Конспекты открытых занятий в группе компенсирующей направленности для детей седьмого года жизни
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Тема: Звук и буква О. Тема: Геометрическая фигура квадрат. Тема: Одежда, обувь, головные уборы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zan.att_.docx | 41.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
в группе компенсирующей направленности
для детей седьмого года жизни
Тема: Звук и буква О.
Цель:
Коррекционно-образовательная:
- Учить детей давать характеристику звука О с опорой на различные виды контроля;
- Познакомить с буквой О.
Коррекционно-развивающая:
- Автоматизировать звук и букву О в слогах, словах, предложениях и тексте;
- Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- Развивать общую моторику, мелкую, координацию движений;
- Развивать внимание слуховое и зрительное, память.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей интерес к сложным заданиям.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: изображение тетушки Лужицы, капельки дождя с заданиями и наклейками, изображения сказочных героев (Айболит, Бармалей, Незнайка), схема для характеристики звуков, профиль, картинка – образ звука, демонстрационный материал с буквой О, магнитофон, записи детской музыки;
- Раздаточный материал: зеркала, капельки на ниточках, зубные щетки, пластмассовые буквы, тетради, звуковые квадратики, картинки - рыбки со звуком О, магнитные буквы.
Ход:
№ этапа | Название этапа | Содержание этапа | Организация и примерные ответы детей |
1. | Сюрпризный момент. 1 минута | Педагог: Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какие характерные признаки осени вы знаете? Музыкальное сопровождение: музыка дождя. - Правильно, ребята. Тетушка Лужица оставила нам свои дождевые капельки, но мы их сможем забрать, если выполним задания этих капелек. Выполним задания тетушки Лужицы? Тогда все будьте внимательны, мы начинаем! | Дети стоят в кругу. - Осень. - Стало холодно. - Листья опадают. - Осенью идут дожди. - Да! |
2. | Организационный момент. 1 минута | Вот первая капелька, ее задание: Припоминание слов с гласными звуками (А, У, И). - Сядет тот, кто назовет слова с гласными звуками:
-Молодцы, ребята, справились с первым заданием хорошо. Значит, возьмем капельку себе. | Дети стоят полукругом. - Аист, Аня, Африка, артист - Утка, улица, умница - Ира, ива, игра, иголки Кладем капельку на подносик. |
3. | Развитие психо-эмоциональной сферы, моторной сферы, дыхания, голоса. 3 минуты | -Что же нам приготовила вторая капелька? Нужно выполнить гимнастику, чтобы красиво и правильно говорить, быть внимательными и умными.
«Зевание», « Заборчик», «Колечко», «Лопаточка», «Иголочка», «Лошадка», «Часики», «Приклей конфетку», «Фокус», «Барабан».
-Покажите выражение лица, как у этих сказочных героев (Айболит, Бармалей, Незнайка).
-Подуем сильно на капельки дождя; - Голосовая гимнастика – произнесем на одном выдохе звуки ИО.
зубными щетками(от кончиков пальцев до запястья) с речевым сопровождением: поглаживание, постукивание, круговые движения, поглаживание. -Очень хорошо мы размялись, капельку забираем. | Дети сидят за столами перед зеркалами, выполняют упражнения. -Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. |
4. | Объявление темы. 1 минута | -Следующая капелька приготовила вам слова. Нужно определить первый звук в словах: ослик, обруч, осы. -Значит, сегодня мы будем заниматься со звуком О. | -Звук О. |
5. | Акустико-артикуляционный образ звука, зрительный образ, схематичное изображение. 3 минуты | -Произнесем звук О все вместе и по-одному(контроль оральный, акустический, тактильный). Посмотрите на профиль, на себя в зеркало. -В каком положении находятся губы, язык? Как проходит воздушная струя? Какая она? Какой звук О? Почему? Зрительный образ – у девочки болит зуб – О-о-о. -Вы правильно отвечали на вопросы – капелька ваша! | Дети повторяют. -Губы вытянуты вперед, округлены, язык лежит спокойно на дне рта. -Воздушная струя проходит свободно , не встречает преграду, теплая. -Звук О – гласный, поется, воздушная струя проходит свободно, не встречает преграды, обозначаем красным квадратиком. |
6. | Развитие фонематического слуха. 3 минуты | Следующая капелька и следующее задание: Игра «Хлопушки» -Хлопните в ладоши, как бы поймав звук, если услышите звук О:
-Молодцы, еще одна капелька у нас. | Дети хлопают. |
7. | Соотношение звука с буквой. 3 минуты | -А вот эта капелька предлагает вам познакомиться с буквой О: -В старом дереве дупло Ну совсем как буква О. Отыскивание буквы О (из пластмассовых букв). Прописывание в тетради большой и маленькой буквы. -Молодцы, вы старались, капельку забираем. | Дети выполняют задания. |
