Конспект ООД по программе «Социокультурные Истоки» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А» по теме: «В гости к русским мастерам».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Владимировна

Конспект ООД по  программе «Социокультурные Истоки» в  группе

компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»

по теме: «В гости к русским мастерам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_v_gosti_k_russkim_masteram.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

Конспект ООД по  программе «Социокультурные Истоки» в  группе

компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»

по теме: «В гости к русским мастерам».

Подготовила: Кузнецова Н.В.

Дата: 28.02.2023г.

Время: 15.20

Тема осваиваемой социокультурной категории: традиции дела.

 Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие + физическое развитие

Цель: первоначальное прочувствованное освоение детьми социокультурной категории « Традиции дел» Программное содержание:

Образовательные:

- создать условия для присоединения детей к отечественной традиции «ДЕЛА»;

- раскрыть для детей содержание социокультурных понятий «Мастера» и «Рукодельницы»;

- формировать интерес к традиционным видам человеческого труда.

Развивающие:

Развивать в детях:

 - управленческие способности ,умение договариваться, приходить к согласию.

-качество трудолюбия.

- коммуникативно-речевые умения, умение эффективно общаться с педагогом и сверстниками;

Воспитательные:

- воспитывать в детях:

- уважительное отношение к людям труда;

 - качества старания и терпения,

 -любовь к делу, смекалка, усердие, наблюдательность

Виды образовательной деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.

Формы организации: групповая,   (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности:

  • Беседа.
  •  Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение фольклорных текстов наизусть) Ситуативный разговор.
  • Создание игровой ситуации.
  • Игра.
  • Разговор в ресурсном круге.
  • Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.

Оборудование: книга для развития детей 6 -7 лет «Мастера и рукодельницы»; сундук, магнитофон, презентации «В гости к русским мастерам», по сказе П. П. Бажова «Каменный цветок», «Как рубаха в поле выросла».

Предварительная работа

- Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П. П. Бажова «Каменный цветок»;

- поисково-исследовательская деятельность детей и родителей по народным промыслам.

- работа с детьми по пословицам о труде;

- рассматривание иллюстраций к сказке «Каменный цветок» П. Бажова;

- работа в книге для развития «Мастера и рукодельницы»;

- Размышления с детьми о смысле пословиц о труде.

- Дидактическая игра «Где мы были?»

- Русская народная игра «Кто с нами?»

- Чтение художественной литературы:

  - Сказ П. П. Бажова «Каменный цветок»

- Рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

сказов «Уральские самоцветы»

-Совместное чтение родителей и детей первой части книги «Мастера и рукодельницы».

- Оформление страницы Альбома «Русские узоры».

Место проведения: группа

Ход занятия:

Присоединительный этап.

Организационный момент

Звучит спокойная музыка

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть.

Детский сад, как дом родной,

Весь наполнен детворой,

Все хотят - и ты, и я –

Дружно жить в нем, как одна семья.

- Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло друг друга и порадуемся друг другу, как в настоящей семье, в которой живут родные и близкие люди.

Воспитатель - Ребята, давайте, с вами поздороваемся по старинному русскому обычаю друг с другом.

 (отдают низкий поклон).

Разговор в круге.

Воспитатель:   - Наша Россия очень богата народными промыслами.  Ребята давайте мы с вами поиграем в игру «Угадай, какая роспись». Давайте рассмотрим  и угадаем название  росписи.

 (просмотр презентации)

Рассказы детей (росписи)

- Ребята, что можно сказать про мастеров, которые выполнили эти изделия? как вы думаете, какие у них руки? (золотые)

- Какими качествами нужно обладать, чтобы выполнить эти изделия(старание, терпение, любовь к своему делу, мастерство).

Презентация « Мастера и рукодельницы»

 Показать детям обложку книги для развития «Мастера и рукодельницы».

(спросить 2-3 детей):

- Как называется эта книга?

Задать проблемный вопрос:

- Как вы думаете, дети, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (2-3 ответа).

(Предложить детям сесть в круг для общения)

Разговор в круге

Воспитатель. Мы будем говорить о мастерах и рукодельницах.

Во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. 

Мастера и рукодельницы - это люди, которые выполняют свою работу с любовью, с радостью в сердце. Радость труда, побуждает людей, талантливых в деле, вставать на путь мастерства.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире народных умельцев – мастеров и рукодельниц.

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Воспитатель загадывает 6-7 загадок про орудия труда

 У конька, у горбунка –

Деревянные бока,

У него из-под копыт

Стружка белая летит (рубанок)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым (краски и кисть)

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет (иголка с ниткой)

Ни минуты не молчал,

Все стучал, стучал, стучал (молот)

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поет заливается.

А как называется? (скрипка)

Как вы думаете, каким мастерам необходимы эти инструменты?

(столяру, музыканту, художнику, швее, кузнецу)

А какие мастера были на Руси? (гончары, кожевники, столяры, плотники, кузнецы)

А кого считали рукодельницей? (выполняют своими руками вышивают, шьют плетут, ткут, прядут и пекут)

Выставка (выполненная руками мастеров и рукодельниц).

Беседа. Ребята посмотрите на работы, какая красота! Скажите, нужны в этом деле мастерство и рукоделие? Для того чтобы связать вот такую салфетку, нужно быть рукодельницей.

Работа по сказке. (Презентация)

К какому произведению эта иллюстрация? О каком ремесле говорится в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок»?

