Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе "Африканское сафари"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Гордеева Светлана Васильевна

Целью занятия является развитие навыков языкового анализа и синтеза,подготовка детей к овладению элементами грамоты. Решаются задачи по обогащению словаря по теме Африка,закрелению названий животных и растений ,природных зон Африки,назаний реки Нил,пустыни Сахара,понятий материк,сафари и т.д . Решаются коррекционные задачи по развитию всех сторон речевой системы.неречевых процессов.Используются здоровьесберегающие технологии(самомассаж),игровые,информационно-коммуникационные,обучение в сотркудничестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_afrikanskoe_safari.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать навыки языкового анализа, синтеза, готовить к овладению элементами грамоты

Задачи:

Образовательные

  1.  Расширить представления детей по теме «Африка», закрепление знания названий животных и растений, природных зон, особенностей строения животных
  2. Обогащение словаря понятиями: сафари, материк, Сахара, Нил

Коррекционные:

  1. Развивать звукобуквенный анализ,синтез, слоговой анализ;
  2. Развивать анализ и синтез слов в предложении, навыки чтения;
  1. Развивать грамматический строй речи;
  2. Развивать интонационную выразительность речи;
  3. Развивать слуховое, зрительное внимание, память, тактильные ощущения;
  4. Развивать связную речь,творческое рассказывание;
  5. Развивать общую,мелкую моторику,способствовать укреплению здоровья.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство товарищества, партнёрства при взаимодействии детей в совместной деятельности

Методическое сопровождение:

Таблицы, с нарисованными цифрами, буквами, фигурами, карточки с зашифрованными  словами для отгадывания слов-названий животных, карточки с написанными словами с буквой Л, карточки с написанными словами для составления предложения на липучках,конверты с вложенным материалом для составления схемы предложения,набор цифр для индивидуальной работы детей,карточки с буквами на липучках для составления слова САФАРИ, цветные шарики-конструктор для звукового анализа, фигурки животных из фетра для пальчикового театра, пластиковая банка, камещки с наклеенными на них буквами,картинки на проекторе для составления слов АфРИКА, САФАРИ, части животных - игра «Фотоохота»,видеообращение жителя Африки, видео плывущего парохода,картинки Африки,пальмы,сафари,музыка для проведения самомассажа и физ.минутки,игрушечный фотоаппарат,коробка –«посылка».

1.Дети здороваются с гостями,встают полукругом около логопеда(в руках коробка-«посылка»)

Ребята,к нам пришла посылка от жителей другой страны, нам надо узнать,что там,может разгадаем от кого это, давайте посмотрим (достаёт таблицы и карточки с зашифрованными словами, в таблице 5 столбцов,8рядов,слева в столбце написаны цифры, сверху геометрические фигуры, посередине клетки с буквами).

Что вы видите слева, наверху, посередине?(ответы детей)Что напоминает вам,какую игру? (ответы) Вам надо разгадать слова,а ключ к разгадыванию в таблице.

Разделитесь на 2 команды,один из вас будет диктовать шифр,второй находит букву на пересечении цифры и геометрической фигуры и называет её,третий  записывает букву на листочке.

Игра «Отгадай слова»(по типу  игры «Морской бой»)

( перед детьми 2 мольберта, по 1 столу для каждой команды ,логопед вешает таблицу на каждый мольберт, дети выбирают карточки с шифрами, самостоятельно делятся на команды и распределяют задачи, один ребёнок читает шифр, второй стоит  около панно и находит букву,говорит третьему,который сидит за столом и записывает на листочке слово, дети работают в команде, читают полученные слова)

Какие слова у вас получились? ( дети читают)

БУЙВОЛ,ГАЗЕЛЬ,ПАВЛИН,ГЕПАРД

(после прочтения встают в полукруг около логопеда)

Как вы думаете,где живут эти животные,куда нас приглашают в гости (в жарких странах,в Африке…)Какие вы ёще знаете жаркие страны(ответы детей) Давайте посмотрим, правильно ли мы думаем,отгадайте слово по первым звукам картинок.

Игра « Волшебный телевизор»

(на экране картинки для составления слова АФРИКА: арбуз,фонарик, репа,иголка,карандаш,аист)

После отгадывания на экране появляется картинка материка,(рядом с экраном фланелеграф с прикреплённой картой)

Молодцы!Нас приглашают в Африку?Найдите на карте(ребенок берёт указку и показывает).Чем же интересна Африка?(ответы детей)

2.Давайте посмотрим от кого же пришла посылка,кто нас приглашает в гости.

