Конспект комплексного занятия «Путешествие по Кавказу» ДЛЯ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГР.
план-конспект занятия
Цели:
расширять представление детей о народах проживающих на Северном Кавказе, о разнообразии и особенностях костюмов различных народов
Задачи:
-познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;
-Расширять круг знаний детей о традициях,обычаях,укладе жизни народов Северного Кавказа;
-формировать способность к познанию костюма народов населяющих Северный Кавказ;
-закрепить знания и привививать интерес к культуре народов Северного Кавказа;
-воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей,стремление жить в мире со всеми народами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_kavkazu.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Дубок» г. Йошкар-Олы»
Утверждено
на педагогическом совете
от 30.08.2023 г. протокол.№ 1
Конспект комплексного занятия
«Путешествие по Кавказу»
ДЛЯ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГР.
Составитель:
Воспитатель Магомедсаидова Г.К.
Йошкар-Ола
2023
Цели:
расширять представление детей о народах проживающих на Северном Кавказе, о разнообразии и особенностях костюмов различных народов
Задачи:
-познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;
-Расширять круг знаний детей о традициях,обычаях,укладе жизни народов Северного Кавказа;
-формировать способность к познанию костюма народов населяющих Северный Кавказ;
-закрепить знания и привививать интерес к культуре народов Северного Кавказа;
-воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей,стремление жить в мире со всеми народами.
Материалы и оборудование:
Мини- музей Северного Кавказа, карта Мира, карта России ,карта Северного Кавказа ,мужской национальный костюм(джигитовка +папаха) национальные узоры – осетинские узоры(работа родителя-рисунок), диск с этнической музыкой, запись композиции «Одинокий пастух».
Ход занятия:
Мальчик: Ассалам алейкум!
Девочка: Мир вам!
Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)
Но есть еще у человека и малая родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос.
Сегодня я расскажу вам о моей малой родине, о Северном Кавказе,о Дагестане.
Северный Кавказ очень многонациональный край. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.
1-РЕБ.
КАВКАЗ-ЭТО ГОРДОСТЬ РОССИИ,
КАВКАЗ-ЭТО СКАЗКА,ПОВЕРЬ!
И КАЖДЫЙ ЗДЕСЬ ГОРЕЦ И ЖИТЕЛЬ,
В ЖИЛИЩЕ ОТКРОЕТ ВАМ ДВЕРЬ!
2-РЕБ.
ЧЕЧЕНЦЫ,АБХАЗЫ,АДЫГИ,
НАРОДНОСТЕЙ ВСЕХ И НЕ СЧЕСТЬ,
ЖИВУТ ВМЕСТЕ РЯДЫШКОМ ДРУЖНО,
В ПОЧЁТЕ ВСЕГДА У НИХ-ЧЕСТЬ!
3-РЕБ.
НА СВАДЬБУ АУЛ ВЕСЬ ПРИХОДИТ,
ЛЕЗГИНКУ ТАНЦУЮТ ТУТ ВСЕ,
ШАШЛЫК ИЗ БАРАНИНЫ ЖАРЯТ,И ПЕСНИ О ЖИЗНИ ПОЮТ!
Воспитатель:
Ребята, мы многое узнали об обычаях, традициях, быте Русского народа, Марийского народа ,а сегодня мы познакомимся с культурой наших ближайших соседей – народов Северного Кавказа. Давайте посмотрим на карту. На Юге края, выходя за его границы, протянулась мощная горная гряда. Это – Кавказские горы. Здесь живут горские народы: осетины, ингушы, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, их всего более 50-ти национальностей.
Показать на карте все республики Северного Кавказа:
В Осетии живут- осетины ,
в Карачаево –Черкесии - карачаевцы, черкесы, абхазцы.
В Дагестане -аварцы, кумыки, лезгины, даргинцы..
В Кабардино - .Балкарии –кабардинцы ,балкары, осетины.
В Чеченской республике - чеченцы.
В Ставрополье - армяне, даргинцы, греки, украинцы, ногайцы…
Вот сколько республик находится на территории СК и в них живут люди разной национальности. Как вы думаете , ребята, чем отличаются эти народы? (ответы детей)
Сегодня мы отправимся в гости к горцам- горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.
Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:
Эти горы далеко,
К ним добраться нелегко:
Через горы и овраги
(Ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги
(Прыжки на двух ногах)
Под еловыми кустами
(В полуприсяде )
Да сосновыми мостами
(Приставным шагом)
Вот и горы впереди –
Выходи и погляди!
Воспитатель:
Природа этих мест красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе
Ребята, давайте присядем на луг и послушаем музыку гор
(звучит музыкальный фрагмент произведения «Одинокий пастух»)
Воспитатель:
Что вы представили ребята, слушая эту музыку?
(ответы детей: пастух пасет овец и играет на свирели, вокруг высокие синие горы, солнце освещает снег на вершинах. Музыка очень красивая и немного печальная)
Дополнительные вопросы:
Какое настроение у пастуха? Какая музыка – веселая или печальная? Как вы думаете, почему музыка печальная?
