Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppp.docx | 6.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 118» г. Рязань
Конспект занятия
по ознакомлению детей подготовительной к школе группе
с Рязанским краем:
Экскурсия в музей Скопинской керамики.
Воспитатель
Чечулина Т.Е.
2015год
Экскурсия в музей Скопинской керамики.
Цель: продолжать знакомить детей с историей Рязанского края, его промыслами.
Задачи: познакомить детей со скопинской керамикой, материалом, из которого ее изготавливают, особенностями работы.
Развивать умение видеть красоту керамических изделий, познавательную активность, речь детей. Закрепить умение рассматривать, описывать, сравнивать предметы. Воспитывать уважение к труду мастеров, гордость за свой рязанский край.
Активизация словаря: глина, кувшин, квасник, свистульки.
Обогащение словаря: скопа, глазурь, гончар.
Материал: изделия Скопинских мастеров: кувшины, квасники, вазы, фигурки животных, наборы открыток, иллюстраций со скопинской керамикой, глина, гончарный круг, карта Рязанской области.
Содержание организованной деятельности.
- Вводное слово воспитателя: загадка о глине:
«В земле скрывается,
В руках преображается.
Огнем закаляется,
В посуду и предметы превращается»
Выслушать ответы детей, задать вопросы к детям:
- Как догадались, что это глина?
- Что можно сделать из глины?
- Слышали ли вы что-нибудь о городе Скопине?
- Где он находится?
- Почему так назван город?
- Чем прославился город Скопин?
После обобщения ответов детей на карте Рязанской области находим город Скопин.
- Рассказ воспитателя о возникновении названия города.
«Город Скопин находится недалеко от Рязани, и существует легенда, что давным-давно, на месте города были дремучие леса, и водились там большие, сильные птицы с огромными крыльями и называли этих птиц Скопы. А еще в тех местах, в земле было много белой глины. Из разных окрестных сел приходили сюда люди за глиной, чтобы сделать из нее посуду – показываю глину, миски, чашки из белой глины (рассматриваем, сравниваем).
Затем стали в этих местах селиться люди, и возможно, по названию птиц, живших в лесах, и город назвали Скопин. И появились в Скопине мастера, которые лепили из глины различную посуду, да игрушки своим детишкам, свистульки. А чтобы показать свое искусство, мастера выставляли вылепленные изделия на ворота. Каждый мастер украшал свое изделие разными приспособлениями – печатками, по-своему.
Жил в Скопине мастер – гончар, Федор Оводов. Для того, чтобы украсить свои изделия, он выжимал глину через марлю, глина выползала из марли тонкими нитями, которыми он украшал свои работы. Так у льва получились волоски, грива, зубы (показ иллюстраций). Вершиной мастерства Федора был самовар из глины, в котором жгли угли и кипятили воду. Никто не верил мастеру, что самовар глиняный, и Федор, чтобы доказать это, на глазах у всех разбил свой самовар, и все увидели, что это правда.
Сейчас в городе Скопине работает фабрика керамических изделий, есть большой музей. Вы хотели бы там побывать? Тогда я приглашаю вас в музей.
- Физкультурная пауза «Мой город»
«Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Это любимые бассейн, это школа –
Каждому школьнику место знакомо
Кинотеатр, музей и вокзал,
Чтобы малыш отдыхать выезжал.
Много у нас магазинов, дворцов.
Город родной любить каждый готов!»
- Дети переходят в музыкальный зал, где оформлена выставка скопинской керамики, за гончарным кругом сидит «гончар» (воспитатель), лепит кувшин. Воспитатель напоминает детям об осторожном обращении с глиняными изделиями, они очень хрупкие, могут разбиться.
Дети рассматривают выставку, выбирают понравившееся изделие, объясняют, почему выбрали именно этот предмет, как его можно применить в быту, как украшено, какой формы крышка, ручка, чем покрыто изделие (глазурь). Наблюдение за работой гончара (лепит вазу из глины), с объяснением по ходу. Приглашает детей тоже вылепить себе понравившееся изделие из глины.
- Дети садятся за столы. По ходу работы с глиной уточняют ее свойства (мягкая, податливая, серая, мнется, скатывается и т.д.. и выполняют свои работы, украшают их печатками. (Оставляют на обжиг в печи)
- Мастер дарит детям маленькие «свистульки» из глины. Проводится игра «Выбери кувшин». Дети делятся по 3 человека и собирают разрезные картинки.
- Итог занятия-экскурсии: где делают керамику? Из какого материала? Для чего можно использовать предметы керамики? Как украшают мастера свои изделия? Как нужно обращаться с керамическими изделиями? Дети возвращаются в группу.
Литература:
- Б.В.Горбунов, А.В. Ефимов, Е.В.Ефимова «Рязанский этнографический вестник. Этнография Рязанского края»,Рязань, 1994.
- Г.Л. Дайн «Русская игрушка», М., 1987,
- Е.Н.Хохлова «Керамика Скопина», Рязань, ПРИЗ, 2000,
- А.А.Крылов «Город на Вёрде - Скопин», 1995,
- С.И.Большова «Эстетические основы народного искусства и художественного промысла», М., 1992,
- Скопинская керамика ХIХ-ХХвв. Собрания Рязанского историко-архетектурного музея – заповедника, Рязанского областного художественного музея, АОЗТ Скопинская художественная керамика. Каталогвыставок., Рязань, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"
Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....
Тематический план по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным городом.
Знакомство детей подготовительной к школе группы с родным городом....
Презентация "Ознакомление детей подготовительной к школе группы с пейзажной живописью"
Задачи:1. Инициировать художественно – образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства.2. Сп...
Конспект НОД по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с профессией ветеринара Игра-путешествие
Цель: Формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара). Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. Учить детей отображать в игре знания об окружающем. Пок...
Конспект ИНОД для детей подготовительной к школе группы "В музее Космонавтики"
В конспекте показан вариант проведения НОД ко Дню Космонавтики в виде путешествия по мини-музею и рассматривание картин художника и космонавта А. Н. Леонова. Этот конспект может быть использован и для...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ГЕРБОМ ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА
В статье приводится обоснование обращения к теме исследования с учетом национально-региональных особенностей Чувашской Республики. Представлен опыт работы по ознакомлению детей подготовительной к школ...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром "Книга интересных фактов о птицах"
итоговое занятие на тему "Книга интересных фактов о птицах"...
- Мне нравится (1)