Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы компенсирующей направленности по патриотическому воспитанию Тема: «Нерехта – мой край родной»
план-конспект занятия (старшая группа)
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству» Д.С.Лихачѐв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nerehta_-_moy_kray_rodnoy.docx | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы компенсирующей направленности
по патриотическому воспитанию
Тема: «Нерехта – мой край родной»
Подготовила воспитатель: Киселева О.Г.
2023 год
Технологическая карта образовательной деятельности
Наименование образовательной организации: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Возрастная группа воспитанников: старшая
Тема совместной деятельности: «Нерехта – мой край родной»
Длительность: 25 минут
Цель: уточнение и закрепление представлений детей о родном крае.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Обобщать и систематизировать знания детей о малой и большой Родине.
2. Закреплять знания детей о природе родного края, растительном и животном мире.
3. Продолжать знакомить с историей родного города.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать познавательную активность, интерес к изучению родного края.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине.
2. Воспитывать чувство гордости за свой край.
3. Воспитывать культуру поведения, умение слушать друг друга.
Коррекционно – речевые:
1. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки.
2. Совершенствовать диалогическую форму речи
3. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы.
Материал: ноутбук, проектор, презентация, мольберт, карточки с изображением диких животных и деревьев, карточки с изображением листьев деревьев, фотографии с изображением зданий Нерехты и других городов, карандаши, листы бумаги с заданием «Предметы старинного быта».
Предварительная работа: проведение экскурсий по городу (в том числе виртуальных), беседы о родном городе, природе родного края, разучивание игры «Наш город».
Планируемые результаты: у детей активизируются знания и представления о родном крае
Части СД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – введение в ситуацию. Задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. | 1. Организационный этап Раз, два, три, четыре, пять, Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд, Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом, Здравствуй друг - берёмся другой рукой, Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками. Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Да) (В зал вбегает домовенок Кузя) Домовой Кузя: Ой, бяда, бяда, огорчение! Хозяйство–по миру, убытки немеряны! Воспитатель: Здравствуй, Кузя. Что случилось? Домовой: Сундук мой со сказками украли! Какой я теперь домовой без сказок? Убытки, убытки то какие. Воспитатель: Сундук со сказками? Мы с ребятами тоже любим сказки. Интересно, кто же это мог сделать? Домовой: Так знамо кто, Баба Яга. Говорит: «Я твой сундук заколдовала. Он теперь невидимый. А если хочешь получить свой сундук со сказками обратно, то, по родному краю ты ступай, да заданья выполняй. Если выполнишь задания, то разрушишь заклинание». - Охти, батюшки, что делать-то теперь. Куда же я один пойду, я ведь ничегошеньки не знаю. Воспитатель: Не переживая, Кузя. Наши ребята очень хорошо знают свой родной край. Они тебе обязательно помогут. - Дети, вы готовы отправиться в путешествие по родному краю и помочь Кузе расколдовать его сундук со сказками? (Да). Тогда в путь. | Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом Отвечают на поставленный вопрос. Слушают диалог воспитателя и домового Кузи Выражают желание помочь Кузе | Создать эмоционально – психологический настрой к предстоящей деятельности Создать ситуацию, в которой дети приобретают желание и опыт оказания помощи окружающим |
2 часть - актуализация знаний и умений. Задачи: актуализировать знания и умения детей в познавательной, речевой и игровой деятельности | Воспитатель: Раз, два, три, раз, два, три, Путешествовать пошли!. Легче выдох, глубже вдох, Путь не близок, не далек. (слайд №2) Первая остановка «Страна моя родная» (Воспитатель показывает письмо с заданием от Бабы Яги) Воспитатель: Вот и первое задание «На вопросы отвечайте - ответы верные давайте» На карте мира не найдёшь 1. Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём? Правильно. Мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое имя - Россия. 2. А как называют людей, живущих в нашей стране? (Их называют россияне). 3. У каждой страны есть свои государственные символы. Какие 3 главных символа нашего государства вы знаете? 4. Кто изображен на гербе России? 5. Какие цвета присутствуют в российском флаге? 6. В каждой стране есть самый главный город - столица. Как называется главный город нашей страны? Россия - это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть ещё и место, где мы родились и растём - это наш родной край, наша малая родина. Есть у каждого на свете Свой родимый уголок И для нас таким, конечно, Стал наш старый городок. 7. Как называется наш город? 8. Как называют людей, живущих в Нерехте? 9. Что изображено на гербе Нерехты? 10. Какие реки протекают в нашем городе? 11. Почему река Солоница получила такое название? (Потому что там добывалась соль) Правильно. В древности у реки находились соляные колодцы и варницы, в которых круглый год добывалась соль. По первому снегу длинный обоз с этим продуктом отправлялся в Москву. - Молодцы, справились с первым заданием. Отправляемся дальше. Воспитатель: Дружно за руки возьмемся, И по городу пройдемся (берутся за руки и идут змейкой). По Орехова пойдем, Раз, два, раз, два, На Октябрьской мы свернём, Раз, два, раз, два Поглядим налево – детская площадка. Поглядим направо здание – загадка. (слайд №3) Вторая остановка «Мой родной город» Воспитатель: Говорят, что каждый город – это книга, а ее страницы – улицы и здания. В Нерехте много улиц, и у каждой свое название. - Ребята, вы знаете названия улиц, на которых живете? (Да) - Назовите их, пожалуйста. - Как называется улица, на которой стоит наш детский сад?
