Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе по теме: музыкальные инструменты «В поисках музыкального колокольчика».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Мини-музей в детском саду позволяет организовывать интересные, необычные занятия, во время которых дети занимаются поиском экспонатов, ведут сбор информации и подробно описывают найденные экспонаты. Данное занятие разработано с целью активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу. Оно направлено на развитие умения описывать предмет с опорой на план-схему, то есть на развитие связной речи дошкольников.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики администрации г. Рязани
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
г. Рязань, ул.Горького, д.29 а, телефоны: 25-56-37; 25-21-31
факс: 25-56-37; e-mail: zvezd17@yandex.ru
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе
логопедической группе
по теме:
музыкальные инструменты
«В поисках музыкального колокольчика».
Учитель-логопед:
Герасева Ольга Александровна
Рязань, 2017
ТЕМА: В поисках музыкального колокольчика
ЦЕЛЬ: Расширять представления дошкольников по теме музыкальные
инструменты.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- тренировать в составлении описательного рассказа с опорой на план-
схему;
- ввести в активную речь понятие «ударный музыкальный инструмент»;
- закрепить обобщающее понятие «музыкальные инструменты».
Коррекционно-развивающие:
- обогащать активный словарный запас детей прилагательными;
- развивать познавательный интерес;
- развивать фонетический слух;
- стимулировать дошкольников к связным высказываниям;
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, наблюдательность, интерес к
музыкальным инструментам;
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать уважение к труду.
Предварительная работа:
актуализация понятия «инструменты»; закрепление умения выделять музыкальный инструмент среди других видов инструментов (сельскохозяйственных, столярных, медицинских и т.п.); знакомство с разнообразием музыкальных инструментов через понятие «оркестр»; закрепление знаний о таких профессиях, как литейщик, стеклодув, гончар.
Чтение с обсуждением стихотворения В.Маяковского «Кем быть».
Лепка вазочки из пластилина.
Оборудование:
схема для составления описательного рассказа в 2-х вариантах (отдельно по частям, целиком), конверт с загадкой, куклы в национальных костюмах Иван и Марья, пособие «Умные кубики», коробка с ударными музыкальными инструментами, сигнальные карточки для оркестра, колокольчики – валдайский, хрустальный, керамический, два мольберта, указка, стеклянные камешки для выкладывания контура колокольчика на бумаге, ТСО: экран, ноутбук, презентация о городах России, столы, стулья, трубочки с воздушными шариками на концах, мягкий мяч.
Ход НОД
- Организация детей.
Педагог обращает внимание детей на гостей в группе.
Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел! Давайте поздороваемся. Вы узнали, кто это?
Ответы детей: да, это хранители музея детского сада.
Педагог: Гости пришли попросить о помощи. Иван и Марья собрали очень интересную экспозицию для музея, но нескольких экспонатов они не нашли. Хранителям нельзя покидать детский сад. А мы с вами можем совершить путешествие в любой город России. Иван и Марья просят собрать экспонаты для музея детского сада.
Вы любите путешествовать?
Ответы детей:
Педагог: Так, интересно, за какими экспонатами мы отправимся сегодня!
Ребята, а вам интересно узнать, на какую тему будет выставка?
Ответы детей:
- НОД. Вводная часть.
Педагог: Ой, ребята, смотрите, тут конверт. Посмотрим, что в нем.
- Отгадаете загадку и поймете, чему посвящена новая выставка в музее. Отгадка вам подскажет, какие экспонаты нам нужны.
- НОД. Основная часть
Педагог: зачитывает загадку
СВЕРХУ УЗКО, А СНИЗУ ШИРОКО.
НА ГОЛОВЕ КОРОНА, А ИЗ-ПОД ЮБКИ ВИДЕН ЯЗЫЧОК.
Если дети затрудняются найти отгадку, им предлагается дидактическое пособие «Умные кубики» (см. фото-приложение).
Дети собирают башню из кубиков так, чтобы на её боковых сторонах сложилось изображение предметов. Получается, что на сторонах башни изображены музыкальные инструменты.
Педагог: Так вот на какую тему будет экспозиция в музее – это музыкальные инструменты!
Ребята, вы поняли, про какой инструмент нам загадали загадку? У какого инструмента виден язычок?
Ответы детей.
Педагог: Да, действительно, у колокольчика сверху узко и эта часть называется голова, а на ней корона, ниже головы – тулово, как туловище у человека, а снизу широкая юбка. Колокольчик похож на нарядную девушку в короне и пышной юбке. Из-под юбки видно язычок, с помощью которого из колокольчика извлекается звук. Чтобы колокольчик зазвучал, нужно язычком ударить о юбку, значит колокольчик – ударный музыкальный инструмент. И все другие инструменты тоже ударные, чтобы появился звук – нужно ударить.
Педагог: Ребята, а Иван и Марья говорят, что колокольчики изготавливаются мастерами в разных городах России. И предлагают нам отправиться в путешествие на поиски музыкальных колокольчиков для музея детского сада. Ну что, ребята, поможем найти экспонаты?
