План-конспект индивидуального занятия во второй половине дня для детей 5-6 лет с нарушениями речи на тему «В гости к «Дракоше»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Индивидуальная работа с ребенком, у которого нарушение в произношении [ш]. В конспекте использованы упражнения на автоматизацию [ш] в слогах, в словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx420.8 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Аленушка»

 ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

План-конспект индивидуального занятия во второй половине дня

для детей 5-6 лет с нарушениями речи

на тему «В гости к «Дракоше»

http://ifavoritekids.ru/wp-content/uploads/%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%B0.png                                                                    Игнатьева Л.Н.                                                                                                                                                                                             Воспитатель I категории

г. Похвистнево 2016 г.

Тема: «В гости к Дракоше.».

Образовательная область: «речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие,  Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

Задачи:

Познавательное развитие:

- закреплять знание об артикуляционных особенностях звука [ш];

- закреплять понятие "согласный звук";

- формировать навыки звукового анализа и синтеза двусложных слов типа "ка-ша";

- упражнять в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;

- закреплять зрительный образ буквы Ш.

Речевое развитие:

- развивать артикуляционную моторику путем выполнения артикуляционной гимнастики;

- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;

- развивать силу голоса и чувство ритма;

- закреплять произношение звука [ш] в чистоговорках;

- развивать речеслуховое внимание, мышление, память;

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать желания говорить красиво, правильно.

Физическое  развитие:

- развивать мелкую и общую моторику;

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать эмоциональную восприимчивость.

Предварительная работа:

  • работа по развитию просодической стороны речи;
  • артикуляционные упражнения;
  • постановка звука [ш];
  • игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
  • обучение анализу прямых слогов типа - ша.

Методы и приемы.

Словесные: стихи, загадки, вопросы.

Наглядные: слайды, карточки к артикуляционной гимнастике.

Практические: артикуляционная гимнастика, физминутка

Материалы и оборудование:  мягкие игрушки: дракоша, заяц; ноутбук, карточки к артикуляционной гимнастике.

Форма организации совместной деятельности: индивидуальная

Методы и приемы организации деятельности:

1.Восприятие художественной литературы: стихотворения, загадка.

2.Коммуникативная: беседа.

3.Двигательная: физминутка.

4. Игровая: игровая ситуация «Помоги Зайчишке дойти до Дракоши», игровые задания от героев.

Логика совместной образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Ожидаемые результаты.

1.

Организационный момент.

Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.

Из-под ёлки спозаранку
Выбегает на полянку
Длинноухий шалунишка,
Зайка беленький, трусишка.
Он зверушек сторонится.
Зайка всех всегда боится.

Слушает стихотворение.

Развитие речеслухового внимания.

2.

Сообщение цели занятия (психогимнастика).

Зайчишка собрался в гости к Дракоше, но боится и не может один дойти.

Зайчишка прислушивался, но слышал только, как лес шумел:

ш-ш-ш - (зайчишка насторожился),

ш-ш-ш - (трусишка испугался),

но тут ветки тихо "зашептали" ш-ш-ш - и зайчишка-трусишка успокоился. И попал к нам.

Какие звуки в шуме леса ты слышал?

Слушает педагога. Отвечает на вопрос.

Развитие речеслухового внимания.

3.

Артикуляционная гимнастика.

Поможем зайчишке? Но сначала давай подготовимся.

"Бублик             " http://i.privetlogoped.ru/u/ae/af217e048511e5a2e5f8c9978ce461/-/clip8949.jpg

Юля бублик быстро съела,

Земляничку захотела

"Лопаточка"Лопаточка

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

"Чашечка"            Чашечка

Язык широкий положи,
А края приподними. 
Получилась чашка, 
Кругленькая чашка.

"Вкусное варенье"Вкусное варенье

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,
Будто нету других дел.

Слушает стих. Выполняет артикуляционную гимнастику.

Развивается артикуляционная моторика путем выполнения артикуляционной гимнастики;

4.

 Звукокоподражание. (Слайд №2) шум леса

Отправляемся вместе с зайчишкой в лес. Давай покажем, как шумит лес.

Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

Когда произносим Ш, воздух встречает преграду?

Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный?

Посмотри, как правильно нужно держать губы, язык. Педагог поясняет положение органов речи, затем просит ребенка произнести звук [ш].

Отвечает на вопросы. Рассматривает картину положения органов речи при произношении звука[ш]. Произносит звук [ш]

Закрепляется знание об артикуляционных особенностях звука [ш]; закрепляется понятие  «согласный звук»; закрепляется зрительный образ буквы Ш

5

Развитие фонематического слуха.