В Нерехте много достопримечательностей, памятников архитектуры. Недаром Нерехту ещё называют город-музей под открытым небом. (слайд №4) Главной достопримечательностью нашего города являются 7 храмов. (слайд №5) В городе много необычных каменных зданий. Попав на Базарную площадь, мы увидим дом Хворинова, который в народе за необычную форму называют «носок». Этот дом мне особенно дорог, потому что там прошло моё детство. (слайд №6) Там же находятся большие торговые ряды. (слайд №7) Особенно славится Нерехта деревянными домами, украшенными резными наличниками с изображением фантастических растений, птиц и зверей. В нашем городе много других интересных мест и зданий, с которыми вы уже знакомились. А запомнили вы их или нет, сейчас узнаем. Вот и второе задание - сначала вам надо будет угадать здание или место, которого нет в Нерехте. Слушайте очень внимательно. Кинотеатр «Россия», краеведческий музей, цирк, вокзал. Магазин, больница, музыкальная школа, зоопарк. Дворец культуры, кукольный театр, библиотека, Дом пастуха. Аквапарк, бассейн «Победа», стадион «Старт», Торговые ряды,. Парк Текстильщиков, Сбербанк, Пожарная каланча, почта Аптека, детский сад «Ласточка», гимназия, Спасская башня
- На слух вы правильно всё определили. Продолжаем выполнять задание. (На столах расположены фотографии с достопримечательностями города, рядом стоит мольберт). - Посмотрите, как много фотографий лежит на столе. Вам надо выбрать одну фотографию с изображением известного здания или места, которые можно встретить в нашем городе и назвать его. - Молодцы, вы настоящие знатоки своего города. - Посмотрите, какой красивый у нас город. Воспитатель: В России много разных городов больших и маленьких. Мы с вами родились в чудесном городе под названием – Нерехта. Нерехта – в волшебном, напевном названии чудится говор племени меря, поселившегося между двух глубоких речек, шепот старинных дубрав, нечто – древнерусское, безумно интересное и завораживающее своей сказочностью. Пусть кому-то по душе столица, Кто-то любит Север, кто-то Крым. Мне же было суждено влюбиться В древний город с именем чудным. Нерехта… (Н. Власова) Воспитатель: Ребята, а вам нравится наш город? (Да) Давайте отдохнем и познакомим Кузю с игрой «Наш город». Игра « Наш город» (координация речи с движением под музыку). Это город. Как высок он! (поднимают руки вверх) Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и окна) Городок наш небольшой (руки в стороны) Он уютный и родной (обнимают себя и качаются из стороны в сторону) Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики») Засыпает (садятся), И встает (встают). Город улыбается (улыбаются друг другу) Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс») Воспитатель: Отдохнули, можно продолжать путешествие. Мы шагаем по дорожке! Поднимаем выше ножки! Через камушки и кочки, Через ямки и пенёчки!
(слайд №8) Третья остановка «Природа родного края» Воспитатель: Нерехта - это край живописной русской природы. Растительность нашего края очень богата и разнообразна. У нас насчитывается почти 300 видов различных растений. Значительная часть региона покрыта лесами. Вы знаете, какие деревья растут в нашем краю? (Да). Назовите их, пожалуйста. Следующее задание «Узнай дерево по листочку». - Какое дерево называют русской красавицей? (Березу) - Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна) - Плод, какого дерева называется желудь? (дуб) - Молодцы, правильно выполнили это задание. Воспитатель: Животный мир нашего края так же чрезвычайно богат. Каких только животных и птиц не встретишь в наших лесах. Вот и четвертое задание. (слайд №9) - Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какие животные здесь спрятались. - Какое из этих животных не живет в наших лесах? (Олень) - Какие животные ложатся в спячку? (Медведь, ёж) - Назовите животных - хищников. - Какое животное считается символом России? (Медведь) - Молодцы, и это задание выполнили. Продолжаем наш путь. Воспитатель: Шли по узенькой дорожке наши маленькие ножки. Руки тоже помогали: Всё махали и махали.
