Конспект занятия по социокультурным истокам по теме «Сказочное слово»: «В гостях у русской народной сказки»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством народного фольклора.
Задачи:
1.Образовательная: дать знания в социокультурной категории «Сказочное слово», активизировать знания детей о русских народных сказках; формировать умение составлять целое из отдельных частей.
2.Развивающая: способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий; побуждать детей находить ошибки в
названиях сказок.
3.Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в команде, паре при
выполнении совместных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gr._skazochnoe_slovo.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
ПО СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ «ИСТОКАМ».
НА ТЕМУ «Сказочное слово»:
«В гостях у русской народной сказки»
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством народного фольклора.
Задачи:
1.Образовательная: дать знания в социокультурной категории «Сказочное слово», активизировать знания детей о русских народных сказках; формировать умение составлять целое из отдельных частей.
2.Развивающая: способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий; побуждать детей находить ошибки в
названиях сказок.
3.Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в команде, паре при
выполнении совместных заданий.
Оборудование: «ковёр-самолёт», музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, дидактическая игра «Собери картинку», книжная выставка «Русские народные сказки», ноутбук, иллюстрации по сказкам, разрезные картинки
.
Предшествующая работа:
1. Работа по книге для развития «Благодарное слово»,
- Чтение русских народных сказок, беседа по содержанию.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Словесная игра «Узнайте сказку».
- Дидактические игры «Собери сказку».
Методические приёмы:
- Организационная игра.
- Сюрпризный момент: получение письма от Сказочницы.
- Проблемная ситуация. Отправление в Сказочную страну.
- Игра «Узнайте сказку».
- Прилёт в Сказочную страну. Встреча со Сказочницей.
- Игра «Угадай сказку».
- Работа в парах. Дидактическая игра «Собери картинку».
- Возвращение в группу. Рассматривание выставки книг «Русские народные сказки».
- Ресурсный круг. Подведение итогов.
Организационная игра:
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе письмо. Вот оно! Как вы думаете от кого оно? (ответы детей). Вам интересно прочитать его? (ответы детей). Откроем и прочитаем.
(Воспитатель читает письмо)
«Дорогие ребята. Пишет вам Сказочница из Сказочной страны. Я знаю, что вы очень любите сказки. В моей стране приключилась невероятная история: все герои моих сказок не могут найти друг друга. Мне бы очень хотелось, чтобы вы прилетели в Сказочную страну и помогли мне».
Воспитатель: Ребята, поможем героям сказок?
А как вы думаете, на чем мы можем отправиться в Сказочную страну? (ответы детей). В сказочную страну нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь. Но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.
- Пойдемте со мной вот по этой дорожке, и узнаете, на чем мы туда попадем.
По дороге сказок шли,
Сказочный ковер нашли,
А ковер - то не простой,
Он волшебный – вот какой (Воспитатель разворачивает сказочный ковер - самолет)
На ковер садитесь!
В сказку снарядитесь! (Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Устраивайтесь поудобнее. Пока наш ковер-самолёт будет лететь, мы с вами поговорим:
Скажите - Что такое сказка? (занимательный рассказ о вымышленных приключениях, о том, чего не может быть в жизни)
-Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые). Воспитатель. Ребята, а кто придумывает сказки?
(народ, сказочник).
А те сказки, которые придумал народ, как называются? (русские народные сказки)
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Посмотрите, как красиво вокруг, сколько сказочных героев живёт здесь.
(Выходит сказочница).
Сказочница: Здравствуйте ребята! Я Сказочница. Ребята, а любите ли вы сказки?
- Да.
Сказочница: Я очень рада, что вы прилетели в Сказочную страну, чтобы помочь героям сказок. Но для того чтобы это сделать вы сначала выполните моё задание. А я проверю, как хорошо вы знаете сказки. Внимательно послушайте мои вопросы, и попытайтесь ответить на них полными ответами. Только сразу хочу напомнить наши правила: Никто не выкрикивает, не перебивает товарища, поднимает руку, чтобы ответить.
