Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе по теме: музыкальные инструменты «В поисках музыкального колокольчика».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Герасева Ольга Александровна

Мини-музей в детском саду позволяет организовывать интересные, необычные занятия, во время которых дети занимаются поиском экспонатов, ведут сбор информации и подробно описывают найденные экспонаты. Данное занятие разработано с целью активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу. Оно направлено на развитие умения описывать предмет с опорой на план-схему, то есть на развитие связной речи дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики администрации г. Рязани

Муниципальное  бюджетное дошкольное   образовательное   учреждение

«Детский  сад  №17»

г. Рязань, ул.Горького, д.29 а, телефоны: 25-56-37; 25-21-31

факс: 25-56-37; e-mail: zvezd17@yandex.ru

                                   

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 в подготовительной к школе

логопедической группе

по теме:

музыкальные инструменты

«В поисках музыкального колокольчика».

Учитель-логопед:

Герасева Ольга Александровна

Рязань, 2017

ТЕМА: В поисках музыкального колокольчика

ЦЕЛЬ: Расширять представления дошкольников по теме музыкальные

инструменты.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

- тренировать в составлении описательного рассказа с опорой на план-

схему;

- ввести в активную речь понятие «ударный музыкальный инструмент»;

- закрепить обобщающее понятие «музыкальные инструменты».

Коррекционно-развивающие:  

- обогащать активный словарный запас детей прилагательными;

- развивать познавательный интерес;

- развивать фонетический слух;

- стимулировать дошкольников к связным высказываниям;

- развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, наблюдательность, интерес к

 музыкальным инструментам;

- воспитывать культуру речи;

- воспитывать уважение к труду.

Предварительная работа:

актуализация понятия «инструменты»; закрепление умения выделять музыкальный инструмент среди других видов инструментов (сельскохозяйственных, столярных, медицинских и т.п.); знакомство с разнообразием музыкальных инструментов через понятие «оркестр»; закрепление знаний о таких профессиях, как литейщик, стеклодув, гончар.

Чтение с обсуждением стихотворения В.Маяковского «Кем быть».

Лепка вазочки из пластилина.

Оборудование:

схема для составления описательного рассказа в 2-х вариантах (отдельно по частям, целиком), конверт с загадкой, куклы в национальных костюмах Иван и Марья, пособие «Умные кубики», коробка с ударными музыкальными инструментами, сигнальные карточки для оркестра, колокольчики – валдайский, хрустальный, керамический, два мольберта, указка, стеклянные камешки для выкладывания контура колокольчика на бумаге, ТСО: экран, ноутбук, презентация о городах России, столы, стулья,  трубочки с воздушными шариками на концах, мягкий мяч.

Ход НОД

  1. Организация детей.

Педагог обращает внимание детей на гостей в группе.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел! Давайте поздороваемся. Вы узнали, кто это?

Ответы детей: да, это хранители музея детского сада.

Педагог: Гости пришли попросить о помощи. Иван и Марья собрали очень интересную экспозицию для музея, но нескольких экспонатов они не нашли. Хранителям нельзя покидать детский сад. А мы с вами можем совершить путешествие в любой город России. Иван и Марья просят собрать экспонаты для музея детского сада.

Вы любите путешествовать?

Ответы детей:

Педагог: Так, интересно, за какими экспонатами мы отправимся сегодня!

Ребята, а вам интересно узнать, на какую тему будет выставка?

Ответы детей:

  1. НОД. Вводная часть.

Педагог: Ой, ребята, смотрите, тут конверт. Посмотрим, что в нем.

- Отгадаете загадку и поймете, чему посвящена новая выставка в музее. Отгадка вам подскажет, какие экспонаты нам нужны.

  1. НОД. Основная часть

Педагог: зачитывает загадку

СВЕРХУ УЗКО, А СНИЗУ ШИРОКО.

НА ГОЛОВЕ КОРОНА, А ИЗ-ПОД ЮБКИ ВИДЕН ЯЗЫЧОК.

Если дети затрудняются найти отгадку, им предлагается дидактическое пособие «Умные кубики» (см. фото-приложение).

Дети собирают башню из кубиков так, чтобы на её боковых сторонах сложилось изображение предметов. Получается, что на сторонах башни изображены музыкальные инструменты.

Педагог: Так вот на какую тему будет экспозиция в музее – это музыкальные инструменты!

Ребята, вы поняли, про какой инструмент нам загадали загадку? У какого инструмента виден язычок?

Ответы детей.

Педагог: Да, действительно, у колокольчика сверху узко и эта часть называется голова, а на ней корона, ниже головы – тулово, как туловище у человека, а снизу широкая юбка. Колокольчик похож на нарядную девушку в короне и пышной юбке. Из-под юбки видно язычок, с помощью которого из колокольчика извлекается звук. Чтобы колокольчик зазвучал, нужно язычком ударить о юбку, значит колокольчик – ударный музыкальный инструмент. И все другие инструменты тоже ударные, чтобы появился звук – нужно ударить.

