Конспект комплексного занятия «Путешествие по Кавказу» ДЛЯ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГР.
план-конспект занятия

Магомедсаидова Галимат Касумовна

 Цели:

расширять представление детей о народах проживающих на Северном Кавказе, о разнообразии и особенностях костюмов различных народов

Задачи:

-познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;

-Расширять круг знаний детей о традициях,обычаях,укладе жизни народов Северного Кавказа;

-формировать способность к познанию костюма народов населяющих Северный Кавказ;

-закрепить знания и привививать интерес к культуре народов Северного Кавказа;

-воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;

-воспитывать уважение к людям разных национальностей,стремление жить в мире со всеми народами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_kavkazu.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Дубок» г. Йошкар-Олы»

                                                                          Утверждено

                                                                                                на педагогическом совете

                                                                  от 30.08.2023 г. протокол.№ 1

Конспект комплексного занятия 

 «Путешествие по Кавказу»

ДЛЯ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГР.

                                                                                            Составитель:

                                                                                        Воспитатель                              Магомедсаидова Г.К.

 

Йошкар-Ола

2023

 Цели:

расширять представление детей о народах проживающих на Северном Кавказе, о разнообразии и особенностях костюмов различных народов

Задачи: 

-познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;

-Расширять круг знаний детей о традициях,обычаях,укладе жизни народов Северного Кавказа;

-формировать способность к познанию костюма народов населяющих Северный Кавказ;

-закрепить знания и привививать интерес к культуре народов Северного Кавказа;

-воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;

-воспитывать уважение к людям разных национальностей,стремление жить в мире со всеми народами.

Материалы и оборудование:  

 Мини- музей Северного Кавказа, карта Мира, карта России ,карта Северного Кавказа ,мужской национальный костюм(джигитовка +папаха) национальные узоры – осетинские узоры(работа родителя-рисунок), диск с этнической музыкой, запись композиции «Одинокий пастух».

Ход занятия:

Мальчик: Ассалам алейкум!

Девочка: Мир вам!

Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)

Но есть еще у человека и малая родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос.

 Сегодня я расскажу вам о моей малой родине, о Северном Кавказе,о Дагестане.

 Северный Кавказ очень многонациональный край. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.

 1-РЕБ.

 КАВКАЗ-ЭТО ГОРДОСТЬ РОССИИ,

КАВКАЗ-ЭТО СКАЗКА,ПОВЕРЬ!

И КАЖДЫЙ ЗДЕСЬ ГОРЕЦ И ЖИТЕЛЬ,

В ЖИЛИЩЕ ОТКРОЕТ ВАМ ДВЕРЬ!

 2-РЕБ.

 ЧЕЧЕНЦЫ,АБХАЗЫ,АДЫГИ,

НАРОДНОСТЕЙ ВСЕХ И НЕ СЧЕСТЬ,

ЖИВУТ ВМЕСТЕ РЯДЫШКОМ ДРУЖНО,

В ПОЧЁТЕ ВСЕГДА У НИХ-ЧЕСТЬ!

 3-РЕБ.

НА СВАДЬБУ АУЛ ВЕСЬ ПРИХОДИТ,

ЛЕЗГИНКУ ТАНЦУЮТ ТУТ ВСЕ,

ШАШЛЫК ИЗ БАРАНИНЫ ЖАРЯТ,И ПЕСНИ О ЖИЗНИ ПОЮТ!

 

 Воспитатель:

 Ребята, мы многое узнали об обычаях, традициях, быте  Русского народа, Марийского народа ,а сегодня мы познакомимся с культурой наших ближайших соседей – народов Северного Кавказа. Давайте посмотрим на карту. На Юге края, выходя за его границы, протянулась мощная горная гряда. Это – Кавказские горы. Здесь живут горские народы: осетины, ингушы,  дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, их всего более 50-ти национальностей.

Показать на карте все республики Северного Кавказа: 

В Осетии живут- осетины ,

в Карачаево –Черкесии -  карачаевцы, черкесы, абхазцы.

В Дагестане  -аварцы, кумыки, лезгины, даргинцы..

В  Кабардино - .Балкарии –кабардинцы ,балкары, осетины.

В Чеченской республике - чеченцы.

В Ставрополье - армяне, даргинцы, греки, украинцы, ногайцы…

Вот сколько республик находится на территории СК и в них живут люди разной национальности. Как вы думаете , ребята, чем отличаются эти народы? (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в гости к  горцам- горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.

Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:

Эти горы далеко,

К ним добраться нелегко:

Через горы и овраги

(Ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги

(Прыжки на двух ногах)

Под еловыми кустами

(В полуприсяде )

Да сосновыми мостами

(Приставным шагом)

Вот и горы впереди –

Выходи и погляди!

Воспитатель:

Природа этих мест красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе

Ребята, давайте присядем на луг и послушаем музыку гор

(звучит музыкальный фрагмент произведения «Одинокий пастух»)

Воспитатель:

Что вы представили ребята, слушая эту музыку?