На экране видео  с говорящим чернокожим жителем Африки,идёт запись:

«ЗдЛавствуйте доЛогие Лебята!Я –житель Гвинеи, ДобЛо пожаловать в загадочный миЛ АфЛики.

Садитесь на коЛабль и плиезжайте. Желаю хоЛошо отдохнуть и получить хоЛошие впечатления!»

Вы всё поняли?Что не так?(вместо звука Р  говорит Л,),как было бы понятней?Что общего(разного) у звуков Л-Р? (ответы детей)

Давайте скажем волшебные слова «На кораблике чудесном в Африку плывём мы вместе» (на экране видео плывущего корабля  с музыкой, дети вместе с логопедом говорят слова) Вот мы и в Африке.

Вы знаете,что в русском языке можно заменить в слове один звук на другой и получится совсем другое по значению слово,давайте поиграем,может нашему другу понравится и он научится произносить звук Р.

Прочитайте слово с    буквой Л,замените на Р и назовите новое слово.

Игра «Замени Л на Р»

(у логопеда в коробочке карточки, дети выбирают по 2 карточки,с написанными словами ЛОЖЬ,ПЛОВ,БЛОШКА,ЖИЛ, …,заменяют Л на Р, называют новое слово,напр-р:ЖИЛ-ЖИР)

3.Наше путешествие продолжается,  отгадайте,куда  мы сейчас попадём

 Игра «Отгадай слово по первым звукам»

(на экране картинки:санки,ананас,футболка,автобус,ремень,иголка-САФАРИ,после отгадывания появляется ответ картинка-Сафари)Кто знает, что такое Сафари?(предполагаемые ответы)

Чтобы поездка состоялось нужно ещё составить это слово из букв и обозначить звуки

Игра « Составь слово из букв»

(дети подходят к мольберту с фланелеграфом, рядом с карточки с буквами на липучках для составления слова САФАРИ, в коробке цветные липучие шарики-конструктор для выполнения звукового анализа, выставляют на панно в нужном порядке буцквы ,обозначают ,по-очереди, под буквами  звуки липучими цветными шариками-конструкторами)

Сколько согласных звуков в слове? Гласных? Что вы обозначили зелёным шариком?

(ответы детей по звуковому анализу слов)

В Африке много национальных парков, где животные гуляют в естественных условиях, и их можно сфотографировать,давайте и мы проведем фотоохоту

(подходят к экрану, на экране видео саванны)

Сейчас каждый из вас по очереди сделает свой снимок (даёт игрушечный фотоаппарат)

Игра «Фотоохота»

(дети «фотографируют «игрушечным фотоаппаратом, нажимают на кнопку, на экране появляется фотография части животного,образуют притяжательные прилагательные)

Чья голова у тебя на снимке ?- На снимке львиная голова

(также образуют прилагательные : слоновье ухо, обезьянья голова, павлиний хвост, страусиная голова, слоновьи ноги, крокодильи зубы)

Логопед берёт тоже фотоаппарат и «фотографирует»(появляется чёрный снимок)

Ой,ребята, что-то у меня не получилось,помогите,составьте предложение из слов, чтобы мой кадр появился

Игра « Составь предложение»

(перед детьми стол, мольберт с фланелеграфом, карточки с написанными словами на липучках,данными в беспорядке, составляют предложение и выкладывают его на панно)

Полосатые зебры пьют воду из озера.

(появляется кадр на экране)

Давайте составим схему предложения

(дети садятся за столы,у каждого конверт с полосками для составления схемы предложения и набором  цифр, выкладывают схему перед собой на столе)

Настя, составь, пожалуйста ,схему на доске

(проводится анализ слов в предложении и слоговой анализ)

Что обозначает длинная полоска? Уголок на полоске? Короткие полоски?

Сколько слов в предложении? Какое первое...? Как можно определить, сколько слогов в слове?(ответы детей)Сколько слогов в слове полосатые..?Зебры..?Озера? Пьют? Воду?

(дети определяют количество слогов в словах и поднимают нужную цифру, соответствующую количеству слогов в слове)

4. Ребята,стало очень жарко,животные в это время отдыхают,давайте послушаем, что они говорят:

(дети садятся на ковер, выбирают из «волшебного мешочка» фигурки животных, надевают фигурки  на пальчики, ведут «разговор»,на экране картинка пальмы)

Пальчиковый театр «Диалог животных» (дети по ролям рассказывают)

Диалог животных ( бегемот, слон, жираф, мартышка, гепард, антилопА)

Б:— Здравствуй, слон!

