Конспект НОД (виртуальной экскурсии) в подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Конспект НОД (виртуальной экскурсии) в подготовительной к школе группы.
Тема: «Путешествие по святым местам Тувы»
Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями тувинского народа при посещении целебных источников «аржаана».
Задачи:
- Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье к природе родного края, культурному наследию своего народа.
- Обобщить и закрепить знания детей об обычаях и традициях тувинского народа (народные праздники.)
- Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защитить ее.
- Расширить знание детей, о малом фольклоре, играми своего народа.
- Развивать родной язык, через малый фольклор.
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация,
Оборудование: карта путеводитель, священное дерево (чалама) кадак, пиала, тос – карак, макет аржаана «Изиг-Суг» (целебного источника, слайды с наглядностью)
Предварительная работа: беседа о традициях и обычаях тувинского народа, знакомство с народными праздниками, разучивание стихотворений, благопожеланий на тувинском на русском языке.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, инновационный, практический.
Ход занятия
Организационный момент. Тувинская народная словесная игра «Счет до десяти с ответами (Что такое десять).
- Чангыс? – Чангыс чагы. – Чеди? – Чеди – хаан.
- Ийи? – Ийи идик. – Сес? – Сестеп оорээн кымчы.
- Уш? – Уш мыйгак. – Тос? – Тос – аржаан.
- Дорт? – Дорт мочу. – Он? – Он шолбан билир сен бе?
- Беш? – Беш сала.
- Алды? – Алды дип.
На русском языке (примерное)
Что такое один? – Один нос.
Что такое два? – Две ноги.
Что такое три – Три богатыря.
Что такое четыре?- Четыре части тело.
Что такое пять? – Пять пальцев на одной руке.
Что такое шесть? – Полей.
Что такое семь? – Семь гномов.
Что такое восемь? – Восемь пешек.
Что такое девять? – Девять видов домашних животных.
Что такое десять? – Десять пальцев на двух руках.
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, как называется республика, в котором вы живете? ( Ответы детей).
Воспитатель. А как называется главный город нашей республики?
( Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас очень интересное и необычное путешествие. А почему оно необычное, я вам сейчас расскажу. Давайте вспомним о том, что у каждого народа есть своя национальная культура. Что такое национальная культура? Как вы это понимаете?
( Ответы детей.)
Воспитатель. Национальная культура – это язык, на котором говорят люди, это история и обычаи страны. Что такое обычаи и традиции? Как вы понимаете?
( Ответы детей.)
Воспитатель. Обычаи и традиции – это привычка у людей, выработанная веками, праздновать праздники, это народное творчество (фольклор), это народное искусство (изделия народных умельцев). Обычаи, связанные с рождением детей, свадьбами, встречей гостей, обычаи ведения народного календаря.
У тувинского народа есть замечательная традиция – отмечать народные праздники. Давайте вспомним, какие тувинские народные праздники вы знаете?
( Ответы детей.)
В какое время года, и какие праздники проводят тувинский народ?
( Ответы детей.)
Воспитатель. Вы очень хорошо знаете традиции и обычаи ваших предков, и сегодня мы отправимся, как я уже говорила в необычное путешествие. Предлагаю, вам отправится, в целебный источник – Аржаан. Ведь Тува очень богата целебными источниками. Какие целебные источники вы знаете?
( Ответы детей.)
Воспитатель. Мы отправимся в целебный источник «Изиг-Суг». Вы согласны?
Дорога будет дальняя, нам нужно позвать человека, который хорошо знает эти места, пригласим, местную бабушку она нам поможет.
( Появляется бабушка, здоровается с детьми и гостями.)
Воспитатель. Здравствуйте бабушка, не покажете ли вы нам дорогу до Аржаана. Как нам туда попасть?
Бабушка. Хорошо я вам помогу, покажу вам дорогу, но будет очень трудно надо знать, и соблюдать традиции и обычаи народа. Тувинский народ очень бережно относился к природе, и приклонялись к духам земли, тайги, аржаанов.
А еще нам поможет это карта, здесь указаны перевалы, красными кружочками, а Аржаан, обозначен красным флажком. Но перед тем как отправится почитать благословение и побрызгать молочным чаем, чтобы дорога была легкой, удачной.
Ребенок читает благословение, а бабушка брызгает молочный чай, во все стороны специальным атрибутом. ( деревянная ложка с девятью маленькими углублениями). Чтобы путь была удачной, не встречались препятствие.
Ребенок. Эки чемим дээжизи – дыр
Эринниг чувеге амзатпадым
Амданныг, чемим дээжизи дыр
Аастыг чувеге амзатпадым.
Эртен хайындырган шайымнын
Усту – дыр, башкы тандым
Ак баштыг Бай – ла Тайгам.
Ребенок: О небо мое!
О, лес зеленый мой!
Пожелай нам доброго пути.
Чтобы мы добрались целыми и невредимыми..
Бабушка. Нам придется поехать на лошадях, потому что на машине или на автобусе мы не проедем, в пути есть большие перевалы, густой лес. Вы согласны?
( Ответы детей.)
( Дети имитируют езду на лошадях, под тывинскую музыку «Наездники»).
