Конспект проведения открытого мероприятия на городской семинар по непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Знакомство детей с историческим наследием и культурой России (история о мужской и женской одежде); приобщение к духовной культуре на основе использования фольклора (загадки, пословицы, поговорки); воспитание любви к роному краю, Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения открытого мероприятия по непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе «Зимушка-зима» (городской семинар).
Программное содержание: продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты; совершенствовать навыки рассматривания картины; обобщить представления детей о зиме; развивать связную речь, речевой слух, художественное восприятие произведений изобразительного искусства, мышление, творческое воображение; активизировать словарь детей по теме «Зима»; воспитывать эмоциональный отклик на изображеное на картине; инициативность, самостоятельность.
Предварительная работа: наблюдения за зимними изменениями в природе на прогулке, в частности, за тем, как меняется цвет снега в зависимости от освещенности; беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки; разучивание стихов А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина; слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» из его «Детского альбома»; подготовка коллективной работы «Ветки в инее» в совместной деятельности.
Оборудование: магнитофон, кассета с записью пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» из его «Детского альбома»; кассета с записью звуков зимнего леса, декорация зимнего леса, мольберт, картина Б. А. Смирнова – Русецкого «Иней», рассказ Д. Зуева «Зимний лес», мнемотаблица к рассказу «Зимний лес», букет из «заснеженных веток»; ледяная шкатулка с письмом и сладкими леденцами; указка.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Послушайте отрывок из пьесы П. Чайковского. О каком времени года мы будем говорить? Да, сегодня мы будем говорить о зиме. Вы расскажите мне все, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину Б. А. Смирнова – Русецкого «Иней» будем пересказывать рассказ Д. Зуева «Зимний лес». А сейчас расскажите о том, каким стало ваше настроение, когда вы слушали отрывок из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» и увидели картину Б. А. Смирнова – Русецкого «Иней» и букет из «заснеженных веток».
Дети рассказывают о своем настроении.
2. Рассказывание детьми стихов русских поэтов о зимней природе.
Воспитатель: А сейчас вспомните и расскажите стихи, которые созвучны настроению этой картины.
Вот север, тучи нагоняя, Чародейкою зимою
Дохнул, завыл – вот сама Околдован лес стоит -
Идет волшебница зима. И под снежной бахромою
Пришла, рассыпалась, клоками Неподвижною, немою,
Повисла на суках дубов; Чудной жизнью он блестит.
Легла волнистыми коврами (Ф. Тютчев)
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою Зябнет нос, идет зима.
Сравняла пухлой пеленою; В зимней сказке лес, дома.
Блеснул мороз. И рады мы Все поземкой замело
Проказам матушки зимы. Землю, поле и село.
(А. С. Пушкин)
Белая береза под моим окном И стоит береза в сонной тишине,
Принакрылась снегом, точно серебром. И горят снежинки в золотом огне.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин)
3.Рассматривание картины Б. А. Смирнова – Русецкого «Иней»
Воспитатель: Посмотрите, ребята на эту картину. Что изобразил художник на этой картине? Постарайтесь описать деревья, небо, землю.
Дети: Художник нарисовал зимний лес, деревья, покрытые пушистым инеем. На земле в лесу лежит снег. Небо ясное, высокое. Видно, что день морозный.
Воспитатель: Какие тона преобладают на картине и почему?
Дети: Картина нарисована в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и розовый, и сиреневый цвета.
Воспитатель: На прогулке мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещенности. На прогулке мы не раз видели как меняется цвет снега. Расскажите о том, какой снег вы видели?
Дети: Утром на прогулке мы видели серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем мы наблюдали золотистый, освещенный ярким солнцем снег. Вечером под лучами заходящего солнца снег казался розовым. А когда мы идем домой из детского сада, в темноте снег кажется синим.
Воспитатель: Верно, вот поэтому снег на картине и иней не белые. На них играют оттенки всех цветов голубого, розового, сиреневого. Какими еще словами можно охарактеризовать снег?
