роспись по элементам».
  • Материалы для творческой работы.
  • Магнитофон с записью песни.
  • Ноутбук с презентацией «Синь России».

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Организационный момент

Дети, проходите, на гостей посмотрите, поздоровайтесь. Ребята, обратите внимание на волшебный цветок, он появился у нас из сказки. А вы любите сказки? Этот цветок поможет нам перенестись в одну из волшебных сказок. 

Пальчиковая гимнастика «Цветы»:

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.
Закройте глаза и ощутите тепло этого цветка. А сейчас откройте глаза, и добро пожаловать в сказку. 

 

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

 

Дети делают пальчиковую гимнастику.

 

II. Основная часть. Рассказывание сказки «Марья-искусница».
Дети, послушайте интересную сказку: 
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить в свое царство. Налетел, схватил Марью – искусницу, и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница превратилась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

1. Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делают дымковские мастера? Из чего они делают игрушки? Какими красками пользуются? Какие есть элементы в дымковской росписи?

 Дети слушают сказку.

 

 

 

 

 

Дымковские мастера делают игрушки и расписывают их разными узорами. Игрушки делают из глины. Расписывают разными цветами. Элементы – точки, полоски, круги.

2. Другое перышко упало в городе Хохлома. 
Кто знает, чем прославились хохломские мастера? Какими красками пользуются? Какие есть элементы в хохломской росписи?

Хохломские мастера расписывают деревянные изделия. Это посуда, мебель. Расписывают красной, золотой, зеленой, черной краской. Элементы – точки, завитки, листья, цветы.

3. А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.

Сейчас проходите на стульчики. Вы посмотрите фильм о гжельских мастерах (просмотр презентации «Синь России»). Понравилась вам сине-голубая сказка? О каком промысле эта сказка? Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Какие изделия делали мастера из глины? Каким узором украшают мастера свои изделия?

Гжельские мастера делают из белой глины посуду и игрушки, и расписывают их голубовато-синей краской.

Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров.
Давайте поможем расставить все по своим местам. Дидактическая игра «Узнай роспись по элементам». Молодцы, как хорошо вы различаете изделия народных промыслов. А можете рассказать, как вы догадались, что именно это гжельское изделие?

 

Дети находят элементы росписи.

Гжельские изделия расписаны голубовато-синей краской.

Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели расписать на радость людям?

Посуду.

Есть у меня кувшины, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?

Вот они - удивительно белы.
Мастера, скорей за дело.
Украшайте кувшины смело.
Составляй любой узор, 
Чтобы радовал он взор.

Дети выбирают силуэт кувшина (в наличии – силуэты разных форм).

Дети, мы находимся с вами в художественной мастерской, а вы художники.

 Дети садятся за столы.

Ребята, какими красками пользуются мастера Гжели? Посмотрите на ваши краски. Все необходимые краски есть на ваших столах? Какого цвета не хватает? Как получить голубой цвет?

Синей, голубой. Голубого цвета не хватает. Надо взять на кисточку немного белой гуаши и положить на палитру. Затем вымыть хорошо кисточку водой и набрать на нее синей краски и смешать два цвета между собой.

Дети, обратите внимание на таблицу с элементами гжельской росписи. Каждый может украсить свой кувшин любым узором, но в центре кувшина должен быть обязательно волшебный цветок. Посмотрите, как его надо рисовать (показ).

Рассматривают таблицы.

Смотрят показ воспитателя.

Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи кувшина.

Рисуем концом кисти, всем ворсом, примакиванием рисуем листочки.

При выполнении работы вы должны быть аккуратными. 
Давайте вспомним технику рисования красками.

Лишнюю краску отжать о край банки. Промыть кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую.

Физминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

«Надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Приседать, одна рука на поясе.

Кружиться, рисуя руками круг.

Мастера готовы приступить к работе? А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. В процессе работы помогаю советом, напоминанием.

 Дети рисуют под музыку.

Вот закончилась работа, молодцы вы, мастера!

 Дети приносят свои работы на выставку.

III. Анализ:

В каких работах хорошо нарисован центральный цветок? Передан узор? Какие элементы росписи использованы?

 

Ответы детей.

Недаром доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Любуясь выполненной работой, говорили: «Мастер золотые руки». Послушайте стихотворение о гжели.

 Ребенок читает стихотворение о гжели.

Наше занятие подходит к концу. А сейчас вот эту красивую гжельскую розу мы будем передавать друг другу и говорить, что вам сегодня понравилось на занятии. Теперь мы должны вернуться из сказки обратно в группу. Закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Раз, два, три повернись, в нашей группе окажись. Спасибо, ребята за занятие. Мне было очень приятно с вами работать.

 Дети передают цветок и говорят свои впечатления от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого мероприятия на городской семинар по непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Зимушка-зима"

Знакомство детей с историческим наследием и культурой России (история о мужской и женской одежде); приобщение к духовной культуре на основе использования фольклора (загадки, пословицы, поговорки); вос...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе: "Путешествие в подводный мир".

В ходе занятия детьми закрепляются навыки образования притяжательных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; Закрепляются умения классифицировать и делать выводы. Разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе.

Представлен конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной к школе логопедической группе по теме  «Наша Армия »....

Конспект открытой фронтальной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (второй год обучения) с использованием интерактивного оборудования и национально-регионального компонента.

Публикация содержит разработку фронтального логопедического занятия  для детей старшего дошкольного возраста на тему "Мука, мучные изделия". В разработке имеются задания на расширение и уточнение...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе по теме: музыкальные инструменты «В поисках музыкального колокольчика».

Мини-музей в детском саду позволяет организовывать интересные, необычные занятия, во время которых дети занимаются поиском экспонатов, ведут сбор информации и подробно описывают найденные экспонаты. Д...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе "Африканское сафари"

Целью занятия является развитие навыков языкового анализа и синтеза,подготовка детей к овладению элементами грамоты. Решаются задачи по обогащению словаря по теме Африка,закрелению названий животных и...