Конспект открытого занятия в подготовительной группе казачьей направленности: «Казачьи посиделки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Никифорова Татьяна Михайловна

Создание условий для познавательного развития дошкольников через ознакомление с историей казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod._kazachi_posidelki.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной  группе казачьей направленности: «Казачьи посиделки»

Цель: Создание условий для познавательного развития дошкольников через ознакомление с историей казачества.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей об истории своей малой Родины;
- закреплять знания о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о семейных отношениях;

- закрепить знания о казачьей кухне;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим;

Методические приемы: показ, объяснение, беседа, продуктивная деятельность.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, продуктивная.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: курень, казаки, плетень, чугунок, любо, здорово дневали, папаха, шашка.

Предварительная работа с детьми:  рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков, рассматривание народных костюмов казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Оформление макета «Казачий дворик», изготовление альбома «Одежда казаков», Чтение народных казачьих сказок, прослушивание казачьих песен и напевов «Ой- ся, ты - ойся», «Гимн Донского казачества», «Ой при лужку, при лужку». Знакомство с казачьим разговорником донских казаков.

Наглядный материал, оборудование: Убранство казачьего куреня с элементами быта; обнесенный плетнем; 2 шт. конверта с разрезной картинкой символики Всевеликого Войска Донского; сундук, бусы, платки, папахи, деревянные ложки, коврики.

Ход занятия:

(Под казачьи песни, музыку дети заходят в группу, становятся полукругом)

Звучит казачья музыка, дети,  одетые в казачьи костюмы входят в музыкальный зал встречает казачка (воспитатель) в казачьем костюме.

Казачка: Здорово дневали, гости дорогие, званные, желанные!

Всех приглашаю, душевно встречаю, милости прошу в мой курень на посиделки. «Красному гостю – красное место». Присаживайтесь на скамеечки, у нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Казачка: ну, что - ж, посидим рядком, да поговорим ладком о Донском крае, где мы родились и живем, и о напевной донской речи людей, живущих на этой земле, поговорим и поиграем, как было принято у наших предков. Ой, а вы я гляжу, приоделись, приосанились, удалые все, да нарядные.  А, кто вы такие,  что здесь  за народ собрался? (дети отвечают) - Казаки! 

Казачка: А скажите мне, кто это такие - казаки?

Дети: казаки – воины, смелые люди, которые несут службу  на границах России и защищают  ее от врагов. 

Казачка: совершенно верно. Слово казак означает свободный, независимый человек. А поведайте - ка нам, казачата: «Кто же главный у казаков?» - (атаман) 
- Как зовут помощника? – (есаул),  
- Где выбирают атамана? - (на кругу),  
-А, что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? – (Любо!) все вместе!

А мы сейчас проверим, какие наши казачата разумные, да смекалистые.

Вот сынок мой ,Мишатка, игрался, да все картинки важные перемешал Помогите разобраться да картинки собрать. (собирают)

Что же у вас получилось? Верно казачата. Это флаг и герб Великого войска Донского. Что же означают цвета на флаге? (синий - цвет неба и реки Дон, желтый – цвет степи, красный – воля и сила казаков)

Казачка:  а где же  жили казаки?

Дети: казаки жили в домах.

Казачка: а как назывался дом казаков?

Дети: дом казаков назвался казачий курень, что означает круглый.

Казачка: на Дону самым простым жилищем была землянка, крытая камышом. Позднее стали строить двухэтажные землянки, это спасало от разлива рек. Первый этаж в них был хозяйственный, а второй жилой.

Казачка: посмотрите внимательно по сторонам, чем же украшена  наша хата?

Дети: занавесками, половичками, подсолнухами, глиняной посудой!

Казачка: правильно! Посмотрите  в святых углах  у нас иконы, на стенах семейные фотографии. А вот и моя любимая прялка. Жужжит прялочка, и у нас в семье уют и спокойствие. В хате здесь сундук стоит. Что же он в себе таит? Его так просто не открыть. Нужно ласково попросить.

Дети: сундучок наш сундучок, приоткрой нам свой бочок! (казачка открывает сундук).

Смотрите, ребята здесь старинная казачья одежда. Шилась она вручную. Казаки носили   шаровары, широкие штаны, собранные внизу. На синие шаровары нашивались лампасы – символ казачьей вольности. У донских казаков лампасы красного цвета. Рубаха казака называется бешмет. Головными уборами были фуражка и папаха. А ещё одежда была простой и удобной для того, чтобы казаку было легче садиться на коня (показ).

Казачки носили кофточки с баской. Они имели длинные рукава.

украшали свою одежду вышивками и кружевами.

Здесь у меня находится «Царица» дома.

Казачка обращает внимание детей на печь)

Вот послушайте загадку:

Летом спит, зимой горит,

Пасть открывает, дрова глотает,

Весь дом согревает.

Как вы думаете, что это?

Дети: Это печка!

Казачка: печь была символом домашнего очага, она давала тепло, уют, еду.

А еще каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой».

Казачка: Что же делали в печи, не подскажете мне?

Дети: Варили, парили, жарили, пекли, грели, томили.