Ты что не весел?

Почему ты нос повесил?

Почему твой длинный нос

До земли почти дорос?

 С :Вот, что ,друг, мой бегемот,

     Нос мне очень нужен, вот

Б:— Вот как? Нужен? А зачем?

С:— Я ведь очень много ем!

Длинный нос  еду берёт

И кладёт мне прямо в рот!

 Ж:     Хобот  что, важнее шея,

    Ведь она куда длиннее!

М: Наклонись ,жираф, ко мне

    Я скажу тебе на ушко,

     Ты ,наверное, к Луне

    Прикасаешься макушкой.

Ж: До Луны, мартышка, мне далеко,

Зато всё вижу   хорошо!

Достаю я с верхней ветки

Почки, сочную листву

Повезло мне с длинной шеей

Повезло, как никому

М: Лучше хобота и шеи

    Хвост мой - он куда важнее

     С  ним мог у за всё цепляться,
    По ветвям качаться

Г :Что ваш хобот, хвост и шея

     Быстрые ноги всего важнее!..

А:   Бег твой быстрый ,ну и что?

     Могу я тоже бегать быстро ,далеко

Г:   Я   охочусь лучше всех,

  Вмиг добычу настигаю

Скрыться ей не позволяю

А: Что ты хвастаешь , Гепард

Будешь ты совсем не рад

Если выставлю рога,

Испугаю вмиг врага

Ж: Посмотрите, ну и ну !

Вот  так  антилопа Гну.

Её гнутые рога

Защищают от врага!

А: Да, мои, рога, такие

Острые и завитые

Б: Кто же нас  теперь рассудит,

  Что всего важнее будет?

С: Хобот, ноги ,хвост и шея

 Нет  из них всего главнее

Все: Очень все они важны

Каждому из нас  нужны!

А вы как считаете  есть что важнее?(ответы детей)

5.Ну а сейчас немного надо размяться и поиграть (дети встают полукругом около логопеда, звучит африканская музыка)

Самомассаж с проведением физ.минутки

«Дикие животные»

В жарких странах, говорят   -   (гладят лоб от середины к вискам)

Есть огромный зоосад              (растирают лоб по кругу)

По дорожкам к водопою           (рисуют очки вокруг глаз)

Зебры бегают гурьбою               (пощипывают брови от межбровной складки к вискам)

Зебра очень быстро скачет         (произнося слова бегут по кругу,как лошадки,приставным

Словно мой любимый мячик       шагом)

А ещё тут носороги важно       (нажимают указательными  пальцами обеих рук парные  

Ходят по дороге                           точки на носу)

А на ветках обезьяны                      (стучат напряжённой верхней губой по нижней)

Целый день жуют бананы

Лучшие качели- гибкие лианы           (произносят слова, изображая обезьян: пальцы

Это с колыбели знают обезьяны          растопырены, ноги согнуты в коленях,пружинят)

Кто весь век качается да-да-да            (прыжки в сторону на место,в другую сторону, на          

Тот не огорчается ни-ког-да               слова  хлопки над головой)

(во время проведения воспитатель на пол незаметно в разных местах кладёт камешки,с наклеенными буквами)

6.Смотрите , пока мы играли , ветром принесло камешки, не простые, волшебные. Что на них (ответы детей).

Наше путешествие заканчивается, давайте возьмём на память (дети поднимают любой камешек)

У меня есть банка историй (показывает пластиковую банку, на ней написано «банка историй»),куда мы будем складывать наши истории, впечатления о путешествии. Но сначала придумайте слово, начинающееся с буквы на вашем камешке, слово ,связанное с Африкой. Потом придумайте предложение с этим словом, каждое предложение должно быть связано с предложением вашего товарища, тогда у нас получится история и мы сложим ваши камешки в банку историй

Игра «Расскажи историю»

(дети придумывают слова, начинающиеся с букв, которые написаны на камешках, составляют предложения, после последнего складывают камешки в банку)

Молодцы! Замечательная получилась история, вам понравилось наше путешествие? Что больше запомнилось?( ответы детей) Нам пора возвращаться

7.Окончание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу"

Конспект непрерыввной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу" Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие", ...