Комплексное занятие «Путешествие в космос» в старшей группе Апрель 2021г
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Южакова Наталья Александровна

Конспект занятия "Путешествие в космос"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Нижнекамского Муниципального района Республики Татарстан

 

Итоговое комплексное занятие

«Путешествие в космос»

в старшей группе «Почемучки»

Подготовила воспитатель:

Южакова Н.А.

12.04.2021

 

Тема: 

«Путешествие в космос»

 

Возраст

Дети 5-6 лет (старший)

Образовательная область

«Познание» ФЭМП

Форма

Комплексное

Цель

Выявление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года, развитие познавательной активности.

 

Задачи

Развивающие задачи:

  - совершенствовать навыки прямого и обратного счета;.

- закрепить пространственные представления (вверху- внизу, слева -справа);

- закрепить навык измерения жидкости с помощью условной мерки;

-- развивать слуховое внимание, мышление, память; уточнить представление детей о планетах космоса.

Обучающие задачи:

   - закрепить названия геометрических фигур;  

-   упражнять детей в ориентировке на листе  бумаги в клетку

- учить решать логические задачи.

Пополнять, расширять, активизировать словарный запас детей, отработка слоговой структуры слова.

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание делать добрые поступки.

- создать веселое настроение, принести детям радость, удовольствие от полученного результата в совместной деятельности.

- формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.

Планируемый результат

 - знают и называют геометрические фигуры;

- ориентируются в пространственных представлених (вверху- внизу, слева -справа);

- имеют представление   о планетах космоса.

- умеют решать логические задачи

- ориентируются на листе бумаги.

Структура ООД

1 Вводная часть (2-3 мин.)

   Цель: организационный момент, мотивация, создание эмоционального настроя к занятию.

2 Основная часть (12-13 мин.)

   Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

- рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассматривание;

-индивидуальное выполнение заданий;

-педагогическая оценка.

3. Заключительная часть (2-3 мин.)

    Цель: подведение итогов.

Методы и приемы

Наглядные

Словесные

Практические

Игровые

Наглядные средства обучения

- картинки с изображением космоса и космонавтов (для оформления);

- карточки (по количеству детей) с нарисованными геометрическими фигурами;

- картинки специалистов экипажа, составленные из геометрических фигур (на столе у каждого ребенка);

- демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой);

- картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);

- силуэтная модель пришельца;

- 3 сосуда с разными по цвету жидкостями, измерительная кружка, маркер;

- картинки героев: птица – Говорун, робот Железяка;

- «Космический завтрак» (тюбики с делениями по количеству слогов);

- картинки продуктов питания (по количеству детей,карточки с буквами для составления слова        ГОВОРУН, фломастеры синего, красного, зеленого цвета

- мнемотаблица стихотворения «Космонавт»;

- аудиозапись;

- фишки в виде звезд.

Для детей: цифры от 0 до 10; листы в клетку с точкой; картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн); карандаши.

 

Ход ООД

Организационный момент:

 Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный.

(планета Земля)

Воспитатель: Какие вы еще знаете планеты? (ответы детей) А вы хотели бы побывать космонавтами и отправиться в полет? Очень хорошо! На любом космическом корабле есть экипаж, который состоит из разных специалистов. Мы создадим свой экипаж и узнаем, кто кем будет на корабле. Для этого выберите себе карточку с геометрическими фигурами, назовите их. Теперь найдите на столах картинку – специалиста экипажа, составленную из этих фигур.

Воспитатель просит детей занять свои места (получилось 3 экипажа разного цвета, но с одинаковым экипажем, называет специальности экипажа: радист, пилот, связист, капитан и т. д. В течении всего занятия дети работают командой, за правильный ответ получают фишку (звезду)

Основная часть

 

 Воспитатель: Внимание, приготовились к запуску корабля. Выложите пульт управления на столе в виде цифрового ряда от 0 до 10. Начинаем обратный счет, помогайте мне: 10-9-8-7….0-пуск!

Звучит космическая музыка группы «Спейс».

  Воспитатель: Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор (лист в клетку, найдите на своём столе разные планет. А сейчас, выложим вид космического неба на мониторах. В верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась голубая планета – Нептун, в левом нижнем углу красная планета – Марс, а в правом верхнем углу планета – Сатурн.