Педагог:  Ребята, а Иван и Марья говорят, что колокольчики изготавливаются мастерами в разных городах России. И предлагают нам отправиться в путешествие на поиски музыкальных колокольчиков для музея детского сада. Ну что, ребята, поможем найти экспонаты?

Ответы детей:

Педагог: тогда говорим Ивану и Марье «до скорых встреч», а нам пора отправляться в путь. Вот и сумка.  Возьмем ее с собой, будем складывать экспонаты для музея.

А чтобы успеть в разные города попасть и в детский сад вернуться, наденем волшебные сапоги-скороходы и скажем волшебные слова.  

(Дети идут за педагогом с речевкой)                                                               В ПУТЕШЕСТВИЕ ИДЕМ,                                                                           ЭКСПОНАТЫ СОБЕРЁМ!
ИГРАЙ, ДУМАЙ, ГОВОРИ,
ЭКСПОНАТОВ БУДЕТ ТРИ!

Педагог: Вот мы и попали в первый город. (На экране демонстрируются слайды) Есть в России старинный и красивый город под названием Валдай.  Именно там мастера-литейщики первыми стали изготавливать металлические колокольчики. Колокольчик из Валдая знаменит на весь мир и очень ценится за то, что он прочный и звонкий.

Как вы думаете, колокольчик, который сделали в городе Валдай,  как называется?

Ответы детей:

Валдайский колокольчик изготовлен из металлов, значит он какой?

Ответы детей:

Педагог: Валдайский металлический колокольчик выдерживает множество ударов, потому что он прочный. Этот прочный металлический колокольчик использовали ямщики. Металлический колокольчик вешали на дугу средней лошади. Звук валдайского колокольчика не только предупреждал пешеходов о приближающемся транспорте, отпугивал диких зверей по ночам, он еще помогал ямщику петь и был музыкальным сопровождением в дальних поездках. Значит этот колокольчик какой?

Ответы детей:…(музыкальный)

Педагог:  Послушайте, как звучит этот колокольчик.

Дети слушают звон колокольчика.

Какой хороший экспонат для нашего музея! Ребята, давайте попросим мастеров-литейщиков подарить нам один колокольчик для музея детского сада.

Дети просят подарить колокольчик для музея детского сада.

Звучит аудиозапись голоса мастеров: Мы согласны подарить вам один колокольчик, если составите о колокольчике рассказ.

Педагог: Ребята, попробуем составить рассказ о  Валдайском колокольчике?

Ответы детей.

Педагог: Вот эта схема поможет нам составить рассказ о колокольчике:

С опорой на схему, при помощи педагога, дети составляют по одному  предложению и получается, например, такой рассказ:

Это колокольчик. Колокольчик ударный музыкальный инструмент. У колокольчика есть 5 частей – корона, голова, тулово, юбка и язычок. Этот колокольчик сделан в городе Валдай. Это Валдайский колокольчик. Валдайский колокольчик изготавливают из металла, он металлический. Валдайский колокольчик очень прочный. Он желтый, блестящий, звонкий. Валдайский колокольчик можно использовать как музыкальный инструмент или подарить.

Педагог: Отличный рассказ получился! Мастера-литейщики дарят нам этот колокольчик для музея детского сада. Давайте поблагодарим их за подарок.

Дети благодарят литейщиков.

Педагог: Ну а теперь отправляемся дальше в путешествие в сапогах-скороходах.

(Дети идут за педагогом с речевкой)

Педагог: Вот мы и добрались. (на экране слайды) Есть в России город мастеров стекла и хрусталя, называется этот город Гусь-Хрустальный. В городе есть завод, где изготавливают  стеклянные и хрустальные изделия. Труд мастера-стеклодува кропотлив. Нужно постараться, чтобы получился такой ажурный и нарядный колокольчик с чисто-хрустальным звоном.  Обращаться нужно очень аккуратно, иначе можно его разбить. Послушайте, как звенит хрустальный колокольчик.

(Дети слушают звон колокольчика)

Педагог: Вот и второй экспонат для нашего музея! Ребята, давайте попросим мастеров-стеклодувов подарить нам один колокольчик для музея детского сада.

Дети просят стеклодувов подарить колокольчик для музея детского сада.

(звучит аудиозапись голоса мастеров:

Мы согласны подарить вам колокольчик, если вы поработаете как мы).

Педагог: Ребята, вы согласны поработать стеклодувами?

Ответы детей.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:

Детям раздаются коктейльные трубочки, к которым прикреплены воздушные шарики. Нужно выдуть воздух в трубочку так, чтобы шарик начал надуваться.

Педагог: Вот такие крепкие и сильные мастера-стеклодувы.

А еще у них ловкие пальцы.

ИГРА «Выложи колокольчик по контуру»

Детям предлагается присесть за столы и выложить контур колокольчика с помощью цветных стеклянных камешков.

За выкладыванием контура предмета, дети под руководством педагога составляют описательный рассказ.

- Какой предмет выкладываем?

- К каким музыкальным инструментам он относится?

- Из каких частей состоит?

- В каком городе сделан хрустальный колокольчик? Из чего?

- Кто изготовил хрустальный колокольчик?

- Чем он отличается от валдайского колокольчика?

