Конспект занятия-экскурсии в подготовительной к школе группе на тему: "Железная дорога Брянщины"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Семёнова Елена Алексеевна

Ознакомление детей с историей железной дороги на Брянщине с посещением музея железнодорожного транспорта в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия-экскурсии

в подготовительной к школе группе на тему:

 «Железная дорога Брянщины»

Подготовила и провела:

воспитатель: Семенова Е.А.

Программное содержание:

  • Углублять и систематизировать знания детей об истории развития железнодорожного транспорта;
  • Познакомить с историей развития родного края;
  • Подвести детей к осознанию героического прошлого своего народа;
  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду железнодорожников;
  • Нравственно-патриотическое воспитание и профессиональная ориентация дошкольников.

Материал: фотографии старого города, паровозов, атрибуты для игры,     карта Брянской области, экспонаты музея железной дороги.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о железнодорожном  транспорте, о железнодорожных  профессиях, о героях железнодорожниках, о правилах безопасности на железной дороге;
  • Рассматривание фотографий и иллюстраций о железной дороге;
  • Изготовление поделок;
  • Экскурсия на  железнодорожный вокзал Брянск-Льговский, в музей железной дороги, расположенный в брянском колледже железнодорожного транспорта.

Ход НОД

Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам истории. Думаю, что для вас это путешествие будет увлекательным и интересным. (Воспитатель читает детям стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты»)

Люди ездили по свету,

Усадив себя в карету.

Но пришел двадцатый век -

Сел в машину человек.

Тут пошло такое дело!

В городах затарахтело.

Шум моторов, шорох шин -

Мчатся тысячи машин.

В паровые тихоходы

Забирались пешеходы.

И могли они в пути

На ходу легко сойти.

А теперь под стук колес

Нас везет электровоз.

Не успел двух слов сказать -

Смотришь: надо вылезать!

Корабли такими были -

Как игрушечные, плыли.

Плыли месяц, плыли год...

Появился пароход!

А сегодня в океаны

Выплывают великаны.

Удивляет белый свет

Быстрота морских ракет.

Лишь одним ветрам послушный,

Поднимался шар воздушный.

Человек умел мечтать,

Человек хотел летать!

Миновал за годом год...

Появился самолет!

В кресло сел, завтрак съел.

Что такое? Прилетел!

Ну, а это, ну, а это -

Кругосветная ракета!

От кареты до ракет!

Это чудо или нет?

Воспитатель. Подумайте и ответьте на вопрос. Зачем же люди ездили и ездят по свету? (Ответы детей). Давайте вспомним, о каких видах транспорта вы услышали в стихотворении? (Ответы детей).

Воспитатель. Мы с вами находимся в нашем музее железнодорожного транспорта, поэтому наш разговор сегодня пойдет о железной дороге. Но для этого мы с вами должны попасть в далёкое прошлое. (Звучит легкая музыка).

Закройте глаза и представьте, что мы переносимся в то далекое время, когда не было еще ни наших родителей, ни ваших бабушек и дедушек.

В 1834 году был построен самый первый в России паровоз. Он перевозил небольшое количество грузов и двигался с очень маленькой скоростью, но не прошло и года, как был построен новый паровоз, который смог перевозить в три раза больше грузов, чем первый. Над созданием этих паровозов трудились Ефим Черепанов и его сын Мирон. (Показ фото).

А уже через несколько десятилетий железнодорожный транспорт стал в России основным видом транспорта.

Тысячи километров железных дорог было построено на территории нашей страны. По ним перевозили продовольственные и промышленные грузы. Люди получили возможность быстро переезжать из одного города в другой.

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Доставка груза». Игра заключается в следующем: вам предстоит доставить груз по железной дороге из столицы нашей Родины – города Москвы в свой родной город Брянск.

(Выбирается один ребенок, он будет «локомотив», остальные дети – грузовые вагоны, но есть одно условие – груз должен быть доставлен в целости и сохранности и точно в срок.)

Воспитатель дает команду:

- Встали на рельсы.

(дети становятся друг за другом на дорожку с изображением железнодорожных путей)

      - Загрузили вагоны.

(кладут мешочки для метания на голову)

- Подошел локомотив.

(впереди становится ребенок с изображением локомотива на груди)

- Поехали!

(под музыку дети движутся, изображая грузовой состав, стараясь не уронить мешочки)

Итак, наш поезд прибыл на станцию Брянск-Льговский, груз успешно доставлен, можно разгрузить вагоны.

Молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь попрошу всех пройти на свои места и продолжить нашу экскурсию.

Посмотрите внимательно на карту, это Брянская область, а это – наш с вами родной город Брянск. Он является важнейшим железнодорожным узлом Российской Федерации.

(показ фотографий с изображением старого Брянска, паровоза)

- Посмотрите, вот это тот самый первый паровоз, который 24 ноября 1868 года из Орла прибыл в Брянск. Именно он нарушил вековую тишину брянских лесов. Чугунка прошла по удобному для строительства левобережью Десны. Был сооружен первый вокзал Брянск-Ι. (фото)

Около него постепенно стала расти привокзальная слобода.

Новые железнодорожные линии создали благоприятные условия для развития уездного города Брянска и всей Брянщины. Открылись первые машиностроительные заводы.

А вы знаете, ребята, как сейчас называется станция Брянск-Ι? (Брянск- Орловский). А как называется вокзал в нашем районе? (Брянск Льговский). А какие еще станции вы знаете? (Ответы детей). Что же такое вокзал? Зачем нужен вокзал на станции? (Ответы детей). В нашем музее вы тоже можете увидеть макет железнодорожного вокзала Брянск-Ι.

А кто же это стоит у нас? (Проводница). Кто из вас может рассказать нам о работе проводника? Какие еще железнодорожные профессии вам знакомы? (Ответы детей)

Воспитатель В нашем музее находится очень много интересных книг о железной дороге, множество фонарей, которыми пользовались железнодорожные рабочие. Их труд очень тяжелый и похвальный. (Чтение стихотворения)

Стоят угрюмо самолеты

Им в день грозовой не летать.

И на приколе пароходы,

Когда на море шторм опять.

А поезда и в дождь, и в ветер

Идут по рельсам вдаль, звеня,

И понял я,

Дорога эта

Железной названа не зря.

На этом я предлагаю закончить нашу экскурсию. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....

ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКА»

Викторина для детей 5-7 летнего дошкольного возраста по безопасности на железной дороге....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Дорога в школу"

Комплексное итоговое мероприятие в подготовительной группе...

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе на тему: «Железная дорога для доктора Айболита»

НОД по рисованиюВ первой младшей группе «Железная дорога для доктора Айболита» Задачи:Продолжать учить рисовать прямые линии (горизонтальные и вертикальные)Закрепить умение держа...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....