Дети: Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный, сверкающий и т. д.
Воспитатель: А иней какой?
Дети: Пушистый, мохнатый, колючий, игольчатый, холодный и т. д.
Воспитатель: А что вы можете сказать о деревьях, изображенных на картине?
Дети: Деревья нарядные, праздничные, опушенные инеем, мохнатые, кружевные.
Воспитатель: Ребята, а можно ли узнать, какие деревья нарисовал художник?
Дети: Березки.
Воспитатель: Верно. А почему вы так думаете?
Дети: Березки отличаются своей белой корой, поэтому их легко узнать.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в лесу. Что мы увидим и услышим, что почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса и подумайте одну минутку (воспитатель включает магнитофон: дети рассматривают зимний лес, слушают звуки, затем воспитатель выключает магнитофон). Расскажите о своих ощущениях?
Дети: Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега и инея. В лесу тихо. Только где – то вдалеке стучит дятел, изредка тенькают синицы.
Воспитатель: Ветер есть?
Дети: Ветра нет, поэтому мохнатый иней не осыпается с веток.
Воспитатель: Какое у вас настроение?
Дети: Радостное. Нам приятно смотреть на эту картину.
Воспитатель: А вот и березка. Она как будто сошла с картины. Стоит одинокая и грустная. Давайте отдохнем и поводим вокруг березки хоровод. (Дети водят хоровод).
Физминутка «Хоровод вокруг березы»
Береза, моя березонька (идут в одну сторону)
Береза моя белая (идут в другую сторону)
Береза моя кудрявая
Стоишь ты березонька ( руки вверх , разводят руки в стороны)
Посреди долинушки
На тебе березонька (наклоны)
Платье белое серебристое
Под тобой березонька (приседания)
Снег пушистый.
4. Чтение воспитателем рассказа Д. Зуева «Зимний лес»
Воспитатель: А теперь я прочитаю вам рассказ, который созвучен вашему настроению. Послушайте его.
Зимний лес
Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи. Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно – розовой тонкой берестой. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег. Вспыхивают и гаснут искры – блестки. Хорош лес в зимнем уборе!
5. Беседа по тексту рассказа с использованием мнемотаблиц.
Воспитатель рядом с картиной помещает мнемотаблицу и, задавая вопросы, привлекает внимание детей к соответствующим символам.
Воспитатель: Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Таблица поможет вам ответить на мои вопросы. С чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?
Дети: Пробушевала метель и лес преобразился. Стало тихо.
Воспитатель: Что значит «преобразился»? Как вы понимаете это слово?
Дети: Стал другим, изменился.
Воспитатель: Верно. И кого же напомнил автору зимний лес?
Дети: Стоит лес, словно витязь в хвойной кольчуге.
Воспитатель: О ком дальше говорит автор?
Дети: Синичка сядет на ветку, ветка не дрогнет.
Воспитатель: Как описаны в рассказе крохотные елочки?
Дети: На поляне стоят крохотные елочки. Их занесло снегом. Как они хороши!
Воспитатель: Автор говорит, что елочки стоят особняком. Что это значит? Как вы понимаете это слово?
Дети: Стоят в сторонке, особо.
Воспитатель: Елочки хороши и пригожи. Как вы понимаете слово «пригожи».
Дети: Очень красивы.
Воспитатель: О каких деревьях говорится дальше? Какие прически у сосен? Что у них на макушках?
Дети: Вьюга украсила прически стройных сосен. На макушках у них пышные шапки снега.
Воспитатель: Автор говорит, что вьюга посеребрила прически сосен. Что значит посеребрила?
Дети: Сделала серебристыми, блестящими.
Воспитатель: Как описаны в рассказе березка, светлые косы ее ветвей, ее розовая кора?
Дети: Березка распустила ветки, опушенные инеем. На солнце блестит ее розовая кора.
Воспитатель: Как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?