- Как можно использовать хрустальный колокольчик?

(педагог следит за тем, чтобы ответы детей были полными)

Педагог: Пора нам размяться и поиграть. Предлагаю игру «Скажи наоборот» с мягким мячом.

ДИНАМИЧЯЕСКАЯ ПАУЗА. Игра «Скажи наоборот»

Дети встают в круг. Педагог в центре, называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит слово-антоним и бросает мяч обратно педагогу. Играют все дети.

Колокольчики бывают маленькие, а бывают  - …(большие)

У колокольчиков есть узкая часть, а есть - … (широкая)

У колокольчиков корона находится высоко, а язычок находится  - …(низко)

Колокольчики бывают светлые, а бывают - …(темные)

Колокольчики бывают прочные, а бывают - …(хрупкие)

Колокольчики могут звучать громко, а могут звучать …(тихо)

Хрустальный колокольчик хрупкий, а металлический колокольчик - … (прочный)

Громкие колокольчики слышно далеко, а тихие колокольчики слышно - …(близко)

Педагог: Отлично отдохнули, мастера-стеклодувы дарят нам хрустальный колокольчик. Давайте скажем мастерам спасибо и продолжаем путь.

Сапоги-скороходы, вперед!

(повторяется текст речевки)

Педагог: Мы попали в Рязанскую область, в наш родной край. Это город Скопин. Кто знает, чем знаменит город Скопин?

Ответы детей: …

Педагог: Да, верно, город Скопин – город мастеров гончарного дела. Здесь гончары делают изделия из глины. Обжигают их в печи, раскрашивают, покрывают глазурью и получается керамика. Какой же колокольчик мы можем приобрести в Скопине?

Ответы детей: …

Педагог: Давайте все вместе попросим мастеров подарить нам этот колокольчик

 (просьба детей).

Звучит аудиозапись голоса мастеров:

Мы подарим вам колокольчик, если вы придумаете про него загадку.

Педагог: Ребята, схема поможет нам придумать интересную загадку о колокольчике.

Начинать загадку будем так: Отгадайте, что это?

Далее дети с опорой на схему описывают скопинский колокольчик, не называя его.

Угадайте, что это?

Это музыкальный инструмент, у него есть корона, голова, тулово, юбка и язычок. Он сделан в городе Скопине, его изготовили гончары из глины. Он сверху коричневый, снизу белый, блестящий, керамический. На нем можно играть, а можно подарить.

Педагог: Гончарам очень понравилась загадка об их изделии, и мастера дарят нам колокольчик для музея детского сада. Давайте попрощаемся с скопинскими гончарами.

(Дети благодарят гончаров)

  1. НОД. Заключительная часть.

Педагог: Дорогие друзья, наше путешествие за экспонатами подходит к концу. Пора возвращаться в детский сад, нас ждут Иван и Марья.

От лица кукол педагог благодарит детей за пополнение коллекции музыкальных инструментов, звенит в каждый колокольчик и просит отгадать, из какого города так звучит колокольчик.

Куклы интересуются, подходят ли все 3 колокольчика для игры в оркестре народных инструментов?

Вместе дети делают вывод, что играть в оркестре можно на прочном и звонком валдайском колокольчике, а остальные – это декоративные изделия, которые могут быть отличным подарком.

Педагог: Вот какая коллекция ударных музыкальных инструментов собралась (открывает коробку с ударными музыкальными инструментами, где есть ложки, треугольник, трещотки, бубны и добавляет туда колокольчик). А эти колокольчики (хрустальный и глиняный) займут свое место в другой экспозиции музея детского сада.

А сейчас мы поиграем в настоящий оркестр ударных музыкальных инструментов, разбирайте себе инструменты.

(Дети разбирают музыкальные инструменты)

Сейчас зазвучит музыка, а я буду вам показывать карточку того инструмента, на котором нужно играть. Будьте внимательны, смотрите на карточки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА  «Оркестр»

(русскую народную мелодию «Калинка-малинка»)

 

  1. Окончание занятия.

Педагог:  Ребята, кому мы сегодня помогали? Какие экспонаты искали? В каких городах мы нашли колокольчики?

Ответы детей: …

Я благодарю наших хранителей музея Ивана и Марью за очень интересное путешествие. А сейчас возвращаемся в группу, где можно повнимательнее рассмотреть экспонаты и еще раз поиграть в оркестр. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

Конспект образовательной деятельности по формированию основ избирательного права (подготовительная к школе логопедическая группа) Тема: «Мы - Россияне»

Великая духовная потребность в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день,и если в ребенке с детства не воспитывать это качество,не стоит ожидать, что оно появится у взрос...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: "А вот и весна!»

Программное содержание:-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять;-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей;-обобщать представ...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе (логопедической) группе Тема « Осень »

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное  развитие », «Ре...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Подготовительная к школе группа Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Раздел: Рисование. Тема: « Осен

Цели:  вызвать желание выразить свое отношение к поздней осени с помощью цвета в пейзажном рисунке.Задачи: научить детей передавать с помощью рисунка впечатления о природе; познакомить детей с но...