По дороге к Дракоше нам встретился еж, он покажет дорогу, если мы выполним задание: «Найди звук Ш»

а) С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш,

б) ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ,

в) ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Педагог произносит звуки, слоги, слова)

выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш.

Имитирует дрожание зайчишки при звуке Ш.

Развивается фонематическое восприятие и фонематический слух;

6

Автоматизация в слогах. (Слайд №3)

Идем дальше. Кого мы встретили?. Она очень любит петь-шипеть. Просит спеть вместе с ней:

ша – шу – ша,

        ши – шо – ши,

                       ше – ша – шу,

                                 ша – ши – шо.

                                            аша ыши      эше ушу

                                                      аш ош        ыш уш.

Отвечает на вопрос. «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки, меняя силу голоса и ритм.

Упражняется в правильном произношении звука в слогах; развивается сила голоса и чувство ритма.

Развивается мелкая моторика.

7

Автоматизация в словах. (слайд№4) 

 Отправляемся дальше. Кого мы встретили? (слайд №5)

а)  Предлагает выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш.

б) Перед ребенком выкладываются картинки: шапка, машина, шарик, перо и др.

Проводится игра «Один - много»:

шуба- шубы, машина-   шкаф-   шапка-   подушка-

г) Чтобы веселее идти, давайте сочиним стихи. А чтобы зайчишке было легче сочинить, подскажи ему последние словечки.

Носит яркий гребешок                          Мышка моется под душем,

наш веселый …(петушок)                    моет хвостик, моет… (уши)              

Вот бежит малышка                              Зашуршали тихо шины –

Серенькая … (мышка)                          Это едет к нам ….(машина)

Отвечает на вопросы. Выбирает на слайде нужные картинки. Называет слова- рифмы. Называет слова во множественном числе.

Упражняется в правильном произношении звука в словах.

8

Физкультминутка.  Зайчишка устал, он хочет поиграть с тобой.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так

Выполняет соответствующие тексту движения.

Развивается общая моторика.

9

Автоматизация звука [ш] в предложениях.

Шли, шли и кого мы встретили? (если ребенок называет «сову», попросить ребенка назвать сову ласково.)

- Совушка просит исправить перепутанные предложения.

Игра «Исправь ошибки»

Педагог произносит фразу, ребенок исправляет ее.

Образец: Мышка съела кошку – Кошка съела мышку.

                 Крыша сидит на петушке.

                 У шин есть машина.

                 Лягушка испугалась мошку.

                  Шашки играют в Мишу

Отвечает на вопросы. Называет ласково сову. Исправляет ошибки в предложениях.

Упражняется в правильном произношении звука в предложениях

10

Закрепление произношения звука [ш] в чистоговорках. (слайд №6)

Вот мы и дошли до Дракоши. Давайте поздороваемся с Дракошей. Дракоша приготовил кашу . Педагог предлагает произнести чистоговорку.

                     Ша-ша-ша, ах как каша хороша!

                     Шу-шу-шу, морковь я в кашу покрошу.

                     Ши-ши-ши, ешьте кашу малыши.

Здоровается. Произносит чистоговорку.

Закрепляется произношение звука [ш] в чистоговорках.

11

Итог.

Нам пора прощаться с зайчишкой и Дракошей. Ты сегодня очень хорошо ему помог! А какой звук помогал тебе выполнить задания?

Отвечает на вопрос.

Воспитывается говорить правильно и красиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...

План – конспект режимного момента «Закаливание во второй половине дня».

Конспект по закаливанию был составлен мною ещё в 2005 году. Цель: обеспечить тренировку защитных сил организма к       воздействию постоянно меняющихся факторов окружающе...

Дифференциация звуков "З - Ж", "Л", План - конспект коррекционного индивидуального занятия

Закрепление навыков различения звуков "З-Ж ", "Л",в слогах, словах и фразах;  знакомство со словами обозначающими предметы, действия и признаки ; составление схем слов ЖУК, ЗАЛ; составление предл...

План-конспект открытого индивидуального занятия с ребёнком 5-ти лет с ОНР-III уровня

В плане-конспекте приведены разные виды коррекционно-логопедической работы по преодолению ОНР-III уровня....

План-конспект логопедического индивидуального занятия со здоровьесберегающими компонентами "Животные Севера"

Плн-конспект индивидуального занятия по теме:Животные Севера" для детей дошкольного возраста 5-6 лет....

План-конспект открытого интегрированного занятия во второй младшей группе "Сказка" тема «Путешествие с Колобком»»

Тема:  "Путешествие с колобком Цель:создание условий для развития интереса к театрализованной деятельности.Задачи:1)Образовательные:Способствовать развитию активной речи детей,учить дет...