Дети выкладывают планеты на своих мониторах – листах.

Воспитатель:А сейчас давайте проверим у всех ли такой вид на мониторе. На моем экране появилась непонятная точка. Что бы это могло быть? Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши, приступаем к работе.

Графический диктант.

Проведите линию от точки: 3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.

Воспитатель: Космонавты, какой объект вы обнаружили? (ответы детей)

Воспитатель выставляет готовую модель пришельца на экран и картинку

робота Железяки.

Это пришелец из космоса, с планеты Роботов. Он подает сигнал бедствия, просит помощи. Роботы его планеты заржавели, их срочно нужно смазать специальным маслом. Масло находится в одном из сосудов, но в каком из них он не знает. Он знает только, что масла больше чем другой жидкости. Пришелец не может определить, где больше, а где меньше.

• Космонавты, как узнать, где масло? (ответы детей)

• Как мы можем узнать в каком сосуде жидкости больше?

• Чем можно измерить жидкость? (измерительной кружкой)

На столе находятся три сосуда с красной, голубой и желтой водой. Дети измеряют, переливая поочередно жидкости в один измерительный сосуд, воспитатель делает отметки на кружке.

• Какой жидкости оказалось больше?

• Какая жидкость является маслом для смазки роботов?

Вот, молодцы! Пришелец вам очень благодарен! Роботы снова могут двигаться и хотят вступить с нами в контакт, приглашают вас на разминку.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

Планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планет)

На Венеру полюбуюсь, 

Вот Земля – наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун, а вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (Хлопаем в ладоши)

Полетали от души! (Пальцы сжаты, большой палец вверх)

Воспитатель: Нам надо спешить. Прошу экипаж занять свои места, мы продолжаем наше космическое путешествие.

Звучит космическая музыка.

Мы приближаемся к планете Венера на которой наши космонавты могут подкрепиться.

«Космический завтрак» (в тюбиках).

На первом тюбике нарисовано одно деление, на втором – два, на третьем – три.

Воспитатель раздает детям картинки продуктов питания и блюда, а дети считают сколько слогов в этом продукте и ставят в соответствующий тюбик. Так «сок» будет в тюбике с одним делением, «вода» - с двумя, а «лимонад» - с тремя. (Сыр, мясо, шоколад, хлеб, рыба, суп, овощи, фрукты).

Мы подкрепились и нам пора лететь дальше.

Звучит космическая музыка

Воспитатель: Я слышу сигнал SOS

Планета Сатурн просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части           разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет, астероидов.

Внимание, задание экипажу: собрать планету Сатурн.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планета.

Люди, Земля, планета, на, живут.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

Воспитатель: Прошу всех занять свои места и приготовится к полету.

Звучит космическая музыка.

Но что такое кажется мы сбились с курса. Придется нам обратиться за помощью к жителям      следующей планеты. А кто здесь живет мы узнаем, когда расшифруем загадочный шифр.

Воспитатель ставит картинку птицы Говорун (наоборот).

Внизу пустые ячейки для букв.

Составление слова «Говорун»[/b]

1. Первая буква этого слова, как первый звук в слове «Гроза».

2. Чтобы узнать 2 букву отгадайте загадку. Первый звук в слове отгадке и будет нашей 2 буквой:

Ветер лист бросает оземь,

Значит наступила …. (осень)

3. Следующая загадка:

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я. Кто такая я? (вода)

4. Четвертая буква такая же как вторая.

5. Последний звук в словах: катер, Юпитер, вор.

6. И опять загадка:

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (улитка)

7. Планета Нептун имеет два таких звука в начале и в конце.

По мере отгадывания дети находят буквы, соответствующие звукам и выставляют в пустые ячейки, определяя какой это звук (гласный, согласный: твердый, мягкий). В конце игры воспитатель переворачивает картинку и просит детей прочитать, кто живет на этой планете.

