План-конспект НОД по художественно-эстетическому развитию дошкольников
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Предлагаю вам конспект занятия на тему: "Знакомство с жанрами пейзажа и видами искусства"
Цель занятия: развитие художественно-эстетического вкуса дошкольников.
Задачи.
Активизировать интерес к созерцанию красоты в окружающей природе и искусстве, к образу осени, созданному в разных видах искусства (музыка, поэзия, живопись, ДПИ).
Обогащать опыт восприятия дошкольниками живописных произведений, в которых представлены проявления осенней природы.
Активизировать использование слов и словосочетаний: пейзаж, натюрморт, настроение картины, краски осени, золотая осень, поздняя осень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Знакомство с жанром пейзажа и видами искусства»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи.
Активизировать интерес к созерцанию красоты в окружающей природе и искусстве, к образу осени, созданному в разных видах искусства (музыка, поэзия, живопись, ДПИ). (Познавательно – исследовательская).
Обогащать опыт восприятия дошкольниками живописных произведений, в которых представлены проявления осенней природы. (Познавательно – исследовательская)
Активизировать использование слов и словосочетаний: пейзаж, натюрморт, настроение картины, краски осени, золотая осень, поздняя осень. (Коммуникативная)
Методы и приёмы.
Словесные: чтение отрывка стихотворения С.Есенина. беседа о видах, жанрах искусства. Рассказ педагога о языке искусства.
Практические: игра, поиск осенних красок в окружающей обстановке,, сравнение картин.
Наглядные: рассматривание пейзажных изображений, показ слайдов на тему «Виды искусства», рассматривание изображений природы в произведениях мастеро народных промыслов.
Материалы и оборудование: выставка картин репродукций, детских рисунков с изображением осенних пейзажей. Вазы с букетами осенних цветов и листьев.
Логика образовательной деятельности
- Вводная часть
«Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…»
Обратить внимание детей на выставку картин, в которых создан образ осени. Во время просмотра звучит музыка П.И.Чайковского Времена года»
.Сергей Есенин
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблён в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок –ветер под самые плечи
Заголил на берёзке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрёт бубенец.
- Основная часть
Вы познакомились с тремя произведениями искусства.
Кто догадался, какому времени года будет посвящено наше занятие? Что объединяет эти произведения? (наша встреча посвящена осенней поре)
Можно ли отнести эти произведения к одному виду искусства?
Эти произведения относятся к трём основным – древнейшим видам искусства.
Назовите их:
-литература;
-музыка;
-изобразительное искусство.
Каждое произведение – это целый мир, который может рассказать о многом. О чём?
Вместе с детьми:
- о красоте дерева;
- о волшебстве золотой листвы:
- о настроении природы;
- о чувствах автора, которые он испытывает, когда любовался пейзажем и рисовал его или сочинял дивную музыку и поэзию.
Ребята, мы предлагаем вам стать хранителями красоты природы и искусства, а для этого вам необходимо научиться замечать, рассматривать и понимать язык, которым эта красота создаётся в искусстве, то есть «язык искусства».
Чем отличаются виды искусства друг от друга?
Пояснить, что прежде всего человек по – разному их воспринимает.
Изобразительное искусство-смотрит…(глазами)
Музыку – слушаем (ушами) – (звучит фрагмент)
Литературное произведение – через напечатанное слово- мы представляем по своему, при помощи воображения (поэтическая строка).
А что мы воспринимаем в произведении искусства?
Осень, её художественный образ. (Подвести к выводу, что образ осени создан разными средствами.
Поиграем в игру «Угадай – ка»
Я называю выразительные средства, а вы отгадываете вид искусства.
Если образ осени создан с помощью:
Слова- (литература)
Звука – (музыки).
Изображения – (изобразительное искусство).
А теперь конкретнее.
Всем внимание на экран – изображение. выполненное красками - в цвете, называется живопись!!!
Сегодня мы будем рассматривать произведения, на которых изображена природа.
Кто знает как можно назвать эти картины одним словом?
Пейзаж – это изображение природы в любое время года.
Обратимся к пейзажу И.Остроухова «Золотая осень».
- Что красиво в осенней природе?
- Какие приметы осени вы знаете?
- Всегда ли осень бывает одинаковой? (Золотая осень, поздняя осень).
Почему Илья Остроухов назвал свою осень «золотая»?
Перечисляем вместе с детьми цвета, характерные для этого времени года (тёплые, холодные, жёлтые, красные и т.д.)
И всё-таки осень у этого художника - золотая!!!
Можем ли мы встретить осенние краски в окружающих нас вещах?
Предложить детям посмотреть друг на друга и поискать осенние краски в окружающей обстановке (жёлтый, красный, оранжевый, бордовый и др.)
Фёдор Васильев «Перед дождём»
О чём рассказывает эта картина?
Какое настроение стремится передать автор? От чего зависит настроение в природе? ( солнце, дождь, тепло, холодно, красиво, мрачно и т.д.) Какое настроение у вас вызывает эта картина?
«Игра – превращение» дети должны представить себя на мостике, где изображены люди, подобрать максимальное количество слов для описания своих ощущений..
Сравним вместе две картины И.Остроухова «Золотая осень» и Ф.Васильева «Перед дождём"
Какие они по отношению друг к другу по цвету, а значит и по настроению?
Воспитатель помогает детям прийти к выводу, что они контрастные – противоположные! ( по цвету, по настроению и по другим приметам, что увидят и назовут дети далее).
Рассматривание изображений природы в произведениях мастеров народных промыслов.
Поднос «Рябина с птицей»
Какое отношение имеет этот поднос к нашей теме?
Здесь тоже изображены дары осени – художники всегда стремились запечатлеть их в картинах, а народные умельцы украшали ими предметы быта, посуду.)
Вам нравится изображение? Чем? (Нарядное, яркое).
Чем отличается это произведение от картины-пейзажа?
Поднос – это предметы нашего быта – посуда, но он нарядный, красивый.)
Чем красивы произведения народных промыслов?
Более подробно изделия народных промыслов будут рассмотрены на следующих занятиях.
И.Михайлов «Овощи и фрукты»
Это пейзаж?
Нет это натюрморд (повторяем название жанра прошедшего занятия).
Какое отношение имеет эта картина к нашей теме?
Чтобы показать ещё одну сторону осени - «Осень хозяюшка»
- Заключительная часть
Сделать обобщение о том, как разнообразно представлена осень в произведениях художников и мастеров народных промыслов 9закрепляем слова и словосочетания: осенняя природа, пейзаж, осенний цвет, осеннее настроение, контраст).
Игра «Подбери цвет на палитре»
И. Бродский «Серый день»;
М. Башкирцева «Осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования
На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...
План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в первой младшей группе «РУССКАЯ БЕРЕЗКА»
Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ БЕРЕЗА»...
План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Листочки для березки»
Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ БЕРЕЗА»...
План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыка) с воспитанниками первой младшей группы Тема: «Русская березка – символ Родины»
Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ БЕРЕЗА»...
План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыка) с воспитанниками первой младшей группы Тема: «Российский флаг – символ Родины»
Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «СИМВОЛИКА РОССИИ»...
План-конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Волшебный клубочек».
План-конспектобразовательной деятельностипо художественно – эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Волшебный клубочек»....
План-конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Озорные нотки».
План-конспектобразовательной деятельностипо художественно – эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Озорные нотки»....