Кто считался мастером своего дела в сказке «Каменный цветок»? (Прокопыч)

Кого приметил Прокопьич из всех ребят, которых присылали к нему для учения? (Данилко)

Какие качества у Данилки понравились Прокопьичу? (Прозорливость)

-Какие качества помогли Данилушке стать настоящим мастером(Смекалка, терпение, усердие, любовь к своему делу, наблюдательность)

Какому мастерству научился Данилушко? (резчик по камню).

Воспитатель: 

- Наш народ о мастерах и рукодельницах сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним,  некоторые из них я начну, а вы продолжите.

 Пословицы: «Каков  мастер, такова и работа», «Дорога не работа, дорого умение», «Без хорошего труда нет плода». Кто любит труд, того люди чтут. Мастер дела за всё берётся смело. Красна птица пение, а человек умением.  «Мастер своего дела». Как вы это понимаете? (Ответы детей).

- Да, они в одном, своем деле, именно в своей профессии талантливы: если он часовщик – мастер, то он отлично разбирается в часах, быстро найдет поломку, качественно выполнит ремонт. Если он учитель, то он легко и понятно объясняет ученикам тему урока. Если он плотник, то он сделает качественную мебель.

- А вот иногда про кого-то говорят «Мастер на все руки». Кого так называют? (Ответы детей)

Ребята, каждый человек живёт на свете и трудится. Есть дела, где нужно показать старание и терпение, и умение и трудолюбие.

Как вы думаете, во всех профессиях необходимо старание и терпение, а также мастерство? Ваши мамы и папы тоже проявляют своё мастерство в своей работе и профессии. Расскажите о своих родителях, кто любит и относится с душой к своей работе.

Рассказы детей.

Презентация.

- К какому произведению эти иллюстрации?

Вспомните, мы с вами читали рассказ Ушинского «Как рубаха в поле выросла»

- Дома, вместе с родителями, вы выполняли задание к этому рассказу. Расскажите, пожалуйста, о пути от зернышка до рубашки.

1. Что увидела Таня в поле?

2. О чем задумалась Таня,

3. Почему Таня не сразу получила рубашку?

4. Сколько времени понадобилось, чтоб получился холст? (От зёрнышка льна и получения рубахи.) (два года)

5. Кто принимал участие в работе при получении ткани из льна для Тани и братика.

6. Какие качества проявили крестьянки прядильщицы, ткачихи и швеи.

Физкультминутка (считалка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Дети показывают действия, которые выполняют люди разных профессий, а выбранный водящий отгадывает.

Активное занятие

Работа в паре «Мастера и рукодельницы»

1. Подготовительный этап.

Воспитатель:

- Сегодня мы ведем разговор о мастерах и рукодельницах. Кого называют настоящим мастером? А рукодельницей? (Ответы детей)

- Это умелец, человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.

Воспитатель:

- Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу всем людям.

Чтобы стать хорошим мастером надо любить свою профессию и правильно выбрать её.

2. Индивидуальный этап

Воспитатель: Ребята внимательно рассмотрите иллюстрации слева, на которых изображены мастера, а справа – их изделия. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу (мастера и его изделие).

Время выполнения 3 минуты.

По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

3. Работа в паре.

Детям предлагается сообщить своё решение друг другу и придти к единому мнению.

Задание:

- Еще раз вместе рассмотрите иллюстрации. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу (мастера и его изделие).

Схема общения:

- первый ребёнок сообщает партнёру свой выбор;

- второй внимательно слушает и выражает своё согласие, знакомит со своим решением. Далее дети пытаются придти к единому решению. Соедините линией те иллюстрации, которые выбрали вместе.

Время работы – 3 минуты.

Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей о своевременном завершении диалога.

А теперь договоритесь, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение?

4. Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов«Мы решили…»«Мы думаем…»«Мы отметили…»«Мы выбрали…»«Мы посоветовались и решили…».

Предлагаю поднять руку тем детям, кто согласен с данным решением, а далее, тем, кто выполнил эту работу по – другому.

Воспитатель:

-Уважаемые ребята! Спасибо вам за дружную работу. Мне было очень приятно видеть, как вы общались, договаривались и приходили к единому мнению. А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как нужно было правильно выполнить это задание.

Воспитатель даёт правильный вариант решения и аргументирует его. Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.

Экспертная оценка

Оценка воспитателя с опорой на наглядность.

У всех мастеров дело спорится. Недаром говорится «Дело мастера боится».

5. Заключительный этап.

Какому мастерству вы хотели бы научиться? (ответы детей)

Воспитатель благодарит всех детей за интересную совместную работу, предлагает снова взяться всем детям за руки и поблагодарить друг друга за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект индивидуального занятия во второй половине дня для детей 5-6 лет с нарушениями речи на тему «В гости к «Дракоше»

Индивидуальная работа с ребенком, у которого нарушение в произношении [ш]. В конспекте использованы упражнения на автоматизацию [ш] в слогах, в словах и предложениях....

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Волк и семеро козлят".

Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Во...

Конспект ООД в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, по познавательному развитию Тема: «Волшебные крышечки»

Занятие по развитию математических представлений у детей средней группы с применением современного дидактического материала...

Конспект ООД по "Социокультурным истокам" Старший дошкольный возраст Русская народная сказка "Сивка - бурка".

Данный конспект был разработан и проведен мной в рамках фестиваля по "Социокультурным истокам" на базе МБДОУ "ЦРР- детский сад №20 "Сказка"....

Конспект по программе «Социокультурные истоки» в группе «В» компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему: «Мастера и рукодельницы»

Конспект  по программе«Социокультурные истоки» в группе «В» компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНРна тему: «Мастера и рукодельницы»...