8. | Рече-двигательная минутка. 1 минута | -Ребята нам пора отдохнуть. Физкультурная пауза с речевым сопровождением: В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. | Дети идут по кругу, Руки через стороны вверх, Присели, руки через стороны вниз, Бегут по кругу, затем идут. |
9. | Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях. 10 минут | - Это еще одно задание от дождевой капельки: Звуковой анализ и синтез слогов: ОП, ПО: Повторите слог, назовите первый звук, какой он, каким квадратиком обозначим, назовите второй звук, какой он, каким квадратиком обозначим, сколько всего звуков, какой по счету звук О, какой по счету звук П? Выкладывание схемы на столах. -А теперь игра от капельки: «Рыбалка» (определение места звука в словах). Выходите по очереди, с помощью удочки поймайте рыбку. Определите, где находится звук О в этих словах-рыбках. -Это сложное задание, но я думаю, что вы справитесь с ним. Звуко-слоговой анализ слов, преобразование, звукобуквенный анализ (кот-коты) в тетрадях и на доске: -Назовите первый звук в слове КОТ, какой он, какой буквой обозначим, какой звуковой чертой подчеркнем. Назовите второй звук, какой он, какой буквой обозначим, какой звуковой чертой подчеркнем. Назовите третий последний звук, какой он, какой буквой обозначим, какой звуковой чертой подчеркнем, почему? Сколько всего звуков в слове? Сколько букв? Сколько слогов? Почему один слог? Что получится, если в конце слова добавить букву Ы? -Поиграем в игру «Закончи предложение»: Мама открыла все (окна). По небу плывет голубое (облако). Деление второго предложения на слова, анализ, запись графической схемы: - Назовите первое слово в предложении, второе, третье, четвертое, пятое. Сколько всего слов в предложении? Назовите маленькое слово. Какое по счету маленькое слово ПО? -Запишите схему предложения в тетради. -Молодцы, ребята, вы постарались и выполнили отлично задания капельки, берем ее. | Дети сидят за столами. - ОП, первый звук О, звук О- гласный, обозначим красным квадратиком, второй звук П, звук П- твердый согласный, обозначим квадратиком синего цвета, всего два звука. -Рыбка со словом: обруч – звук О находится в начале слова. - Рыбка со словом: кит – в слове кит нет звука О и т.д. Дети отвечают на вопросы, выполняют задание в тетрадях. -Окна -Облако -Первое слово – по, второе – небу, третье – плывет, четвертое – голубое, пятое – облако. -В предложении всего пять слов. -Маленькое слово ПО, первое. |
10. | Развитие лексико-грамматической стороны речи, психических процессов. 2 минуты | -Осталась последняя капелька дождя. Она предлагает вам поиграть в игру «Чего не стало?» (из картинок со звуком О: облако, кот, обруч, дом, пальто, кольцо, бочка). -Молодцы, все правильно ответили. И последняя капелька у нас. | Дети сидят за столами, закрывают глаза, затем отвечают. -Не стало облака. -Не стало кота и т.д. |
11. | Итог. Оценка. 2 минуты | -Мы с вами собрали все капельки. Давайте напомним тетушке Лужице задания ее капелек, которые мы выполняли. -Как вы думаете, ребята, как вы сегодня занимались, кто был внимательнее? -Да, правда, сегодня вы все были внимательные, хорошо позанимались. Тетушка Лужица приготовила вам сюрприз: от каждой капельки наклейка – веселые человечки. | Дети стоят в кругу. -Называли слова с гласными звуками. -Познакомились с буквой О. -Писали букву О, занимались с буквой О. -Играли в игру «Рыбалка». - Хорошо. Все были внимательные. |
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений
в группе компенсирующей направленности
для детей седьмого года жизни
Тема: Геометрическая фигура квадрат.
Цель:
Коррекционно-образовательная:
- Учить детей составлять квадрат из частей;
- Соотносить предметы окружающего мира с геометрической фигурой.
Коррекционно-развивающая:
- Развивать умение различать и называть геометрические фигуры;
- Развивать общую моторику, мелкую, координацию движений;
- Развивать внимание слуховое и зрительное, зрительную память.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей аккуратность при работе с раздаточным материалом.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: изображение Квадрата Квадратыча, таблица с человечками, составленными из квадратов разных цветов, большой квадрат, геометрические фигуры разных цветов и размеров;
- Раздаточный материал: картинки с предметами разных геометрических форм, наборы «Логические блоки Дьенеша», пособие: квадраты, разрезанные на несколько частей, тетради, цветные карандаши, наклейки – веселые человечки для оценки деятельности детей.