Птица Говорун отличается умом и сообразительностью. (Запись голоса птицы Говоруна)

Заключительная часть

Воспитатель: Смотрите здесь у него какое-то послание. Да это же стихотворение зашифрованное. Я думаю, что мы сможем его разучить (мнемотаблица). Молодцы! Птица Говорун укажет нам путь, если мы правильно раскрасим картинки и скажем кто там изображен. Только пожалуйста будьте очень внимательны.

Дети выполняют работу

Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием, теперь мы можем возвращаться на Землю. Ведем обратный счет: 10, 9, 8, и т. д. до 0.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Мы приземлились, и можем подвести итоги, кто из наших 3 экипажей был активнее сегодня и заработал больше всех звезд. Пришельцы с других планет благодарят вас за помощь и отличную работу. Вы проявили не только смекалку и ум, но и доброту и отзывчивость!

 

 

Самоанализ занятия

«Путешествие в космос»  

В старшей группе

 

 

        Итоговое занятие проводила в старшей группе «Почемучки», присутствовало 13 детей. Тема комплексного занятия «Путешествие в космос».

Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные, индивидуальные особенности и возможности детей старшей группы. Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия: обобщение знаний детей полученных за учебный год.

Мною были поставлены следующие задачи: 

Развивающие задачи:

  - совершенствовать навыки прямого и обратного счета;.

- закрепить пространственные представления (вверху- внизу, слева -справа);

- закрепить навык измерения жидкости с помощью условной мерки;

-- развивать слуховое внимание, мышление, память; уточнить представление детей о планетах космоса.

Обучающие задачи:

   - закрепить названия геометрических фигур;  

-   упражнять детей в ориентировке на листе  бумаги в клетку

- учить решать логические задачи.

Пополнять, расширять, активизировать словарный запас детей, отработка слоговой структуры слова.

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание делать добрые поступки.

- создать веселое настроение, принести детям радость, удовольствие от полученного результата в совместной деятельности.

- формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма. 

      Перед началом занятия я обратила внимание детей на гостей, которые пришли посмотреть, чему мы научились за год. На организационном этапе создала положительный и благоприятный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность, применив  художественное слово – загадку. Осуществляя переход к основному этапу ООД, использовала игровой момент (создали свой экипаж) настроила детей на рабочий ритм и старалась поддерживать его до конца занятия.  

 На занятии старалась   задействовать каждого ребенка, что бы он принимал активное участие на занятии.   Продумывала все задания так, чтобы детям было интересно и увлекательно. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

     Во время занятия сконцентрировала внимание детей на разные игры и упражнения. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. При проведении занятия реализовала поставленные задачи, применяя следующие методы и приемы. - Игровой  (создание экипажа и полет на ракете)

- Наглядные - показ предметных картинок на интерактивной доске.

- Словесные – беседа, вопросы, ответы.

- Через игровые упражнения  «Обнаружение объекта», «Космический завтрак», «Починим планету Сатурн» – умение работать самостоятельно.

- Практические – «Поиск машинного масла для роботов» (экспериментальная деятельность), «Определение названия инопланетной птицы», где дети с удовольствием демонстрировали свои творческие способности. Дети динамично переключались с одной части занятия на другую.

        Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу, в   образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров и мотивации. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Поставленные задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Осеннее путешествие в лес».

Всем родителям хочется, чтоб их дети стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое з...

Комплексное занятие по ручному труду в старшей группе "Путешествие в осенний лес!"

Комплексное занятие по ручному труду в старшей группе«Путешествие в осенний лес!»Программное содержание: Закреплять знания о цифрах соседях и известных букв; тренировать в умении видеть различные геом...

Конспект открытого итогового комплексного занятия «Путешествие в королевство Всезнандии» (старшая группа)

Конспект открытого итогового комплексного занятия «Путешествие в королевство Всезнандии» (старшая группа)Программное содержание:Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и об...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Путешествие по космосу" в старшей группе.

Конспект занятия по развитию речи  на тему "Путешествие по космосу" в старшей группе....

Конспект комплексного познавательного занятия « Путешествие на Северный полюс» старшая группа

интеграция областей  речевое развитие,   познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие...

Занятие по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей «Путешествие в космос» в старшей группе детского сада

Занятие развивает пространственное воображение, воспитывает интерес к математическим занятиям....