Ответы детей:
Педагог: тогда говорим Ивану и Марье «до скорых встреч», а нам пора отправляться в путь. Вот и сумка. Возьмем ее с собой, будем складывать экспонаты для музея.
А чтобы успеть в разные города попасть и в детский сад вернуться, наденем волшебные сапоги-скороходы и скажем волшебные слова.
(Дети идут за педагогом с речевкой) В ПУТЕШЕСТВИЕ ИДЕМ, ЭКСПОНАТЫ СОБЕРЁМ!
ИГРАЙ, ДУМАЙ, ГОВОРИ,
ЭКСПОНАТОВ БУДЕТ ТРИ!
Педагог: Вот мы и попали в первый город. (На экране демонстрируются слайды) Есть в России старинный и красивый город под названием Валдай. Именно там мастера-литейщики первыми стали изготавливать металлические колокольчики. Колокольчик из Валдая знаменит на весь мир и очень ценится за то, что он прочный и звонкий.
Как вы думаете, колокольчик, который сделали в городе Валдай, как называется?
Ответы детей:
Валдайский колокольчик изготовлен из металлов, значит он какой?
Ответы детей:
Педагог: Валдайский металлический колокольчик выдерживает множество ударов, потому что он прочный. Этот прочный металлический колокольчик использовали ямщики. Металлический колокольчик вешали на дугу средней лошади. Звук валдайского колокольчика не только предупреждал пешеходов о приближающемся транспорте, отпугивал диких зверей по ночам, он еще помогал ямщику петь и был музыкальным сопровождением в дальних поездках. Значит этот колокольчик какой?
Ответы детей:…(музыкальный)
Педагог: Послушайте, как звучит этот колокольчик.
Дети слушают звон колокольчика.
Какой хороший экспонат для нашего музея! Ребята, давайте попросим мастеров-литейщиков подарить нам один колокольчик для музея детского сада.
Дети просят подарить колокольчик для музея детского сада.
Звучит аудиозапись голоса мастеров: Мы согласны подарить вам один колокольчик, если составите о колокольчике рассказ.
Педагог: Ребята, попробуем составить рассказ о Валдайском колокольчике?
Ответы детей.
Педагог: Вот эта схема поможет нам составить рассказ о колокольчике:
С опорой на схему, при помощи педагога, дети составляют по одному предложению и получается, например, такой рассказ:
Это колокольчик. Колокольчик ударный музыкальный инструмент. У колокольчика есть 5 частей – корона, голова, тулово, юбка и язычок. Этот колокольчик сделан в городе Валдай. Это Валдайский колокольчик. Валдайский колокольчик изготавливают из металла, он металлический. Валдайский колокольчик очень прочный. Он желтый, блестящий, звонкий. Валдайский колокольчик можно использовать как музыкальный инструмент или подарить.
Педагог: Отличный рассказ получился! Мастера-литейщики дарят нам этот колокольчик для музея детского сада. Давайте поблагодарим их за подарок.
Дети благодарят литейщиков.
Педагог: Ну а теперь отправляемся дальше в путешествие в сапогах-скороходах.
(Дети идут за педагогом с речевкой)
Педагог: Вот мы и добрались. (на экране слайды) Есть в России город мастеров стекла и хрусталя, называется этот город Гусь-Хрустальный. В городе есть завод, где изготавливают стеклянные и хрустальные изделия. Труд мастера-стеклодува кропотлив. Нужно постараться, чтобы получился такой ажурный и нарядный колокольчик с чисто-хрустальным звоном. Обращаться нужно очень аккуратно, иначе можно его разбить. Послушайте, как звенит хрустальный колокольчик.
(Дети слушают звон колокольчика)
Педагог: Вот и второй экспонат для нашего музея! Ребята, давайте попросим мастеров-стеклодувов подарить нам один колокольчик для музея детского сада.
Дети просят стеклодувов подарить колокольчик для музея детского сада.
(звучит аудиозапись голоса мастеров:
Мы согласны подарить вам колокольчик, если вы поработаете как мы).
Педагог: Ребята, вы согласны поработать стеклодувами?
Ответы детей.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:
Детям раздаются коктейльные трубочки, к которым прикреплены воздушные шарики. Нужно выдуть воздух в трубочку так, чтобы шарик начал надуваться.
Педагог: Вот такие крепкие и сильные мастера-стеклодувы.
А еще у них ловкие пальцы.
ИГРА «Выложи колокольчик по контуру»
Детям предлагается присесть за столы и выложить контур колокольчика с помощью цветных стеклянных камешков.
За выкладыванием контура предмета, дети под руководством педагога составляют описательный рассказ.
- Какой предмет выкладываем?
- К каким музыкальным инструментам он относится?
- Из каких частей состоит?
- В каком городе сделан хрустальный колокольчик? Из чего?
- Кто изготовил хрустальный колокольчик?
- Чем он отличается от валдайского колокольчика?
- Как можно использовать хрустальный колокольчик?
(педагог следит за тем, чтобы ответы детей были полными)
Педагог: Пора нам размяться и поиграть. Предлагаю игру «Скажи наоборот» с мягким мячом.