Ход:
№ этапа | Название этапа | Содержание этапа | Организация и примерные ответы детей |
1. | Организационный момент. 2 минуты | -Ребята мы с вами попали в математическую страну. Нам кто-то должен помочь путешествовать по ней. Кто же это, отгадайте? Четыре стороны, четыре угла, все стороны равны. -Правильно, ребята, это Квадрат Квадратыч поможет нам сегодня путешествовать по математической стране. | Дети стоят полукругом перед доской. -Квадрат. |
2. | Объявление темы. 1 минута | -Посмотрите, какие веселые человечки встречаются нам на пути. Чем похожи эти человечки? Сегодня мы с вами вспомним и поупражняемся с геометрической фигурой квадрат. | -Они составлены из квадратов |
3. | Работа с демонстрационным материалом. 2 минуты | Ребята, идем дальше? Что же это впереди? Детям демонстрируется квадрат. -Вспомните свойства квадрата. -Молодцы, правильно. Я, думаю, Квадрату Квадратычу понравилось, как вы про него рассказали. | Дети отвечают: Квадрат, у квадрата четыре угла, четыре равных стороны, его нельзя прокатить. |
4. | Работа с раздаточным материалом. 9 минут | Мы идем, а вокруг нас очень много предметов. Квадрат Квадратыч предлагает нам поиграть в игры. Игра «Выбери правильно». Из предложенных предметных картинок нужно выбрать только те, форма которых похожа на квадрат. Игра «Группировка». Квадраты разложить на группы по признакам: величина, затем по цвету, по толщине (блоки). | Дети выполняют задание за столами, комментируют свой выбор: Я выбрал телевизор, стол, печенье потому, что они квадратной формы. -Я разложил квадраты на группы по величине: большие и маленькие; по цвету: синие, красные и желтые; по толщине: тонкие и толстые. |
5. | Двигательная минутка. 2 минуты | Физкультурная пауза: игра «Найди свой дом». На полу геометрические фигуры, рядом с которыми дети встают «как в домиках». -Ребята, под веселую музыку вы гуляете. Музыка закончилась – вы идете в свой домик. | Дети выполняют. |
6. | Закрепление темы. 4 минуты | -Ребята, помогите Квадрату Квадратычу собрать его друзей. Игра «Сложи фигуру» (квадрат из двух, трех и т.д. частей. Игра «Назови вокруг себя» (предметы квадратной формы). | Дети выполняют задание за столами. |
7. | Развитие лексико-грамматической стороны речи, психических процессов. 5 минут | -На пути нам встретились геометрические фигуры. Давайте с ними поиграем. Игра «Что изменилось?» (ряд геометрических фигур). Игра «Четвертый лишний» (геометрические фигуры, лишние по цвету, форме, размеру). -Геометрические фигуры были рады поиграть с вами. | Дети сидят за столами, отвечают, подняв руку. -Поменялись местами большой синий квадрат и маленький синий. - Лишний красный квадрат, потому что он один красный, а все остальные квадраты – синие. |
8. | Работа в тетради. 3 минуты | -Ребята, наше путешествие по математической стране заканчивается. Квадрат Квадратыч желает проверить, какие вы внимательные, аккуратные. Он приготовил диктант. Будьте внимательны. Диктант: нарисовать квадрат, состоящий из одной клетки зеленого цвета, из четырех клеток - оранжевый, затем продолжить ряд самостоятельно. -Молодцы, ребята, Квадрат Квадратыч остался вами доволен. | Дети сидят за столами. |
9. | Итог. Оценка. 2 минуты | -Припомните, какие у вас были картинки с предметами квадратной формы? В какие игры мы с вами играли, путешествуя по математической стране. -Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. Сегодня Квадрату Квадратычу очень понравилось с нами путешествовать. Он приготовил для вас наклейки - веселых человечков. | Дети стоят в кругу, отвечают. |
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
в группе компенсирующей направленности
для детей седьмого года жизни
Тема: Одежда, обувь, головные уборы.
Цель:
Коррекционно-образовательная:
- Учить детей различать и называть предметы одежды, обуви, головных уборов, их части.
Коррекционно-развивающая:
- Развивать умение обобщать и сравнивать;
- Развивать умение употреблять правильные грамматические категории;
- Развивать внимание слуховое и зрительное, память, восприятие.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, уважение к людям разных профессий.
Оборудование: картинки – предметы одежды, обуви, головных уборов, схема предлога В, контуры предметов одежды, обуви, наклейки – веселые человечки для оценки деятельности детей.