Дети: Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.
Воспитатель: Что автор говорит о сверкании снега?
Дети: Сверкает снег, вспыхивают блестящие искры.
Воспитатель: Как заканчивается рассказ?
Дети: Хорош лес в зимнем уборе!
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично ответили на мои вопросы. А теперь еще раз послушайте рассказ, потому что вы будете его пересказывать.
6. Повторное чтение рассказа Д. Зуева.
Перед тем как начать чтение, воспитатель рекомендует детям внимательно смотреть на мнемотаблицу.
7. Пересказ рассказа детьми.
Воспитатель предлагает детям пересказать текст, используя мнемотаблицу в качестве зрительной опоры. Пересказывают двое детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо пересказали рассказ. Сегодня мы с вами все занятие говорили о зиме. Как мы можем теперь сказать о том, какая зима?
Дети: Снежная, холодная, студеная, морозная, красивая, хрустящая и т. д.
8. Итог занятия.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? Что вам особенно понравилось? (ответы детей). Молодцы, ребята! Ребята, а что это за ледяная шкатулка? Давайте ее откроем (открывают шкатулку) и находят в ней письмо, кто- то из детей читает письмо царицы – зимы: «Дорогие, ребята! Я очень рада, что вы так много знаете обо мне. Спасибо вам!»
Воспитатель: Это письмо от зимы, а здесь еще и сладкие леденцы от нее.
Диагностическое обследование детей подготовительной к школе логопедической группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова по проекту «Все мы знаем, что цветы для добра и красоты»
Диагностика детей подготовительной к школе логопедической группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова по проекту «Все мы знаем, что цветы для добра и красоты. Сентябрь 2011 учебного года
№ | Фамилия, имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Итого |
1 | Астафьев А. |
2 | Блюмгарт Т. |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Вопросы к диагностическому обследованию детей подготовительной к школе логопедической группы по проекту «Все мы знаем, что цветы для добра и красоты»
1.Какие цветы появляются первыми ранней весной? Как их называют в народе? (Покажи цветы на иллюстрациях).
2. Какие части есть у растения?
3. Как выглядит подснежник? Почему цветок получил такое название?
4. Видели ли вы хохлатки? Почему их так называют? Покажите их на картинке.
5. Когда расцветает мать – и - мачеха? Почему назвали так цветок?
6. Чем похожи одуванчик и мать- и – мачеха? Чем отличаются?
7. Когда расцветают ландыши и в каких местах они растут?(Покажи иллюстрацию).
8. У какого цветка ядовитый плод, похожий на красную ягоду?
9. Как выглядит кислица? Почему растение получило такое название? Каким свойством обладают плоды кислицы?
10. Какие цветы растут в хлебном поле?
11. Как выглядит незабудка? Когда она расцветает?(Покажи ее на иллюстрации).
12. Как выглядит медуница? Почему на стебельке медуницы цветы разного цвета? Почему цветок получил такое название?
13. Почему в народе говорится: «Весна красна цветами, а осень плодами»?
14. Угадайте, о каком растении эта загадка? «Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички». Покажите ее на картинке.
15. Где растет кувшинка? Каких родственников кувшинки ты знаешь?
16. . Как распространяются семена цветов, кто им помогает в этом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «В поисках волшебной книги» Форма проведения: квест -игра
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группеТема: «В поисках волшебной книги» Форма проведения: квест -играИнтеграция образовательных областе...
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. «Весна»
Данное НОД методически построено правильно, четко прослеживается тема и задачи. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.НОД состоит из этапов, к каждому из ко...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе №2 (в рамках проведения «Недели педагогического мастерства») «В стране потерянных звуков»
Цель: закрепление правильного произношения звуков [ш], [ж], [л] в словах и фразах....
Конспект. Открытое занятие в рамках сетевого взаимодействия непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР с использованием регионального компонента
конспект досуга в подготовительной группе компенсирующей направленности...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...