Казачка: когда казак возвращался с похода, то все родные готовились к встрече с ним. Посмотрите, что собирали казачки на стол. Главой стола был хлеб. «Хлеб всему голова – говорили казаки», в кувшине -  молоко, рассыпчатая картошка, соленые огурчики, и конечно ароматное сало.

Казачка: казачий стол трудно себе представить без рыбы. Вот и мы с вами давайте наловим рыбу для казачьего обеда.  А рыбка  то у нас не простая, в руки дается только тем, кто правильно отгадает казачьи загадки. Готовы? Игра «Поймай рыбку (казачьи загадки)»

• Голове не будет страха,

если есть на ней … /папаха/

Что за рыбку мы поймали?(Щука)

• Кому - плащ, кому - тужурка,

казаку – казачья…. /бурка/

А это что?(ерш)

С казаками на врагов

наступает смело?

Он, как ветер, как огонь.

Лучший друг – любимый…

/конь/

А это что за рыбка?(окунь)

• В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна, и остра.

Казаку в бою - сестра.

/шашка, сабля/

А вот эта?(плотва)

Погоны желтые, шашки вострые, кони борзые, едуть с песнями, искать царю славы,себе чести (Казаки)

А вот и последняя рыбка (осетр)

Казачка: молодцы, ребята! Ух, и вкусная ушица получится у нас! Казаки любили хорошо и вкусно поесть, да и гостей любили приглашать к столу «гостеприимство для них - закон».

Воспитатель: А на Дону казаки игривые, а казачки говорливые. Что-то засиделись наши казачата. А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора.                           Игра «Папаха

 Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти фуражка, ты ляти, ляти вперед. У кого фуражка встанить, тот на круг нехай идеть! » Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и отвечает «Слово ты говори по - казачьи повтори»

щерба (уха),

круглик (пирог)

взвар (компот из сухофруктов.) 

       атаман (командир)

       рушник (полотенце)

       курень (дом)

       баз (хозяйственный двор)

Если ответ правильный все дети кричат Любо!             

После игры дети садятся на стулья.

Казачка: отлично поиграли, казачата! Казаки и казачки,  а знаете ли вы казачьи потешки?

Мальчик:  

Запряжу я кошку в дрожки,

А дрожки в тарантас,

Повезу свою казачку

Всем соседям на показ.

Девочка. 

А я умница, разумница.

Про то знает вся улица:

Петух да курица, кот да кошка,

Сосед Ерошка, да я немножко.

Девочка.

Иди, Степа, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

Так возьми – разуйся.

Казачка: 

Ой, стук – перестук.

С каблука на каблук,

Заходили каблуки,

Аж трещат половики.

Стук в дверь, входит казак 

Казак: здорово, дневали, казачата.

Дети: Слава Богу!

Казак: сколько гостей у нас, зачем к нам пожаловали казачата? (ответы детей)

Казачка: Курень наш посмотреть, про житье, бытье погутарить. Да узнать каким должен быть настоящий казак.

Казак: а  вы, ребята, как думаете?(ответы детей)

Настоящие  казачата  должны  быть сильными, смелыми, ловкими.

Но и невозможно представить казака без коня, который является ему другом

Казак : конь нередко спасал жизнь казаку. Если хозяин погибал, конь не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Ну – ка ,казачата, отвечайте, что было главным украшением казака?

Дети: шашка, нагайка.

Казак: главным украшением казака считалось оружие: шашка,

копьё, нагайка. У меня в руках настоящая казачья нагайка.

В старину обычно говорили : «Нагайкой владеешь - силу имеешь».

У казаков есть такое современное слово «фланкировка»- это

когда отрабатывают сложные движения, вращая нагайку.

И сейчас я вам покажу несколько элементов фланкировки.

Фланкировка

Казак: Молодые казаки, да казачки  буйные головушки, кто охоту имеет свою удаль показать, да нас позабавить ?

Игра «Нагайка»

Описание игры : Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока.

Казачка: Ну что ж, ребята. Понравилось у нас в гостях? (Дети: да)

Казак: Ну что-ж, ребята, как не долог день, а время летит быстро,

Пора вам домой возвращаться. Спасибо, вам, за веселье.  Желаю вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину! Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казачка:  Ну, а на прощанье вам подарочки от нас. Вот такие петушки на палочках! Помните и не забывайте  все мы родом из…Донского края!

В добрый час казачата! Приведет Бог, еще свидимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты открытых занятий в группе компенсирующей направленности для детей седьмого года жизни

Тема: Звук и буква О.   Тема: Геометрическая фигура квадрат.  Тема: Одежда, обувь, головные уборы....

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Волк и семеро козлят".

Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Во...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательскому направлению в группе младшего возраста №9 «Радость». Тема : «Свойства воды».

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Золушка» г. Волгодонска   Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательскому направлению в групп...

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР на тему “ Домашние животные "

Путешествие в деревню” Цель: Закрепление знаний детей о домашних животных. Задачи: ...

Конспект открытого занятия в подготовительной компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в лес».

ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Организационный момент.   - Посмотрите на свою картинку и выложите букву с которой начинается     название того, что нарисовано на квадра...

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности 5-6 лет "Весеннее приключение гусенички"

Развитие речи в группе компенсирующей направленности 5-6 лет. Насекомые...