«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей развивается воображение, художественный вкус, моторика рук. Создание кукол - это ручной труд. Он способствует развитию сенсомоторики в работе глаза и руки, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении детей, на развитие мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Труд по изготовлению кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых условий. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_posidelki_v_svetelke._kukla_-_zernovushka.docx | 41.49 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Титульный лист
Номинация
«Лучшая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию»
Название занятия
«Кукла зерновушка». Посиделки в светелке».
Тематика
План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования
Ф.И.О. автора:
Шеина Валентина Анатольевна - воспитатель МБДОУ «Детский сад №101»
Нижегородская область
г. Дзержинск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №101»
2015 год
- Пояснительная записка.
2.1.Цель и задачи занятия
Цель: Приобщение детей к народной культуре, прикладному творчеству через познание русских народных традиций, носителем которой является древнейшая из игрушек - народная кукла.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать знания детей о народных куклах, о роль народной куклы в жизни людей.
- Формировать представление о русских обрядах и традициях, связанными с изготовлением кукол.
- Продолжать развивать и совершенствовать навыки работы с тканью, совершенствовать технику скрутки и тезника завязывания узлом.
- Учить понимать логические связи между куклой и традицией.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.
- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.
Развивающие:
- Развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение.
- Способствовать развитию ручной умелости при изготовлении тряпичной куклы зерновушки, направленной на развитие мелкой моторику рук.
2.2. Состав группы воспитанников: мальчики, девочки, по интересам и др.
Занятие составлено для детей старшего дошкольного возраста (возрастная категория 6-7 лет). Принимают участие девочки.
2.3.Актуальность
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».
М.Е.Салтыков – Щедрин
Игровая культура народов России формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и тоже время красивую и многофункциональную игрушку.
Создание куклы завораживает. Ведь кукла это все-таки прообраз человека. Сам процесс создания куклы содержит в себе какое-то волшебство. Наверно, наши предки испытывали еще большее чувство при создании кукол, ведь для них это было ритуалом. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство, что она умеет делать - ее рукоделие. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы.
Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.
- Место занятия в программе дошкольного образования - непосредственно образовательная деятельность.
- Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры.
При отборе содержания занятия соотнесены знания в области духовно-нравственной культуры с художественно - эстетическим направлением развития детей, которые, заключаются в приобщении детей к ценностям народной культуры, ее духовным ценностям, к народному творчеству, прививается любовь и к труду людей.
2.6.Формы проведения занятий
Беседа, игра, изготовление поделки, слушание музыки.
Виды деятельности
Познвательная, речевая, ручной труд.
2.7.Предполагаемый результат
1.Сформировано умение создавать выразительный образ куклы – зерновушки в народных традициях из подручного текстильного материала.
2.Имеют представление об истории русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.
3. Воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
III.Схема конспекта занятия:
3.1.Форма занятия
Творческая мастерская
3.2.Дидактическое обеспечение
Атрибуты к занятию:
- Стилизация русской светелки: на центальной стене баннер с изображением русской печи, около него расположены предметы быта: ухват, кочерга, чугунок, стол накрытый скатертью, а в центре самовар- символ домашнего уюта, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда. Предметы прикладного искусства: самотканные половики, рушники, матрешки, разнообразные народные куклы, иготовленные своими руками. Центральное место занимает длинный стол и лавки, за которым дети мастерят.
- Кукла Зернушка. Иллюстрации к сказке «Крупеничка», схема алгоритма работы
- Воспитатель, в роли мастерицы, одет в русский национальный костюм: рубаха, сарафан, головная повязка.
- Музыкальный ряд - русская народная музыка.
3.3.Технологии и методики
Технологии
- Личностно - ориентированные технологии: создание ситуации успеха детей, создание социокультурной среды. Технология сотрудничества - изготовление игрушки, подарков к праздникам.
- Игровые технологии: игровая ситуация, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
- Технология исследовательской деятельности: эвристическая беседа, постановка и решение вопросов проблемного характера, игровая обучающая и творчески развивающая ситуация;
- Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика «Каравай», физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
Методики
- Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ.
- Рассматривание, напоминание, частичный показ; объяснение, сопровождаемое показом; устные инструкции по выполнению работы.
- Выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
- Использование художественного слова, вопросов: уточняющих, проблемных, познавательных; поощрение (похвала ребенка, положительное симулирующее оценивание .
3.4.Дидактическое оснащение и оборудование.
- Сшитые льняные мешочки для каждого ребенка,
- Примерно 500 грамм любой крупы (греча, рис, перловка, овес)
- По одному длинному лоскутку однотонной ткани прямоугольной формы для изготовления ручек, в технике скрутки.
- Разноцветные лоскутки ткани (пропорциональные размерам мешочка) для юбочек фартуков по количеству кукол,
- Прочные нитки для формирования тулова и головы,
- По две разноцветной тесьмы для каждой куклы,
- Лоскутки ткани треугольной формы для платков для каждой куклы,
- Иллюстрации и заранее изговленные куколки - пеленашки, кукла-кормилка, кукла – закрутка, кукла кубышка-травница, кукла – десятиручка.
Мотивационно-ориентировочная часть:
Мотивация детей на предстоящую деятельность - игровая, познавательная.
1.Организация детской деятельности
- Способы организации детей: подгрупповая
- Описание методов и приемов педагогической деятельности:
сюрпризный момент – звучание песни; беседы с детьми; создание ситуации для творческой работы; в ходе индивидуальная помощь, напоминание; рассматривание детских работ, анализ детских работ.
- Описание средств педагогической деятельности: использование пооперационных карт для наглядной опоры в последовательности изготовления куклы – зерновушки.
- Определение возможных действий педагога в случае, если ему не удается достигнуть поставленных целей: наводящие вопросы, напоминание, указание к действию конкретному ребенку, повторное объяснение, показ способов изготовления на своем образце
- Описание методов мотивации (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе деятельности: поощрение, сюрпризный момент, повтор игры по желанию детей.
2.Рефлексивно-оценочная часть
1.Предложить рассказать про свою куклу , отметить какой крупой наполнена зерновушка, ее цветовое решение.
2. Отметить этапы ее изготовления, особенности техники выполнения (выполнение без использования иглы, без оформления лица)
IV. Список рекомендуемой литературы оформляется в соответствии с ГОСТом.
- Берестнева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками/ Е.В. Берестнева, Н.В. Догаева – М.: ООО «Белый город»
- Богданова И. «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки»/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
- Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла, М. "Культура и традиции", 2007 г.
- Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. "Русская традиция", 2004 г.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Лыкова И.А. Лоскутные куколки Любимые игрушки своими руками./ И.А.Лыкова – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011.
- Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, 1997 г
- Ярманова Е.В. «Русская тряпичная кукл» пособие для участников конкурса «Народная кукла», ГОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области отдел технического и декоративно-прикладного творчества, Нижний Новгород, 2008.
План – конспект НОД в подготовительной группе
по направлению художественно – эстетического развития детей
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №101»
Шеина Валентина Анатольевна
«Посиделки в светелке. Кукла зерновушка»
Ход:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»...
СЕВЕРНЫЕ МОТИВЫ Программа дополнительного образования для детей 3-7 лет по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Детям необходимо дать представление о традициях декоративно-прикладном искусстве народов , населяющих Крайний север....
Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2016-2017
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....
Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2017-2018
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....
Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Учебная пр...
Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.
Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...
Дополнительного образования направление: «Художественно-эстетическое развитие» тема:«Чудо лепка» для детей 5-6 лет
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, он позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полез...