(слайд №10) Четвертая остановка «Нерехта старинная» Домовой Кузя: Про старину я все знаю. Воспитатель: А откуда ты Кузя все знаешь? Домовой Кузя: Так я ж давно родился. Мне почитай семь веков, восьмой пошёл, по-вашему – 700 лет. Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили? Домовой Кузя: Конечно, знаю! Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. А еще их называли срубами, потому, что их рубили топорами. Важное место в доме занимала печь. Печь обогревала дом, на ней спали старики и дети, сушили одежду, грибы и ягоды, в ней готовили еду и даже мылись. В доме все было сделано своими руками: мебель, посуда, предметы быта. Воспитатель: Следующее задание «Найди старинные предметы быта» У вас на столах лежат листы бумаги, где изображены изба и печка. Обведите, пожалуйста, только те предметы быта, которые можно встретить в крестьянской избе. А потом мы вместе назовём их. - Молодцы, справились и с последним заданием. А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза) (На ковре появляется сундучок). Домовенок Кузя: Ура! Сундук мой со сказками расколдовали. Спасибо вам, ребята. В благодарность от меня примите эту книгу со сказками. А мне пора возвращаться. До свидания, ребята. (Кузя убегает) Воспитатель: Чтобы из путешествия вернуться: вокруг себя нужно обернуться. Хлопнуть, топнуть, улыбнуться. | Идут за воспитателем. Садятся на стулья, слушают воспитателя. Выполняют 1 задание, отвечают на вопросы. Выполняют движения в соответствии с текстом По очереди называют улицы, на которых живут. Слушают воспитателя и смотрят презентацию. Выполняют 2 задание, определяют на слух, какого здания нет в городе. Рассматривают фотографии, выбирают одну фотографию, называют здание и прикрепляют его на мольберт. Слушают воспитателя. Выполняют движения в соответствии с текстом под музыку. Идут по кругу. Слушают воспитателя. Называют деревья, растущие в нашем крае. Выполняют 3 задание, выбирают по желанию карточки с изображением листьев от разных деревьев. Выбирают изображение дерева, с которого упал листик, называют его. Слушают воспитателя, рассматривают рисунок с изображением перепутавшихся животных. Выполняют 4 задание, называют животное и находят цветное его изображение. Отвечают на вопросы. Идут друг за другом. Слушают Кузю, смотрят презентацию Дети проходят за столы, где лежат листы с заданием «Старинные предметы быта» Выполняют 5 задание, а потом рассказывают, какие предметы быта они узнали. Выполняют гимнастику для глаз в соответствии с текстом Выполняют движения. | Создать проблемные ситуации, в которых возникает необходимость в проявлении имеющихся у детей представлений и знаний о родном крае. Побуждать детей к проявлению речевой активности. Побуждать детей к проявлению двигательной активности Побуждать детей к проявлению речевой активности Побуждать детей к проявлению двигательной и речевой активности |
3 часть - осмысление. Задачи: Восстановить в памяти детей то, что они делали и создать ситуацию успеха. | Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? (Ответы детей). Какое задание было самым трудным? Благодаря тому, что вы много знаете о родном крае, были дружными, вы смогли справиться со всеми трудностями. | Отвечают на вопросы воспитателя | Создать условия для возникновения ситуации успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Формула здоровья »
Цель: поддержать здоровьесберегающую компетенцию детей, позволяющую им самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения. Задачи:Образовательные: Сформиров...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему: «В гости к Лесовичку»
Занятия по региональному компоненту позволяет развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края....
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну чудес»
методическая разработка...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Патруль здоровья»
Создание положительного эмоционального настроя, побуждение к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, удовлетворение потребности в двигательной активности, получение опыта взаимоде...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы по познавательной деятельности на тему: «Домашние животные».
Цель: Создать условия для развития познавательной активности в процессе представления детей о домашних животных, с использованием игры по программе «ПРОдетей».Задачи: Образовательные:...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы та тему «Путешествие по сказкам»
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей по знакомым сказкам. Задачи: Образовательные: организовать деятельность детей, направленную на расширение словарного запаса детей (вспомина...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы
Технологическая карта занятия по аппликации "Синичка и Снегирь"...