Сказки просят:
«А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»
Давайте поиграем в игру «Узнайте сказку». Будьте внимательны. (воспитатель задает вопросы, дети отвечают на вопросы воспитателя, появляются картинки на экране).
- На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился… (Колобок)
- Мышка дом себе нашла;
Мышка добрая была,
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов (Теремок)
- По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра. (По щучьему велению)
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)
- А дорога далека,
А корзина нелегка –
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
- Эта девочка боится
солнца и тепла. Почему?
Была из снега сделана она. (Снегурочка)
- Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула и Три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки? (Три медведя)
- Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? (Гуси - Лебеди)
- Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
- В названии сказки их имена,
Герои эти — брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
11. Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебный оказался,
И Иван на нем остался. (Сивка- Бурка)
- Молодцы! Все загадки разгадали.
Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык. (Дети садятся на стульчики.)
Девушка - … красна девица
Парень - …добрый молодец
Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать
Губы-…уста сахарные
Глаза-…очи ясные
Печаль-…голову повесил, закручинился, пригорюнился
Идти далеко – за тридевять земель, за тридевять морей.
Игра «Исправляй - ка» Если я скажу что-то неправильно, вы должны меня исправить:
• «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
• «Петушок — золотой пастушок»;
• «Колобок – квадратный бок»
• «Даша и медведь»
• «Курочка – Мурочка»
А сейчас давайте немного отдохнем и немного поиграем
Физминутка: Хороводная игра «В гости к сказке»
Дети становятся в круг. Движения сопровождаются словами.
Солнце, дождик, приходите,
Детям сказку приводите! (Дети идут по кругу, держась за руки).
А из тучи гром-гром
Загоняет в дом, в дом. (Дети держат руки на поясе, топают ногами)
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце (Поднимают руки вверх, улыбаются)
Освети скорей светлицу,
Расскажи нам небылицу. (Хлопают в ладоши)
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть. (Держат руки на поясе, наклоняются в стороны.)
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется. (Приседают, закрывают лицо ладошками.)
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеется. (Дети встают, соединяют поднятые руки, изображая радугу).
Немного отдохнули, продолжим «Бюро находок»
Сказочница: - Ребята. У меня есть сундучок, а в нем предметы сказочных героев (открывает сундук с предметами сказочных героев (яйцо, яблоко, стрела, скалка, лягушка, миска, домик, репка, лошадь).
- В каких сказках были использованы эти предметы?
Следующая игра: «Вспоминай-ка»
- Какую песенку пел Колобок?
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
2. Что пела коза своим козлятам?
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
3. Какие волшебные слова говорит Емеля чтобы исполнилось его
желание:
«По щучьему веленью, по-моему, хотенью».
4. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
5. Какие слова надо было произнести и прокричать, чтобы появился Сивка Бурка:
Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной,
как лист перед травой!
- Что говорила Машенька – медведю сидя в коробе?
Не садись на пенёк, не ешь пирожок,
Неси бабушке, неси дедушке.
7. Как Заяц хвастался в русской народной сказке «Заяц - Хваста»:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи,
не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Сказочница: Вы справились с моими заданиями. Теперь я вижу, что сказки вы знаете хорошо и хочу, чтобы вы помогли героям сказок собраться вместе.
Воспитатель: Поможем героям? Но как сложно жить и решать дела в одиночку, я предлагаю разделиться на пары и помочь им. У вас на столе лежат конверты, а в них картинки. Вам нужно из этих картинок сделать одну большую.
Дидактическая игра «Собери картинку» (Дети собирают в парах свои сказки).
Сказочница: Ребята, сейчас вы будете называть сказку, героям которой вы помогали. Но сначала договоритесь в своей паре, кто из вас будет отвечать. (ответы детей).
Сказочница: Что побеждает во всех сказках?
Дети: Дружба и доброта.