Воспитатель:
Каждая национальность имеет свой язык, свой национальный костюм, музыкальные инструменты ,свои традиции, обычаи ,праздники, песни, танцы.
Костюмы на СК отличаются удивительным разнообразием, красочностью и украшениями. Особое значение как и во всех народах занимает вышивка-орнамент на одежде.
Праздничные костюмы передавались из поколения в поколение. Костюм был очень разговорчивый и по его крою , вышивке, орнаменту, украшению, можно было узнать к какому роду и сословию относится хозяин костюма.
Женский костюм подчёркивал стройность и грацию.
Мужской- мужественность и статность.
(рассмотреть иллюстрации костюмов, показать куклы в национальной одежде)
На Кавказе есть свои традиции и обычаи и одной из них является танец «лезгинка» в каждой республике танцуют по своему, но в них есть общие черты, мотивы.
Дагестанский девичий танец
То же самое можно наблюдать и в сказках, загадках, пословицах, играх.
Народы всех национальностей стараются жить дружно, помогают друг другу: если свадьба все танцуют, дом строят - всё село выходит на помощь.
Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ ДВУХ НОВЫХ;
-НЕТ ДРУГА- ИЩИ,НАШЁЛ-БЕРЕГИ;
-ДРУЖБА-ВЕЛИКАЯ СИЛА;
ДРУГ ЗА ДРУГА ДЕРЖАТЬСЯ-НЕЧЕГО БОЯТЬСЯ.
Вот какие пословицы сочинил народ на СК.
СК и русский народ дружат с давних времён- их дружба дала очень крепкие корни. Русские стремились жить в согласии и в мире со своими соседями, помогали им .
Ребята, а сейчас я вам предлагаю игру .
Дагестанская игра «ВОЛК И ОВЦЫ»
Пасти овец в горах , ребята , ой как трудно: их надо уберечь от волков, от снежных лавин …
Воспитатель:
А еще у народов СК отличная кухня , она очень разнообразная по составу и вкусовым качествам:
-долма - голубцы, хинкал (у каждой нации в Дагестане свой) в моей семье любят крученный хинкал, чуду - тонкие лепешки с разнообразной начинкой (творог, творог с зеленью, тыква, мясо , курица и много разнообразных начинок) Основу повседневной пищи составляет хлеб
( кукурузный, ржаной, овсяный, пшеничный)
Мальчик:
Мой дедушка часто говорит: без хлеба и медом сыт не будешь!
Воспитатель:
Давайте вспомним, что говорили о хлебе казаки:
«Без солнца нет света, без труда нет хлеба»,
«Горькая работа, да сладок хлеб»,
«В закромах зерно – на душе тепло»
Воспитатель:
Предлагаю поиграть в любимую игру ребятишек Дагестана, которая называется «Лаваш»
Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш)
Лаваш начинает диалог:
- Пеку, пеку лаваш!
- Лаваш готов? (Задняя пара)
- Готов!
- Смотри, не сгори!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)
На Кавказе умеют и любят принимать гостей
« ГОСТЬ-ПОСЛАННИК БОГА» говоря адыги.
Гостю самое лучшее и если гость впервые в вашем доме ему обязательно дарят подарок. В каждом доме есть для гостя комната.
Ребята вот и подошло к концу наше путешествие: мы познакомились с вами национальными костюмами, обычаями, традициями. Вам понравилось наше путешествие?
что нового узнали?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия "Путешествие к бабушке в деревню"
Тема: Путешествие к бабушке в деревню Цель: Расширять словарный запас детей (крыша, окно, дверь, лестница, труба, забор);Показать умение детей группировать предметы по их общим призн...
Конспект комплексного занятия "Путешествие в страну Рисовалию"
На занятии решаются задачи художественно-эстетического воспитания, развития речи, приобщения дошкольников к русскому народному декоративно-прикладному искусству....
Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Весёлое путешествие"
Программное содержание: - расширять и закреплять у детей знания и представления о профессиях; - упражнять в порядковом и количественном счете; - закреплять представления о днях не...
Конспект комплексного занятия совместно с родителями в старшей и подготовительной комбинированных группах по теме: “Весна”.
Конспект предназначен для проведения занятия в группах для детей с ОНР....
Конспект открытого итогового комплексного занятия «Путешествие в королевство Всезнандии» (старшая группа)
Конспект открытого итогового комплексного занятия «Путешествие в королевство Всезнандии» (старшая группа)Программное содержание:Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и об...
Конспект комплексного занятия "Путешествие по городу" (старшая группа)
Комплексное занятие в старшей группе"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ"Цель: закрепить знания детей о родном городе.Задачи: 1. формировать понятие "малая родина"2. развивать память, мышл...
Комплексное занятие «Путешествие в космос» в старшей группе Апрель 2021г
Конспект занятия "Путешествие в космос"...