ДИНАМИЧЯЕСКАЯ ПАУЗА. Игра «Скажи наоборот»
Дети встают в круг. Педагог в центре, называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит слово-антоним и бросает мяч обратно педагогу. Играют все дети.
Колокольчики бывают маленькие, а бывают - …(большие)
У колокольчиков есть узкая часть, а есть - … (широкая)
У колокольчиков корона находится высоко, а язычок находится - …(низко)
Колокольчики бывают светлые, а бывают - …(темные)
Колокольчики бывают прочные, а бывают - …(хрупкие)
Колокольчики могут звучать громко, а могут звучать …(тихо)
Хрустальный колокольчик хрупкий, а металлический колокольчик - … (прочный)
Громкие колокольчики слышно далеко, а тихие колокольчики слышно - …(близко)
Педагог: Отлично отдохнули, мастера-стеклодувы дарят нам хрустальный колокольчик. Давайте скажем мастерам спасибо и продолжаем путь.
Сапоги-скороходы, вперед!
(повторяется текст речевки)
Педагог: Мы попали в Рязанскую область, в наш родной край. Это город Скопин. Кто знает, чем знаменит город Скопин?
Ответы детей: …
Педагог: Да, верно, город Скопин – город мастеров гончарного дела. Здесь гончары делают изделия из глины. Обжигают их в печи, раскрашивают, покрывают глазурью и получается керамика. Какой же колокольчик мы можем приобрести в Скопине?
Ответы детей: …
Педагог: Давайте все вместе попросим мастеров подарить нам этот колокольчик
(просьба детей).
Звучит аудиозапись голоса мастеров:
Мы подарим вам колокольчик, если вы придумаете про него загадку.
Педагог: Ребята, схема поможет нам придумать интересную загадку о колокольчике.
Начинать загадку будем так: Отгадайте, что это?
Далее дети с опорой на схему описывают скопинский колокольчик, не называя его.
Угадайте, что это?
Это музыкальный инструмент, у него есть корона, голова, тулово, юбка и язычок. Он сделан в городе Скопине, его изготовили гончары из глины. Он сверху коричневый, снизу белый, блестящий, керамический. На нем можно играть, а можно подарить.
Педагог: Гончарам очень понравилась загадка об их изделии, и мастера дарят нам колокольчик для музея детского сада. Давайте попрощаемся с скопинскими гончарами.
(Дети благодарят гончаров)
- НОД. Заключительная часть.
Педагог: Дорогие друзья, наше путешествие за экспонатами подходит к концу. Пора возвращаться в детский сад, нас ждут Иван и Марья.
От лица кукол педагог благодарит детей за пополнение коллекции музыкальных инструментов, звенит в каждый колокольчик и просит отгадать, из какого города так звучит колокольчик.
Куклы интересуются, подходят ли все 3 колокольчика для игры в оркестре народных инструментов?
Вместе дети делают вывод, что играть в оркестре можно на прочном и звонком валдайском колокольчике, а остальные – это декоративные изделия, которые могут быть отличным подарком.
Педагог: Вот какая коллекция ударных музыкальных инструментов собралась (открывает коробку с ударными музыкальными инструментами, где есть ложки, треугольник, трещотки, бубны и добавляет туда колокольчик). А эти колокольчики (хрустальный и глиняный) займут свое место в другой экспозиции музея детского сада.
А сейчас мы поиграем в настоящий оркестр ударных музыкальных инструментов, разбирайте себе инструменты.
(Дети разбирают музыкальные инструменты)
Сейчас зазвучит музыка, а я буду вам показывать карточку того инструмента, на котором нужно играть. Будьте внимательны, смотрите на карточки.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «Оркестр»
(русскую народную мелодию «Калинка-малинка»)
- Окончание занятия.
Педагог: Ребята, кому мы сегодня помогали? Какие экспонаты искали? В каких городах мы нашли колокольчики?
Ответы детей: …
Я благодарю наших хранителей музея Ивана и Марью за очень интересное путешествие. А сейчас возвращаемся в группу, где можно повнимательнее рассмотреть экспонаты и еще раз поиграть в оркестр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».
Приобщать детей к словесному искусству, развивать эмоциональное восприятие и эстетический вкус через разные виды детской деятельности....
Конспект образовательной деятельности по формированию основ избирательного права (подготовительная к школе логопедическая группа) Тема: «Мы - Россияне»
Великая духовная потребность в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день,и если в ребенке с детства не воспитывать это качество,не стоит ожидать, что оно появится у взрос...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»
Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: "А вот и весна!»
Программное содержание:-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять;-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей;-обобщать представ...
Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»
Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе (логопедической) группе Тема « Осень »
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие », «Ре...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Подготовительная к школе группа Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Раздел: Рисование. Тема: « Осен
Цели: вызвать желание выразить свое отношение к поздней осени с помощью цвета в пейзажном рисунке.Задачи: научить детей передавать с помощью рисунка впечатления о природе; познакомить детей с но...