Сказочница: Я Вам желаю быть такими дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.
Вы помогли героям сказок собраться вместе, и теперь я вам помогу вернуться назад в группу. Закройте глаза и:
«Раз, два, три ковер лети в детский сад нас принеси!» (Сказочница уходит)
Воспитатель: Вот мы и в группе. А сейчас я приглашаю вас пройти к нашей выставке книг «Русские народные сказки». Рассмотрите внимательно обложки книг и скажите, какие сказки вы здесь узнали? (ответы детей)
Воспитатель: а сейчас мы пройдём в уголок, сядем в кружок, да поговорим немножко. (Дети садятся в круг)
Воспитатель: У каждого из вас есть своя любимая сказка, которую рассказывают вам взрослые: мама или папа, бабушка или дедушка. Много сказок мы прочитали в детском саду. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми, как они.
Воспитатель. Сказка не только развлекает, но и учит. В сказке сберегается житейская мудрость. Сказочное слово – мудрое слово. Чему учит сказочное слово? Чему научили вас любимые сказки?
Дети. ТЕРПЕНИЮ. ПОСЛУШАНИЮ. ТРУДОЛЮБИЮ. СОГЛАСИЮ. УВАЖЕНИЮ К СТАРШИМ. ДРУЖБЕ.
Воспитатель. Да, ребята. Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру, жить со всеми в согласии, быть дружными, не драться. Не зря в народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в сказочном мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Вам, ребята, понравилось наше маленькое путешествие по сказкам? Вы все хорошо поработали, большое вам спасибо!
Ребёнок: Сказки слушать я люблю,
Маму вечером прошу:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Воспитатель: Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
Сегодня вечером мы нарисуем рисунки «Моя любимая сказка» и сделаем небольшую выставку.
Игра «Угадай сказку». Я буду читать отрывок, а вы угадайте, из какой сказки он:
Круглый, да не мяч. Мягкий да не вата. Жаркий да не солнце.
Вкусный, да не яблоко. Кто это (колобок).
Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то (Волк и семеро козлят.)
Ах ты, ПЕТЯ простота, сплоховал немножко, не послушался кота, выглянул в окошко. (Кот и лиса.)
Кто-то по лесу идёт, короб за спиной несёт, вкусно пахнет пирогами! Что за сказка перед вами (МАША и медведь).
Вот идёт петух с косой -будет воевать с лисой, чтоб зайчишку защитить, его дом освободить (лиса и заяц).
В огороде вырос овощ, приходите все на помощь. Вытянуть не можем, ещё поможет (репка).
« … Вылезет красная девица из ушка – все готово: и наткано, и побелено, и покатано». («Крошечка - Хаврошечка») (Показ картинки).
Сказочница: А у меня для вас еще одна загадка:
«- Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала». (Показ картинки).
- Давайте вспомним, какой путь прошла девочка чтобы спасти братца от Бабы-яги. (Перед детьми фланелеграф с героями сказки, речка, яблонька, печка. Дети выкладывают последовательность пути на фланелеграфе.)
3 задание: «Угадай – ка»
• «Спасите, нас съел серый волк» (козлята)
• «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (мышка)
• «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома» (Маша)
• «Помогите, мой брат превратился в козленочка» (Алёнушка)
• «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул» (медвежонок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе « В гостях у русской народной сказки «Колобок»».
Задачи:Познавательное развитие · Закреплять умение детей слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию и отгадывать загадки·...
Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной децентрации – способности чувствовать внутренне состояние другого человека и понимать его. Первоначальное прочувствованное воспри...
Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»
Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»...
Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Сказочное слово"
Конспект занятия "Сказочное слово" для детей подготовительной к школе группе по программе "Истоки"Социокультурная категория - ТРАДИЦИИ СЛОВА...
Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». подготовительная группа
Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». Про...
Конспект НОД по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»
развивать духовно-нравственные качества детей....
Конспект НОД по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово» для детей 6-7 лет
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного фольклора....