(ответы детей: пастух пасет овец и играет на свирели, вокруг высокие синие горы, солнце освещает снег на вершинах. Музыка очень красивая и немного печальная)

Дополнительные вопросы: 

Какое настроение у пастуха? Какая музыка – веселая или печальная? Как вы думаете, почему музыка печальная?

Воспитатель:  

Каждая национальность имеет свой язык, свой национальный костюм, музыкальные инструменты ,свои традиции, обычаи ,праздники, песни, танцы.

Костюмы на СК отличаются удивительным разнообразием, красочностью и украшениями. Особое значение как и во всех народах занимает вышивка-орнамент на одежде.

Праздничные костюмы передавались из поколения в поколение. Костюм был очень разговорчивый и по его крою , вышивке, орнаменту, украшению, можно было узнать к какому роду и сословию относится хозяин костюма.

Женский костюм подчёркивал стройность и грацию.

Мужской- мужественность и статность.

(рассмотреть иллюстрации костюмов, показать куклы в национальной одежде)

На Кавказе есть свои традиции и обычаи и одной из них является танец «лезгинка» в каждой республике танцуют по своему, но в них есть общие черты, мотивы.

Дагестанский девичий танец

То же  самое можно наблюдать и в сказках, загадках, пословицах, играх.

Народы всех национальностей стараются жить  дружно, помогают друг другу: если свадьба все танцуют, дом строят - всё село выходит на помощь.

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

 ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ ДВУХ НОВЫХ;

-НЕТ ДРУГА- ИЩИ,НАШЁЛ-БЕРЕГИ;

-ДРУЖБА-ВЕЛИКАЯ СИЛА;

ДРУГ ЗА ДРУГА ДЕРЖАТЬСЯ-НЕЧЕГО БОЯТЬСЯ.

Вот какие пословицы сочинил народ на СК.

СК и русский народ дружат с давних времён- их дружба дала очень крепкие корни. Русские стремились жить в согласии и в мире со своими соседями, помогали им .

Ребята, а сейчас я вам предлагаю игру .

Дагестанская игра «ВОЛК И ОВЦЫ»

 Пасти овец в горах , ребята , ой как трудно: их надо уберечь от волков, от снежных лавин …

Воспитатель:

А еще у народов СК отличная кухня , она очень разнообразная по составу и вкусовым качествам:

-долма - голубцы, хинкал (у каждой нации в Дагестане свой) в моей семье любят крученный хинкал,  чуду - тонкие лепешки с разнообразной начинкой (творог, творог с зеленью, тыква, мясо , курица и много разнообразных начинок) Основу повседневной пищи составляет хлеб

( кукурузный, ржаной, овсяный, пшеничный)

Мальчик: 

Мой дедушка часто говорит: без хлеба и медом сыт не будешь!

Воспитатель:

Давайте вспомним, что говорили о хлебе казаки:

«Без солнца нет света, без труда нет хлеба»,

 «Горькая работа, да сладок хлеб»,

«В закромах зерно – на душе тепло»

Воспитатель:

  Предлагаю поиграть в любимую игру ребятишек Дагестана, которая называется «Лаваш»

 Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш)

Лаваш начинает диалог:

- Пеку, пеку лаваш!

- Лаваш готов? (Задняя пара)

- Готов!

- Смотри, не сгори!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)

На Кавказе умеют и любят принимать гостей

« ГОСТЬ-ПОСЛАННИК БОГА» говоря адыги.

Гостю самое лучшее и если гость впервые в вашем доме ему обязательно дарят подарок. В каждом доме есть для гостя комната.

Ребята вот и подошло к концу наше путешествие: мы познакомились с вами национальными костюмами, обычаями, традициями. Вам понравилось наше путешествие?

что нового узнали?

.

 

 

 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Путешествие к бабушке в деревню"

Тема: Путешествие к бабушке в деревню Цель:  Расширять словарный запас детей (крыша, окно, дверь, лестница, труба, забор);Показать умение детей группировать предметы по их общим призн...

Конспект комплексного занятия "Путешествие в страну Рисовалию"

На занятии решаются задачи художественно-эстетического воспитания, развития речи, приобщения дошкольников к русскому народному декоративно-прикладному искусству....

Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Весёлое путешествие"

Программное содержание:  - расширять и закреплять у детей знания и представления о профессиях; - упражнять в порядковом и количественном счете; - закреплять представления о днях не...

Конспект открытого итогового комплексного занятия «Путешествие в королевство Всезнандии» (старшая группа)

Конспект открытого итогового комплексного занятия «Путешествие в королевство Всезнандии» (старшая группа)Программное содержание:Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и об...

Конспект комплексного занятия "Путешествие по городу" (старшая группа)

Комплексное занятие в старшей группе"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ"Цель:  закрепить знания детей о родном городе.Задачи: 1. формировать понятие "малая родина"2. развивать память, мышл...