Бабушка. Вот мы и приехали до первого перевала. По традициям наших предков, на перевалах принято сойти с лошади, поклонится духам перевала прочитать специальное благопожелание и привязать цветные шелковые ткани – кадак, на священном дереве.
( Дети читают благопожелание, привязывают цветные ткани.)
Ребенок. Долу чаашкын болбазын,
Аъш - чем элбек болзун,
Урезин успес болзун,
Угерин соп чиир болзун
Тараа – быдаа элбек,
Тавак сынмас болзун!
Бабушка. А теперь нам «нужно» отправится на лодках, потому что Аржаан расположено в межгорном ущелье, на месте слияния двух бурных горных речек в хребтах Восточного Саяна. Чтобы удачно переплыть реку надо почитать благопожелание.
Ребенок. Дыка сыык дээш,
Таварбадым,
Дажыг дээш,
Дагагалзавадым.
Ада огбем изеп каан
Авыралдыг кежиим - дыр сен.
Теренин сыыгадып,
Шапкынын оожугадып,
Ковуруунге хогледип,
Чалгыын – биле чайгап
Кежир хайыракан!
( Дети садятся на физкультурные скамейки и имитируют движение, под музыку.)
Воспитатель. Вот и второй перевал, тоже нам нужно сойти с лошадей, попросить благословение у духов перевала.
( Дети встают, выходят из лодок, бабушка обращает внимание детей на сломанное дерево.)
Бабушка. Дети мои посмотрите, это дерево может погибнуть, надо взять семена от этого дерево и вкапать в землю, и попросить у природы, чтобы на этом месте выросло новое дерево, и прочитать специальное благопожелание.
( Дети делают имитирование, и ребенок читает благословение.)
Ребенок. Чок болуп читпес сен,
Чочагайын унуп кээр.
Барган хевээ барбас сен,
Бай ыяш хевээр унуп кээр сен.
Бабушка. Вот мы пришли к целебному источнику «Изиг-Суг». Но прежде чем принимать лечение нам нужно, поклонится духам аржаана, попросить, чтобы источник исцелил нас, дал нам энергию.
( Совершается обряд, проводят имитирование умывание аржааном.) Появляется хозяйка аржаана, обращается детям.
Хозяйка аржаана. Ребята, а вы знаете стихи, благопожелание, может, мне на память расскажете?
( Дети читают стихи Благопожелания, и просят у духа аржаана исцеление.)
Ребенок. Аарыг ажык чок
Аржаан силерге
Аарыым айыткап келдим
Алдын аржааным,
Ачылан човуланны.
Адырып каарын.
Аржааным силерден диледим.
Ребенок. Човуланым чоттундуруп бер,
Аарыым арылдырып бер,
Адап сурап келдим,
Алдын аржааным!
Оршээ хайыракан!
Ребенок: О целебный источник мой!
Я проделал долгий путь к тебе.
Прошу исцели меня
Вылечи все мои болезни.
Хозяйка аржаана. Какие вы молодцы, такой трудный путь совершили, вот вам я даю, вам мой золотой Аржаан, будете продолжать свое лечение дома, и подает сосуд с Аржааном)
( Дети благодарят за исцеление в аржаане и за подарок хозяйке аржаана).
Ребенок. Аарыг – аржыым
Эттиндирип алдым
Алдын аржааным,
Акша копеем салдым
Ажым- чемим делгедим
Аржаан хайыракан, оршээ!
Ребенок: О целебный мой источник
Исцели меня от всех недуг.
Прошу тебя помоги мне.
Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться, дорогу мы уже знаем. На чем мы поедем?
Дети. Поплывем, поедем на лошадях.
( Дети имитируют движение, плывут на лодках, едут на лошадях)
Итог. Вот мы приехали обратно в детский сад. Куда мы путешествовали, сегодня? Что вам понравилось? Трудный был путь? Что вам было трудно? Какие народные традиции и обычаи вы узнали?
Дети. Мы чудесно погуляли,
Свежим воздухом дышали.
Мы резвились и играли
И, в конце концов, устали…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия-экскурсии в подготовительной к школе группе на тему: "Железная дорога Брянщины"
Ознакомление детей с историей железной дороги на Брянщине с посещением музея железнодорожного транспорта в детском саду....
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики. ...
Экскурсия в подготовительной к школе группе по правилам дорожного движения
"Улица полна неожиданностей"...
Экскурсия детей подготовительной к школе группы в Игримский политехнический колледж
Дети подготовительной к школе группы детского сада "Снежинка" посетили Игримский политехнический колледж с целью расширения представлений о транспорте, правилах пешеходов, водителей на дор...
План-конспект экскурсии в подготовительной к школе группе Тема: «Осенний лес»
Цель: Воспитание умения правильно вести себя в природеЗадачи:Образовательная: Учить собирать природный материал (шишки, жёлуди, листья) для поделокРечевая: Активизировать словарный запас детей посредс...
Конспект виртуальной экскурсии в подготовительной к школе группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
Конспект виртуальной экскурсии в подготовительной к школе группе «Все профессии нужны, все профессии важны»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Экскурсия в сказку»
Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности посредством включения разнообразных игровых заданий, закреплять умение объединять предметы в группу по признаку, форм...