Ход:
№ этапа | Название этапа | Содержание этапа | Организация и примерные ответы детей |
1. | Организационный момент. 1 минута | -Ребята, сегодня к нам в гости пришел гномик. Назовите, что на нем надето. Что вы называли? Предметы одежды. Что у него на голове? Что это? Правильно, головной убор. Что на ногах? Что это? Правильно, это обувь. | Дети стоят полукругом. -Штанишки, рубашка – это одежда. -Колпачок – это головной убор. -Сапожки – это обувь. |
2. | Объявление темы. 2 минуты | -Ребята гномик с нами поиграет. Игра «Угадай по описанию». Резиновые, непромокаемые. Теплая, меховая, пушистая. Шерстяная, полосатая, маленькая. Кожаные, теплые, зимние. -Сегодня вы с гномиком вспомните и расскажите о предметах одежды, обуви, головных уборов. | -Сапоги. -Шапка, шуба. -Шапочка, кофточка. -Сапоги, ботинки, перчатки. |
3. | Основная часть. 10 минут | Давайте расскажем гномику об одежде, обуви, головных уборах. -Как называется одежда, которую носят мужчины, женщины, дети? -Какое сейчас время года? Значит, какая нужна одежда в это время года? А летом, зимой, весной? Как называется осенняя и весенняя одежда? -Из чего шьют одежду, обувь, головные уборы? -Какие ткани вы знаете? -Как называется ткань из ситца, шерсти, драпа, шелка?(демонстрация кусочков ткани) Гномик для вас приготовил игры. Игра «Из чего, какой?» -У вас картинки, скажите из чего сделаны предметы, какие они? Игра «Оденем Ваню и Машу». На доске изображения мальчика и девочки. Нужно распределить картинки с одеждой, обувью, головными уборами к детям. Игра «Назови части» у предметов одежды, обуви. Сначала без картинного материала, а затем проверка и контроль по картинкам-схемам. -Молодцы, ребята, гномику очень понравилось с вами играть. | -Мужская одежда, женская, детская. -Осень. Осенняя одежда, летняя, зимняя, весенняя. -Демисезонная. -Из ткани, кожи, меха. -Ситец, шерсть, драп, шелк. -Ситцевая ткань, шерстяная ткань, драповая, шелковая. -Кофта из шерсти – шерстяная кофта и т.д. -Для Маши – юбка, потому что, это одежда для девочек. -Эта шапка больше подходит для мальчика. - У рубашки есть рукава, карманы, воротник, манжеты. -У сапог есть каблук, голенище, подошва, застежка. |
4. | Рече-двигательная минутка. 2 минуты | Физкультурная пауза с речевым сопровождением: Нарядили ножки в новые сапожки. Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, В грязь не заходите, сапожки не рвите. | Дети идут по кругу, Топают, Прыгают, машут руками, Идут. |
5. | Закрепление. 6 минут | -Ребята, гномик предлагает нам посоревноваться с ним. Сравнить предметы одежды, обуви, используя схему, по плану: Название. Что это? Внешний вид (цвет, размер, части). Материал. Кто может носить? ( рубашка – шуба). -Вы, молодцы, ребята, не уступили гномику, очень хорошо сравнили предметы одежды. | Дети выполняют задания у доски. |
6. | Развитие грамматической стороны речи, психических процессов. 6 минут | -Послушай те стихотворение-подсказку: Брата своего одену. Платье новое надену. На прогулку куколку одену. На себя штаны надену. Это надо знать и не забывать. Игра «Доскажи словечко» (надеть на себя, одеть кого-то). Я красивые шорты – Я свою сестричку – Я меховую шубу – Игра «Четвертый лишний» Туфли, сапоги, платок, тапки. Сапоги, ботинки, тапки, валенки. Шуба, пуховик, сапоги, сарафан. | - надеваю. - одеваю. - надеваю. -Платок лишний, потому что платок это головной убор, а все остальное обувь. |
7. | Итог. Оценка. 3 минуты | -Гномик очень рад, что приходил к нам в гости. Давайте напомним ему, в какие игры играли. -Вспомните, ребята, стихотворение – правило. -Как называется одежда, которую носят весной и осенью? -Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Гномик приготовил для вас шаблончики одежды, обуви, головных уборов. После прогулки в группе вы обведете шаблоны и раскрасите предметы. | Дети стоят в кругу. - «Четвертый лишний», «Оденем Машу и Ваню». Дети повторяют стихотворение. -Демисезонная одежда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом "Комната для зайки"
Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом. КонструированиеТема занятия «Комната для зайки»Автор: Кудрявцева Елена ЮрьевнаДолжность, образова...
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Волк и семеро козлят".
Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Во...
Открытое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Открытое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР на тему “ Домашние животные "
Путешествие в деревню” Цель: Закрепление знаний детей о домашних животных. Задачи: ...
Конспект закаливающих процедур в группе общеразвивающей направленности для детей 3 года жизни.
Закаливающие процидуры для детей 3го года жизни...
Конспект открытого занятия в подготовительной компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в лес».
ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Организационный момент. - Посмотрите на свою картинку и выложите букву с которой начинается название того, что нарисовано на квадра...
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности 5-6 лет "Весеннее приключение гусенички"
Развитие речи в группе компенсирующей направленности 5-6 лет. Насекомые...